Урок развития речи. Сочинение по картине В. Серова Девочка с персиками


17.03 Тема урока: Сочинение по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»
Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся через работу над созданием текста по картине.
Учебные задачи:
направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие умения создавать собственный текст на основе картины;
- формирование умения использовать информацию из различных источников для создания собственного речевого высказывания, ответа на вопросы;
- корректирование текста с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
- совершенствование умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами.
направленные на достижение метапредметных результатов:
- развитие умения работать с информацией;
- формирование умения слушать и слышать собеседника;
- формирования умения работать в статичных парах;
- развитие умения работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде;
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
направленные на достижение личностных результатов:
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России;
- формирование ценностей поликультурного пространства мира;
- формирование эстетических потребностей и художественного вкуса при восприятии произведений искусства;
- формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся:
УМК: Образовательная система «Школа России», «Русский язык», авт. Горецкий В.Г., Канакина В.П. (раздел «Картинная галерея»).
В.Б Розенвассер. Беседы по искусству. М., Просвещение, 1979.
Проект «Энциклопедия малыша»: Г.Е. Ветрова «Сказка о правдивом художнике. Валентин Серов», 2011.
Журнал «Художественная ГАЛЕРЕЯ» № 75, 2006.
Великие художники. Серов. Том 11: ООО «Издательство «Директ-Медиа», 2009.
Репродукция картины, карточки для парной и индивидуальной работы учащихся.
 
Ход урока:
I. Постановка задач урока.- Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Какова цель таких уроков?
(развивать свою речь; учиться составлять свой текст, учить излагать отобранный материал, использовать выразительно-изобразительные средства языка в речи; учить получать моральное удовлетворение от создания авторского текста).
- Предметом нашего обсуждения на данном уроке развития речи будет картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».
Чему мы будем учиться на данном уроке?
(Мы будем учиться рассматривать картину и составлять свой собственный текст).
(На доске:Цели урока:
учиться рассматривать картину;
составлять текст.)
Что мы должны сделать, чтобы достичь этой  цели?
внимательно рассмотреть картину и понять её сюжет;
определить, какой текст будем составлять: описание, повествование или рассуждение;
обдумать содержание каждой части;
написать сочинение по составленному плану).
(На доске появляются высказывания учащихся по мере из называния:)Рассмотреть картину.
Составить план сочинения.
Обдумать каждую часть.
Написать сочинение
Проверить сочинение.
- Определим порядок нашей работы, т.е. составим план нашей работы.
А кто бы хотел поставить карточки в нужном порядке.
(Ученик переставляет карточки в нужной последовательности.)
 
II.Подготовка к восприятию картины. Беседа о художнике В.А.Серове.
- Отправляемся в картинную галерею нашего учебника, чтобы познакомиться с репродукцией В.А.Серова «Девочка с персиками».
- Ребята, что вы знаете о Валентине Александровиче Серове и его картинах?
(В.А.Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец – известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребёнком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с известным художником И.Е. Репиным. В.А. Серов писал портреты.)- Ребята, откуда вы узнали эту информацию?
(Учитель рассказывал, в классе читали и рассматривали книги, самостоятельно читали, ответы ребят, на уроке русского языка работали с текстом).
- Вспомните, что такое портрет?
Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей. Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека, он размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, т.е. раскрывает образ героя.
- У каждой картины своя история. (Рассказ учителя:            В 1887 году, живя в имении своих друзей, Серов написал портрет 12-летней дочери известного русского мецената  С.И. Мамонтова – Веры Мамонтовой. Художник писал портрет более месяца. Первоначально работа называлась «Портрет В.М.», но Игорь Грабарь – известный художник, увидев эту работу на выставке воскликнул: «Девочка с персиками!!!» Это название принял и сам Серов.)- Вот какой исторический факт из истории картины мы узнали .III. Рассматривание картины В.А. Серова «Девочка с персиками».
- Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть её не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание.
IV. Беседа по содержанию картины.
- Обратимся к плану работы: рассмотрим  картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга.
- Что привлекло внимание художника, что стало предметом его описания в картине?
(Девочка – Вера Мамонтова)
- Какой момент из жизни девочки запечатлён?
(Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно.)
- Пофантазируйте, а что произойдёт через минуту?
( Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.)
- Расскажите, где художник изобразил девочку?
(Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)
- Что она делает?
(В тонких загорелых руках она держит золотистый персик.)
- Всмотритесь в лицо девочки. Опишите его.
(У Веры мягкий овал лица с  тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец.)Кто хочет дополнить ответ …?
- С чем можно сравнить румянец на щеках?
(Нежный румянец девочки похож на персики, лежащие на столе.)
- Опишите, во что одета Вера?
(На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)- Что окружает девочку?
(На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож.)
- Обратите внимание, с какой тщательностью выписаны художником персики. Почти физически ощутима их бархатистая кожица. Видимо именно на это обратил внимание Игорь Грабарь, назвав портрет «Девочка с персиками».
- Художник на картине не нарисовал солнце, но между тем мы понимаем, что изображен солнечный денек. Чем вы можете подтвердить это?
(Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он  заливает всю фигуру девочки.)Кто еще хочет ответить на этот вопрос?
-  Какого цвета краски использует художник?
(Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.)Кто хочет дополнить ответ …?
Обобщение:
- Вот мы и рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Портрет не может нас оставить равнодушным.
Стоит только взглянуть на портрет, как становиться радостно на душе: чувствуется, как нравится художнику тот, кого он изображает. А сколько тепла и света. Талантливому художнику удалось создать в портрете образ красоты, образ счастливой поры – юности.
- Обратимся к дополнительному материалу урока.
Работаем с карточкой 1.
 
Карточка 1
  Прочитайте. С какими мыслями художника вы полностью согласны? Подчеркните.
              «Где просто, там и ангелов сто», - любимая поговорка художника. Он её повторял неоднократно, когда речь заходила о том, как следует писать. «Простота – естественность – правда».
V. Составление плана сочинения.- Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы?
(Необходимо составить план сочинения.)
- Определите тип нашего текста?
(Описание.)
- Перечислите части сочинения.
(Вступление, основная часть, заключение.)
- О чем мы напишем во вступлении?
(О художнике и его картине.)
Как можно озаглавить эту часть?
(Художник В.А. Серов и его картина.)
- Ознакомьтесь с содержанием Карточки 2. Поработайте в парах. Используя карточку, отберите слова, которые можно использовать во вступлении.
- Обсудим, что вы напишите во вступлении.
(Передо мной картина известного русского художника В.А. Серова «Девочка с персиками». Это портрет Веры Мамонтовой.)- О ком и чем вы будете писать в основной части?
(Мы будем описывать сюжет картины.)
- Озаглавим основную часть.
(Описание картины.)
Выделите микротемы в основной части:
Портрет девочки.
Комната, озаренная светом.
- Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть?
(На переднем плане картины я вижу девочку.)
- О чем вы напишите, описывая Веру? Не забывайте пользоваться карточкой. Кто хочет дополнить?
(Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится)
(Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно.  Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном. В тонких загорелых руках она держит золотистый персик. У Веры мягкий овал лица с  тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец.  Он  похож на персики, лежащие на столе. На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)- С какого предложения мы начнем вторую микротему.
(Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)
- О чем вы будете писать в этой части сочинения?
(о солнечном свете на картине, красках художника)
(На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож. Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он  заливает всю фигуру девочки. Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.)- Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки.
- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.
(Моё отношение к картине.)
А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно.
- Итак, у нас получился план сочинения.
План
1. Художник В.А. Серов и его картина.
2. Описание картины:
Портрет девочки.
Комната, озаренная светом.
3. Моё отношение к картине.
 
- Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смог представить тот, кто с ней не знаком.
Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст?
(Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забывайте пользоваться карточкой. Постарайтесь строить предложения так, чтобы вам было легко их записать.)Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.
После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку.
- До конца урока осталось ….. мы начнем работу, а потом ее продолжим.
Можете приступить к работе.
VI. Написание сочинения.
VII. Итог урока.
- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?
 (Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя.)
- Какие знания и умения вам  были необходимы для работы?
(Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова.)
- Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?