4 класс изо Народный Костюм.Ансабль женского костюма.Головные уборы. «Чувашский национальный женский костюм»


Изо 4 класс Т.И.БаклановаНародный костюм.Ансабль женского костюма.Головные уборы. «Чувашский национальный женский костюм» Тухья.Чувашский девичий головной убор тухья как бы повторяет округлые очертания головы, выделяясь лишь высоким бисерным шишаком. Глубокая шапка полусферической формы, изготовленная на плотной основе и расшитая бисером, закрывала весь лоб до бровей. На тухью было принято навешивать самые дорогие монеты – серебряные рубли и полтинники. А бисерные подвески с мелкими монетами на концах, свисающие с очелья тухьи, обрамляли лицо. Снизу такую же роль выполняли округлые шейные украшения. Символически тухья чувашей представляет небесные уровни мироздания. Вышивка бисером поверху тухьи украшается обычно знаками солнца. Обычно головной убор делится как бы на три части: уровень монет, уровень бисера и уровень шишака. Бисер использовался только теплых тонов – красный, желтый, белый. У верховых чувашей также использовался и зеленый цвет. Особо отметим, что у чувашской тухьи нет накосников и хвоста. Это девичий наряд, и волосы девушки должны привлекать противоположный пол. В женских же головных уборах волосы принадлежат только мужу и от посторонних глаз скрываются. У верховых чувашей тухья изготовлялись без шишечки. У них применялся синий или голубой цвет, символизирующий небесную сферу. Хушпу.В ансамбле традиционного женского костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера, кораллов, раковин. серебряных монет. Особенно богато и разнообразно украшались женские головные уборы хушпу. Они. Как правило, состоят из шапочки, закрывающие голову и длинного прямоугольного хвоста, опускающегося вниз по спине женщины. Остов шапочки (кăшăл) изготовлялся из кожи, войлока или сшитых в несколько слоев кусков домотканого холста или шерстяной тесьмы. Далее остов убора покрывался плотными рядами серебряных монет – мелкими серебром (овальными «копейками») или имитациями монет (нухрат) или монетами по 15-20 копеек. Макушки хушпу обрамлялись полосой несложного узора из бисера преимущественно красного цвета. Налобная часть дополнялась характерным, выступающим вниз козырьком, зашитым плотными рядами кораллов. Особую выразительность хушпу придает контрастное сочетание серебряных монет и красно-розовых кораллов. Сзади к остову пришивался хвост – «хушпу хÿри» - широкая полоса холста, покрытая кумачом. Рядами бисерного узора и круглыми латунными жетонами.На территории Башкортостана получили распространение хушпу двух видов: в виде широкого обруча и полусферические или шлемовидные с небольшим округлым или овальным верхом. Первый из них получил распространение в западных и юго-западных районах Башкортостана и находит близкую параллель с хушпу средненизовых чувашей (анат енчи) правобережья Волги. Второй тип убора бытует в прибельской зоне ресублики Башкортостан и имен типично низовую форму, как в Заволжье и Закамье. Своеобразный вид хушпу в форме усеченного конуса имеет бытование в южных (Федоровском, Куюргазинском районах республики).Во все времена хушпу представлял собой большую ценность. В былые времена за один такой убор можно было приобрести две коровы или одну лошадь. Как семейная реликвия он передавался из поколения в поколение. Хушпу одевали только замужние женщины, девушкам до брака надевать этот убор на полагалось. В ряде районов обряд облачения невесты в хушпу. Означающий ее переход в статус замужней женщины. Бытует до сих пор и является одним из кульминационных моментов свадебного обряда. Сурпан.Сурпан – женское головное покрывало в виде полосы белого тонкого холста с украшенными краями и концами. Обязательная принадлежность костюма замужней чувашской женщины, из обихода вышла в 1-й пол. 20 в. Словом сурпан (или сурпан варри) обозначали само белое полотнище, основу головного убора; элементами сурпана были сурпан хĕрри – края, сурпан пуçĕ (или сурпан вĕçĕ) – украшенные концы, сурпан хăмачĕ – кумачовая полоса на концах, сурпан чĕнтĕрĕ – кружево на концах.Сурпан различались по назначению (повседневный и праздничный). В этнографических и этнотерриториальных группах были представлены сурпаны разнообразных форм, разными были и способы повязывания. Сурпан частично или полностью закрывал шею и голову, один конец закреплялся вертикально вдоль спины, другой накладывался параллельно ему или наискосок на плечо. Обычно его носили в сочетании с масмак, праздничным хушпу  или удлинённой повязкой сурпан тутри, в некоторых группах дополняли затылочным украшением пуç йĕппи.Сурпан верховых чувашей имеют небольшие размеры (повседневные длиной не более 110 см, праздничные – 220 см), изысканный красно-чёрный узор и много­рядную цветную обмётку по периметру; с 19 в. концы украшались множеством рядов мелкого геометрического орнамента, дополнялись короткой цветной бахромой. Сурпаны средненизовых были шире, имели разноукрашенные концы, орнаментировались вышивкой или скромным тканым узором, завершались узким кружевом. Концы сурпанов низовых чувашей до середины 19 века украшались вышивкой, позже – ткаными узорами в браной технике, в т.ч. полихромным тканьём на красном фоне, а также красным ситцем и белым вязаным кружевом. С. представителей этнотер­риториальных групп чувашей в начале 20 века отличались большими размерами (в За­камье длиной до 260 см), значительными участками красного браного узора, использованием различных тканей и способов декора. В контактных с татарами зонах чувашские женщины носили разновидность сурпана– тастар, которым плотно обвязывали голову и шею, украшенные концы свешивались на плечи и спину, сверху была головная повязка или платок.  Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Волокно для пряжи выделывали из льна и конопли. Коноплю и лен теребили, коноплю мочили, лен расстилали на росной траве на 20-25 дней. После просушки коноплю и лен мяли и трепали, чтобы получить волокно. Из волокна ткали холст.Традиционная рубашка шилась из белого домотканого холста. Белый цвет был священным для наших предков. Считалось, что Бог любит белый цвет. Чувашей можно образно назвать детьми солнца. Схематичные изображения дневного светила присутствуют в костюме повсюду: и на головных уборах женщин и девушек, и в вышивке. В творчестве чуваш красный цвет связан с понятием прекрасного - это символ огня, солнца, цвет жизни, любви, отваги. Черный цвет – цвет плодородной земли, в сочетании с красным он символизирует брак, начало жизни. Белый цвет понимается как признак чистоты, правдивости, мудрости. Зеленый цвет – это признак жизни, роста и развития растительности. Все рубашки чувашек оформлялась вышивкой. Во второй половине XIX в. низовые чувашки стали носить рубахи из пестряди с крупными полосами или клетками. Одновременно изменился и их покрой: туникообразную, сильно расклиненную рубаху стали шить длиной только до середины бедер, а ниже к ней пришивали широкую и пышную оборку, часто другого цвета и рисунка, спускающуюся До середины голени. Подобные рубахи, близкие по покрою к татарским, сохраняются до сего времени в комплексе национальной одежды. Старинные холщовые рубахи, часто украшенные полосками кумача вместо вышивки, наряду с пестрядинными продолжают бытовать у промежуточной группы чувашей — анат-енчи.В наше время и верховые чувашки шьют рубахи из фабричных тканей, но в отличие от низовых чувашек, любительниц ярких и пестрых расцветок, они носят рубахи светлых оттенков, чаще светло-голубого или светло-лилового цвета.Обязательная принадлежность женской одежды — штаны; у верховых чувашек они близки по покрою к мужским, у низовых — ближе к татарским, с широким шагом. Их шьют не на вздержке, а с завязками на боках. Непременной частью одежды является фартук. У верховых чувашек, носящих большое количество нагрудных украшений, фартуки чаще шьют без нагрудника, у низовых — обязательно с нагрудником. Фартуки обычно богато украшают вышивкой и кружевами. Наиболее древней и широко распространенной обувью чувашей обоего пола были лапти, которые носили с портянками, онучами и длинными оборами. Мужские и женские лапти низовых чувашей различались только размерами, тогда как у верховых чувашей женские лапти отличались от мужских по форме. Их плели из большого числа полосок лык с небольшой головкой, как в лаптях мариек. Верховые чувашки обертывали ногу черными портянками и черными же суконными онучами до самых колен, а затем обматывали длинными оборами. Шерстяные онучи и портянки они носили круглый год, тогда как мужчины надевали их только зимой, причем белые, а не черные. При обертывании ног онучами чувашки старались превратить голень в ровный столбик от колена до ступни — это считалось красивым. Женщины ходили так весь день, несмотря на летнюю жару, а некоторые не разувались и на ночь. Многие низовые чувашки носили шерстяные вязаные чулки с черной резинкой вверху паголенка, чтобы чулок не спускался. У юго-восточных так называемых степных чувашей (хирти), живущих близко к татарам, широкое распространение имели чулки, сшитые из толстого белого сукна, а летом — из холста.Лапти служили не только рабочей, но и постоянной обувью. Лишь богатые да побывавшие на отхожих промыслах носили русские 1 сапоги на твердой подошве. Богатые чувашки покупали у русских сапожников специальные женские сапожки с «гармошкой» на голенище. В конце XIX— начале XX в. в качестве праздничной обуви стали носить мелкие и глубокие резиновые галоши, надевая их прямо на чулок.Зимой кто побогаче носил валенки, а основная часть чувашей ходила в тех же лаптях, только вкладывая в них для тепла пучок сушеной осоки или сена.В первые годы Советской власти лапти наравне со старинной одеждой еще держались у основной массы чувашей. Теперь мужчины в качестве рабочей обуви носят русские сапоги или тяжелые башмаки, а по праздникам легкие ботинки и полуботинки. Женщины ходят в туфлях фабричного производства.Девушки, придерживающиеся в той или иной мере традиционной , одежды, в качестве выходной обуви носят щегольские шевровые или сафьяновые сапожки на высоком каблуке. Одежда чувашей свидетельствует о древнем и тесном общении их с соседними народами. Так, одежда верховых чувашек близка к одежде горных мариек. У низовых чувашей много общего с другими тюркоязычными народностями. Например, расклиненная рубаха анатри, а также сурпан, тухья, хушпу определенно тюркского происхождения. Возможно, это наследие предков чувашей — булгар, но не исключено и влияние соседей-татар. Так, замена старинной белой рубахи анатри пестрядинной с оборками раньше произошла у татар, а затем, уже во второй половине XIX в., у чувашей. Велико было и воздействие русского народа, которое стало особенно значительным в XX в. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!