Занятие логико-математического направления с элементами исследовательской деятельности для детей старшей группы


Город Логики
Занятие логико-математического направления
с элементами поисково-исследовательской деятельности
для детей старшей группы
Нечепуренко Ольга Александровна,
воспитатель высшей категории
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о цифрах и умение считать в пределах 10;
- закреплять знания о геометрических фигурах, упражнять детей в распознавании на глаз геометрических тел - куб, цилиндр, брусок, призма;
- закреплять знания детей о математических знаках «+», «-,« = » и навыки решения примеров, умение читать их.
- продолжить учить детей определять место предмета в таблице по двум координатам;
- закреплять навыки ориентировки плоскости;
- продолжить учить детей классифицировать предметы.
Развивающие:
- побуждать детей к практическим и умственным действиям, стремление рассматривать и исследовать знакомые объекты неживой природы;
- совершенствовать умение детей рассуждать, делать выводы, объяснять и обосновывать их во время поисково-исследовательской деятельности;
- развивать творческие способности во время рисования на песке.
- развивать инициативность, поощрять наблюдательность.
- развивать логическое мышление, внимание, глазомер.
- развивать связную речь детей, активизировав в речи порядковые числительные и существительные, обозначающие временные понятия (названия времен года, месяцев, дней недели).
- развивать двигательную активность и координацию движений детей во время выполнения имитационных упражнений и физкультминутки;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- учить детей слаженно работать в паре, воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.
- способствовать позитивному эмоциональному развитию детей, поддерживать в группе веселую, дружескую атмосферу, развивать интерес к занятиям по математике.
- воспитывать усидчивость, сосредоточенность, исполнительность, организованность, умение слушать и понимать воспитателя.
Оборудование и материалы.
- демонстрационное: письмо и посылка от Знайки; цифры от 1 до 6, презентация «Количественный Счет», цветные резинки, «Лото».
- раздаточный: карточки с примерами, детские игровые компьютеры, таблички «Лото», набор картинок, лотки с песком, пульверизаторы с водой, палочки, влажные салфетки, фломастеры.ХОД НОД:
Воспитатель. Сегодня меня для вас новость - к нам поступило письмо от нашего хорошего знакомого Знайки. Вот что он пишет: «Дорогие дети! Приглашаю вас в город Логики. В нем много домов с интересными названиями. Здесь найдете увлекательные игры и задания. Посылаю вам в подарок разноцветные звездочки. Если вы сумеете правильно выполнить задание, отмечайте домик звездочкой. Желаю успеха! Ваш Знайка». Ну что, ребята, отправляемся в путешествие? Вы готовы преодолевать все трудности, выполнить все задания? Я немного волнуюсь, справимся?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда отправляемся. А путешествие наше начинается на воображаемой тропинке.
Ну-ка, дети, ровно станьте
Глазки быстро закрывайте.
Вокруг себя обернитесь –
На воображаемой тропинке окажитесь!
Глазки все закрыли? Представьте себе, что вы идете по тропинке. Впереди появляются лужи - вы их переступаете. Далее лежат поваленные деревья - вы их обходите и ... попадаете в болото. Ноги вязнут, вы с трудом их поднимаете и идете по болоту. Наконец болото осталось позади и вы весело побежали вперед. А когда остановились и открыли глаза, то увидели перед собой необычный город. Это - город Логики. Посмотрите, какие красивые здесь дома. Давайте их рассмотрим. Из чего дома построены? (Кубы, цилиндры, призмы, бруски). Как все это называется вместе? (Объемные геометрические фигуры или геометрические тела). Я предлагаю вам посетить эти красивые дома. В какой из них мы зайдем? (Номер 1, первый). Это - дом Умников. В нем живут интересные вопросы. Попробуйте дать на них ответ. Отвечать надо быстро. Вопрос:
Сколько всего дней недели?
Какое сейчас время года?
Какая цифра стоит между 2 и 4?
Сколько всего месяцев?
Какой день недели идет после вторника?
Правда ли, что снег тает летом? Когда тает снег?
Сколько хвостов у двух зайцев?
Какая геометрическая фигура не имеет уголков?
Сколько сапожек Оля купила, чтобы кошка ног не замочила?
Три веселые кошки играли на траве. Вдруг одна спряталась, сколько кошек осталось?
Воспитатель. Хорошо вы рассуждали, очень быстро отвечали.
                          Все вы, дети- МОЛОДЦЫ! (здесь и дальше слово «молодцы» дети повторяют все вместе – ситуация успеха)
Воспитатель. Отправляемся дальше! В какой домик заглянем? (Номер два или второй).
В этом домике живут веселые геометрические фигуры. Они очень любят играть в игру «Реши пример». Поиграем вместе с ними?
Задача: решить примеры на карточках:
81280136525
00
2622552940050067183029400500113855523685500168148029400500246253023685500308165526543000351980520828000402463024638000

812801073150026225529337000129095519304000246253023622000302450519304000191960523622000357695523622000
Воспитатель. Внимательно считали, ответы правильные дали.
                          Все вы, детки - МОЛОДЦЫ!
Воспитатель. Вы готовы путешествовать дальше? Какой дом мы с вами посетим следующим? (Номер 3 или третий). Это - Дом компьютерных технологий.
У компьютера-мамы,
У компьютера-папы
Есть дети - маленькие компьютеренята.
Взрослые компьютеры - папа и мама-
Решают очень серьезные программы.
А дети их - маленькие компьютеренятаПриглашают вас поиграть, ребята.
Задание. Воспитатель демонстрирует детям слайды презентации «Количественный счет», дети считают количество предметов и нажимают соответствующую цифру на игровом детском компьютере.
Воспитатель. Хорошо очень считали, цифры верно нажимали.
                          Все вы, детки - МОЛОДЦЫ!
Воспитатель. Следующий дом номер .... (4 или четвертый). Это дом Отдыха. Предлагаю вам, ребята в веселую игру поиграть. Согласны? Игра называется «Цветные резиночки».

Физкультминутка. Игра «Цветные резиночки». Дети становятся в пары, у каждой пары резиночка, края которой соединены между собой. Воспитатель загадывает загадки о геометрических фигурах, а дети воспроизводят отгадки с помощью резинки.
1. Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (квадрат)
2.Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
3. На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
4. Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?(Круг).
5. Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
В конце игры воспитатель предлагает каждой паре воспроизвести с помощью резинки фигуру, которая им нравится больше всего.
Воспитатель. Вот мы и отдохнули. Но уже следует отправляться дальше. Дом под номером ... (5 или пятый). Он называется Дом пространства. Нас здесь ждет наша любимая игра «Лото». Поиграем?
           Задание. Детям предлагается таблица. В ней есть строки и столбцы. Там, где строка и столбец пересекаются, образуется полочка. На полочке лежат разные вещи. Воспитатель называет строку и столбец, дети следят и определяют, где они пересекаются и называют вещь, которая лежит на полочке.
А Б В
1
2
3
Воспитатель. Дети, посмотрите, здесь еще есть такие таблички. Только кто-то пошутил, и все вещи разбросал. Давайте приведем все в порядок.
Задание. Каждый ребенок получает табличку для размещения предметов по двум координатам. Дети раскладывают предметы по координатам, которые называет воспитатель. После заполнения таблицы, дети классифицируют предметы в строчках и столбиках.
А Б В
1
2
3

Воспитатель. Очень верно рассудили, по местам все разложили.
Все вы, дети - МОЛОДЦЫ!
Воспитатель. Можем продолжать наше путешествие. Следующий дом под номером ... (6 или шестой). Называется этот дом - Дом Исследований. А в нем - интересная задача: нарисовать картины на песке. (Дети садятся за столы, перед каждым коробка с сухим песком).
          Воспитатель. Что насыпано в коробке? (Песок). Как вы думаете ребята, на каком песка лучше рисовать: на сухом или на влажном? (На влажном). Давайте проверим. Попробуйте нарисовать посередине солнышко. Получилось? (Нет). Почему? (Сухой песок рассыпается). Что нужно сделать с песком? (Смочить). Дети смачивают песок. Хорошо впитывается вода? Каким стал песок?
          Задание. Нарисовать солнышко в верхнем правом углу. В верхнем левом углу - облачко. В центре картины нарисовать озеро. В нижнем правом углу стоит дом. А в нижнем левом углу растет грибочек. После выполнения задания - самопроверка по карте воспитателя.
          Воспитатель. Правильно, вы, дети, рассуждали, красивые картинки нарисовали. Все вы, дети - МОЛОДЦЫ!
Вот и подошло к концу наше путешествие. Посмотрите на дома, на всех ли есть звезды? Это значит, что мы справились со всеми заданиями. А какое из заданий вам понравилось больше?
           Итог занятия. Дети называют задания, которые им понравились больше всего.
          Воспитатель. Скажите, а понравилось вам наше занятие? Так давайте в память о нем оставим интересные фотоснимки.
          «Обратная связь». На смайликах дети рисуют улыбку (если занятия им понравилось и у них хорошее настроение) и расстроенное выражение лица (если им было не интересно и они устали).