Конспект урока ОРКСЭ на тему «Православная молитва»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры» 4 класс
Дерина В.М.
учитель начальных классов
МБОУ «Хованщинская СОШ»
Рузаевского района
Республики Мордовия

Урок №4. Тема: «Православная молитва»

Цель: Расширить объём знаний обучающихся о понятиях «православие», «молитва», «благодать».

Задачи: 1.Раскрыть понятия «молитва», ее назначение и виды.
2.Развивать познавательную мотивацию обучающихся,
расширить личный опыт через осознание понятия «православная молитва».
3.Формировать коммуникативную компетенцию, умение отстаивания своего мнения.

Формирование УУД:

Личностные УУД
Самоопределение. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе к учебе.
Проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личного смысла учения.
Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности
Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные УУД
Фиксировать индивидуальное затруднение.
Выполнять контроль и коррекцию.
Составлять план действия по работе.
Самоорганизовывать свое рабочее место.
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать речь учителя и своих товарищей
Работать в парах, группах, распределять роли.
Вести диалог.
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Осознанно строить речевое высказывание в устно форме.
Познавательные УДД
Выполнять действия по алгоритму.
Ориентироваться в учебнике.
Сравнивать, анализировать, обобщать.
Отвечать на простые вопросы.
Понимать текст, извлекать необходимую информацию.
Использовать знаково-символические средства.
Делать выводы.
Предметные результаты
Понять, что такое православие и православная молитва.
Объяснять, что значит слово «благодать» и кто такие святые.
Понять смысл главной православной молитвы «Отче наш»

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация «Какие бывают молитвы», аудио и видео - записи, учебник, символы «разноцветные колокольчики»


Ход урока
I.Самоопределение к деятельности
Учитель: Животворящие святыни!
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир – пустыня,
Душа-алтарь без Божества.
А.С. Пушкин
Учитель: Как вы понимаете смысл слова «святыня»?
(Ответы детей. Это то, к чему нужно относиться с глубоким уважением, почитанием, благоговейностью и т.д.)

II. Проверка домашнего задания. (Слайд 1)
-Какие дары Бог дал человеку?
(Ответы детей. Свобода, разум, совесть, доброта, любовь.)

- Как вера в Бога может влиять на поступки людей? (Слайд 2)
(Ответы детей. Люди становятся добрее, лучше, они создают прекрасное: храмы, иконы, картины, стихи, музыку и т.д.)

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения к деятельности.
Сегодняшний урок мы начнем с русских народных пословиц. (Слайд 3)
-О чем они?
1. «Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы»
2. «С Бога начинай, Господом кончай»
3. «С молитвой в устах, с работой в руках»
(ответы детей)

IV. Постановка учебной задачи
Учитель: Может быть, кто-то уже догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Учитель: Прочитайте тему урока. (Слайд 4) («Православная молитва»)
(Дети обозначают тему урока, сравнивают обозначенную ими тему с темой, записанной на слайде.)
IV. Работа с учебником по теме урока
Учитель: Откройте учебники на с. 12.
Учитель: Прочитайте, что вы узнаете на сегодняшнем уроке?
( - Что такое православие.
- Что значит слово «благодать».
- Кто такие святые.
- О молитве «Отче наш»)

Учитель: Прочитайте, что означает слово ПРАВОСЛАВИЕ и что такое МОЛИТВА?
Слово православие означает умение правильно славить Бога, то есть молиться. Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва.
Учитель: Все ли понятно?
Учитель: Где можно найди об этом дополнительную информацию?
Учитель: Ответьте на 1 вопрос учебника (с.15)
(Что значит молиться?)
(Варианты ответов детей)
Учитель: Найдите в тексте учебника информацию о том, что является противоположностью молитвы? (Дети находят нужную информацию)
Молитва противоположна магии. Если человек полагает, что он знает некие заклинания и формулы, которые навяжут его волю духам или Богу, значит, он встал на путь магии или колдовства. Во всех мировых религиях это считается недостойным и опасным путем.
V.Работа по теме урока (Просмотр презентации «Какие бывают молитвы?»
У православных людей есть три вида молитвы.
Самая распространенная молитва – это просьба. «Подай, Господи».
Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.
Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите.
Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще - о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.
Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом.
Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»).
Учитель: Прочитайте, что означает слова «БЛАГОДАТЬ» и кто такие «СВЯТЫЕ»?
(ответы детей)
Если человек молился искренне и правильно – он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать («благой, добрый дар»). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец и поступков струятся вера, надежда, любовь, называются святыми.
Православные люди убеждены, что Бог общается с людьми через Свою благодать. Благодать действует в сердцах людей, очищая их и приводя их к святости. Поэтому для православных слова и поступки святых христиан очень значимы. Действия Божией благодати, воплощенные в добрых поступках и мудрых словах тысяч православных святых вместе называются православное Предание (слово предание в русском языке означает то же самое что слово традиция в латыни).
VI.Физкультурная минутка (Слушание аудиозапись «Мелодия леса: шум листвы, пение птиц» выполнение расслабляющих упражнений для глаз, плеч, рук и т.д. )
VII. Самостоятельная работа в группах с иллюстрациями учебника (с.12-14)
Учитель: Ребята, рассмотрите иллюстрации и подумайте, чему они учат?
( Варианты ответов детей. Когда и как можно молиться.)
Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.
Учитель: Ребята, а может ли молитва звучать?
(Ответы детей. Да, в песнопениях в храмах.)
Учитель: Пение, как и слово, выражает наши мысли и чувства, настроение – радость и горе, скорбь, и надежду, просьбу о помощи...
(дополнительная литература)
Учитель: С глубокой древности музыка вошла в быт человека настолько, что без нее, казалось, не бьется сердце и умирает душа. Первое, что слышит человек, зашедший в православный храм – это пение. Из Библии мы узнаем, что пение серафимов и херувимов (ангелов) – это гимн Богу, это воспевание Его Славы.
Особые избранники Божия в исключительно исторические моменты обретали дар слышать пения ангелов: это святой пророк Исаия, это Вифлеемские пастухи, видящие Небесное воинство, благовествующее Рождество Христово и слышавшие их чудный хор: «Слава в вышних Богу и на земле мир», это и Святой Иоанн Богослов, сподобившийся высочайших тайн и многие другие угодники Божии слышали ангельское пение. О чем свидетельствует и Церковное Предание.
Чаще других песнопений и молитв при Богослужении Церковь православная произносит: «Трисвятое», «Аллилуйя», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «Отче наш».
О происхождении «Трисвятого» или ангельской песни Пресвятой Троице повествует православное Предание, что оно чудесно открыто Богом в Константинополе через одного отрока. В 446 году, когда византийцы, устрашенные сильным и продолжительным землетрясением, совершали усердное моление Богу о прекращении бедствий, отрок был поднят на воздух и слышал там ангелов, поющих «Трисвятое». Об этом небесном пении отрок объявил святому Проколу, константинопольскому архиепископу, который передал «Трисвятое» церкви видимой для ежедневного совершения. Бедствие прекратилось.
О происхождении «Отче наш» повествую Евангельские строки, о том что Сам Господь научил Своих учеников этой молитве, когда они спросили Его как молиться.
VIII. Слушание «Отче наш». (Объединенный хор Свято-Троицкой Сергеевой лавры и Московских духовных школ.)
(Перед слушанием учитель дает задание найти на страницах учебника текст известной молитвы «Отче наш» и в момент слушания следить за словами текста. После прослушивания дети отвечают на вопросы: знакома им эта молитва или незнакома, все ли понятно, делятся своим опытом, где и когда они слышали эту молитву.)
Учитель: Это очень известная молитва, название которой образовано от ее первых слов. Полностью она звучит так:
Отче наш, иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Так молитва звучит на старинном церковнославянском языке, который и сегодня принят в православном мире.
Первое слово этой молитвы – «Отче». Это хорошо нам знакомое слово «отец». Но в древнем церковном славянском языке был звательный падеж. Так слово отец в звательном падеже становилось «отче». В русском языке только слова «Бог» и «Господь» сохранили эти старые формы звательного падежа («Боже!» и «Господи!»).
Бог именуется Отцом потому, что это по-семейному теплое и простое обращение.
Слово «иже» означает «который».
«Еси» - значит «ты есть».
«На Небесех», то есть на «Небесах». Это не то небо, по которому плывут облака и на котором видны звезды. В молитвах Небо – это указание на Бога или на тех самых ангелов, которые пришли на помощь Герде. Выражение «Небесный Отец» уточняет, к какому именно Отцу обращается молящийся: не к земному, давшему ему тело, а к Небесному, Творцу его души.
«Да святится имя Твое». Здесь человек говорит, что имя Бога для него свято, то есть чрезвычайно дорого.
«Да приидет Царствие Твое». Человек говорит Богу: «Пусть Твоя любовь и Твой мир царят в моем сердце, я готов исполнять Твою волю».
«Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». Человек доверяет Богу: «Ты, Боже, знающий все лучше меня, исполни Свой замысел обо мне и обо всем мире!».
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Днесь – «сегодня». Хлеб это еда. Но в слове насущный приставка «на» означает «сверх» и указывает, что молитва просит о чем-то большем. На-сущный хлеб – то, что поддерживает не только тело, но и душу. Другое значение слова насущный – необходимый; то, без чего нельзя прожить и дня.
«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Это не о денежных долгах. Человек просит простить его, и для этого сам прощает тех, кто был виноват перед ним.
«И не введи нас во искушение». Искушение – когда тебе хочется сделать что-нибудь плохое. Это выбор в ситуации, когда не совпадают легкое и правильное, доброе и выгодное, честное и удобное. Значит, молящийся просит, чтобы таких случаев, когда он может ошибиться и выбрать зло, было поменьше в его жизни.
«Избави нас от лукаваго». Лукавый значит «лживый»; здесь это обозначение зла и злого духа («тролли» в сказке Андерсена). Это просьба о защите от зла. Зло надо отталкивать от себя, не позволять себе даже в мысли и в мечте согласиться с ним.
Учитель: Теперь, когда мы знаем, как звучит православная молитва, надо понять, какая молитва считается неправильной. Неправильно – желать в молитве зла и боли другим людям.
IX. Обобщение и повторение
Контрольное компьютерное тестирование.
(Дети выполняют тесты, контроль как усвоили материал урока)
X. Подведение итога урока.

Составление таблицы

МОЛИТВА


ПОКАЯННАЯ
БЛАГОДАРСТВЕННАЯ

ПРОСИТЕЛЬНАЯ


ПОМОГАЕТ
ЗАЩИЩАЕТ
РАДУЕТ

МЕНЯЕТ

ОБРАЩЕНИЕ К БОГУ



XI. Домашнее задание.
Учитель: Посоветуйся со сверстниками, родителями, другими взрослыми о том, бывают ли подарки, которые нельзя увидеть и пощупать? Можно ли подарить человеку хорошее настроение? Приведи примеры такой радости. Запиши свои мысли.

XII. Рефлексия.
Учитель: Удалось ли нам раскрыть тему сегодняшнего урока? Оцените свою работу на уроке, покажите символы:
1.Если вам было все понятно и интересно – золотой колокольчик
2. Если у вас были затруднения, и не все было понятно- серебряный колокольчик
3.А если вы не поняли, о чем шла речь на уроке и вы волнуетесь и тревожитесь – синий колокольчик.
Учитель: Теперь, когда мы знаем, что такое православная молитва, мы можем назвать ее святыней? Мы можем предположить, что строки А.С. Пушкина, прозвучавшие в начале урока подтверждают это? (Ответы детей)
Учитель: Человек, который умеет правильно и искренно молиться становится добрее и мудрее, а его душа становится чище и светлее, потому что в своем сердце он обращается к Богу!
Не зря в пословице молвится «Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы».
Спасибо вам за урок!