Урок по истории для 5класса «Природа и люди Древней Индии»


Урок по истории Древнего мира в 5классе
Тема урока: Природа и люди Древней Индии.
Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода
Тип урока: проблемно-диалогический
Цель урока:
-Познакомить обучающихся с новой страной – Индией, её природными особенностями , верованиями и занятиями населения Индии.
Задачи урока:
формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями
развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником
воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.
Форма организации деятельности:
фронтальная,
индивидуальная
работа в парах
Структура урока
Организационный этап.
Постановка целей, задач ,мотивация учебной деятельности уч-ся. 3.Актуализация опорных знаний.
Создание проблемной ситуации.
Изучение нового материала
-географическое положение Древней Индии;
-природные особенности Индии;
-занятия населения Древней Индии
-религиозные верования индийцев.
7. Динамическая пауза.
8.Первичное применение новых знаний.
9.Итог урока. Рефлексия.
10. Домашнее задание
Оборудование
учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2011г;
компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация; http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ffc2b788-6a4d-4aa5-bd4d-8218506bd13d/?sort=order&from=&&rubric_id[]=116729план работы для каждой парты;
раздаточный материал для каждого ученика для игры «Испорченный документ»
разноцветные фигурки для рефлексии.
Методы
словесный,
наглядный,
практический.
Межпредметные связи:
Опора на знания по Окружающему миру (4 класс)
Планируемые результаты
Предметные:
познакомить учащихся с кастами в древней Индии;
выяснить в чём значение деления общества на касты;
определить в чьих интересах было деление на касты.
подвести учащихся к пониманию того, что деление общества на касты было несправедливым;
Метапредметные
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать умение работать в группах;
развивать умение работать с текстом;
развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями;
способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать.
Личностные
создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
воспитывать чувство уважения к истории;
вызвать способность к сопереживанию к бедным людям и необходимость защищать обездоленных.
Технологическая карта урока
№п.п Этап урока Содержание урока Деятельность учителя Деятельность обучающегося Формируемые УУД
1 Организационный этап Мотивация к учебной деятельности с целью включения обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне Приветствует детей, объявляет о начале урока Приветствуют учителя Личностные: самоопределение
Регулятивные:
Волевая саморегуляция(способность к преодолению препятствий
2 Постановка целей, задач , создание проблемной ситуации. • постановка цели, которая должна
быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
Показывает детям слайд- шоу с видами Индии в сопровождении индийской музыки.
Вопрос: - как вы думаете в как называется государство, в которое мы отправимся сегодня?
Представляет план в виде маршрутного листа, который дублируется на слайд презентации.
Создает проблемную ситуацию: «Древние греки называли Индию «страна чудес». В конце урока мы должны ответить, почему» Смотрят слайд –шоу, угадывают страну. Отвечают на вопросы учителя.
Записывают в тетрадь тему урока.
Зачитывают вслух пункты плана. Регулятивные :
постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и коллективной
и др.
Познавательные (общеучебные и логические):
определять проблему, цели;
и др.
3 Актуализация знаний (проверка домашнего задания) Проверка выполнения домашнего задания. Выполнение дифференцированного тестового задания в парах по вариантам по теме «Персидская держава царя царей»
Игра «Слово – страна» Организует тестирование с взаимопроверкой по ключу.
Проводит игру «Слово –страна» Выполняют тестирование, проверяют работу соседа по парте по ключу.
Играют в игру. Регулятивные:
планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов);
контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;
волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).
и др.
Коммуникативные:
аргументировать свое мнение;
и др.
Познавательные (общеучебные и логические):
перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами
и др.
4 Первичное усвоение новых знаний Изучение нового материала с использованием мультимедийного ряда Power Point , текста учебника, текста дополнительного материала, карт, в постоянном диалоге с учащимися
Рассказывает о местоположении и природных условиях Древней Индии, сопровождая свой рассказ показом на карте и в слайдах презентации.
Вызывает детей к карте с заданием показать полуостров Индостан, горы Гималаи, реки Инд и Ганг.
Организует самостоятельную работу детей с текстом дополнительного материала и текстом учебника и дальнейшую работу по прочитанному Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, активно работают с картой.
Самостоятельно изучают текст отрывка из поэмы «Махабхарата» и текстом п. 2 учебника. Отвечают на вопросы учителя по прочитанному.
Предметные цели – формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области.
Регулятивные:
волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).
Познавательные: (общеучебные и логические):
строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.);
наблюдение
слушание
и др.
Коммуникативные УУД:
владеть всеми видами деятельности;
вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении;
аргументировать свое мнение;
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;
корректировать поведение;
осуществлять контроль;
5 Динамическая пауза Проведение физминутки в виде путешествия по джунглям Говорит текст физминутки и побуждает детей к выполнению простейших физических упражнений Выполняют движения, согласно тексту Формирование ответственного отношения к своему здоровью.
6 Первичная проверка понимания. Работа с раздаточным материалом(восстановить древний документ) с проверкой по эталону. Организует работу обучающихся с текстом и последующую проверку по эталону(на слайде презентации)
Восстанавливают текст документа, вставляя пропущенные слова и затем сверяют полученный результат по эталону, исправляют ошибки. Регулятивные:
волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий);
контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;
самоконтроль.
Познавательные УУД (общеучебные и логические):
выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие ;
Коммуникативные :
участвовать в коллективном обсуждении;
аргументировать свое мнение;
осуществлять контроль;
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
7 Первичное закрепление Выполнение задания в тетради – тренажере. Стр. 63 №81 Организует работу обучающихся в тетради – тренажере и дальнейшую проверку Выполняют задание в тетради – тренажере. После выполнения- разбирают под руководством учителя правильность выполнения. 8 Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Домашнее задание (на слайде презентации).
&20 учебника, пересказ «Сказания о Раме» Задает домашнее задание, объясняет, где находится то или иное задание и как его нужно выполнять Записывают домашнее задание в дневник Регулятивные :
самоконтроль.
9 Рефлексия. Подведение итогов урока. Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Оценивание детьми самих себя и оценивание детей учителем. Вопрос детям:- «Смогли ли мы ответить на вопрос, который поставили перед собой в начале урока?»
Побуждает детей дать оценку своей работе на уроке.
Оценивает работу детей. Отвечают на вопрос учителя.
Делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям Личностные УУД
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные
Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, Регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованими.
Конспект урока
1.Организационный момент.
Друзья мои, звенит звонок
И рада я начать урок
Сегодня нас открытья ждут,
Итак, вперёд и в добрый путь!

Постановка целей, задач , создание проблемной ситуации
Учитель. Ребята, я вижу вы готовы к уроку и сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру. Но куда? На этот вопрос вы мне ответите сами, после того, как послушаете музыку и посмотрите слайды ( просмотр слайдов в сопровождении индийской музыки). Вывешивается карта Индии
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают:"Индия").
Учитель: Тема нашего путешествия "Природа и люди Древней Индии".(Презентация - слайд №1). Запишите число и тему урока в тетрадь. Вывешивается тема урока на доске. Откройте учебник п.20.(На доске –карта Индии.)( на слайде №2схема –опора для постановки цели урока)Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
(Дети сами высказывают предположения:"Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, какие природные условия в Индии,чем занимались жители Древней Индии").
Учитель: У каждого путешественника есть маршрут. У нас с вами тоже есть маршрут – это план нашего путешествия. (Презентация - Слайд № 3) План путешествия раздаётся на каждый стол. Давайте зачитаем по пунктам.рщщаздаются на столы по 2 на путешествия:
ГПлан путешествия:
Географическое положение Древней Индии.
Природные особенности Индии.
Занятия населения Древней Индии.
Верования индийцев.
Создание проблемной ситуации
Внимание мы отправляемся в страну чудес(слайд №4) именно так называли её греки, а почему мы с вами попытаемся ответить в конце нашего путешествия.
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, прежде, чем мы познакомимся с древнейшей цивилизацией, давайте вспомним, с какими государствами мы уже познакомились. Сейчас вы поработаете в парах с тестами.
Теперь мы поиграем в нашу игру «Слово- страна»:
Нил – Египет
Шумеры – Междуречье
Стекло – Финикия
Иероглиф – Египет
Хаммураппи - Вавилонское царство
Пирамиды - Египет
Клинопись – Междуречье
Яхве - Древнееврейское царство
Ниневия - Ассирия
Дарий I - Персидская держава
4. Первичное усвоение новых знаний
Государство Древняя Индия возникло в глубокой древности. Сначала это были разрозненные племена, соперничавшие между собой, но в III тысячелетии до н.э. все индийские государства объединил под своей властью Ашока. Столица – Паталипутра.
Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. У каждого путешественника должна быть карта для того, чтобы не заблудиться. Нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.
Учитель: Карта, необходимая нам, находится в учебнике на стр.92. А у меня на доске. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.? Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия.?(Индийский океан). -На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы. Определите по карте название этих гор.(Гималаи). Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами (слово «Гималаи» означает «жилище из снега») Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили надежной зашитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Называется она Джомолунгма. Слово «Джомолунгма»-означает «поднебесное жилище богов.
-В стране имеются безводные раскаленные пустыни и могучие реки. (Инд и Ганг). Долины Инда и Ганга сходны по своим природным условиям с речными долинами Нила, Тигра и Евфрата: 1) Инд и Ганг – полноводные непересыхающие реки; 2) ежегодно они широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил; 3) долины Инда и Ганга расположены в жарком поясе, где много теплых, солнечных дней в году. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.
Дети работают с картой в учебнике и показывают названные объекты на большой карте.
-Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. Почему? (ответы обучающихся). Правильно в долинах рек условия благоприятные для земледелия. Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями. (Презентация, слайд №5).
Самостоятельная работа учащихся с историческим источником(поэма Махабхарата)и учебником-Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (пункт 2.стр), вы найдете информацию о растительном мире джунглей.Беседа с учащимися по прочитанному.
- Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места) - Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? Зачитайте ответ.(бананами, плодами манго, кокосовыми орехами). - Верно. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые.-А для того, чтобы узнать о животном мире джунглей вам нужно познакомится с отрывком из поэмы «Махабхарата» и ответить на вопросы. Я читаю, вы следите по тексту.(Презентация. Слайд №6). Задание всем понятно? Работаем. В ветвях деревьев гнездились,шумели, порхали и пелиПтицы лесные и всюду…в дикой глуши попадалисьТо кабан, то шакал, то буйвол,то рысь, то пантера…И светлая влага кипелаМножеством рыб, крокодилов и змей……и ветви обвивши хвостами,С криком качались на них обезьяны,по сучьям деревьевПолзали, перьями ярко блестя, попугаи…
Беседа по документу. - Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях? - Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)
В джунглях человека подстерегала опасность. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. (Презентация, слайд). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был бог Ганеша, которого изображали с головой слона.
Но самым почитаемым и священным животным в Индии была корова. (Презентация. Слайд №). Индийцы называли её матерью и божественной кормилицей.
Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её.
Динамическая пауза. Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
Первичная проверка понимания.
IIIпункт Учитель: : Шли мы по джунглям, и вышли к поселку. Основным занятием жителей Древней Индии было оседлое земледелие. Очень трудно было им подготовить участок для пашни, им приходилось вырубать лес и выкорчевывать пни. После того, как появились железные топоры, мотыги, лопаты работать им стало легче. (Слайд №7). Посмотрите на следующий слайд и скажите, что выращивали индийцы? (слайд №8). Древние путешественники, побывавшие в Индии, рассказывали своим соотечественникам на Родине, что в далёкой стране на кустах растёт белая шерсть, которую земледельцы срезают и делают из неё ткани. Это, конечно, хлопчатник. А про сахар они говорили, что это белый порошок, который слаще мёда и его индийцы добывают из растений.
Ребята, у меня есть документ, который испортился от времени. Вам нужно его восстановить, вспомните, о чем мы говорили и вставьте слова на месте пропусков.( работа с текстом)
Индия расположена на полуострове…………..Северной границей Индии служат горы …………….Самые крупные реки Индии – это ……………...
Густые, непроходимые леса Индии называются ………………
Жители Древней Индии выращивали…………….и делали из него одежду.
Индийцы называли ………………матерью, божественной кормилицей.
- Молодцы, теперь давайте проверим по нашему эталону (Презентация слайд № 9 ).
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Запишите домашнее задание. (Слайд № 10)
Итог урока .Рефлексия. Оценивание и комментарии
-Ребята, как вы думаете, смогли ли мы доказать мнение греков о том, что Индия «страна чудес»? (Презентация слайд№11 )
-Вы сегодня все замечательно работали на уроке, мне понравилась ваша работа, а как вы сами себя оцените?
Оценивание себя детьми.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что вам больше всего запомнилось?
-О чем еще вы хотели бы узнать?
- Чтобы узнать еще больше, мы продолжим путешествие на следующем уроке.
Теперь я хотела бы, чтобы вы оценили сою работу на уроке. Для этого у вас на столах лежат разноцветные кружочки. Прочитайте, что на них написано и поднимите тот, который считаете нужным.