Урок Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова Алёнушка


Урок развития речи
Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
I Организационный момент
II Актуализация знаний
Учитель сообщает, что урок будет связан с именем всемирно известного человека и предлагает угадать, о ком пойдёт речь.
Игра «Угадай героя»
Правила игры. Учитель зачитывает биографические сведения, ученики высказывают предположения.
Биографические сведения:
1 Наш герой родился в 1848 году в селе Лопьял Вятской губернии (Кировская область) в семье священника (слайд 1)
2. С детства он полюбил русские народные песни, сказки, былины. Долгими зимними вечерами пропадал в крестьянских избах, где отовсюду веяло родным фольклором.
"Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их не "народнически", а попросту как своих друзей и приятелей, слушая их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины", - рассказывал он впоследствии.(слайд 2)
3 Отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и стал церковнослужителем. Однако он выбрал себе другой путь: в 1867 году уезжает в Санкт-Петербург, чтобы продолжить обучение в Академии художеств. Но сразу поступить туда не удалось, и только благодаря стараниям Ивана Крамского на следующий год он становится студентом Академии.(слайд 3)
4 В историю живописи он вошел как создатель собственного неповторимого стиля. Его полотна пропитаны народным духом, русской самобытной культурой. (Демонстрируются картины В.М. Васнецова. Слайд 4)
Дети называют имя известного русского художника.
Учитель предлагает подумать о теме урока, дети предполагают, что им предстоит познакомиться с какой-то картиной В.М. Васнецова. Учитель предлагает при помощи интерактивной доски определить, с какой именно картиной им предстоит работать на уроке.
Работа с интерактивной доской. На доске закрытый пазл, дети подходят по одному и открывают фрагмент картины, по которому пытаются определить название полотна.
III Целеполагание
Учитель просит детей определить тему и цели урока. Ученики записываю тему в тетради.
IV Первичное усвоение новых знаний
Перед вами полотно В.М. Васнецова «Алёнушка», опишите, что вы видите на картине. Ученики работаю в тетради. Через 7-8 минут заслушиваются некоторые работы.
V Открытие новых знаний
1.Сопоставление сказки и картины.
Учитель спрашивает, с каким произведением устного народного творчества связана эта картина (сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). Организуется просмотр эпизода мультипликационного фильма (Иванушки напился из козлиного копытца).
Что связывает Алёнушку - героиню сказки и Алёнушку В.М. Васнецова?
Проблемный вопрос: «Можно ли считать эту картины иллюстрацией к сказке? Почему?»
Делается вывод о иной природе образа. В картине не прослеживается сюжет произведения.
2. Образ Алёнушки в русской поэзии. Работа в группах.
Задание. Выразительно прочитайте стихотворение. Ответьте на вопрос: «Что сближает образ поэта и художника? Чем они отличаются?»
Стихотворения для анализа: О. Берггольц «Алёнушка», Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка».
После выступления групп делается вывод о многоплановости образа: символ горя, тоски, обездоленных детей-сирот, родины.
3. Описание центрального образа картины.
Звучит грустная народная музыка. Учитель предлагает описать девушку (работа в тетрадях), просит обратить внимание на позу, одежду, ноги, причёску, выражение лица.( 10 минут)
Работы некоторых учеников заслушиваются, по необходимости корректируются.
Учитель может сообщить о первоначальном названии картины, рассказать об особом отношении русского народа к юродивым.
4. Описание пейзажа.
- Что на полотне подчёркивает неизбывное горе Алёнушки? ( Кажется, что вся природа сочувствует бедной девушке.)
Подберите эпитеты к словам: пруд, вода, лес, небо, птичка.
VI Обобщение и систематизация
Составление примерного плана сочинения
Работа над сочинением по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
VII Рефлексия
Презентация работ учащихся (по желанию) на следующем уроке.