Рабочая программа станем волшебниками


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 3 классов на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Художественное творчество: станем волшебниками» для 1-4 классов (автор Т.Н. Проснякова) по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2011 г.
Актуальность данного курса в том, что кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Целью курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи:
■ развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
■ формировать прикладные умения и навыки;
■ воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Методологической основой программы является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Основное внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
■ патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
■ трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
■ творческого отношения к учению, труду, жизни;
■ формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
■ бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
■ ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, программа «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие метапредметных умений.
Сроки реализации программы.
Содержание программы рассчитано на 68 часов в 3 классе, 2 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.
Программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационнопрактического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет- пространстве. Детям предлагаются разные виды работы - от поиска информации до ведения собственной интернет- странички на сайте Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru), посвященном предметной области «Технология».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 КЛАСС- 68 часов.
Работа с бумагой и картоном-20ч.
Объемные изделия в технике оригами. Симметричное вырезание. Рисование ватой по бархатной бумаге. Моделирование из конусов. Надрезание бахромой, скручивание в жгут.
Объемное конструирование из деталей оригами. Моделирование из бумажных салфеток. Простое торцевание на бумажной основе. Объемные украшения для костюма из бумаги. Самостоятельное творчество.
Текстильные материалы- 23ч.
Аппликация из резаных нитей. Изонить. Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу. Приклеивание ниток по спирали.Аппликация из ткани и ниток

Модульное оригами – 17ч.
Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля. Объемные изделия из треугольных модулей. Художественные образы из треугольных модулей.
Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru).
Работа с пластическими материалами- 8ч.
Раскатывание пластилина, получение плоских изображений. Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей. Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито Разрезание пластилина, аппликация.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ

уровень приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приѐмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности.
уровень использование приобретѐнных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно – конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
уровень приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно – познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Используются методы обучения:
-репродуктивный;
-иллюстративный;
-проблемный;
-эвристический;
-поисковый.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
-конкурс поделок;
-проектирование изделий по заданию учителя;
-изготовление поделок творческого характера по самостоятельным наблюдениям из разных видов материалов.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 КЛАССА (68 часов)
№ темы п/п Колво часов Название темы/раздела Материалы Содержание
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.
(по книгам серии «Любимый образ») –
20 часов 1 1 Объемные изделия в технике оригами Цветная бумага Знакомство с  видами  бумаги и её основными свойствами, с инструментами для   обработки. 
Правила безопасности труда  при работе  ручным инструментом.
2 1 Симметричное вырезание Цветная и белая бумага Знакомство с понятием «базовые формы».
3 1 Игрушки из картона с подвижными деталями Картон, проволока Осмысливать основы чертежа (линии, размеры), его элементы и особенности (фронтальный вид).
Использовать геометрические фигуры для композиции.
Планирование и организация рабочего места. Выполнять работу при помощи проволоки.
Осваивать технологические операции: разметка материалов с помощью шаблонов, линейки и угольника;
обработка их различными ручными инструментами (резание, прокалывание, сгибание, складывание и т.д.).
Выполнять соединение деталей, сборка с помощью клея, ниток, проволоки.
Исследовать собственные проекты нестандартной формы, моделировать детали и разные варианты композиций
4 1 Рисование ватой по бархатной бумаге Бархатная бумага, вата 5 1 Моделирование из конусов
Цветная бумага 6 1 Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе Гофрированная бумага, проволока 7 1 Надрезание бахромой, скручивание в жгут Гофрированная бумага 8 2 Объемное конструирование из деталей оригами Цветная бумага 9 5 Моделирование из бумажных салфеток Цветная бумага, салфетки 10 2 Простое торцевание на бумажной основе Гофрированная бумага, картон 11 2 Многослойное торцевание Гофрированная бумага, цветная бумага, картон 12 1 Моделирование из фольги Фольга, проволока 13 1 Объемные украшения для костюма из бумаги Гофрированная бумага, цветная бумага Раздел 2. Текстильные материалы
(по книгам серии «Любимый образ») – 23 часа 1 1 Аппликация из резаных нитей Шерсть, картон Правила безопасности труда  при работе  ручным инструментом.
2 2 Нитяная бахрома Шерсть, тесьма Познакомить с бахромой, с ее изготовлением при помощи ниток, с историей возникновения помпонов, их применением в повседневной жизни.
Осмысливать знания о текстильных материалах и их видах, применять приемы на практике. Выполнять приемы творческой деятельности, технология создания эскиза. Осваивать планирование, разметку, резание текстиля ножницами, складывание, соединение деталей из текстиля и картона. Планировать и организовывать рабочее место.
Осваивать технологические операции: разметка материалов с помощью шаблонов, линейки и угольника; обработка их различными ручными инструментами (резание, прокалывание, сгибание, складывание и т.д.).
Виды швов.
Выполнять соединение деталей из ткани, сборка с помощью клея, ниток. Исследовать собственные проекты нестандартной формы, моделировать детали и разные варианты композиций при помощи выкройки.
3 3 Моделирование из помпонов Шерсть, картон, проволока
4 3 ИзонитьКартон, мулине 5 3 Аппликация из нитяных валиков Шерсть, картон 6 1 Приклеивание ниток по спирали Шерсть, картон 7 1 Аппликация из распущенного трикотажа Трикотаж, картон
8 1 Вышивание по ткани Ткань, мулине 9 1 Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу Ткань, бумага, тесьма 10 1 Аппликация из жатой ткани Ткань, бумага, картон 11 1 Аппликация из ткани и ниток Ткань, шерсть, картон 12 5 Шитье по выкройкам Ткань, шерсть, тесьма Раздел 3. Пластические материалы
(по книгам серии «Любимый образ») – 8 часов 1 1 Раскатывание пластилина, получение плоских изображений Пластилин, картон Правила безопасности труда  
при работе  ручным инструментом.
2 2 Разрезание пластилина.
Мозаика из разрезных деталей Пластилин, картон Осваивать историю возникновения пластилина,
основные   технологические  
сведения   и   приемы   обработки. 
Узнать о профессии «гончар».
Познакомиться с приемами лепки из пластилина.
Уметь работать по смешению цветов пластилина, используя стеку.
№ темы п/п Колво часов Название темы/раздела Материалы 3 1 Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе Пластилин, прозрачные крышки 4 2 Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито Пластилин, металлическое сито, картон 5 1 Разрезание пластилина, аппликация Пластилин, картон 6 1 Лепка из теста на каркасе Соленое тесто, фольга Раздел 4. Модульное оригами
(по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 17 часов 1 3 Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля Цветная, белая, упаковочная бумага Осваивать «Историю возникновения и развития оригами.
Базовые понятия оригами: «складка», «базовая форма», «линия сгиба», «перегнуть», «вогнуть», «отрезать», «надрезать», «вставить одну деталь в другую», «оторвать (надорвать)».
Техника выполнения фигурок, основанных на базовых формах.
Выполнять операции и фигурки, основанных  на базовых понятиях и формах.
2 2 Соединение в изделии модуля «Супершар» и треугольного модуля Цветная и белая бумага 3 2 Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля Цветная,
гофрированная бумага 4 2 Объемные изделия из треугольных модулей Цветная бумага 5 6 Художественные образы из треугольных модулей Цветная и белая бумага 6 2 Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна
Мастеров
(http://stranamasterov.ru) Различные виды бумаги Отработка способов складывания всем известных и неизвестных форм.
Ресурсное обеспечение программы
Список литературы.
для учителя:
Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.-  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,  2011
Т.Н. Проснякова Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества.- Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом     «Федоров», 2004
Т.Н. Проснякова Кошки: Энциклопедия технологий прикладного творчества.- Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2004
Т.Н. Проснякова Собачки: Энциклопедия технологий прикладного творчества.- Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2004
Т.Н. Проснякова Цветы: Энциклопедия технологий прикладного творчества.- Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2004
Т.Н. Проснякова Деревья: Энциклопедия технологий прикладного творчества.- Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2004
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. (Золотая библиотека увлечений)
для учащихся:
Цирулик Н. А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.г
Сайты.
1.Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru2.Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.