АКТИВИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ КРАЕВЕДЕНИЯ


«АКТИВИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ КРАЕВЕДЕНИЯ».
Добрый день, уважаемые участники Международной научно-практической конференции «XI Ознобишинские научные чтения»!
Тема моего выступления «Активизация гражданско-патриотических позиций обучающихся в условиях современной школы посредством краеведения».
Гражданско–патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность  - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско–патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения  к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Это необходимость также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство. Неоценима в этом ключе роль российского образования.  Гуманистическое воспитание, пропагандируемое в нынешнем обществе, одной из своих задач ставит возрождение традиций русской ментальности, чувства патриотизма.
В настоящее время заметно возрос интерес к истории России как одному из важнейших факторов духовно-нравственной консолидации российского общества. Одна из причин этого явления – желание найти ответы на вопросы современности в прошлом: как шло складывание российского государства, какие устанавливались взаимоотношения между народами, какова роль духовных ценностей в истории народа. Неслучайно, что Указом Президента Российской Федерации 2012 год был объявлен Годом истории.
Краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.
Согласно Словарю русского языка Сергея Ивановича Ожегова, «краеведение – это изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических oco6eнностей».
Главной целью моей работы по краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край.
В своей работе я использую краеведческий материал, т.к. он с одной стороны, является средством конкретизации общеисторического, а с другой – он входит в систему знаний по истории края. Мой опыт показал, что использование краеведческого материала как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, литературы, делает знания учащихся более прочными и более глубокими.
Актуальность темы моего выступления обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития.
В рамках осуществляемой сегодня в нашей стране реформы образовательной системы активно внедряются инновационные подходы к образовательной деятельности. В сфере краеведческого воспитания школьников, мной используется нетрадиционные методы обучения, на основе которых в 2011 году была разработана программа дополнительного образования «Истоки. История кадетства» для учащихся кадетских классов общеобразовательного учреждения, на основе программы было составлено пособие для учителя «История кадетства», а также, рабочая тетрадь «100 заданий для кадет», в 2012 году была организована лингвистическая экспедиция в деревню Междуречье Инзенского района Ульяновской области с целью изучения особого краеведческого колорита говора местных жителей. Данные мероприятия приносят свои плоды.
На протяжении последнего учебного года учащиеся под моим руководством участвовали в конкурсах и мероприятиях, как районного, так и областного уровней. Горобец Елизавета стала победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по краеведению, Железникова Лилия победила в номинации «Защита исследовательской работы краеведческого характера» районной краеведческой конференции «Ульяновская область – край родной», Поваров Владислав занял 1 место в областных краеведческих чтениях обучающихся «Любовь к Отечеству», посвящённых историографу Государства Российского Н.М. Карамзину. Итогом проведённой работы было участие в региональном этапе ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», где мой проект занял 1 место в номинации «Гражданско-патриотическое воспитание» и будет представлять Ульяновскую область на Межрегиональном этапе вышеупомянутого конкурса.
В заключение своего выступления, мне хотелось бы процитировать Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина: «И в торжественные годины и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право назвать себя гражданином».
PS:
Сейчас в разработке дидактическое пособие для детей от 7 до 16 лет, которое аккумулирует в себе современные знания о краеведении и творческие задания, благодаря решению которых у детей расширится кругозор о малой родине, нашем Малиновом крае.