Урок — праздник «Праздник первого десятка»


Праздник первого десятка.
Цели: 1. Познакомить с тем, как люди научились считать и записывать цифры.
2. Закрепить знание цифр то 0 до 10.
3. Развивать память, мышление, прививать интерес к математике.
4. Воспитывать внимание и развивать речь учащихся.
Оборудование: цифры от 0 до 10; плакаты с древними и римскими цифрами.
Литература: «Праздник числа» В. В. Волина.
I.Вступление.1.Как люди научились считать.
Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота? Чтобы всё подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Вот послушайте.
Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки , охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.
Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных лишь тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.
Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители, учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.
Поначалу они определяли количество предметов как «один» и «много». Позднее наш далекий предок мог сравнить двух убитых уток с парой глаз и еще позднее научился выделять три предмета и больше. Так как названий чисел тогда не было, число показывали на пальцах. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.
2.Как люди научились записывать цифры.
В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков или в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.
Очень разные и порою даже забавные были эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А 10 обозначалось скобочкой в виде подковы.

Чтобы написать 15, надо было ставить пять палочек и одну подкову. И так до сотни. Для 100 был придуман крючок, для 1000 – значок вроде цветка, десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч – лягушкой, а миллион – фигуркой с поднятыми руками. Очень большая возня была с этими значками – иероглифами! Особенно неудобно было их складывать, вычитать, умножать, делить.
Значительно позднее цифры стали изображать иначе. Римская нумерация: I – 1, II- 2, III – 3. На руке пять пальцев, чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку простым знаком V – 5, VI -6, VII – 7, VIII – 8. А как записать 4? Надо от 5 отнять один и записать впереди IV. Это пять без одного. Как записать 10? Десять состоит из двух пятерок, вот и изобразили 10 двумя пятерками: одна стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X. Если рядом с Х написать одну палочку справа - XI то будет одиннадцать, а если слева – IX – девять. Римские цифры употребляют довольно часто в наши дни.
И все же для записи и выполнения арифметических действий римская нумерация была не очень удобна.
Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью), который принят теперь во всем мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счета распространилась затем по Европе, а цифры получили название арабских. Но правильнее их называть все-таки индийскими.
Итак, начинаем наше необычное путешествие в сказочное королевство математики, где весело живут все десять цифр.
3.Давайте, ребята, учиться считать.
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не может подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело скорей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
II. Знакомство с цифрами.
*******************
1.Вот один, иль единица
Очень тонкая как спица.
Похожа единица на крючок,
А может на обломанный сучок.
Начинаем представленье,
Детворе на удивленье!
Познакомимся, друзья,
Единица – это я!
Я умею делать стойку,
По канату я хожу,
За собою цифру двойку
На веревочке вожу.
Все цифры по порядку
Запишешь ты в тетрадку.
Я про первую сейчас
Сочиню тебе рассказ.
В задачнике жили один да один.
Пошли они драться один на один.
Но скоро один зачеркнул одного
И вот не осталось от них ничего!
А если б дружили они меж собою,
То дружно бы жили, их было бы двое!
Игра «Сядь первым».
К спинке стула привязывают две ленты длиной 4 – 5 метров. Двое играющих прикрепляют их к поясу и расходятся в разные стороны. По сигналу они начинают, закручивая на пояс ленту, чтобы первым занять место на стуле.
******************
А вот это – цифра два!
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Вид её, как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи её – нет.
Сценка.
Шепчет Ротик:
- Эй, послушай, что ты, Носи, приуныл?
Ко всему ты равнодушен,
Будто свет тебе не мил?
Грустный Носик отвечал:
- Разве ты не замечал?
Глазок – двое, ушек – двое,
Две руки и две ноги.
Только мы живем с тобою
В одиночку, чудаки!
- Что ты, Носик, чем мы хуже,
Говорил тебе не раз:
Если мы с тобою дружим,
Значит тоже двое нас.
Игра «Вдвоем одну веревку».
Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу. Под стульями – веревка. По сигналу надо встать и бегать вокруг стульев пока звучит музыка. Потом сесть и вытянуть веревку.
Игра «Два гнома» (для родителей).
На слово два хлопаем в ладоши.
Ночью шум стоял в подвале,
Там два гнома побывали.
Залезали на весы,
Часто морщили носы,
Но без гирь они едва ли
На весах свой вес узнали!
*********************
А вот это – посмотри
Выступает цифра три.
Тройка третий из значков
Состоит из двух крючков.
С тройкой справиться
Скажу вам нелегко:
Не уедете на тройке далеко.
Двойка с плеткою двухвостою в руке
Подгоняет эту тройку в дневнике.
Уж поверьте мне, ребята,
Двойка тройке очень рада!
Задачи в стихах.
1)На поляне у дубка
Крот увидел два грибка,
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов?
2)На качели, на качели
В зоопарке звери сели.
Два пятнистых леопарда
Солнцу улыбаются
И со старым добрым львом
Весело качаются.
Сколько зверей всего?
Игра «Кто самый внимательный» (для детей).
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Как скажу я слово три,
Приз немедленно бери.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два… марш!»
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи.
А про себя их повтори,
Разок, другой, но лучше… пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять!
*********************
За тремя идет четыре,
Острый локоть оттопыря.
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.
Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола
И по четыре ножки у мышки, и у кошки.
Идет четыре после трех.
Поговорим о четырёх:
Четыре времени в году –
Я разговор о них веду.
Зима бела и холодна,
Пушистый снег несет она.
Весна бросает в землю зерна,
А лето трудится проворно.
За летом осень золотая
Несет корзины урожая.
Четыре времени в году –
Я разговор о них веду.
Задачи в стихах.
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним подбежала.
Сколько кошек вместе стало?
Под кустами у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?
Два пингвина в черных фраках
Споря целый день. Однако
Ни один решить не может:
Два плюс два.
Кто им поможет?
Мурка – кошка-мышеловка,
Съела трех мышей в кладовке.
И сейчас к норе подкралась.
Цап! Еще одна попалась.
Вот так Мурка! Сколько ей
Удалось поймать мышей?
*************
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой –
Раздаётся три звонка.
Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон,
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он.
Если он приходит с двойкой –
Слышу я издалека:
Раздаются два коротких
Нерешительных звонка.
Ну, а если единица –
Он тихонько в дверь стучится.
- А какая самая лучшая отметка?
Загадки.
Пять мешочков шерстяных –
Греются братишки в них. (перчатка)
Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка. (ноты)
Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца, ест и пьет он из корытца. (поросенок)
Есть, друзья, такая птица:
Только сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мной моя семья. (пятерка)
**************
Ребята, продолжаем счет…
Вслед за пятёркой шесть идет.
Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Эта цифра – акробатка:
То шестерка, то девятка.
Задачи в стихах.
Сеть тяну, рыбу ловлю.
Попало немало.
Два окунька, три карася,
Один ершок – и того в горшок.
Уху сварю, всех угощу.
Сколько рыб я сварю?
Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
Я нашел в дупле у белки
Пять лесных орехов мелких.
Вот еще один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну, и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка.
Два кубика у Маши, четыре у Наташи,
Вы кубики эти сосчитайте, дети.
******************
Вот семёрка-кочерга.
У неё одна нога.
Цифра семь! Цифра семь!
Цифра легкая совсем.
Я косу принесу и срисую ту косу.
Что сказать о цифре семь?
Ты ведь знаешь дни недели?
Посчитай-ка их скорей.
Если в счёте не собьёшься –
Ровно семь получишь дней. (считаем дни недели)
Игра «Семеро одного не ждут».
Играют 8 человек. В кругу стоят 7 кеглей. Под музыку все танцуют. Музыки нет – берут кеглю. Один остается без кегли и покидает поле игры. И так, пока не останется один.
*****************
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
К этой цифре ты привык,
Эта цифра – снеговик.
Лишь зима сменяет осень,
Дети лепят цифру восемь!
Только к цифре ты, дружок,
Третий не лепи кружок.
Задачи в стихах.

Три гуся летят над нами,
Три других над облаками.
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей?
У пенечков пять грибочков
И под елкой еще три.
Сколько будет всех грибочков?
Ну-ка, говори.
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных наливных,
Три с кислинкой. Сколько их?
У этого цветка четыре лепестка.
А сколько лепестков у двух таких цветков?
Игра «Кто быстрее».
Ложкой принести 8 монеток.
*******************
Я важней всех потому,
Что запутать всех могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь.
Девять, как и шест, вглядись.
Только хвост не вверх, вниз.
Задачи в стихах.
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Три несут травинку,
Три несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под елкой.
Все ли здесь цыплятки-детки
Надо сосчитать наседке:
Шесть на грядках, три – во ржи.
Сколько их всего? Скажи.
На удочку Андрей
Поймал шесть окуней,
А друг его Сергей
Трех небольших ершей.
Сосчитай без лишних слов
Этих мальчиков улов.
******************
За девятью идет десятка.
Ты это знаешь? …Молодец!
Сочти все пальцы по порядку-
И счету нашему конец.
-Для записи числа десять нужно сразу две цифры. Вот одна их них…
Цифра вроде буквы о –
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим.
Он побольше будет весить,
Потому что это – десять.
С.Я.Маршак «Веселые стихи».
Вот это ноль – иль ничего.
Послушай сказку про него.
Сказал веселый круглый ноль
Соседке – единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
-Ты, ноль, не стоишь ничего
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль:
-Я признаю, что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава.
Но будешь больше в десять раз,
Когда я встану справа.
Ноль встает за единицей –
Цифра десять на странице.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто,-
С двумя нулями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки – целых двести!
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Как нету на свете
Без ножек столов,
Как нету на свете
Без рожек козлов,
Котов без усов
И без панцирей раков,
Так нет в арифметике
Действий без знаков.
Я – плюс! И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я – добрый знак соединенья,
И в том моё предназначенье.
Я – минус, тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А свою роль лишь выполняю.
III. Итог.
Ну, вот и все, все числа и знаки вместе. Пора заканчивать наш праздник. А путешествие по королевству математики мы с вами продолжим на уроках. Ведь математика действительно – королева всех наук и с ней надо дружить.