Игра, посвященная битве на Курской дуге.


 
СВОЯ ИГРА
Итоговый обобщающий урок по теме: “Огненная дуга»
Цели:
в игровой форме проверить и обобщить знания учащихся по теме «Великая Отечественная война. Курская дуга»;
сформировать у них многогранный образ войны как важного героического события;
продолжить формирование образных и логических способностей школьников, умений рассуждать, объяснять понятия, аргументировать свою точку зрения о фактах прошлого;
развивать навыки командной работы, умения по-деловому подойти к процессу усвоения знаний, развивать предпринимательскую инициативу, учить рисковать и анализировать собственные неудачи.
Оборудование: игровое поле, бланки учета ответов команд для судей; таблица баллов, карточки оценки работы одноклассников в командах (по 10 бальной системе); блокноты для решения задач.
Оформление класса: класс разбивается ни три части: игровое поле (учебная доска), ареопаг (стол судей), место сбора команд.
Игровое поле (см. Приложение) оформляется на доске при помощи карточек с номерами, под которыми зашифрованы вопросы по пяти темам. Здесь же располагается таблица баллов ответов команд и табло с баллами стоимости каждого вопроса.
Ареопаг определяет правильность ответов, назначает баллы по предложенному табло, штрафует команды в случае несвоевременного ответа или нарушения дисциплины.
Команды занимают свои места. Для них приготовлены флажки, при помощи которых они могут показать ведущему игры, что готовы дать правильный ответ.
Подготовка урока: создается инициативная группа учеников (5 человек), которым предлагается разработать вопросы для игры по темам: разное, герои; оружие и виды войск; география; высказывания;
Класс разбивается на команды по 5–7 человек. Каждая команда должна приготовить свое представление (название, эмблема и девиз) и выбрать капитана.
Правила игры.
Игра содержит двадцать вопросов по пяти темам:
разное,
герои;
оружие и виды войск;
география;
высказывания;
В каждой теме свои баллы за ответы (см. табло баллов). Все вопросы размещены на игровом поле под карточками с номерами. Ведущая команда выбирает любой номер и узнает вопрос, адресованный ко всем участникам игры. Участники готовят ответ на него. Задача капитанов команд поднять флажок как можно быстрее. Чей флажок поднят быстрее, та команда и отвечает. Если ответ дан правильно – команда получает баллы в соответствии с табло баллов, если нет, такое же количество баллов у нее отнимается. Задача команд набрать наибольшее число баллов в ходе игры. Побеждает та команда, которая набрала большее число баллов.
В ходе игры будет вопрос “аукцион”, количество баллов, за который устанавливают сами игроки, когда команда, предложившая максимальное число баллов за ответ, отвечает на вопрос, если она не отвечает, то баллы у нее не отнимаются. Вопрос “кот в мешке”, тема которого называться не будет. Команда, вытащившая этот вопрос, имеет право не отвечать на него, а передать одному из соперников.
Все ответы и решения команд озвучивает капитан команды.
Этапы игры.
Представление команд.
Команда представляет свое название и девиз. Эмблему демонстрирует капитан команды. Название команды судьи записывают в таблицу баллов на доске.
Разминка (проводится для определения команды, которая начнет игру).
По приказу Гитлера Генеральный штаб вермахта разработал план молниеносной войны против СССР. Этот план был принят в декабре 1940 года. Какое кодовое наименование получил план?
Вопросы к игре (примерные). 1 тур
Разное (6 вопросов по 6 баллов)
Когда началась Курская битва? (5 июля 1943 года)
19. Назовите имя маршала, координирующего действия советских войск на Курской дуге? (Жуков Г.К,)
2. Аукцион. Как называлась эскадрилья французских летчиков, которые сражались на стороне советских войск на Курской дуге? (Нормандия)
10. (Кот в мешке) Кодовое наименование немецкой наступательной операции на Курской дуге? (Цитадель)
12. Как назывались фронты, обороняющие курский выступ? (Воронежский, Центральный, Степной в резерве)
4. Сколько дней продолжалась Курская битва? (50)
ГЕРОИ КУРСКОЙ БИТВЫ (4 вопроса по 3 балла)
Этот летчик во время Курской битвы в одном из боев сбил три фоке – фульфа, а в это время у него вместо ног были протезы. За всю войну он совершил86 боевых вылета, сбил 11 вражеских самолетов, причем 4 до ранения и 7 с ампутированными ногами. Герой Советского Союза. Как его имя? (Алексей Петрович Маресьев)
3.Летчик, старший лейтенант, во время Курской битвы совершил беспримерный подвиг – смело атаковал 20 вражеских самолетов, сбил 9 из них. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно. Он погиб в этом бою, ни один пилот в мире никогда не совершал ничего подобного. Кто это? (Горовец Александр Константинович)
16.Аукцион. В боях на Курской дуге открыл свой боевой счет летчик, которому звание Героя Советского Союза будет присвоено трижды. За время войны он уничтожил всего 62 немецких самолета. Его имя? (Кожедуб Иван Никитович).
20.Отвагу и высокое мастерство проявил 19-летний наводчик, старший сержант Михаил Борисов. Во время очередной атаки немцев расчет одного орудия, стоящего у дороги, погиб. Михаил бросился к орудию: первый танк загорелся на средней дистанции, второй и третий – вблизи огненной позиции орудия… Противотанковый бой артиллеристов всегда отличался особой ожесточенностью. Танковый экипаж и орудийный расчет, вступая в схватку, осознают, что одному из них суждено погибнуть. На Прохоровском поле выстоял старший сержант Михаил Борисов. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Сколько он в одиночку уничтожил танков? (7 машин)
Оружие и виды войск; (5 вопросов по 4 балла)
6. (Кот в мешке) Для осуществления плана «Цитадель» гитлеровское командование сосредоточило на курском направлении 50 отборных дивизий. Они представляли все роды войск современной войны. Сколько было танковых и моторизованных? (16)
11. Для сражения на Курском выступе танковые дивизии фашистов были пополнены более совершенными тяжелыми и средними танками. Как они назывались? («танки», «пантеры»).
15. Весь Курский выступ прикрывали три советские воздушные армии и две истребительные авиационные дивизии противовоздушной обороны. На вооружение в авиацию поступили усовершенствованные самолеты Ла – 5 и Як – 9. Как расшифровать? (Лавочкин, Яковлев. Имена конструкторов)9.Как назывались новые штурмовые орудия, поступившие на вооружение немецкой армии, накануне Курской битвы? («Фердинанд»)
8.Аукцион. Легендарный советский танк, про которого говорят, что он «выиграл войну». Назовите его. (Т – 34)
География (3 вопроса по 3 балла)
7.Деревня, у которой разыгралось самое крупное танковое сражение. (Прохоровка)
13. (Кот в мешке) Назовите город, после освобождения которого, в Москве впервые был дан салют из 120 орудий 12-ю залпами. (Белгород)
17.Какой город первым был освобожден после начала контрнаступления на Курской дуге? (Орел)
Высказывания о войне.
(2 вопроса по 7 баллов)
14. «В течение месяца гигантских боев Ваши вооруженные силы своим мастерством, своим мужеством, своей самоотверженностью и своим упорством не только остановили давно замышлявшееся германское наступление, но и начали успешное контрнаступление, имеющее далеко идущие последствия. Искренние поздравления Красной Армии, народу Советского Союза и лично вам по случаю великой Победы под Орлом. Советский Союз может справедливо гордиться своими героическими победами». Эта телеграмма пришла Сталину от лидера США. Как его имя?
18. «Русские сражаются столь блестяще и нанесли военной машине Германии такой грандиозный урок, что никакие частные критические высказывания с их стороны по поводу нашей стратегии или нашего участия в войне не будут пропущены нами без внимания и не уменьшат нашего восхищения их военной доблестью и победами… Я с готовностью признаю, что большинство англо – американских военных операций невозможно было бы осуществить в той форме и в то время, как они осуществлены. Если бы не героические, великолепные подвиги и победы русской армии, которая защищает свою родную землю, подвергшуюся подлому неспровоцированному нападению, с беспрецедентной энергией, искусством и преданностью, защищает страшной ценой – ценой русской крови». Это писал премьер – министр Великобритании. Как его имя? (Уинстон Черчилль)
“Своя игра” (2 тур)
По окончании 1-го тура судьи подводят итоги игры (количество баллов у команд). Команда, которая не смогла набрать положительную сумму баллов в первом туре, не принимает участия в “Своей игре”. Оставшиеся команды самостоятельно устанавливают размер выигрышных баллов за вопрос. Их задача в ходе ответа или проигрыша стать владельцами наибольшего числа очков. Команда, имеющая в конце “Своей игры” большее число баллов, объявляется победителем.
На предложенный вопрос команды отвечают на листочках, на них же они записывают планируемую сумму баллов и передают ответы судьям. Правильно ответившая команда приплюсовывает к набранным очкам сумму, поставленную за данный вопрос, проигравшая – отнимает.
Вопрос (готовит учитель):
Итоги игры.
Награждение победившей команды памятными призами.
В конце занятия каждому игроку предлагается оценить работу одноклассников в своей команде и заполнить карточку (см. Приложение II).
С учетом этих данных учитель оценивает работу учащихся на уроке, определяет их отношение к предмету и подобной форме проведения учебных занятий.
Приложение I
Игровое поле.
Табло баллов
Название темы Баллы за правильный ответ
Разное 6
герои 3
Оружие и роды войск 4
География 6
высказывания 7
Номера вопросов
1 5 9 13 17
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20
Таблица баллов ответов команд
Команды 1…. 2… 3…
Сумма баллов      

Приложение II
Карточка оценки работы одноклассников в командах (по 10 бальной шкале)
Список команды Индивидуальная работа (эмблема, девиз) Участие в коллективной работе (организация, устные ответы, дополнения, генерирование идей)
1….
2….
3….
4….
5….