Урок правовых знаний Конвенция о правах ребёнка


Урок правовых знаний 02.09.2015г. Конвенция о правах ребёнка Принята генеральной Ассамблеей 26 января 1990 года. Вступила в силу 2сентября 1990года История возникновения Конвенции о правах ребёнка О правах ребёнка заговорили ещё в XVIII веке, но чтобы наделить детей конкретными правами потребовалось ещё два столетия. Представителями педагогического течения свободного воспитания, которые первыми подняли проблему прав и свобод детей, основой которой является признание каждого ребёнка самостоятельной личностью, имеющей право на свободное развитие и образование, соответствующее его природе были: Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) в произведении «Эмиль, или о воспитании» - писал: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми» Эллен Кей (шв. писательница) (1849-1926) в книге «Век ребёнка» провозгласила несколько естественных прав ребёнка: - а) право на недостатки б) на неприкосновенность внутреннего мира, в) на выбор родителей Людвиг Гурлитт (нем. педагог) (1855-1931) выделил особые права ребёнка: право на самостоятельность в жизни, право на проявление собственного характера, право на убеждения и свободу слова. Януш Корчак (польский педагог) (1878-1942)- книги: »Воспитательные моменты»;»Право ребёнка на уважение; «Правила жизни». Где идёт речь о признании прав ребёнка быть тем, кем он есть, признание на уважение его человеческого достоинства. Константин Николаевич Вентцель (русский педагог) (1857-1947)- разработал собственную декларацию прав ребёнка. Провозгласил следующие права детей( «Отделение школы от государства и Декларацию прав ребёнка» 1918 г.)Право на выбор воспитателя; право уходить от своих родителей, если они оказались плохими воспитателями;право уклоняться от того воспитания и образования, которое идёт в разрез с индивидуальностью ребёнка;право на собственные убеждения и их свободное проявление, если не нарушают права других членов общества;Право не подвергаться наказанию и репрессивным мерам. В начале XX века мировое сообщество предпринимает ряд шагов по созданию механизмов решения проблем подрастающего поколения. В 1919 году Лига Наций создала комитет детского благополучия, основными задачами которого были провозглашены: разработка мер по борьбе с беспризорностью; предотвращение рабства, торговли детьми, эксплуатации детского труда.В 1923 году создана общественная организация-Международный союз спасения детей (Великобритания), которая разработала основные принципы защиты детства.1924 году Лига Наций приняла документ под названием «Декларация прав ребёнка»-первый международный правовой документ в области защиты прав и интересов детей.В ней четыре принципа осуществления прав детей, а также сформулированы цели их правовой защиты:-ребёнку должна быть дана возможность нормального развития(физического и духовного)-ребёнок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;-Ребёнку- возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть ограждён от эксплуатации; -ребёнок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.В 1948 году Организация объединённых наций приняла Декларацию прав человека. Документ определил базовые права человека. Он был одобрен большинством государств членов ООНВ ст. 1. говориться, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.В ст.3. – в качестве основного права провозглашаются право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.В документе также говориться о равенстве детей. Декларация гласит, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. С этих пор ООН стремилась обеспечить защиту прав детей на основе таких документов, как Международные пакты о правах человека, а также Декларации прав ребёнка – 1959 года В 1966 году были созданы: Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных права 1979 год ООН объявила Международным годом ребёнка. В ходе его подготовки стала очевидной необходимость придания правам ребёнка силы норм договорного права. Инициатором этого начинания выступила Польша и председателем рабочей группы, составившей проект Конвенции стал профессор из Польши Адам Лопатка. После принятия Генеральной Ассамблеей Конвенция была открыта для подписания 26 января 1990года. Его в этот же день подписали представители 61-ой страны. 2 сентября 1990года Конвенция вступила в силу. Все права, входившие в Конвенцию распространяются на всех детей. Основные принципы Конвенции о правах ребёнка Конвенция носит универсальный характер. Она имеет равное значение для народов во всех регионах планеты. Цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребёнка. Она состоит из 45 статей.Согласно Конвенции ребёнком является каждое лицо в возрасте до 18 лет,(ст.1) если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.Конвенция обязывает государства, ратифицировавших её, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребёнка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов (ст.2). В ст. 6 говорится о неотъемлемом праве ребёнка на жизнь, а государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка. Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка, однако государства должны оказывать им соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений.Государство должно содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из неё. Государства должны обеспечить защиту детей от нанесения им физического и психологического ущерба и отсутствия заботы, сексуальные злоупотребления или эксплуатацию. Государство обеспечивает замену ухода за детьми без родителей. Неполноценные дети имеют право на специальное образование, обучение и заботу. Ребёнок имеет право на пользование совершенными услугами системы здравоохранения. Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.Дети должны иметь время на отдых и игры. Одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью. Государства должны защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и их привлечение к их производству или торговле.-Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения и торговли детьми.Смертная казнь или пожизненное заключение не назначается за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет. Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых, не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.Ни один ребёнок не достигший 15-ти летнего возраста не должен принимать участие в военных действиях.Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам должны свободно пользоваться своей собственной культурой .Государства должны широко информировать о предусмотренных Конвенцией правах как взрослых, так и детей. Гарантом любых прав несовершеннолетних является государство! С момента рождения ребёнок обладает следующими правами:Жить и воспитываться в семьеОбщаться с родителями и другими родственникамиЗащищать свои праваВыражать свое мнениеПраво на имя , отчество и фамилиюИзменение фамилии и имениПраво на имуществоПраво на медицинское обслуживаниеПраво на образование и др. Данные права установлены и гарантированы:Конституцией РФ; Семейным кодексом; ФЗ №124-ФЗ от24.07.98г.»Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ.