Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ


Инновационные технологии и их значение
Педагогические инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

(Слайд №2) Инновационные технологии как средства формирования УУД (универсальных учебных видов действий)
Использование инновационных технологий в проектировании, организации и проведении учебного процесса способствуют созданию комфортных условий для учащихся. Педагогические инновационные технологии, используемые мною во внеурочное время и во время самоподготовки, максимально связаны с учебным процессом.
(Слайд №3)
На основе анализа существующих инновационных педагогических технологий, применяемые в системе образования, для своей работы я выделила следующие: технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения и игровые технологии.
(Слайд №4)
Все виды инновационных технологий направлены на формирование и развитие универсальных учебных видов действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.
(Слайд№5)
Игровые технологии как средства формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий
Игровые технологии способствуют формированию познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
В отличие от игр вообще игровые технологии обладают существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуются познавательной направленностью.
Изучаемые на уроках окружающего мира темы «Магнит», «Электричество» закрепляются при помощи игровых технологий во внеурочное время.
С помощью различных игр, таких как «Бабочки», «Проведи мышку в домик», «Магнитный театр» дети смогли закрепить пройденный на уроках материал, на практике познакомится со свойствами окружающих нас предметов. В игровой форме, на доступных и знакомых материалах, дети смогли найти ответы на вопросы: всё ли притягивает магнит? Может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии? Все ли части магнита имеют одинаковую силу? Действует ли магнит через другие материалы?
(Слайд№6)
Игры-фокусы «Волшебный шарик» помогают детям лучше понять происхождение статического электричества, в игровой форме понять действия отрицательных (электронов) и положительных (протонов) зарядов.
(Слайд №7)
Игра «Веселые резиночки» способствует развитию мелкой моторики, улучшает работу пальцев, снимает мышечную усталость.(Слайд №8)
Технологии проблемного обучения как средства формирования познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий
Целью проблемной технологии выступает приобретение и развитие познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
(Слайд№9)
Воспитатель, работая в тесной связке с учителем, помогает детям усвоить пройденный на уроках материал, используя методику проблемного обучения во внеурочное время. Это и совместные с учителем мероприятия, дополнительная работа с детьми по изучению пройденной темы: чтение познавательной литературы, дидактические и речевые игры, коммуникативные и интерактивные игры, методика ресурсного круга.
(Слайды №№10,11)
Во время изучения на уроках рисования разных жанров народных промыслов, во внеурочное время детям были предложены разные виды деятельности для закрепления пройденного материала. Игры: «Откуда матрешка?», «Что за узор?», «О чем загадала?» и другие. Дети разукрашивали и дорисовывали в тематических художественных альбомах, рассматривали игрушки и изделия народных мастеров, отгадывали загадки, решали кроссворд. В классе был создан уголок «Мастера и Мастерицы», где дети могли увидеть и познакомиться с произведениями народных умельцев.
Для подготовки и проведения мастер-класса «Оберег», детям был предложен нетрадиционный материал для лепки - соленое тесто. Дети познакомились с новым материалом, из которого лепили поделки.
(Слайды №№12)
Во время изучения тем, связанных с экологией, растительным миром, с учащимися класса была начата работа над проектом «Неизвестное об известном». В классе был создан мобильный уголок экспериментирования, в котором дети могли повторить изученное на уроках.
(Слайд №13, 14,15)
С помощью доступных инструментов и оборудования, дети самостоятельно наблюдали за свойствами снега, строением растений, проводили интересные и познавательные опыты с электронными часами.
Все это способствовало более детальному изучению учебных тем, расширяло кругозор детей, способствовало повышению познавательных компетенций.
Разнообразные по форме и содержанию опыты значительно обогатили кругозор детей, позволили взглянуть на известные им, знакомые предметы и явления по-новому, с «научной» точки зрения.
Приобретенные детьми в следствии исследовательско - творческой деятельности навыки сформировали положительную мотивацию к дальнейшему обучению.
(Слайд №16)
Итогом проделанной работы стало мероприятие «Наш дом – земля», в котором дети смогли показать свои знания и навыки в экологии и окружающем мире, разгадывая фенологические загадки, решая экологические кроссворды, отвечая на вопросы естественнонаучного характера.
Технологии развивающего обучения как средства формирования УУД
(Слайд №17)
Под развивающим обучением понимается активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
Основным педагогическим методом развивающего обучения является метод «душевной экономии», характеризующийся тем, что педагоги в процессе обучения развивают ту деятельность у ребёнка, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма.
(Слайд№18)
Каждому педагогу приходится сталкиваться с такой проблемой, как трудности в запоминании у детей учебного материала
В своей работе я используют мнемотаблицы. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Используют их при обучении составлению рассказов, при пересказах художественных текстов, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
(Слайд№19)
При помощи такой мнемотаблицы дети быстро выучил стихотворение, заданное учителем.
(Слайд№20)
Еще вариант мнемотаблицы для заучивания стихов
(Слайд №21)
Мнемотехника помогает преодолеть интерференцию орфографических навыков
Интерференция – ухудшение сохраняемого материала в результате воздействия другого материала, с которым оперирует субъект.
Особенно актуально это при изучении детьми правил орфографии. Для облегчения запоминания правил русского языка можно набрать целый арсенал мнемоприемов: рифмованные правила, правила-помощники, сказки-ассоциации. В использовании мнемотехнических приемов нет единой классификации, поэтому предлагаю свою версию:
ритмизация глаголов-исключений:
Гнать, держать, смотреть и видеть, Слышать, дышать и ненавидеть.
Обидеть, вертеть,
Зависеть, терпеть
ассоциация-рифмовка для запоминания последовательности падежей:
Иван родил девчонку, велел тащить пеленку
рифмовка правописания окончаний имен существительных множественного числа:
В детской сказке колобок по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.
употребление слов «одеть» и «надеть»
Надеваю одежду, одеваю — Надежду
(Слайд №22)
Я держу мнемоприем в руках. Гармошка закрыта - пиши отрицательное местоимение в одно слово, гармошка открыта – пиши в три слова.
(Слайд № 23)
Одной из задач обучения Федеральный Государственный Образовательный Стандарт называет создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Тот факт, что в центре внимания педагога оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.
(Слайд № 24)
Спасибо за внимание!
Использование инновационных технологий для формирования и развития универсальных учебных видов действий (УУД) во внеурочное время в начальной школе
Выступление на методическом объединении ГБОУ СКОШИ № 17
воспитателя 4 класса «А»
Верещагиной Е.С.
(доклад + презентация)
План выступления:
Инновационные технологии и их значение (слайдовое сопровождение)
Инновационные технологии как средства формирования УУД (универсальных учебных видов действий) (слайдовое сопровождение)
Игровые технологии как средства формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий (слайдовое сопровождение)
Технологии проблемного обучения как средства формирования познавательных, регулятивных и личностных УУД (слайдовое сопровождение)
Технологии развивающего обучения как средства формирования УУД (слайдовое сопровождение)
Содержание здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые и дыхательные упражнения, зарядка для глаз) и их использование во внеурочное время и во время самоподготовки (отдельная презентация + комплекс упражнений)