Методический материал на тему Исследовательская задача на примере одного из курсов географии.

Исследовательская задача на примере одного из курсов географии.

1. Самым великим путешествием финикийцев было трехлетнее плавание из Красного моря вокруг Африки с возвращением через Гибралтар. Финикийцы плыли без компаса, придерживаясь береговой линии. Если подходил к концу запас пищи, корабли вытаскивали на берег. Тогда остановка затягивалась на два, а то и на три месяца, мореплаватели сходили на берег и превращались в земледельцев. Они засевали участок земли пшеницей и дожидались урожая. Одновременно занимались рыбной ловлей и охотой, сбором диких фруктов. Потом, запасшись всем необходимым, грузились на корабли и продолжали дальше свой путь.
Было это за 600 лет до н.э. для того времени было невероятно смелым. На следующее подобное путешествие люди отважились только через два тысячелетия.

Стоило ли людям изучать Землю ценой своих жизней? Обсудите варианты с одноклассниками.
Почему люди, имея столь несовершенные корабли (средства передвижения) рисковали своими жизнями?

Какие географические открытия совершали люди в древности?
Где проходили маршруты путешественников древности?

2. Жираф - самое высокое животное на земле. Его рост может достигать 5,5 м. Для того чтобы удерживать шею в вертикальном положении, у его основания есть очень сильные мышцы. Язык жирафа тоже необычайно длинный – до 46 см., но, несмотря на это, жираф им хорошо владеет, так что может срывать листья с колючих растений, даже не уколовшись. Если понаблюдать за идущим жирафом, кажется, что он неуклюжий, медлительный, но если его преследуют, может развивать скорость более 50 км в час.

Такие выдающиеся данные являются полезными или вредными для этих животных в условиях их обитания? В каких условиях обитает жираф? Опишите возможные опасения жирафа в засушливый период и период дождей.

3. Исследование «Тихий океан».
Самые гигантские разрушительные волны называются подводными землетрясениями, а иногда и вулканическими извержениями, или подводными оползнями, цунами. Особенно они характерны для Тихого океана, в котором за последние тысячелетие было зарегистрировано около 1000 цунами. Скорость их распространения для средней глубины Тихого океана около 4 км равна приблизительно 700 км в час, высота волн в открытом море океане – от 1 до 2 м.период их исчисляется минутами, а длина – от нескольких десятков до сотен км. По мере приближения волн к берегу из-за уменьшения глубины высот волн возрастает. В результате на побережье могут обрушиваться волны высотой до 10-15 м., с отдельными всплесками до 30-50 м, что приводит иногда к большим человеческим жертвам и громадному материальному ущербу.
Сформулируйте гипотезу: Почему его назвали Тихим океанам? Почему в Тихом океане возникаю цунами? Во всех ли частях тихого океана возникают цунами?
Определите задачу исследования.
Составьте план исследования.
Постройте цепочку причинно следственных связей между явлениями и сформулируйте предположения об особенностях рельефа и тектонических движениях в районе Тихого океана.
Постройте свои предположения об особенностях рельефа и тектонических движениях в районе тихого океана, опираясь на знания взаимосвязей, существующих между природными явлениями.
Проверьте истинность или ошибочность своей гипотезы.
Подведение итогов: подготовьте информационное сообщение по результатам проекта. Дополните свое сообщение.

Или

Составьте комплексную характеристику вод Тихого океана:
Глазами жителей прибрежных зон;
Глазами жителей другого государства;
Посетивших его туристов;
Жителей другого региона, резко отличающегося природными условиями.
Составьте карту-путеводитель по океану, четко определив, для кого этот путеводитель предназначен.

По моему мнению, данная исследовательская задача, направлена на формирование умения видеть и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, наблюдать. Исследовательские задачи также направлены и на формирование логических умений. В этом случае ученики могу высказать свою точку зрения и др., что способствует развитию исследовательских навыков, а также личностных, метапредметных и предметных умений.