Педагогический совет Деятельность педагогического коллектива в условиях введения профессиональных стандартов. Перспективы и риски.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №16 г. Химки Моск. обл.







ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ. ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ







Климова С.В., заместитель директора по УВР


Химки, 07.11.2016 г.
План выступления:
1. Нормативные акты, регулирующие разработку профессиональных стандартов.
2. Федеральные законы, регулирующие введение профессиональных стандартов.
3. Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов.
4. Функции профессионального стандарта.
5. Концепция и содержание профессионального стандарта.
6. Новые компетенции педагога в условиях введения профессиональных стандартов.
7. Область применения профессиональных стандартов.
8. Направления обновления деятельности педагога:
А) в сфере обучения;
Б) в сфере воспитания;
В) в сфере развития.
9. Оценка выполнения требований стандарта педагога.
10. Обновления деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников:
А) нормативно-правовая сфера деятельности;
Б) психолого-физиологическая сфера деятельности;
В) социально-культурологическая сфера деятельности;
Г) общепедагогическая сфера деятельности.
11. Изменения в аттестации педагогических работников.
12. Модернизация управленческой деятельности.
13. Перспективы введения профессиональных стандартов.
14. Риски введения профессиональных стандартов.
15. Система мер по подготовке педагогических работников к введению профессиональных стандартов.
16. Содержание и примерные сроки проведения работ для ОУ.
17. Заключение. Цитата К. Д. Ушинского.
18. Ресурсы.





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]











1. Нормативные акты, регулирующие разработку профессиональных стандартов.
Важной тенденцией современного общества является ускорение темпов стандартизации различных видов деятельности человека, а также интеграция и гармонизация всех стандартов в единую систему информационного общества. Впервые в российском образовании разработана концепция и содержание профессионального стандарта педагога.
Федеральный закон от 03.12.2012г. № 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании";
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;
План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.11.2012 г. № 565;
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. №970 “О внесении изменений в Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов”;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)».
2. Федеральные законы, регулирующие введение профстандартов
ФЗ-273 "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога «(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № З241п-П8 от 28 мая 2014 г.
Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р)
Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения (эффективный контракт) утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования оплаты в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 гг.
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изменениями) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»
Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог».
Разработка профессионального стандарта для педагогов началась по поручению президента Российской Федерации В.В. Путина. Позже было опубликовано поручение Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец по созданию профессионального стандарта педагога.
Профессиональные стандарты потребовали внести ряд существенных правовых изменений. Так, например, 15.12.2012 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». Этим законом, в частности, в Трудовой кодекс РФ введены понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника». Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н утверждены Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Установлено девять уровней квалификации, которые применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников.
Согласно части 2, статьи 195. Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности. Структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции в отличие от не утративших силу нормативных документов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Квалификационная характеристика в стандарте представлена в виде сочетаний требований к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.
Таким образом, профессиональный стандарт - это характеристика уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, необходимых для определённого вида профессиональной деятельности.
Всего в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 к 2015 г. предписано разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов (для справки – система справочников ЕТКС, ЕКС насчитывает свыше 7,5 тысяч, работ и профессий рабочих, должностей служащих и специалистов). План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг. утверждён Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2012 № 22О4-р.
Согласно пп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, профессиональные стандарты можно использовать:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Профессиональный стандарт педагога утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н и имеет официальное название «Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Стандарт должен был вступить в силу с января 2015 года.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент государственной политики в сфере общего образования
ПИСЬМО
от 2 марта 2015 года N 08-237
О переносе срока применения профстандарта педагога Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России сообщает, что Минтрудом России утвержден  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ](зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2015 года, регистрационный N 36091) (далее - Приказ). В соответствии с Приказом применение профстандарта педагога перенесено на 1 января 2017 года.
3. Источники (где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов)
Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах:
программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» (profstandart.rosmintrud.ru);
научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (vet-bc.ru).
на этих же ресурсах размещается информация о профессиональных стандартах, в т. ч. о разрабатываемых и планируемых к разработке.
кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.
4. Функции профессионального стандарта
Стандарт – это:
1. инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире;
2. инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень;
3. объективный измеритель квалификации педагога;
4. средство отбора педагогических кадров в учреждения образования;
5. основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Функции профессионального стандарта педагога:
- преодоление технократического подхода в оценке труда педагога;
- обеспечение координированного роста свободы и ответственности педагога за результаты своего труда;
- мотивировка педагога на постоянное повышение квалификации

5. Концепция и содержание профессионального стандарта
- Главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
- Изменение стандартов подготовки и переподготовки педагога в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
- Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда.
Таким образом, профессиональный стандарт педагога призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, и предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности.
С учетом требований к умениям, знаниям и в зависимости от полномочий и ответственности работника выделяют уровни квалификации, для учителей и воспитателей – это 5 и 6 уровни. В профессиональных стандартах содержатся ссылки на различные справочники, включая те же ЕКС.
Основная цель педагогической деятельности (согласно профессиональному стандарту «Педагог») в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании, осуществляемой учителем, воспитателем, - оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение). Тем самым педагогическая деятельность увязывается с деятельностью образовательной организации.
6. Новые компетенции педагога
Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями:
1. работа с одарёнными детьми;
2. работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
(Инклюзивное образование - ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] inclusif-включающий в себя, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] include-заключаю, включаю, вовлекаю) один из процессов трансформации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Усилия общественности в 1990-х 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей.)
3. преподавание русского языка учащимся, у которых он не является родным;
(Билингвы- двуязычные дети)
4. работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии (ОВЗ);
5. работа с девиантными, зависимыми, социально-запущенными учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.
(Девиа
·нтное поведе
·ние (также социальная девиация)  это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
7. Область применения профессиональных стандартов
а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
б) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
в) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
8. Направления обновления деятельности педагога:
А) в сфере обучения
- разработка, освоение и применение современных психолого-педагогических технологий;
- владение активными, деятельностными методами и формами обучения;
- оценивание личностных и мепредметных результатов обучающихся;
- апробация и использование специальных подходов к обучению;
- переход к общепользовательской ИКТ- компетентности, к предметно- педагогической ИКТ- компетентности.
Б) в сфере воспитания
- осуществление воспитательной деятельности с учётом культурных различий, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- создание в учебных группах разновозрастной детско-взрослой общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.
- нахождение ценностного аспекта учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.
- сотрудничество с другими педагогическими работниками и специалистами в решении воспитательных задач
- владение методами организации экскурсий, походов и др.
В) в сфере развития
- оказание помощи любому ребёнку вне зависимости от его реальных учебных возможностей;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения основных образовательных программ;
- составление психолого-педагогической характеристики (портрета) личности обучающегося;
- разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
- владение стандартизированными методами психодиагностики методами личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся;
- оценивание образовательных результатов, формируемых в преподаваемом предмете предметных и метапредметных компетенций, а также осуществление мониторинга личностных характеристик.
(Метапредметные компетенции. Концепция ФГОС ОО метапредметные результаты обозначает как  освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Межпредметные компетенции – пернос знаний и умений в новую область приложения)
Компете
·нция (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] competere соответствовать,подходить)  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] применять [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Компете
·нтность (компетенция - не верно)  наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Компетентность ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] competens  подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий)  качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.)
9. Оценка выполнения требований стандарта педагога
Оценка выполнения требований стандарта педагога включает:
1. внешний аудит (оценка учеников, оценка родителей);
2. внутренний аудит (аудиторы из числа сотрудников организации);
3. политика педагога в области повышения качества образовательных услуг.
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагогическими работниками:
- Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
- Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности педагога выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
- Оценка соответствия требованиям, предъявляемым педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчётов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлён посредством результативного опроса, наблюдений и анализа документов, записей и иных данных.
- Объём и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного педагога устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из её политики в области повышения качества образовательных услуг.
- Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации педагога и присвоении ему соответствующей категории.
10. Обновления деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников:
Профстандарты  призваны  заменить  Квалификационные  справочники  (Тарифно-квалификационный  справочник  работ  и  рабочих  профессий  (ЕКАТС)  и  Единый  квалификационный  справочник  должностей  руководителей,  специалистов  и  служащих  (ЕКС). 
Если  тарифно-квалификационные  справочники  освещают  вопрос  «что  должен  уметь  делать  работник?»,  то  профстандарт  отвечает  на  вопрос  «как  он  должен  это  делать?»,  чтобы  достичь  максимальной  эффективности  труда.
Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
А) нормативно-правовая сфера деятельности
Компетенции педагога:
- применение на практике основ законодательства о правах ребёнка, законы в сфере образования и ФГОС;
- следование требованиям нормативных, правовых, руководящих и инструктивных документов.
Б) психолого-физиологическая сфера деятельности
Компетенции педагога:
- использование в педагогической деятельности основных закономерностей возрастного развития;
- учёт в образовательном процессе индивидуальных особенностей школьника;
- владение основами психодиагностики.
В) социально-культурологическая сфера деятельности
Компетенции педагога:
- использование в обучении и воспитании детей закономерностей формирования детско-взрослых сообществ;
- умение на основе закономерностей семейных отношений эффективно работать с родительской общественностью;
- умение эффективно выстраивать работу с детско-взрослыми сообществами на основе учёта их социально-психологических особенностей и закономерностей.
Г) общепедагогическая сфера деятельности
Компетенции педагога:
- владение научными представлениями о результатах образования, путях их достижения и способах оценки;
- применение на практике основных методик воспитательной работы;
- проектирование образовательного процесса на основе педагогических закономерностей организации данного процесса;
- применение в практической деятельности положений теории и технологии учёта возрастных особенностей учащихся и др.
11. Изменения в аттестации педагогических работников
Новый порядок аттестации педагогических работников утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 07 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Вступил в силу с 15 июня 2014 г.
Аттестация педагогических работников проводится в целях:
- подтверждения соответствия должности;
- установление квалификационной категории.
12. Модернизация управленческой деятельности
Эффективный контракт – это трудовой договор, в котором более подробно, чем мы привыкли, определены:
1. трудовые функции педагогического работника;
2. показатели деятельности педагогического работника;
3. условия, в которых эффективный договор может быть реализован.
13. Перспективы введения профессиональных стандартов
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
Преодоление технократического подхода в оценке труда педагога.
Обеспечение координированного роста свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
Мотивирование педагога на постоянное повышение квалификации и профессиональный рост.
14. Риски введения профессиональных стандартов
Психологические барьеры по отношению к нововведениям.
Отсутствие у работников общего образования целостного понимания полезности и прогрессивности профессиональных стандартов.
15. Система мер по подготовке педагогических работников к введению профессиональных стандартов
Определение чётких функций, прав, обязанностей и ответственности участников образовательного процесса.
Создание системы эффективного общественного контроля и мониторинга хода введения профессиональных стандартов.
Разработка диагностических инструментариев, позволяющих объективно выявить уровень владения педагогическими работниками компетенциями, заложенными в профессиональных стандартах.
Внесение изменений в локальные акты гимназии (образовательного учреждения) , регламентирующие внутришкольную методическую работу.
Внесение изменений в оценочные листы результативности профессиональной деятельности педагогических работников.
Организация эффективного участия педагогических работников во введении профессиональных стандартов.

16. Содержание и примерные сроки проведения работ для образовательной организации
Определить ответственного в образовательной организации за работу по подготовке к введению Профессиональных стандартов педагога.
Организовать проведение самоанализа профессиональной деятельности каждого учителя (воспитателя) в соответствии с Ппрофессиональными стандартами с использованием оценочного инструментария.
Организовать составление индивидуального плана профессионального развития каждым педагогом с учетом выявленных профессиональных дефицитов.
Составить дифференцированную программу образовательной организации по развитию профессионального уровня педагогических работников
17. Выводы.
Понятие профессиональных стандартов не является новым для России и впервые прозвучало на правительственном уровне еще в 1997 году. Предусмотренные программой Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» реформы в сфере развития кадрового потенциала включали, в том числе, мероприятия по введению «государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям».
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. К.Д. Ушинский



18. Использованные ресурсы
Профстандартпедагогика.РФ/библиотека материалов/НММ/презентации
myshared.ru/slide/1271181
profstandart_pedagogika.pptx
Н.В. Проскурина Профессиональный стандарт педагога. 2013
profstandart.rosmintrud.ru
https://infourok.ru
Википедия




.