Статья о возникновении ансамблевого музицирования


Немного истории. Ансамблевое музицирование зародилось в глубокой древности, в 15 веке в среде пастухов. Сама возможность общения пастухов друг с другом посредством рожков, деревянных труб, жалеек, дудок в привычной им обстановке полей и лесов располагала к ансамблевой игре. Говоря словами Б. Асафьева, появилась возможность излить душу, скоротать досуг. Основными организаторами досуга средствами русского инструментария, на протяжении многих столетий были музыканты - скоморохи. К началу 16 века, с созданием «Государевой потешной палаты», которая предназначалась для увеселения царя и его приближенных, немалое место отводилось скоморохам, большое развитие получило инструментальное исполнительство, распространение получила и ансамблевая игра. Ансамбли состояли из высоко квалифицированных «домрачеев, гусельников, гудошников» и других инструменталистов. Но после вступления в силу указа царя Алексея Михайловича от1648г. Народная инструментальная музыка претерпевает существенные изменения. Ансамбли, на царских торжествах стали состоять из некоторого вида духовых и ударных. И с усилением культурных связей с европейскими государствами, начиная со 2оой половины 17 столетия все активнее распространяются европейские инструменты- органы, клавесины и клавикорды. Для «потехи» сыновей Алексея Михайловича уже были предоставлены не традиционные ранее домры, домришки, гудки, а миниатюрные органы и клавесины. Типичный придворный ансамбль состоял теперь из органа, трубы, скрипок, барабанов, литавр и флейты. А с 1714 года, домры и гусли полностью исчезают из придворной жизни.