Методическая разработка открытого урока на тему: «Современная музыка в репертуаре учащихся струнно-щипкового отделения ДШИ.»


Методическая разработка открытого урока на тему: «Современная музыка в репертуаре учащихся струнно-щипкового отделения ДШИ.»
План - конспект открытого урока преподавателя МОУДО «Железногорская ДШИ» Курской области Фариной В.И.
1.Форма: урок-презентация
2. Место проведения: концертный зал
3. Тема: «Современная музыка в репертуаре учащихся струнно –
щипкового отделения ДШИ»
5.Цель:
- познакомить учащихся с детской музыкой современных композиторов
6.Задачи урока:
а) учебно – образовательные
- приобщить учащихся и любителей музыки к творчеству современных композиторов;
- расширить сферу информации о современном репертуаре для учащихся в ДШИ;
- показать исполнительский уровень игры обучающихся;
- умение передать содержание музыки в соответствии с авторским замыслом;
б) воспитательные
- воспитание интереса и любви к музыке наших современников;
- воспитание исполнительской воли, преодоления сценического волнения;
- воспитание культуры поведения и эстетического вкуса;
в) развивающие
-расширить кругозор учащихся;
- развить память, внимание, мышление, исполнительские способности;
- раскрыть основные средства выразительности;
- определить традиционные и современные черты музыкального языка.
7.Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков
8. Образовательные технологии:
- личностно- ориентированного обучения;
- перспективно-опережающего развития;
- проблемного обучения;
- здоровьсберегающие технологии
9. Оснащение урока:
инструменты домра, гитара, фортепиано, ноты, пульты, подставки
10.Участники урока-презентации:
учащиеся по классу домры -Карпачёв Илья, Жарикова Мария (4кл.), по классу гитары - Олексик Евгений, Пискарёв Илья (3 кл.), Авилов Иван, Скиба Владислав (2 кл.), дуэт в составе Олексик Е. (гитара) и преподавателя Фариной В.И. (домра).
Ход урока
I.Организационный момент. Объявление темы и задач урока
II. Содержание урока: информация о современной музыке и музыкальные иллюстрации.
В современном мире стало появляться много новых и интересных композиторов России, Украины, Белоруссии. К сожалению, новые музыкальные произведения не так часто доходят до нашей школы.
Современная музыка уникальна разнообразием жанров, тем, образов, творческих находок. И в этом мы сегодня убедимся. На уроке прозвучат детские пьесы, произведения, адресованные взрослым исполнителям («взрослая музыка») и обработки современных композиторов. «Современным», условно говоря, является то, что создаётся «сегодня», на протяжении жизни одного-двух поколений, т.е. на протяжении полувека. В концерте прозвучат обработки Валентина Лобова, Владимира Осинского, Евгения Шилина, Владимира Колосова, Игоря Варфоломеева, Александра Коцюбы. Все они профессиональные композиторы, аранжировщики, гитаристы.
Звучит музыка. Русская народная песня «Ты детинушка, сиротинушка» в обработке Валентина Лобова
Цыганская пляска «Две гитары» в обработке Игоря Варфоломеева
Игорь Корнелюк «Город, которого нет», обработка Владимира Колосова
«Песня - душа народа, утверждал когда-то А.Островский.
Испортишь песню – загубишь душу». Сохранить песенный фольклор в первозданной чистоте и в тоже время не превратить его в застывший мемориал, расслышать живое дыхание песни, воплотить её изменчивый, живой облик современными выразительными средствами, приблизить её к слушателю – вот задача, которая сегодня стоит перед современными композиторами.
Звучит музыка .Вариации на тему русской народной песни «Как ходил, гулял Ванюша» в обработке Владимира ОсинскогоЗубченко Олег Васильевич – Заслуженный работник высшей школы, профессор Ростовской консерватории имени С. Рахманинова. Ему принадлежат Хрестоматии юного гитариста для младших и старших классов
Звучит музыка. Олег Зубченко Полька
«Нiч яка мiсячна» в обработке Евгения ШилинаАлександр Затынченко - современный украинский композитор.
В течение 50 лет преподаёт на кафедре музыки в Измаильском Государственном Гуманитарном Университете. Имя Александра Затынченко внесено в энциклопедию «Классическая гитара» в России и СССР». Его перу принадлежит около 200 – х композиций для 6 – струнной гитары, баяна и духового оркестра. Он Заслуженный работник Украины, член Ассоциации гитаристов Украины, автор методических пособий и нотных сборников »Гитара – детям», «Струны гитары».
Звучит музыка.Александр Затынченко «А я по камушкам»
«Художник – это тот, для которого мир прозрачен, кто обладает взглядом ребёнка, но в этом взгляде светится сознание взрослого человека» (А. Блок).
И действительно, для того, чтобы написать интересную, яркую музыку для детей, необходимо помнить с одной стороны, о художественном образе, а с другой – об определённых учебных задачах. И история это нам подтверждает. Если проследить историю возникновения «детской» музыки, то следует вспомнить первую половину XIII века, когда композитор, исполнитель и педагог почти всегда совмещались в одном лице. Известно, что Ф. Куперен, Ж.- Ф. Рамо, Д. Скарлатти, И.С. Бах в своих сочинениях решали не только художественные, но и педагогические задачи. В XIXвеке эти традиции продолжили Р. Шуман и П.И. Чайковский. Особенно активизировалось сочинение «детской музыки» в XXвеке. Западно – европейскую линию представляют композиторы: Б. Барток, К.Орф, П. Хиндемит, Б.Бриттен, отечественную - А.Гречанинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович, А.Хачатурян, Д. Кабалевский, Г.Свиридов, С.Слонимский и другие. Конечно, эти традиции «детской музыки» сложились с начала в клавесинной, а затем в фортепианной музыке. Гораздо сложнее с современными детскими произведениями для струнно-щипковых инструментов, и в частности для гитары. По мнению преподавателей сборники из пьес современных композиторов стали появляться только в последние 5-10лет. Однако наши творческие преподаватели находятся в постоянном поиске, и им удаётся обогатить репертуар различными интересными новыми пьесами.
Какие же общие музыкально – эстетические и педагогические принципы музыки для детей:
выпуклая, почти зримо ощутимая образность, лаконичность и чёткость музыкальной формы, конкретность и выразительность средств музыкального языка, техническая доступность исполнения.
Современные пьесы отличаются многогранной образностью: картинки природы («По камушкам», «Белый цветок»), сказочность («Вечерняя сказка»), звукоизобразительность («Тик-так»). Композиторы используют различные жанры танцевальной музыки: полька, вальс, менуэт и т.д. Народная музыка – источник творческого вдохновения. В современной музыке часто используют фольклор: латиноамериканский, цыганский, испанский («На берегах Испании»).
Музыкальный язык пьес (лад, мелодия, ритм и гармония) отмечен современными признаками: простая и ясная, распевная и выразительная, а порой хроматизированная мелодия, остро-диссонирующие интервалы, терпкие созвучия, движение параллельными септаккордами «секундовые кляксы», напряжённость в гармонии, которая решает колористические илиэмоционально - экспрессивные задачи. В пьесах интересные исполнительские приёмы: удары по струнам, бой, глиссандо и т.д.
Звучит музыкаАлександрЗатынченко«Тик-так»
Маленький вальс
Танец
«Белый цветок»
«Вечерняя сказка»
Александр Иванов – Крамской «Прелюдия» в обработке Олега Зубченко
Олег Копенков – современный белорусский композитор, гитарист, аранжировщик педагог, продюссер. Был преподавателем в Университете культуры, с 1990 года играет в дуэте с Сергеем Кабановым (дуэт «Копокабана»). С 2005 года вышли в свет 10 авторских сборников «Мне иногда бывает грустно», «Копенков в стиле… №2», «Копенков в стиле…№3», «Карнавал», «С миру по нотке» и др.
Звучит музыка Олег Копенков «У берегов Испании»
Русская народная песня «Долина, долинушка». Обработка Юрия ШишаковаДжон Вильямс – один из величайших композиторов
современности, пятикратный Лауреат премии «Оскар», автор музыки к 4 – м олимпиадам, к более 100 фильмам, среди которых: «Звёздные войны», «Инопланетянин», «Челюсти», «Супермен», «Один дома», «Парк Юрского периода», «Список Шиндлера».
Джон Вильямс - видная фигура в мире киномузыки, которую играют все оркестры мира.
На уроке прозвучит «Колыбельная для ангела» из фильма «Список Шиндлера». Фильм рассказывает реальную историю загадочного Оскара Шиндлера члена нацистской партии, преуспевающего фабриканта, спасшего во время Второй мировой войны почти 1200 евреев.
В 1917 году бразильский композитор Зекинья де Абреу написал инструментальную мелодию «Тико-тико», название которой в первоначальном варианте означает «воробей на отрубях», а впоследствии «радущийся воробей в кукурузной муке».Эту мелодию в стиле самбы помнят и любят практически во всех странах мира.
Обработку для 3-х струнной домры и гитары, которую мы сейчас услышим написал современный композитор и исполнитель, преподаватель кафедры народных инструментов Белгородского института культуры и искусств, Лауреат Международных конкурсов Александр Коцюба.
Звучит музыка Дуэт домры и гитары
Зекинья де Абреу «Тико-тико», переложение для гитары Александра Коцюбы,переложение для 4-х струнной домры
Веры ФаринойА счастье…оно где-то рядом
Быть может рукою подать…
Но мы не касаемся взглядом
И слово не можем сказать…
Искать далеко ведь не надо,
Нужно всего – лишь понять,
Что счастье всегда с тобой рядом
Его только трудно узнать.
Звучит музыка Олег Копенков «А счастье, оно всегда ведь где-то рядом»
III. Выводы: проведенный бинарный урок – это одна из форм решения межпредметных связей. Учащиеся в творческой атмосфере показали приобретённые исполнительские навыки и умения и в тоже время расширили свои познания в области современной детской музыки, знакомясь с её содержанием, музыкально-выразительными средствами и исполнительскими особенностями.
Ведущая – преподаватель теоретических дисциплин Прусова Лариса Леонтьевна.
Использованная литература и электронные источники:
Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства Л., 1998
Волков В. Д. [Интервью с музыкантом] В. Д. Волков. – Гитарист, 2002. - №1
Волков В. Д. [Проблема гитарного репертуара] В. Д. Волков. - Гитарист, 2002. – №1
http://www.izmail.es/article/15891/
Музыкальный материал:
Зубченко О. Хрестоматия юного гитариста для учащихся 1-3 классов ДМШ Р.- н.- Д., 2007
Иванников П., Хрестоматия игры на шестиструнной гитаре для начинающих, Донецк, 2007
Колосов В., Хрестоматия шедевров популярной музыки для гитары тетрадь 4, М., 2003
Коцюба А., Сборник оригинальных произведений и переложений для ансамбля домры и гитары «Девять струн», Белгород, 2012
Лобов В. Лёгкие пьесы и обработки для домры и фортепиано
MUZICANEOсайт
Чунин В. Школа игры на трёхструнной домре, М., 1988
Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой - высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.
Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.
Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:
- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
- конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
- создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.