Конспект урока Письмо Деду Морозу


Составитель: Садретдинова Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы БОУ СМР «Кадниковская СОШ»
Домашний адрес и телефон: Сокольский район г.Кадников ул. Р.Люксембург д.62. к.23. т. 8-963-355-00-49.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема: Письмо Деду Морозу.
Цели:
1. Образовательные: закрепить представление о письме как о виде речевой деятельности; познакомить учащихся с речевыми фразами выражения в письме;
2.Развивающие: способствовать формированию навыка написания личного письма, анализа писем по алгоритму, различия видов письма; развивать орфографические и пунктуационные навыки
3. Воспитывающие: способствовать формированию уважительного и благодарного отношения к друзьям и окружающим нас людям. Тип урока: развитие речи
Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация к уроку.. выставка книг, содержащих переписку знаменитых людей; различные виды писем; раздаточный материал (тексты писем для работы в группах).
Оформление доски: благодарность, здравствуйте, до свидания, адресат, адресант;
Ход урока
1.Приветствие учителя. Чтение учителем стихотворения «Здравствуйте»:
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы сказали?
Просто здравствуйте, больше ведь
Мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
Фронтальная беседа:
-Ребята, какое слово часто звучало в этом стихотворении?( здравствуйте, слово приветствие)
- Какие чувства оно вызывает в человеке? (Поднимает настроение, становится радостнее, светлее на душе.)
- Что означает слово «здравствуйте». Какова история возникновения этого слова? .
(« Здравствуйте» – приветствие при встрече (здравствуйте – здравие – здоровье).- И я желаю вам и нашим гостям крепкого здоровья .
- А в письменной речи, где можно встретить это слово «здравствуйте»? в письме
-Итак, сегодня наш разговор о письмах и не только.
- А что такое письмо? Однозначное или многозначное это слово?
- Давайте сверим свои предположения в Толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой и определим значение слова .(2 ученика зачитывают из словарей)
Письмо -1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. (Заказное письмо)2. Умение писать. (Учиться чтению и письму. Искусство письма)3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. (Словесно-слоговое письмо, иероглифическое письмо)4. Манера художественного изображения. (Реалистическое письмо. Икона старинного письма). -А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма.
На перемене я просила Вас обратить внимание на выставку книг, разные виды писем, необычное оформление класса к уроку. Это поможет вам легко справиться с лексической разминкой при работе с викториной.
Викторина.
Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление (письмо) - получатель (адресат - слово на доске)
Цифровое условное обозначение населенного пункта.- индекс
Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель – адресант.
4.Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы – почтальон.
5. Знак оплаты почтовых и некоторых других сборов - марка
6. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. - конверт
2.Коррекция имеющихся знаний по теме «Письмо».
- Для чего нужны письма? Зачем их люди пишут друг другу? (В них сообщают о каких-то событиях, новостях, делятся впечатлениями, обращаются с просьбами , благодарят кого-то…)
Итак, значит Письмо – это
- Средство общения.
- Источник изучения эпохи, обычаев жизни людей.
- Средство выражения кому-нибудь уважения, любви, внимания , благодарности в письменном виде.
- Как сейчас осуществляется доставка писем?
-Ребята, вам по электронной почте пришло письмо. Интересно, от кого оно ? Если вы не возражаете, то я вам его прочту
Создание проблемной ситуации по определению темы урока. Постарайтесь определить адресанта этого письма.
Дорогой милый друг!
Вот уже много лет подряд я получаю от тебя письма. Мне было бы приятно узнать о тебе больше, чем ты любишь заниматься, кто твои друзья. Этот год для меня стал особенным. Я стал символом главного спортивного праздника всей планеты. Дело это очень ответственное. Мне также хотелось бы узнать, что ты знаешь о предстоящей зимней олимпиаде. Какие спортсмены будут отстаивать честь нашей страны? Верю, что и в этом году у тебя есть мечты, о которых ты напишешь мне обязательно.
- Кто вам его мог написать? (Дед Мороз)
-Что вы почувствовали, получив это письмо? (Удивление, желание написать письмо)
3.Работа по теме урока. Работа в группах.
Чтобы написать правильно письмо , необходимо вспомнить структуру написания письма . Составные компоненты письма записаны на доске, установите их последовательность с помощью цифр.
Заключение
Основная часть
Вступление
Обращение или приветствие
Подпись, дата
-Проверим: 4,3,2,1,5 ( взаимопроверка)
4.Работа с речевыми фразами
-Ребята, а как вы думаете: слова благодарности уместны в письме? А в письме Деду Морозу? А какие слова благодарности знаете вы, ребята? Мало. К сожалению, иногда мы просто не уделяем этому должного внимания, забываем сказать спасибо, благодарю. А ведь так важно быть чутким и внимательным к людям, которые оказывают нам внимание и поддержку
Исследователь русского речевого этикета Н.И. Формановская предлагает такие выражения, с помощью которых человек может поблагодарить .
Я вам многим обязана
У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас…
Как я вам благодарен!
Моя благодарность не знает границ.
Я хочу поблагодарить вас.
Вы очень любезны.
Я тронута вашим вниманием.
Это очень мило с вашей стороны.
Вы меня так выручили!
Смотрите, какое богатство! Им мы будем овладевать постепенно.
5.Работа в группах
Поблагодарите друг друга, используя выражения благодарности (устно).
-Что у вас получилось? ( Обучающиеся произносят составленные фразы.)
Учитель: Письма бывают разные… С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.
Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.
Нам важно знать, как живет наш собеседник, интересно знать его мнение о том, что нас волнует. В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах.
К письмам часто прикладывают рисунки и даже поделки.
Но помните: в переписке существует определенный речевой этикет, знание которого необходимо составителям писем.
Слова-подсказки:
1.Письмо-просьба: У меня к Вам(к тебе) большая просьба…
Очень прошу Вас (тебя)…
С приветом…
Заранее благодарен…
2.Письмо- поздравление :Разрешите поздравить… от всей души…
Позвольте пожелать… от всего сердца…
Дорогая…
Уважаемая…
3.Письмо-благодарность: Сердечно…
От всей души…
От всего сердца… благодарю Вас (тебя) за то, что…
Я очень благодарен…
Большое спасибо…
4.Письмо-рассказ: Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Напиши нам о…
С нетерпением ждём ответа…
1. Прежде всего это касается форм обращения и концовки письма. Письмо начинается с обращения. Например: Здравствуй, дорогая бабушка. Или: Добрый день, уважаемый Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
Заканчивается письмо словами прощания. Например: До свидания. И подписью его автора, которой могут предшествовать слова С уважением.
6..Прослушайте несколько образцов писем. Выразительное чтение писем учащимися. (Письма учащиеся подбирали вместе с родителями дома).
Письмо : Письмо Н.А. Островского к своей матери (учебник).
“Милая мама!
Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьезно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное – береги себя.
Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Все будет сделано так, как хочешь ты.
Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица”.
Письмо : Отрывок из письма героя рассказа О.Ф. Берггольц “Лучший друг”.
“Дорогой Павлик!
Ты спрашиваешь, видел ли я северное сияние. Ну, конечно видел. Оно у нас так часто бывает, что мы уже совсем привыкли к нему. Оно бывает разноцветными столбами или разноцветной лентой, или точно занавес опускается с неба, свивается и дрожит, а я больше всего люблю, когда просто полнеба сияет золотисто-желтым светом, - кажется, точно открыты ворота в какую-то прекрасную страну…
Пока до свиданья, Павлик. Пиши мне побольше”.
Письмо.
« Здравствуйте, дорогой Дедушка Мороз!!! Меня зовут …, мне 13 лет. Живу я в г.Никольское. Я учусь в одном классе с замечательными ребятами. Каждый Новый год мы вместе с учителями устраиваем веселые праздники с подарками и конкурсами. Я очень люблю новый год!!! На новый год мы с моей мамой наряжаем елку. Еще мне нравится путешествовать! Прошлый Новый год мы с моей мамой праздновали в Финляндии, в г.Хельсинки. Новый год там отмечают как и у нас, всей семьей, сначала дома, а затем на городской площади в центре Хельсинки. Туда идут ближе к полуночи. На площади выступает хор, а потом небо освещаяется разноцветным праздничным феерверком. А финские дети пишут письма с поздравлениями и пожеланиями Йоулупукки, финскому Дедушке Морозу. Я бы хотела побывать в Великом Устюге! Я бы хотела поздравить Вас, Дедушка Мороз, с наступающем Новым годом и пожелать вам счастья, здоровья, удачи. Продолжайте дарить всем радость!!! Я бы хотела попросить счастья, здоровья для моих родных и близких и для себя. А еще я бы хотела попросить в подарок мобильный телефон. Большое спасибо!!! Желаю вам всего самого наилучшего и исполнения желаний! Веселого Нового года!»
Учитель: Ребята, постарайтесь обнаружить в данных текстах признаки письма, слова благодарности, обороты речи, характерные письмам.
7.Рефлексия. Выразите своё отношение к уроку, выберите нужный смайлик .
Поднимите руки, кто выбрал первый смайлик? Кто второй? Третий?
Я вижу, что урок вам понравился. Я очень рада. Спасибо за сотрудничество.
8.Заключение. Домашнее задание. Дома я предлагаю вам написать собственное письмо зимнему волшебнику. Учитывайте уже написанное для вас письмо.