Конспект НОД по ФЭМП по теме Множества

Конспект НОД по ФЭМП

Тема: «Множества»

Цель: учить объединять предметы по общим признакам, устанавливать соотношение между множествами.
Образовательные задачи.
- Учить объединять предметы по общим признакам: цвету, форме, величине.
- Учить устанавливать соответствие между множествами.
- Продолжать учить счёту до четырёх.
- Продолжать осваивать умение различать правую и левую руки.
- Закреплять умение составлять из частей целое.
- Развивать память и воображение.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать желание играть и выполнять задания в коллективе.
- Воспитывать чувство отзывчивости.
- Развивать чувство удовлетворённости результатами.
- Воспитывать чувство взаимовыручки и желания помочь другим.
Речевые задачи.
- Продолжать формировать у детей навыки речевого общения.
- Расширять словарный запас.
- Продолжать учить отвечать полным предложением, активизируя в речи имена существительные, прилагательные и глаголы.
Материалы: сундук, кукла, бабочка, собачка, ключи, образцы бус, набор геометрических фигур, полянки с цветами, разрезные картинки.
Предварительная работа. Изготовление на занятиях по аппликации бабочек и цветочков для занятия. Закрепить знания цвета на занятиях по рисованию, аппликации, лепке. Закрепить названия элементарных геометрических фигур. На всех занятиях во время физкультминутки упражняться в счете.
Предварительная работа с родителями. Оформление папки – передвижки «Играем дома» на закрепление знаний основных геометрических фигур и цвета. В «Творческой мастерской» изготовить поляну для цветов, с пристегивающимися к ним бабочками.
Ход занятия
Раздаётся стук в дверь. Звучит музыка.
Воспитатель: Ребятки вы слышали? Кто-то постучал нам в дверь. Вы хотите узнать кто там? (Да.)
Воспитатель: Я тогда схожу и посмотрю. (Воспитатель вносит сундук и три ключа). Посмотрите, дети, какой прекрасный сундучок стоит возле нашей двери. Это наверно волшебница проходила мимо и оставила его. Давайте его откроем. Посмотрите, какой большой замок, но у нас есть три ключа. А к нашему замку подойдет только один. Нужно найти какой. Посмотрите, какой они формы? (Треугольник, квадрат, круг.)
Проводится игра: «Найди, какой же?»
Замок сундучка и ключи имеют определённую геометрическую форму. Дети подбирают каждый ключик. Выбор определяется путём приложения ключа к замочной скважине.
- Возьмем первый ключ. Какой он формы? (Ключ круглой формы).
- Приложим его к замочной скважине. Посмотрите, ребята, подходит ключик? (Нет.)
- А почему не подходит? (Не совпадает. У ключа нет уголков, а у скважины есть.)
- Хорошо, ребята. Возьмем другой ключ. А этот ключик какую форму имеет? (Ключик квадратной формы)
- Прикладываем его к замочной скважине. Подходит? (Нет)
- Да, ребятки! Не вставляется. А почему? Кто мне объяснит? (У ключика четыре уголка и четыре стороны, а у замочка меньше)
- А давайте вместе посчитаем. Вначале у ключика. (Вместе считают стороны и уголки) (Один, два, три, четыре)
- Хорошо. У ключика по 4 уголка и стороны. Теперь посчитаем сколько уголков и сторон у скважины. (Один, два, три)
- Да, ребятки, правильно. Не подходит нам и этот ключик. Теперь берем третий ключик. У него есть уголочки? (Да) Посчитаем, сколько их? (Один, два, три) А у замочка? (Тоже три уголочка) Значит, что мы можем сказать? (Углов и сторон у ключика и замочка поровну)
На вопросы отвечают все ребята по очереди. Затем повторяют хором. Добиваться, чтобы дети говорили полным предложением.
Правильно выполненное задание позволяет открыть замок.
В сундучке будет лежать кукла.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Благодаря тому, что вы активно и дружно отвечали на вопросы, наш сундучок удалось открыть. Посмотрите, кто оказался в этом сундучке? (Это кукла Даша.) Она большая или маленькая? (Кукла большая).
Воспитатель: Посмотрите она весёлая или грустная? (Даша грустная)
Воспитатель: Давайте узнаем, что с ней случилось. Она собиралась к нам в гости. Надела красивое платье и разноцветные бусы. Но по дороге верёвочка разорвалась, и бусинки рассыпались. Давайте поможем их собрать.
Проводится игра “Собери бусы”.
Воспитатель показывает детям часть нитки бус и говорит, что они рассыпались. Их нужно собрать, используя для них круги: большие и маленькие двух цветов. У каждого ребенка набор геометрических фигур и образец (начало нитки бус, круги чередуются по цвету и величине). Дети собирают так, как показано в начале нитки, отбирая фигуры по размеру и цвету.
- Посмотрите, ребята, внимательно. Сначала какая бусинка идет? (Большая и красная бусинка) А за ней какая? (Маленькая и синяя)
Помочь детям, у которых не получается. Готовые бусы одевают кукле.
Воспитатель: Посмотрите, дети, какая сейчас стала кукла? (Веселая) Почему? ( Потому что собрали бусы и надели их). Молодцы, вы добрые и отзывчивые – помогли Даше. Я вами горжусь!
Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще есть в волшебном сундучке (достает бабочки). Посмотрите дети, какие красивые разноцветные бабочки. Какого они цвета? ( Красные, синие, желтые).
Воспитатель: Хотите поиграть с ними? (Хотим).
Воспитатель: Какое сейчас у нас время года? (Зима).
Воспитатель: А что делают бабочки зимой? (Бабочки зимой спят).
Воспитатель: А наши бабочки из волшебного сундучка. В ваших руках они сейчас оживут и полетят на полянки, искать красивые цветочки, такого же цвета, как они сами. Возьмите бабочек в правую руку.
Проводится игра “Бабочки”. Звучит музыка. Дети выполняют соответствующие игровые движения. Музыка заканчивается, бабочки садятся на цветочки (пристегиваются к цветочкам на пуговки).
Воспитатель: Рассматривает с детьми полянку с красными цветами. Сколько цветов на первой поляне? Давайте посчитаем. (Один, два, три, четыре).
Воспитатель: Давайте посчитаем сколько бабочек? (Спросить одного ребенка) ( Один, два, три, четыре).
Воспитатель: Что из этого следует? (Что бабочек столько, сколько и цветов).
- Правильно. Одинаковое количество, поровну.
Рассматривает другую полянку. Сколько цветов? Считают. (Четыре).
Воспитатель: Сколько бабочек? Считают. (Три).
Воспитатель: Чего у нас больше? Цветов или бабочек? (Цветов).
Воспитатель: На сколько? (На один).
Воспитатель: Почему? (Потому что без бабочки остается один цветок).
Звучит музыка и дети с бабочками бегут на свои места.
Воспитатель: Умницы, ребята! Все справились с заданием. Все активно работали и были внимательны. А теперь сложите бабочек в коробочку и пусть они спят до весны.
Воспитатель: Вы слышите, ребята, в нашем сундучке кто-то лает? Давайте посмотрим. И достает собачку.
Воспитатель: Дети, кто это? (Собачка).
Воспитатель: Давайте с ней познакомимся и спросим, почему она лает.
Дети: Собачка, как тебя зовут?
Собачка: Дружок.
Дети: Почему ты лаешь?
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, почему она лает? (Голодная, злая, заблудилась и т.д.)
Воспитатель: Она заблудилась и потеряла свой домик. Как называется домик для собаки? (Будка, конура.)
Воспитатель: Поможем ей найти домик? (Да.)
Проводится игра “Разрезные картинки”.
Дети составляют картинки из 4 частей. По ходу игры звучит музыка. Воспитатель помогает тем ребятам у которых не получается, хвалит за старательность и желание помочь собачке. У одного из детей картинка с изображением будки. Воспитатель кладет части картинки в сундук и достает оттуда целую картинку.
Воспитатель: Посмотри, Дружок, какую будку мы тебе нашли. Это твоя?
Собачка: Да, моя. Спасибо вам, ребята.
Воспитатель: Давайте, ребятки, попрощаемся с собачкой. Мы помогли ей найти домик, составляли картинки из частей. Вы очень добрые и отзывчивые дети! Ни кого в беде не оставляете!
Собачка: До свидания, ребята! Ав – ав!
Дети: До свидания, Дружок.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с Дашей. Мы помогли ей собрать бусы. Бусинки были разные: большая красная, маленькая синяя и т. д.
Дети: До свидания, Даша.
Воспитатель: Давайте, ребята, попрощаемся с бабочками. Мы с вами сегодня узнали, что на полянке было больше синих цветов, чем синих бабочек на один, а красных цветов и бабочек поровну.
Дети: До свидания, бабочки.
Воспитатель: Я закрою наш сундучок и поставлю его около двери. Когда волшебница пойдет обратно, она его возьмет.
Звучит музыка. Воспитатель относит сундучок.
Воспитатель: Ребятки, я отнесла сундучок и посмотрите, что я нашла за дверью. Корзинку со сладостями и письмо. Его написала добрая волшебница. Давайте прочитаем.
Ребята, я очень рада, что вы оказались такими добрыми, дружными и отзывчивыми. Вы помогли кукле Даше, не оставили в беде Дружка. Вы справились с очень сложными заданиями: нашли ключ, собрали бусы, посчитали бабочек и цветочки, собрали домик для собачки. И за это я дарю вам подарки. Оставайтесь такими же добрыми, сообразительными и заботливыми. Фея.

15