Презентация программы по хореографии Воспитание культуры личности ребёнка средствами хореографического искусства.


МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «ПРОГИМНАЗИЯ» Программа «Воспитание культуры личности ребёнка средствами хореографического искусства» Учитель хореографии Афанасьева Л.И.г. Сургут 2014 Общие сведения об аттестуемомАфанасьева Людмила ИвановнаОбразование – высшее, закончила Челябинский государственный педагогический институт в 2005 г.Специальность – народное художественное творчествоКвалификация – художественный руководитель хореографического коллектива, преподавательОбщий стаж – 26 лет Педагогический – 17 летДолжность – учитель хореографииКатегория – высшаяСведения о повышении квалификации - курсы «Новые подходы в преподавании хореографии», 2009г., Сургут, БУ ДПО ХМАО-ЮГРЫ «Институт развития образования, удостоверение №14510; «Качество дополнительного образования в рамках введения ФГОС (организация внеурочной деятельности), 2011г., Сургут, АУ ДПО ХМАО-ЮГРЫ «Институт развития образования», удостоверение №7544. Награждена - Премией Главы города Сургута в сфере образования, 2007г., Дипломом победителя «Лучший педагог (преподаватель) дополнительного образования», 2011г., Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, Приказ № 534 К-Н от 05.07. 2005г. Присвоено звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации» № 206322, Приказ от 19 июля 20013г. № 623 К-Н. Актуальность программыПричины создания программы:1.Увеличение количества детей в прогимназии с нарушением осанки и плоскостопия.2.Малоподвижный образ жизни учащихся.3. Введение ФГОС в младшее школьное образование и нового закона «Об образовании в РФ №273 от29.12.2012г.». Современная социальная и экологическая обстановка, особенно на Тюменском Севере, привела к падению уровня физического и психического здоровья детей. Духовно – нравственное воспитание, исполняя роль базисного фактора разностороннего творческого развития и самореализации личности, её гармонизации, способствует внутренней целостности, психологическому комфорту и адекватности реакций и тем самым – нормальному психическому развитию, но в то же время предполагает серьёзные меры по формированию культуры личности ребёнка. Личностная ориентация, гуманизация и демократизация образования требует более сбалансированного, комплексного подхода, и в частности – использования возможностей духовно – нравственного развития, эмоциональной и волевой сфер, творческих способностей, социальной мобильности и адаптивности в их единстве на основе культуроёмкости образования. Учитывая, потребности современного общества и решая задачи, поставленные государством в сфере образования, предмет хореографии включён в базисный учебный план образовательного процесса прогимназии, как третий час занятий «физической культуры». Образовательный процесс должен быть нацелен на развитие приоритетных качеств личности. Так обобщенная модель выпускника должна иметь следующие характеристики: 1. имеет минимально допустимый (стандарт) или максимально возможный уровень знаний, высокий уровень знаний, умений и навыков по хореографии, высокий уровень познавательной активности; 2. характеризуется развитыми общими и хореографическими способностями; 3. стремится к творческой самореализации; 4. владеет цивилизованными нормами межличностного общения и социального поведения; 5. имеет мотивацию к здоровью и здоровому образу жизни; 6. имеет потребность в постоянном самосовершенствовании; 7. ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой; Задачи: выявить и развить способности детей, имеющих склонности и желание к занятиям танцам; научить школьников воспринимать хореографическое искусство как неотъемлемую часть жизни каждого человека на основе приобщения к лучшим образцам Российского и мирового хореографического искусства; способствовать развитию интереса к танцевальному искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в собственном творчестве (импровизация, сочинение); обучение основам хореографического мастерства через овладение учащимися специальных исполнительских действий (тренировочных упражнений, танцевальных элементов, приёмов их соединения, размещения в пространстве); сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие танцевальных постановок (жанры, стили, формы, понятие «художественный образ в танце»); сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;Основная цель программы – воспитание культуры личности ребёнка. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь». (С.Л.Рубинштейн). ФГОС начального общего образования на первый план выдвигает формирование творческого компонента мышления. Креативные люди способны продуцировать оригинальные идеи и претворять их в жизнь, умеют быстро находить выход из сложных проблемных ситуаций, диктуемых повседневной жизнью. В основе формирования креативного мышления учащихся младших классов лежит развитие творческой активности. Одной из задач формирования креативного мышления учащихся младших классов является создание условий (психофизических, педагогических) развития творческой активности. Начальная школа – важнейший этап в становлении учебно–познавательных, эмоционально–нравственных и деятельностных отношений детей на основе единства чувственного и рационального познания. Школьная пора – время интенсивного формирования умственных и творческих способностей человека. Младший школьный возраст это особо важный период психологического развития личности, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, поэтому развитие творческого мышления обучающегося, на мой взгляд, является одной из основных задач обучения в современной школе. Основное содержание программы Модифицированная программа «Воспитание культуры личности ребёнка средствами хореографического искусства» разработана на основании Федеральных государственных стандартов в области школьного воспитания, рассчитана на 4 года обучения для учащихся начальной ступени общего образования, направлена на духовно – нравственное воспитание (рецензия декана факультета «Народное художественное творчество» Челябинского Государственного Педагогического Университета, заслуженного артиста России, доцента кафедры хореографии Клыкова Г.А.). Программа предназначена для детей младшего школьного возраста общеобразовательного учреждения и их родителей, учителей хореографии и ритмики общеобразовательной школы, педагогов дополнительного образования в области танцевального искусства. Для занятий хореографией отбор детей по физическим данным не ведётся, является обязательной дисциплиной для всех учащихся 1-4 кл. Сроки реализации программы: 2009 - 2014г. Коллективно-порядковые упражненияФигурное построение по заданному рисункуУпражнения, игры на координациюУпражнения, игры на внимание, память.Умение, навыкОриентация в пространствеРазвитие координацииРазвитие зрительной памяти, вниманияПодготовка мышц к работе.Комплекс разминки.Дисциплинирует, настраивает на занятие Музыкально - ритмические упражненияХарактер, темп музыкального произведенияМузыкальный размерУпражнения на внимание, на развитие памяти.Знание , умение. исполнениеЭмоциональное восприятиеРазвитие музыкальности в исполнении движенийРазвитие памяти, вниманияРазвитие ритмичности в исполнении движенийХлопки, притопы с ритмическим рисункомХарактеристика музыкального произведения Партерная гимнастикаУпражнения для исправления осанкиУпражнения для эластичности, гибкости, силы мышцУпражнения для правильного положения стопы Знание, умение, исполнениеФизическое развитиеПрофилактика плоскостопияРазвитие выносливостиЗначимость здорового образа жизниЛегкие и силовые прыжкиПравильная осанкаБеседы о здоровом и активном образе жизниИнформация о физиологическом строении человека Классический танец.Знакомство с основным жанром хореографииПросмотр балетных спектаклейНачальные тренировочныеупражненияЗнание и исполнениеХарактеристика жанраосанкаАпломб (устойчивость)Физическая сила Народный танецЗнакомство с русским танцевальным искусствомНациональные танцыПостановка и исполнение танцевальных композицийЗнание, исполнениеХарактеристика жанраТанцевальные качестваЭмоциональностьЛичная и коллективная ответственностьТанцы народов мираУважительноеобщение Бальный танецСпортивно – бальный жанрМассовый бальный танецПостановка и исполнение танцевальных композицийЗнание, умение, исполнениеХарактеристика жанровТанцевальные качестваЭмоциональностьУважительноеобщение Эстрадное, современные направленияЛичная и коллекивная ответственность Композиция танцапостановка детских танцевЗнание, исполнениеТанцевальные качестваВнимание, памятьЭмоциональность, самовыражениеУважительноеобщение Личная и коллективная ответственность Танцевальная импровизация.Самостоятельное сочинение и проведение разминкиСочинение этюдов, экспромтов на заданную темуИгры по актёрскому мастерствуЗнание, умение, исполнениеТворческая, созидательная деятельностьОбразное мышление, художественное воображениеРазвитие зрительной, мышечной памятиСочинение танцевальных этюдов на основе проученного материала Эмоциональное восприятие Музыкальность в исполнении Воспитательно-познавательная деятельность.Рисунки учащихсяСочинения учащихсяПросмотр балетных спектаклей Знание, умениеПросмотр выступлений профессиональных коллективовХарактеристика жанров, направлений хореографического искусстваПросмотр открытия главных спортивных мероприятийЛекции, беседы«Хореография – искусство танца»«Хореография в спорте»«Моё здоровье – моё богатство»Выбор вида деятельности в хореографии и спортеПриобщение к миру прекрасногоПозитивное, коммуникативное общение рисунки, сочинения учащихсяКлассический жанрНародный жанрСпортивно-бальный танецДетский танец Программа направлена на реализацию личностно - ориентированной модели взаимодействия, построенной на сотрудничестве педагога с детьми Деятельность представлена различными профессионально – деятельностными спектрамисоздание ситуации общения, позволяющей каждому проявить инициативу самоопределиться и самореализовыватьсяоцениваниеПо конечному результатуПо процессу деятельности Программа построена «от простого к сложному»Разделы вида деятельностиСодержание разделовСтруктура разделовМир прекрасногоэстетическуюнравственнуюдуховнуюФормирует основу личности ребёнкафизическуюНе нарушает целостный педагогический процессУчитывая интересы учащихся Направления реализации программы Конкурс «Интересная скакалка»«Папа, мама, я – спортивная семья» Малые Олимпийские игры Презентация клуба «Олимпиец» Посвящение в гимназистыТворческая деятельность хореографического коллектива «Улыбка» руководитель Афанасьева Л.И. Тематический праздник «Музыкальный город» Ежегодный «Отчетный концерт» Праздничный юбилейный концерт. Международный женский деньПоследний звонок Конкурс национальных культур «Калейдоскоп» Тематический конкурс «Щедрый вечер» Городской конкурс - фестиваль «Радуга детства» Участие в городских мероприятиях Региональный конкурс «Танец души» Окружной конкурс «Романтические балы» Оценка эффективности реализации программыУровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования отражаются в новых возможностях обучаемых, рост их личностного потенциала. Эффективность данной программы зависит не только от содержания и объёма учебно-танцевального материала, формы проведения уроков, но во многом будет определяться системой отслеживания результатов и его своевременная корректировка. Мониторинг «Результат образовательного процесса» Результат мониторинга «Оценка и анализ качества образовательного процесса» Основываясь на результаты диаграммы и личные отслеживания, в период 2010 – 2014г., реализация данной программы позволяет учащимся активизировать творческие способности, прививать устойчивый интерес к хореографическому искусству и воспитывать в себе культуру личности. Сохранность контингента детей, занимающихся в школьном хореографическом ансамбле «Улыбка»Выпускники прогимназии, обладая знаниями, умениями, навыками, приобретёнными в ходе реализации программы «Воспитание культуры личности ребёнка средствами хореографического искусства» имеют устойчивый интерес к занятиям танцевальным творчеством и приобщение к нему. Данные о группах здоровья, индексе здоровья учащихся (за 2013-2014 уч.год).Классы Учащиеся с основной группой здоровьяУчащиеся с основной группой здоровья, занимающиеся в хореографических коллективах, оздоровительно - спортивных секцияхИндекс здоровьякол-во%кол-во%кол-во детей, не болевших ни разу%1-468184,762277,256372,6Данные таблицы свидетельствует о достаточно высоком количестве здоровых детей в прогимназии. При выходе из школы выпускник должен уметь управлять собственным организмом, знать, что здоровье он может сохранить не в поликлинике, а в танцевальном классе, спортивных залах, там, где его организм сможет получить жизненно важную дозу движений.Состояние здоровья  учащихся - один из основных показателей деятельности школы, которая ставит задачу развития, получения высоких качественных характеристик обучения при сохранении уровня здоровья учащихся. Анализируя данные показатели, можно отметить положительную динамику: 2010 - 2012 уч.г. - показатели специальной группы остались на одном уровне, из подготовительной группы 7 человек были переведены в основную группу. В 2013г. - 3 человека были переведены в подготовительную и 3 человека в основную группы здоровья. На положительный результат повлияли разные факторы, и, в частности, регулярные посещения занятий хореографии, физической культуры, адаптивной физической гимнастики, включенность в спортивные мероприятия.Группы здоровья, занимающиеся двигательной деятельностью. Ожидаемые результаты реализации программы1. Снижение темпа роста показателя общей заболеваемости среди детей от момента поступления в школу до ее окончания.2. Сформированный интерес к творческой деятельности.3. Увеличение доли детей, у которых сформировано осознанное отношение к своей активной деятельности, а именно ребенок не только посещает уроки хореографии, физической культуры, но и дополнительные кружки, секции дополнительного образования по разным видам деятельности в прогимназии и в городе.4.Решение детьми интеллектуальных задач, адекватных возрасту; самостоятельное применение усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач. Достижения учащихся в рамках реализации программы «Воспитание культуры личности ребёнка средствами хореографического искусства». Личные достижения аттестуемого в области образования "Танец воспитывает, обучает и уравновешивает душу, изощряет прекраснейшим зрелищам дивной гармонии… и обнаруживает общую красоту души и тела»". Древнегреческий философ Лукиан. Спасибо за внимание!