Презентация обследования оптической дисграфии и дислексии часть 1


Оптическая дислексия и дисграфия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах . Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов: Замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ,ц,— щ); Замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, 6 — д, с — х, х — ж);Замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш); (Т-Г,Ь-Р,Н-П-И). Зеркальное написание букв (с — е, э — е).Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических представлений. Данная дислексия и дисграфия связаны :с нерасчленённостью зрительного восприятия форм; с недифференцированностью представлений о сходных формах; с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений; с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза. Наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственного гнозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов отмечаются неточности, ещё больше ошибок отмечается при рисовании по памяти. В процессе рисования и конструирования фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются линии по сравнению с образцом. Выявляются трудности узнавания букв, написанных одна над другою, дети не могут отличить правильную букву от неправильной, плохо конструируют знакомые буквы, не справляются с добавлением недостающих элементов буквы и преобразованием одной в другую. Выполнение этих заданий требует умения определять различие сходных оптических изображений, анализировать, представлять изображение или букву как целое, состоящее из определённых элементов, по-разному расположенных друг к другу. Неточность в изображении букв может выражаться в следующем: 1. В не дописывании элементов букв (и -вместо у, здесь написан лишь один её элемент).2. В добавлении лишних элементов (в букве ш или m может быть написано 4 элемента вместо 3-х).3. В написании вместо нужного элемента относительно сходного с ним (ю- вместо последнего элемента буквы н здесь написан элемент от буквы к). В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу (от второй и третий элементы буквы ю здесь расположены не справа, а слева).Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв. Например, буква ж может заменяться на х по причине "недоучета" ребёнком её средней части; буква д может заменяться на б по причине некоторого видоизменения ребёнком её второго элемента и неправильного расположения его в пространстве по отношению к первому (верх вместо низа); буква у может заменяться на и ввиду "подмены" её второго элемента; заглавная буква Е может заменяться на 3 (или наоборот) из-за неправильной её ориентировки в пространстве по отношению к правой и левой его стороне.При наличии в письме ребёнка подобных ошибок нужно прежде всего убедиться в том ,что они действительно имеют"зрительное" происхождение. Ведь буквы Ш и Щ, Ц и Щ могу смешиваться на письме не только из-за их оптического сходства, но и по причине не различения ребенком на слух соответствующих звуков. Поэтому здесь должна проводиться как бы двойная проверка. Если в ходе её будет выяснено, что ребёнок, заменяющий на письме буквы Ц и Щ,Ш и Щ, свободно различает на слух соответствующие звуки в словах типа "цель" и "щель", "шёлк" и "щёлк",то здесь действительно в затруднениях зрительного порядка.Правда, нельзя полностью исключить, что в отдельных редких случаях один и тот же ребёнок может одновременно затрудняться и в зрительной дифференциации букв Ш и Щ, и в слуховой дифференциации соответствующих им звуков. В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в следующих направлениях: 1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе буквенного.2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.3. Формирование пространственного восприятия и представлений.4. Развитие зрительного анализа и синтеза.5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: а) назвать предметы по их контурам;б) назвать недорисованные предметы;в) назвать перечёркнутые изображения; г) выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;д) определить, что неправильно нарисовал художник;е) распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры) (заяц, курица, цыплёнок);ж) распределить изображения предметов по их реальной величине (Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине);з) подбор картинок к определённому цветовому фону (Детям предлагаются фоны ("лужайки") разного цвета: красного, зелёного, жёлтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуз, огурцы, листа; цыплёнка, репы, дыни; мака , помидора ,клубники ;сливы, василька, синей мяты.) Назвать предметы по их контурам: 2. Назвать недорисованные предметы: 3. Назвать перечеркнутые изображения: 4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга: 5. Определить, что неправильно нарисовал художник: 6. Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры): 7.Распределить изображения предметов по их реальной величине. 8. Подбор картинок к определенному цветовому фону. 9. Игра "Геометрическое лото". Покажи все предметы квадратной формы. Покажи все предметы овальной формы. Посмотри на рисунок дома и сосчитай, сколько на нём овалов. 12. Подбор парных карточек с геометрическими фигурами. Предлагаются карточки с тремя геометрическими фигурами(Каждому ребёнку даётся серия из 3-х карточек. Фигуры могут быть раскрашены разным цветом: красный треугольник, синий квадрат, зелёный круг, жёлтый овал. Логопед показывает Одну из карточек. Детям даётся задание показать парную (точно такую же). 13. Нахождение фигуры среди других. 19.Выполнение тестов Равенна. Детям предлагается найти нужную вставку 20. Игра 'Танграм". Детям предлагается по образцу сложить фигурки из различных по величине и форме геометрических фигур(треугольники, квадрат, ромб).Вырезается квадрат, наклеивается на картон, разрезается по разметке. Детям предлагается сложить по образцу фигуры из тренировочных упражнений, затем предлагаются индивидуальные карточки с изображением фигур: аист, бабочка, вертолет, гусь, дом, ель, ёлка, жаба, заяц, кошка, лиса, машина, пароход, ракета, робот, самолет, утюг, цветок.21.Игра"Колумбово яйцо" (проводится аналогично "Танграмму", но фигуры имеют одну сторону закруглённую). 22. Анализ нелепых картинок. Детям предлагается рассмотреть картинки и определить, что на них нарисовано неправильно. Найди тень от пирамидки.Тень от какого предмета нарисована справа от пирамидки? В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например : а) найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления); б) сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным). Для этого логопед предлагает детям карточки с различными буквам. в) назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями (сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребенку); г) Найди буквы, состоящие из одинакового количества элементов — «палочек».д) определить букву в неправильном положениие) обвести контурные изображения букв;ж) дописать букву;з) выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать); и) на фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы; к) конструирование печатных и рукописных букв из элементов;л) вырезание из бумаги смешиваемых письменных букв и сравнение их начертания;м) реконструирование букв (добавляя элементы, сделать из Р букву В; уменьшая количество элементов, сделать из Ж букву К; изменяя пространственное расположение элементов , сделать из Р букву Ь или из буквы Т - букву Г); С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания: а) запомнить 4-6 картинок, а затем найти их среди других 8-10:б) запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5 ), а затем выбрать их среди других (8-10);в) разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности;г) игра " Чего не стало? " На столе раскладываются 5-6 игрушек или других предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало;д) игра "Что изменилось?" Логопед раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед меняет незаметно их расположение. Дети должны определить, что изменилось, и восстановить первоначальное расположение картинок.е) зрительные диктанты по И. Т. Федоренко. При устранении оптической дислексии и дисграфии проводится работа и по уточнению пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерные задания:а) написать определённые буквы справа или слева от вертикальной линии;б) положить кружок, справа от него - крестик, слева от крестика поставить точку;в) нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - круг. Аналогичные задания: нарисовать кружок, справа от него - крестик, сверху крестика поставить точку; нарисовать треугольник, слева от треугольника - кружок, выше треугольника поставить точку. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв. На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. ЛИТЕРАТУРА. 1. Садовникова И.Н. "Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М. Владос,1995.2. Корнев А.Н."Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: ИД. "МиМ",19973. Иваненко С.Ф."Формирование восприятия речи у детей с тяжёлыми нарушениями произношения. - М: Просвещение Л 9844. "Угадай, как нас зовут": игра и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/Под ред. Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко и другие-М :Просвящение,1994.5. Парамонова Л.Г "Говори и пиши правильно. "СПб:"Дельта".,1996.6. Лалаева Р.И."Логопедическая работа в коррекционных классах".-М.: Гуманит.изд.центр Владос,1988.7. Логопедия/ Под ред.Л.СВолковой.-М,1995.8. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. -М. Аквариум,СПб.: Дельта, 1995.9. Игры и игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей детей.-Курск: АП."Курск", 1995.10. Петерсон Л.Г. ; Кочемасова С.Ч.. Игралочка, часть 1 , - М. : ИНПРО - РЕС, 199711. Селиверствов В.И.. Речевые игры с детьми.-М, 199412. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у детей. -М., 198313. Рисуй, играй, смекай. / Под ред. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др.-Ярославль.: "Академия развития", 1997.14. Забавные прописи / Под ред. Пасс Ю.М. : 4INKA PRESS, 199215 . Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и соглас­ные звуки и буквы. Заглавная буква. Логопедическая тетрадь. — М.: Школьная Пресса, 2005. («Начальная школа: воспитание и обучение. Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник»; Вып. 7).О.Е. Клеймёнова « Оптическая дисграфия и дислексия, пути её коррекции».-Курск.: ООО « Учитель»,2011г.Расскажи, что где находятся? - М. «РОСМЭН-Пресс»,2004г.Иншакова О.Б.Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет в ч.2.-М.: Владос, 2003г.Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста .,В.И. Липакова, Е.А.Логинова. Л.В. Лопатина.-Санкт-Петербург,:»СОЮЗ»,2001.Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир, — М.: Генезис, 2003.Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.