Родительское собраниеПомощь родителей – какой она должна быть?

Родительский клуб

Помощь родителей – какой она должна быть?
Правила передачи ответственности. Проблемы ошибок.

Цель: выработка умения грамотно взаимодействовать с ребенком; получение обратной связи от участников.
Контингент участников: родители учащихся 1-5-х классов.


Теоретическая часть

Родители часто спрашивают, как правильно помогать ребенку в выполнении домашнего задания. Как быть, если ребенок что-то делает, вмешиваться или нет? Ответ таков: не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой все в порядке».
Совсем по-другому должен реагировать родитель, если ребенок не справляется с чем-либо, сталкивается с трудностями. Тогда позиция невмешательства не годится.
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
При этом берите на себя только то, что он не может выполнить. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте ему ответственность за их выполнение.
Бывает, что ребенок не хочет что-то делать. Как быть: заставлять или нет? Все зависит от причин «непослушания». Чаще всего корень отказов лежит в отрицательных переживаниях ребенка.
Прислушайтесь к тому, как вы общаетесь. Теплый, дружеский тон самое главное в общении. «Руководящие указания», наверно, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только появляются «руководящие указания», работа вместе прекращается. Ведь вместе значит, на равных.
Бывают излишне заботливые родители, они отнимают у ребенка энергию его собственных желаний.
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
Существует опасность слишком долгого и настойчивого участия родителей в совместном деле. Необходимо вовремя перестать делать за ребенка то, что он способен делать сам. Обратите внимание на следующее правило: постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка, передавайте ответственность ему.
Здесь речь идет о снятии мелочной заботы, затянувшейся опеки, которые просто мешают вашему сыну (или вашей дочери) взрослеть. Передача им ответственности за свои дела и поступки самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к ним. Она делает их сильными и уверенными в себе, а ваши отношения радостными и спокойными.
Процесс передачи ответственности непрост. Его надо начинать с мелочей. Но даже по поводу этих мелочей родители очень тревожатся. Это и понятно: ведь приходится рисковать временным благополучием. Как парадоксально это ни прозвучит, но ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте.
Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия) Только тогда он будет взрослеть, и становиться самостоятельным.


Практическая часть

Задание на самоанализ
Разделите лист бумаги пополам и напишите над левой и правой частью: «Сам(а)» и «Вместе с мамой (с папой)». Перечислите в них те дела, которые ваш ребенок решает и делает сам, и те, в которых вы участвуете. Например:
Сам(а)
1. Встаёт в школу
2. Выбирает, с кем дружить и т.д.
Вместе с мамой (с папой)
1. Делаем трудное домашнее задание
2. Убираем квартиру и т.д.

Подумайте, что из правой колонки можно уже сейчас передвинуть в левую. Помните, каждое такое перемещение важный шаг к взрослению ребенка.
Желающие высказываются вслух, группа принимает участие в обсуждении.
В конце встречи участники говорят о том, что они получили на этом занятии, какие вопросы они хотели бы рассмотреть в дальнейшем. Раздаются листки с «Правилами общения».

Правила общения
Правило 1.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой все в порядке».

Правило 2.
Если ребенку трудно и ребенок готов принять вашу помощь, обязательно ему помогите.
Если решили помочь, то:
1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить.
2. По мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте ему ответственность за их выполнение.

Правило 3.
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте ему ответственность.

Правило 4.
Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
15