Рабочая программа Основы игры на музыкальном инструменте


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область:
ВО. 00. «Вариативная часть»
Учебная программа по предмету
В.02 «ОСНОВЫ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ»
(ФОРТЕПИАНО)
Срок реализации образовательной программы 7 лет


Составила:
преподаватель Савченко И.А.
г. Кириши 2015 г.
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
1. Направленность программы
2. Актуальность программы
3. Характеристика программы учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте», место программы и ее роль в образовательном процессе
4. Цели и задачи учебной программы по предмету «Основы игры на музыкальном инструменте»
5. Срок реализации программы по учебному предмету
6. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы учебного предмета
7. Форма проведения учебных аудиторных занятий
8. Обоснование структуры программы по учебному предмету «Основы игры на музыкальном инструменте»
9. Методы обучения
10.Ожидаемые результаты
11.Результаты освоения программы
12. Описание материально-технических условий реализации программы по учебному предмету
II.Содержание программы по учебному предмету «Основы игры на музыкальном инструменте»
1.Структура и примерное содержание учебной дисциплины
2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
3. Сведения о затратах учебного времени
4. Годовые требования по классам
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V.Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Литература для педагога
Литература для детей
Методическая литература
Учебно – методические пособия
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Направленность программы - художественная
2. Актуальность программы по учебному предмету «Основы игры на музыкальном инструменте»
Эстетическое воспитание – один из факторов формирования нравственности, всестороннего развития, творческих и художественных способностей подрастающего поколения. Важным разделом эстетического воспитания является музыкальное образование, которое представляет собой основу формирования общей культуры личности.
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее», – эти слова Шостаковича как нельзя точно передают важность музыкального образования в системе эстетического воспитания.
Опираясь на музыкально – эмоциональный опыт детей и подростков, синтезируя их знания и навыки на основе глубоких межпредметных связей, предмет «Основы игры на фортепиано» даёт обучающимся музыкальное образование, приобщает детей к сокровищнице музыкального искусства, формирует их эстетические вкусы. Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на развитие музыкальных способностей, личностных качеств ребенка (самостоятельность, творческий подход к поставленным задачам), на формирование навыков социального поведения. Данная программа учитывает возрастные особенности и индивидуальные способности детей.
Индивидуальный подход к каждому обучающемуся способствует развитию личности, раскрытию её творческих возможностей. Данная программа позволяет обеспечить разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Учёт этих особенностей позволяет найти наиболее целесообразные и действенные приёмы и методы обучения: объём изучаемого музыкального произведения, сложность, темп обучения. Дифференцированный подход позволяет составить индивидуальную программу обучения, дающую возможность полноценно развивать творчество и индивидуальность в познании и самовыражении.
3. Характеристика программы учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте», ее место и роль в образовательном процессе
Программа по учебному предмету "Основы игры на музыкальном инструменте" относится к вариативной области программы «Хореографическое творчество», направлена на всестороннее профессиональное, творческое и духовно- нравственное развитие учащихся ДШИ.
Одна из особенностей обучения игре на фортепиано – это интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, причём не только узко специальных (то есть музыкальных), но и тех способностей, которые необходимы человеку в повседневной жизни:
хорошая координация, которая развивается в результате одновременной игры двумя руками, а прием педализации подразумевает включение в исполнительское мастерство ног и, таким образом одновременно получают развитие оба полушария головного мозга;
развитие памяти, т.к. обучение игре на фортепиано предусматривает усвоение множества специфических музыкальных терминов и знаков, обозначение многих из них дается на итальянском языке, а также исполнение музыкальных произведений на память;
развитие перспективного мышления достигается развитием способностей у пианиста мыслить вперед, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения;
развитие пальцевой моторики, которая напрямую связана и с развитием речевых навыков детей;
игра на фортепиано развивает не только творческие способности, но и гибкость и вариативность мышления.
4. Цель и задачи программы по учебному предмету «Основы игры на музыкальном инструменте»
Цель программы - развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение искусством игры на фортепиано.
Задачи, решаемые в процессе реализации программы:
Обучающие:
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений.
ознакомление с новыми разнообразными музыкальными произведениями;
обогащение словарного запаса детей специальной музыкальной терминологией;
совершенствование владением исполнительского аппарата (посадка за инструментом, положение рук, пальцев, корпуса);
изучение приемов звукоизвлечения и умения пользоваться динамическими красками;
совершенствование основ исполнительской культурой (работа над музыкальным образом, характером, настроением произведения, пониманием основной идеи);
получение знаний о выдающихся композиторах, особенностях их взглядов и творческого метода, исторической эпохи, в которой было написано произведение;
совершенствование приёмов работы над музыкальным произведением с целью его публичного исполнения;
обучение технике аккомпанемента (на примере ансамблевой игры)
Развивающие:
развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
развитие умения организовать свою домашнюю работу
развитие психических функций (восприятие, воображение, воля, внимание);
развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение;
развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма;
развитие технических навыков звукоизвлечения (звуковедение, беглость пальцев, техника динамики, штриховая культура, техника педали);
развитие техники чтения с листа;
Воспитательные:
формирование и воспитание грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи;
Воспитание навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
воспитание уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.
воспитание уважения ребёнка к самому себе и своему творчеству, творчеству сверстников;
приобщение ребёнка к нравственно-духовным, общечеловеческим и гуманистическим ценностям
5. Срок реализации программы по учебному предмету «Основы игры на музыкальном инструменте»- Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 7 лет. Занятия проводятся в объеме 1час в неделю со второго по восьмой класс.
Возраст учащихся: 8-16 лет
6. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте»
Трудоемкость в часах
Недельная нагрузка
Срок обучения 7 лет (недельная нагрузка)
классы I II III IV V VI VII VIII
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) - 1 1 1 1 1 1 1
Продолжительность учебных занятий (в неделях) - 33 33 33 33 33 33 33
Трудоемкость в часах
ПО.01. Хореографическое творчество
ВО.00. Основы игры на музыкальном инструменте (вариативная часть)
Максимальная учебная нагрузка (всего) 481
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 231
в том числе: Самостоятельная работа обучающегося (всего) 250
в том числе: - выполнение домашнего задания 2-8 кл. -1 час в неделю
- посещение учреждений культуры
(филармония, театры, музеи и др.) В течение всего периода обучения (индивидуально и коллективно)
- участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительская деятельность В течение всего периода обучения
Текущая аттестация: контрольные уроки 1-7 класс, первое, второе полугодие полугодиеИтоговая аттестация 8 класс, второе полугодие
7. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
8. Обоснование структуры учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
9. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
информационно-рецептивный
репродуктивный
проблемное изложение
частично-поисковый или эвристический
исследовательский
10. Ожидаемые результаты
В процессе обучения учащиеся должны:
- овладеть навыками индивидуальной  и групповой работы, концертной деятельности, навыками игры на фортепиано;
- уметь грамотно, выразительно исполнять фортепианные произведения основных жанров и стилевых направлений как сольно, так и в ансамбле
- читать нотный текст с листа;
- владеть знаниями в области музыкального искусства;
- уметь словесно проанализировать фортепианное произведение, т.е. сделать его анализ.
11.Результаты освоения программы:
воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
 знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений различных жанров и форм;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
12.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте»
Малый концертный зал с концертным роялем
Большой концертный зал с концертными роялями
библиотека с нотной и музыкально- педагогической литературой
учебные аудитории для индивидуальных занятий с фортепиано
наглядные пособия
II. Содержание учебного предмета "Основы игры на музыкальном инструменте"
Структура и примерное содержание учебной дисциплины
2 КЛАСС
введение ребенка в мир музыки;
знакомство с музыкальным   инструментом, его возможностями;
постановка пианистического аппарата;
познание принципа нотописания, запоминание расположения нот на нотоносце;
хорошего ориентирования на клавиатуре фортепиано;
первые представления о характере мелодии, фразе, цезуре (дыхание),
          сходстве и контрастности мелодических построений;
выработка слуховых различий простейших длительностей;
основные приемы звукоизвлечения (legato, non legato, staccato);
развитие элементарных навыков выразительного исполнения легчайших
          одноголосных мелодий.
ознакомление с новыми разнообразными музыкальными произведениями и исполнителями
3 КЛАСС
владение элементарных, двигательных навыков (экономичность и          пластичность движений, удобство и легкость исполнения);
знакомство с иностранными обозначениями темпов, динамики;
добиваться выразительного интонирования мелодии и осмысленного исполнения фразировки;
развивать слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани двумя руками одновременно;
совершенствовать мелкую технику и овладевать элементарными приемами аккордово-интервальной техники.
4 КЛАСС
добиваться темповой устойчивости, ритмической и динамической четкости и ровности, артикуляционной ясности исполнения;
понятие основных темповых и динамических обозначений;
осознание учащимися характера, образа исполняемых произведений;
накопление музыкально-слуховых, технических и организационных навыков при разучивании произведений;
привитие самостоятельности в разборе текста;
развитие гармонического, тембро-динамического слуха.
5 КЛАСС
естественное усвоение двигательных навыков на базе изучения художественных произведений;
понятие основных темповых, динамических обозначений;
освоение пунктирного ритма;
понимание музыки, ее формы и содержания;
развитие музыкального компонента: эмоционального воздействия и переживания музыки;
осмысление закономерности развития музыкальной ткани, логики гармонических последовательностей и движения голосов.
6 КЛАСС
развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы); других видов фортепианной техники;
совершенствование единства двигательно-технических задач с художественно-музыкальными;
понятие основных темповых и динамических обозначений;
формирование активного, самостоятельного, творческого мышления;
владение интонационной сферой звучания, динамической и агогической нюансировкой, ритмо-темповой выразительностью.
7 КЛАСС
формирование масштабного музыкального мышления при исполнении произведений крупной формы;
овладение навыками полифонического мышления и исполнения (имитационная полифония);
добиваться естественной связи педализации с интонированием мелодии, сменами гармонии и темпо-динамической нюансировкой;
работа над разными видами мелкой и крупной техники;
подбор песен с аккомпанементом;
8 КЛАСС
овладение новыми, более тонкими и дифференцированными средствами выразительности;
педализация исполняемых произведений;
работа над развитием способности мыслить более масштабно;
сочетать контрастные образы и темы, владение различными  видами фактур;
подбор песен с более сложным аккомпанементом;
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ HYPERLINK "http://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/primernaya-obraovatelnaya-programma-uchebnoi-distsipliny-fortepi" \l "#" HYPERLINK "http://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/primernaya-obraovatelnaya-programma-uchebnoi-distsipliny-fortepi" \l "#" № класса Тема
2 1. Введение ребенка в мир музыки;
2. Знакомство с музыкальным   инструментом, его возможностями;
3. Постановка пианистического аппарата;
4. Познание принципа нотописания, запоминание расположения нот на нотоносце;
5. Ориентирование на клавиатуре фортепиано;
6. Первые представления о характере мелодии, фразе, цезуре (дыхание), сходстве и контрастности мелодических построений;
7. Выработка слуховых различий простейших длительностей;
8. Основные приемы звукоизвлечения (legato, non legato, staccato);
9. Развитие элементарных навыков выразительного исполнения легчайших одноголосных мелодий.
3 1. Владение элементарных, двигательных навыков (экономичность и пластичность движений, удобство и легкость исполнения);
2. Знакомство с иностранными обозначениями темпов, динамики;
3. Добиваться выразительного интонирования мелодии и осмысленного исполнения фразировки;
4. Развивать слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани двумя руками одновременно;
5. Совершенствовать мелкую технику и овладевать элементарными приемами аккордово-интервальной техники.
4 1. Добиваться темповой устойчивости, ритмической и динамической четкости и ровности, артикуляционной ясности исполнения;
2. Понятие основных темповых и динамических обозначений;
3. Осознание учащимися характера, образа исполняемых произведений;
4. Накопление музыкально-слуховых, технических и организационных навыков при разучивании произведений;
5. Привитие самостоятельности в разборе текста;
6. Развитие гармонического, тембро-динамического слуха.
5 1. Естественное усвоение двигательных навыков на базе изучения художественных произведений;
2. Понятие основных темповых, динамических обозначений;
3. Освоение пунктирного ритма;
4. Понимание музыки, ее формы и содержания;
5. Развитие музыкального компонента: эмоционального воздействия и переживания музыки;
6. Осмысление закономерности развития музыкальной ткани, логики гармонических последовательностей и движения голосов.
6 1. Развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы); других видов фортепианной техники;
2. Совершенствование единства двигательно-технических задач с художественно-музыкальными;
3. Понятие основных темповых и динамических обозначений;
4. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления;
5. Владение интонационной сферой звучания, динамической и агогической нюансировкой, ритмо-темповой выразительностью.
7 1. Формирование масштабного музыкального мышления при исполнении произведений крупной формы;
2. Овладение навыками полифонического мышления и исполнения (имитационная полифония);
3. Добиваться естественной связи педализации с интонированием мелодии, сменами гармонии и темпо-динамической нюансировкой;
4. Работа над разными видами мелкой и крупной техники;
подбор песен с аккомпанементом.
8 1. Овладение новыми, более тонкими и дифференцированными средствами выразительности;
2. Педализация исполняемых произведений;
3. Работа над развитием способности мыслить более масштабно;
4. Сочетать контрастные образы и темы, владение различными  видами фактур;
5. Подбор песен с более сложным аккомпанементом.
II класс (первый год обучения)
В конце 1-го года обучения воспитанник должен освоить следующие знания, умения и навыки:
ознакомиться с нотной грамотой (название октав, изучить ноты 1-ой, 2 -ой и малой октав, длительности нот, знаки альтерации, паузы, нота с точкой);освоить первичные навыки приёмов звукоизвлечения (legato, non legato);
знать гаммы: до-мажор, ля – минор, аккорды;
освоить первичные навыки правильной постановки рук, корпуса, ног;
выдерживать единый ритм при исполнении простого произведения;
читать с листа простые народные попевки, песенки и одноголосные мелодии;
читать ноты с листа лёгких произведений каждой рукой отдельно;
исполнять несложные пьесы и этюды и находить в них рациональную аппликатуру;
иметь первоначальные сведения о музыке и средствах музыкальной выразительности;
пройти 20 – 25 различных по форме музыкальных произведений: пьесы песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли.
Урок проходит 1 час в неделю. Всего-33 часа в год.
Учебно – тематический план
II класс (первый год обучения)

п/пНаименование разделов и тем Всего часов Всего
часов
теория практика 1. Знакомство с инструментом
освоение клавиатуры
знакомство с регистрами
освоение динамических возможностей 1 3 4
2. Развитие музыкально-слуховых представлений
освоение простейших метроритмических формул
воспитание звуковысотных представлений
освоение нотной записи,
начальные навыки чтения с листа
игра в ансамбле 3 7 10
3. Организация игрового аппарата
посадка, воспитание широких и свободных движений всей рукой
воспитание тонких дифференцируемых движений 2
8 10
4. Развитие простейших технических навыков игры на фортепианоупражнения
изучение гаммы до мажор
изучение этюдов 1 6 7
5. Творчество
подбор простейших мелодий на инструменте 1 1 2
Итого: 8 25 331.Закомство с инструментом
Знакомство с историей возникновения фортепиано, его устройством. Знакомство с клавиатурой, регистрами. Тембровое и динамическое богатство фортепиано. Первый творческий опыт с использованием регистровых, тембровых и динамических свойств инструмента.
2.Развитие музыкально-слуховых представлений
Освоение простейших интонационных и ритмических формул на материале детских и народных песен и попевок. Знакомство с произведениями различных стилей, жанров и эпох. Игра в ансамбле, транспонирование попевок, чтение с листа самых легких произведений.
3.Организация игрового аппарата
Основы постановки рук, правильная посадка, организация целесообразных, удобных и выразительных движений.
4.Изучение технического материала
Ознакомление с простейшими техническими формулами на материале позиционных упражнений, легких этюдов, изучение гаммы до мажор.
5.Творчество
Подбор по слуху самых легких произведений.
Примерные репертуарный список
Этюды, упражнения
1.Беркович Маленькие этюды (по выбору)
2 Е..Гнесина Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники (по выбору)
3.О.Геталова И. Визная Упражнения из сборника « В музыку с радостью» «Лягушки», «Добрый гном» , «Вот иду я вверх»
3.Черни. Избранные этюды (№№1-6)
4.Шитте соч. 108 25 маленьких этюдов (№№1-15)
Пьесы
1. Е. Ангенцова. Русская песня
2. Ж. Арман. Пьеса ля минор
3. В. Курочкин. Пьеса
4 А. Рубах. Воробей
5. Р.н. п. Пастушок
6. Р.н.п. Я на горку шла
7.О. Геталова. «Вальс собачек»
Полифонические произведения
1.Беркович. Канон
2.Моцарт. Менуэт.
3.Кригер. Менуэт
Ансамбли
1.О.Геталова. Вальс собачек
2.Н.Соколова. Баба яга
3.П.Чайковский. Интродукция. Фрагмент из балета «Лебединое озеро» Обр. Ж. Металлидичаса в год.обучения)нструментеIII класс
(2-й год обучения)
В конце 2-го года обучения воспитанник должен освоить следующие знания, умения и навыки:
научиться исполнять в музыкальных пьесах динамические оттенки «крещендо» и «диминуэндо»;
слышать начало и конец музыкальных фраз;
знать гаммы: до-мажор, ля - минор двумя руками, аккорды;
изучение нотной грамоты (название октав, изучение нот 1-ой, 2-ой и малой и большой октав, длительности нот, знаки альтерации, паузы, более сложный ритмический рисунок);
освоить навыки приёмов звукоизвлечения (legato, non legato, staccato);
уметь исполнять главную партию музыкального произведения в ансамбле с педагогом;
освоить приёмы педализации.
В течение учебного года ребёнок должен пройти 8–10 различных по форме музыкальных произведений более сложных в исполнении: 1 полифония, 1 сонатная форма, 4 пьесы различного характера, 3 этюды, 1 ансамбль.
Урок проходит 1 час в неделю. Всего-33 часа.
Учебно – тематический план
часа в год.обучения)нструментеIII класс
(2-й год обучения)

п/пНаименование разделов и тем Всего часов Всего часов
Теория Практика 1. Звукоизвлечение
работа над качеством звука
освоение артикуляционной культуры
работа над штрихами 1 7 8
2. Развитие музыкально-слуховых представлений
усложнение метроритмических формул
развитие навыков чтения с листа
игра в ансамбле 4 13
17
3. Организация игрового аппарата
дальнейшая работа над развитием игрового аппарата
упражнения для развития игрового аппарата 1 2 3
4. Изучение технического материала
упражнения, изучение гамм
арпеджио и аккордов
изучение этюдов 1 2 3
5. Творчество
подбор по слуху
досочинение мелодии ответного предложения 1 1 2
Итого: 331.Звукоизвлечение
Воспитание осмысленного отношения к звуку.
Расширение штриховой культуры, дальнейшая работа над артикуляцией
2.Развитие музыкально-слуховых представлений
Освоение более сложных интонационных и ритмических формул. Знакомство с произведениями различных стилей, жанров и эпох.
Игра в ансамбле. Расширение музыкального кругозора.
3.Организация игрового аппарата
Дальнейшая работа над организацией игрового аппарата. Выработка целесообразных игровых движений. Усложнение аппликатурных формул. Новая задача - освоение длинных лиг в пьесах контиленного плана.
4.Изучение технического материала
Игра упражнений, гамма до мажор в 2октавы отдельно каждой рукой, гамма ля минор в 2 октавы отдельно каждой рукой, короткие арпеджио по 3 звука отдельно каждой рукой.
Проходит 2-3 этюда.
5.Творчество
Досочинение предложенной мелодии (сочинение ответного предложения). Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список
Этюды
1.И.Беркович Этюд ля мажор
1.А.Гедике Этюды соч.32, 1 часть
Пьесы
1.И.Визная Эхо
2.В.Курочкин Шаги
3.Г.Галынин Зайчик
4.А.Гедике Ригодон
5.И.Кригер Менуэт
6.Д.Левидова Пьеса
7.Ю.Слонов Полька
8.Игнатьев Тихая песня
9.Игнатьева Барабанщик
10.О.Геталова Одинокий котенок
Ансамбли
1.Геталова Игрушечный медвежонок
2. Геталова Рыжий кот
3.Моцарт Тема с вариациями
4.Томпсон Вальс гномов
5.Шаинский Веселый урок
6.А. Варламов На заре ты ее не буди
Полифонические произведения
1.Л.Моцарт Менуэт
2.Сен-Люк Бурре3.В. Данкамб Менуэт для труб
IV класс
В конце 3-го года обучения воспитанник должен освоить следующие знания, умения и навыки:
знать гаммы: до, соль, фа-мажор, ля, ми, ре-минор (натуральная, гармоническая, мелодическая), аккорды, арпеджио в 2 октавы отдельно каждой рукой;научиться исполнять музыкальные произведения в темпе, характере, заданном образе автора произведения - композитора;
совершенствование навыков приёмов звукоизвлечения (legato, non legato, staccato);
уметь исполнять главную партию и партию аккомпанемента музыкального произведения в ансамбле с педагогом;
совершенствование навыков педализации.
В течение учебного года ребёнок должен пройти 8–10 различных по форме музыкальных произведений более сложных в исполнении: полифоническая пьеса, 1 сонатная форма или вариации, 4 пьесы различные по характеру, 3 этюда, 1 ансамбль.
Урок проходит 1 час в неделю. Всего-33 часа
Учебно – тематический план

п/пНаименование разделов и тем Всего Всего часов
Теория Практика 1. Звукоизвлечение
работа над качеством звука
освоение артикуляционной культуры
работа над штрихами
усложнение аппликатуры
совершенствование приемов звукоизвлечения1 7 8
2. Развитие музыкально-слуховых представлений
усложнение метроритмических формул
развитие навыков чтения с листа
игра в ансамбле
ознакомление с произведениями гомофонно-гармонического склада
простейшие приемы педализации 4 13
17
3. Организация игрового аппарата
дальнейшая работа над развитием игрового аппарата
упражнения для развития игрового аппарата 1 3 4
4. Изучение технического материала
упражнения, изучение гамм
арпеджио и аккордов
определенных программой
изучение этюдов 1 1 2
5. Творчество
подбор по слуху в интервале кварты
сочинение мелодии на данный текст 1 1 2
Итого: 8 25 331.Звукоизвлечение
Дальнейшее совершенствование приемов звукоизвлечения , работа над тембровой окраской звука.
2.Развитие музыкально-слуховых представлений
Освоение более сложных интонационных и ритмических формул. Знакомство с произведениями различных стилей, жанров и эпох. Усложнение ритмической и ладогормонической стороны изучаемых произведений.
Игра в ансамбле. Расширение музыкального кругозора. Подбор по слуху
3.Организация игрового аппарата
Дальнейшая работа над организацией игрового аппарата. Выработка целесообразных игровых движений. Усложнение аппликатурных формул. Новая задача - освоение длинных лиг в пьесах контиленного плана.
4. Изучение технического материала
Игра упражнений, уметь строить мажорную гамму от всех белых клавиш, кроме си. Исполнение гамм от до, ре ,ми в одну октаву.
Проходит 2-3 этюда, работа над пальцевой техникой.
5. Творчество
Подбор по слуху простых мелодий в интервале кварты, знакомых мелодий, сочинение мелодии на данный текст.
Примерный репертуарный список
Пьесы
1.Лоншан-Друшкевичов Марш гномиков
2.И.Беркович Осенью в лесу
3.Г.Гендель Менуэт
4.О.Геталова Медленный танец
5.О. Геталова Мишки в цирке
6.А.Гретри Кукушка и осел7.И.Игнатьев Тихая песня
8.Штейбельт Адажио
9.О.Ляховицкая Ой, лопнул обруч
10.А.Гретри Кукушка в лесу
11.И.Кригер Менуэт
12.В.Моцарт Анданте
13.С.Сперонтес Песня
14.А.Гедике Русская песня
Ансамбли
1.О.Бахшатская Мой конек
2.А.Бородин Полька
3.Д.Уотт Три поросенка
4.П.Чайковский Урок в мышиной школе
Этюды
1.Е.Гнесина Этюд D-dur2.А.Жилинский Этюд C-dur3.Л.Шитте Этюд C-dur4.Ф.Гюнтен Этюд C-durПолифонические произведения
1.Данкамб Менуэт для труб
2.В.А.Моцарт Аллегро
3.Я.Сен-Люк Бурре4.С.Сперонтес Менуэт
V КЛАСС
В конце 4-го года обучения воспитанник должен освоить следующие знания, умения и навыки:
знать гаммы: до 2-х знаков диезные мажорные и минорные, до 2х знаков бемольные мажорные и минорные. Мажорные гаммы в прямом движении. Хроматическая гамма – от «до». Аккорды, арпеджио (длинные, короткие) и гаммы – в 4 октавы;
совершенствование навыков педализации;
совершенствование исполнения музыкальных произведений в темпе, характере, заданном образе автора произведения - композитора;
совершенствование технических навыков игры на инструменте;
уметь исполнять главную партию и партию аккомпанемента музыкального произведения в ансамбле с педагогом и с другим обучающимся.
В течение учебного года ребёнок должен пройти 8-10 различных по форме музыкальных произведений более сложных в исполнении: 1 произведение полифонического склада, 1 сонатная форма, 4 пьесы различного характера, 3 этюда, 1 ансамбль.
Урок проходит 1 час в неделю. Всего-33 часа.
Учебно – тематический план

п/пНаименование разделов и тем Всего
Всего часов
Теория Практика 1. Звукоизвлечение
работа над качеством звука
освоение артикуляционной культуры
работа над штрихами
усложнение аппликатуры
совершенствование приемов звукоизвлечения1 7 8
2. Развитие музыкально-слуховых представлений
усложнение метроритмических формул
развитие навыков чтения с листа
игра в ансамбле
ознакомление с произведениями гомофонно-гармонического склада
с полифонией
работа с педалью
развитие слухового самоконтроля 4 13
17
3. Организация игрового аппарата
выработка гибкости и ловкости игрового аппарата 1 2 3
4. Изучение технического материала
упражнения, изучение гамм
арпеджио и аккордов
определенных программой
изучение этюдов 1 2 3
5. Творчество
гармонизация простых мелодий с использованием простых аккордов Т, D в виде трезвучий и секстаккордов 1 1 2
Итого: 8 24 331.Звукоизвлечение
Дальнейшее совершенствование приемов звукоизвлечения , работа над тембровой окраской звука.
2.Развитие музыкально-слуховых представлений
Дальнейшее развитие музыкального мышления. Освоение более сложных интонационных и ритмических формул. Знакомство с произведениями различных стилей, жанров и эпох. Усложнение ритмической и ладогормонической стороны изучаемых произведений. Расширение музыкального кругозора.

3. Организация игрового аппарата
Дальнейшая работа над развитием игрового аппарата. Выработка целесообразных игровых движений. Совершенствование приемов звукоизвлечения.
4. Изучение технического материала
Игра упражнений, гамм, этюдов на разные виды техники. Аккордовая техника.
5. Творчество
Гармонизация простых мелодий с использованием T,D в виде трезвучий и секстаккордов.
Примерный репертуарный список
Пьесы
1.Берлин Марширующие поросята
2.В.Игнатьев Козлик
3. В.Игнатьев Песенка-марш Барбоса
4. В.Игнатьев Негритянская колыбельная
5.Шостакович Марш
6.Роули. В стране гномов
7.Кореневская Дождик
8.Жилинский. Латышская народная полька
9.Мендельсон. На крыльях чудной песни
10.Верди Вальс Мюзетты11.Брамс Колыбельная
12.И.Иордан Охота за бабочкой
13.Тетцель Прелюдия
14.Жилинский Веселые ребята
15.Д.Штейнбельт Адажио
16.Р.Петерсон Марш гусей
17.Э.Мак-Доуэлл К дикой розе
18.Р.н.п Коробейники
Ансамбли
1.Чайковский Вальс цветов
2.Бетховен Афинские развалины
3.Шаинский Песенка крокодила Гены
4.Савельев Песня кота ЛеопольVI КЛАСС
В конце 5-го года обучения воспитанник должен освоить следующие знания, умения и навыки:
1.Дальнейшее развитие музыкального мышления
2.Продолжение осознанной работы над стилем, формой
3.Навыки самостоятельной интерпретации произведений
4.Воспитание аналитического мышления
5.Развитие беглости пальцев
6.Развитие навыков работы с педалью
7.Чтение с листа более сложных пьес
8.Аккордовая техника
9.Подбор аккомпанемента
Урок проходит1 час в неделю. Всего-33 академических часов в год
Учебно – тематический план

п/пНаименование разделов и тем Всего Всего часов
Теория Практика 1. Звукоизвлечение
работа над качеством звука
освоение артикуляционной культуры
работа над штрихами
усложнение аппликатуры
совершенствование приемов звукоизвлечения1 7 8
2. Развитие музыкально-слуховых представлений
усложнение метроритмических формул
развитие навыков чтения с листа
игра в ансамбле
ознакомление с произведениями гомофонно-гармонического склада
с полифонией
работа с педалью
развитие слухового самоконтроля 2 15
17
3. Организация игрового аппарата
выработка гибкости и ловкости игрового аппарата 1 3 4
4. Изучение технического материала
упражнения
изучение гамм, арпеджио и аккордов,
определенных программой
изучение этюдов 1 2 3
5. Творчество
гармонизация простых мелодий с использованием простых аккордов Т,S,D в виде трезвучий и секстаккордов 1 1 2
Итого: 5 30 33
1.Звукоизвлечение
Дальнейшее совершенствование приемов звукоизвлечения , работа над тембровой окраской звука.
2.Развитие музыкально-слуховых представлений
Дальнейшее развитие музыкального мышления. Освоение более сложных интонационных и ритмических формул.. Знакомство с произведениями различных стилей, жанров и эпох. Усложнение ритмической и ладогормонической стороны изучаемых произведений. Расширение музыкального кругозора.

3. Организация игрового аппарата
Дальнейшая работа над развитием игрового аппарата. Выработка целесообразных игровых движений. Совершенствование приемов звукоизвлечения.
4. Изучение технического материала
Игра упражнений, гамм, этюдов на разные виды техники. Аккордовая техника.
5. Творчество
Гармонизация простых мелодий с использованием T,S.D в виде трезвучий и секстаккордов.
VII КЛАСС
В конце 6-го года обучения воспитанник должен освоить следующие знания, умения и навыки:
1. Естественное усвоение двигательных навыков на базе изучения художественных произведений;
2. Понятие основных темповых, динамических обозначений;
3. Освоение пунктирного ритма;
4. Понимание музыки, ее формы и содержания;
5. Развитие музыкального компонента: эмоционального воздействия и переживания музыки;
6. Осмысление закономерности развития музыкальной ткани, логики гармонических последовательностей и движения голосов.
Урок проходит1 час в неделю. Всего-33 академических часов в год.
Учебно – тематический план

п/пНаименование разделов и тем Всего Всего часов
Теория Практика 1. Звукоизвлечение
работа над качеством звука
освоение артикуляционной культуры
работа над штрихами
усложнение аппликатуры
совершенствование приемов звукоизвлечения1 7 8
2. Развитие музыкально-слуховых представлений
усложнение метроритмических формул
развитие навыков чтения с листа
игра в ансамбле
ознакомление с произведениями гомофонно-гармонического склада
с полифонией
работа с педалью
развитие слухового самоконтроля 2 15
17
3. Организация игрового аппарата
выработка гибкости и ловкости игрового аппарата 1 3 4
4. Изучение технического материала
упражнения
изучение гамм, арпеджио и аккордов,
определенных программой
изучение этюдов 1 2 3
5. Творчество
Подбор песен с аккомпанементом 1 1 2
Итого: 5 30 33
VIII КЛАСС
В конце 7-го года обучения воспитанник должен освоить следующие знания, умения и навыки:
1. Развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы); других видов фортепианной техники;
2. Совершенствование единства двигательно-технических задач с художественно-музыкальными;
3. Понятие основных темповых и динамических обозначений;
4. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления;
5. Добиваться естественной связи педализации с интонированием мелодии, сменами гармонии и темпо-динамической нюансировкой;
5. Овладение новыми, более тонкими и дифференцированными средствами выразительности;
подбор песен с аккомпанементом.
6. Подбор песен с более сложным аккомпанементом.
Урок проходит1 час в неделю. Всего-33 академических часов в год.

Учебно – тематический план

п/пНаименование разделов и тем Всего Всего часов
Теория Практика 1. Звукоизвлечение
работа над качеством звука
освоение артикуляционной культуры
работа над штрихами
усложнение аппликатуры
совершенствование приемов звукоизвлечения1 7 8
2. Развитие музыкально-слуховых представлений
усложнение метроритмических формул
развитие навыков чтения с листа
игра в ансамбле
ознакомление с произведениями гомофонно-гармонического склада
с полифонией
работа с педалью
развитие слухового самоконтроля 2 15
17
3. Организация игрового аппарата
выработка гибкости и ловкости игрового аппарата 1 3 4
4. Изучение технического материала
упражнения
изучение гамм, арпеджио и аккордов,
определенных программой
изучение этюдов 1 2 3
5. Творчество
Подбор песен с более сложным аккомпанементом 1 1 2
Итого: 5 30 33
Примерный репертуарный список
Пьесы и этюды
1.В.Волков По волнам
2.Г.Гендель Ария
3.С.Ляховицкая Контрданс
4.А.Роули В стране гномов
5.М.Шмитц Пляска ковбоев
6.М.Глинка Жаворонок
6.Брамс Колыбельная
7.Дж Верди Дуэт Аиды и Радамеса из оп. «Аида»
8.Мендельсон Свадебный марш
9.Т.Альбиони Адажио
10.Музыка из кинофильма «Доживем до понедельника»
11.Е.Гнесина Этюд D-dur12.В.Игнатьев Чертово колесо Этюд
13.Ф.Каттинг Куранта
14.Э.Морикконе Chi mai15.Песня из репертуара современной группы Weekend
16.Современная зарубежная музыка
17.Муз неизвестного автора Вечерний звон
18.Н.Зубов Не уходи
Ансамбли
1.Л.Бетховен Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
2.А.Вивальди Финал из маленькой симфонии № 1
3.Э.Мак-Доуэл К дикой розе
4.Г.Фрид В поле колокольчик
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений инавыков, позволяющих исполнять несложные музыкальные произведения различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальныхпроизведений разных жанров и форм;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлятьпроцессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средстввыразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений ометодике разучивания музыкальных произведений и приемах работы надисполнительскими трудностями;
IV.Формы и методы контроля, система оценок

В конце каждой четверти педагог проверяет обучающегося на усвоение им изучаемого предмета. Ребёнок должен к данному итоговому занятию подготовить небольшой музыкальный материал для проигрывания, который он изучал на занятиях и дома. Педагог определяет уровень развития навыков игры на фортепиано. Кроме этого, педагог проводит небольшой опрос по проверке музыкально-теоретических знаний изученного материала.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти
Оценка Критерии оценивания
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный текст а также плохая посещаемость аудиторных занятий

V.Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам;
Для успешного обучения необходимо соблюдение следующих принципов:
строгая последовательность в овладении знаний, умений, навыков;
постепенное усложнение материала;
индивидуальный подход к каждому ученику;
формирование предварительного слухового восприятия и представления с последующим пояснением и осознанием;
соответствие методов и приемов детской возрастной психологии;
опора на «зону ближайшего развития» обучающегося.
Преподаватель воспитывает в учениках осмысленное отношение к тексту, приучает не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное наполнение, т.е. грамотно и полно прочитывать нотный текст музыкального произведения.
Развитие навыка чтения с листа должно носить систематический характер. Прочтение нотного текста - процесс, слагаемый из многих более простых навыков и умений. Для беглого чтения нотного текста необходимо работать с учеником в следующих направлениях:
знание клавиатуры фортепиано;
ориентирование в тональностях;
ознакомление с разнообразными ритмическими рисунками;
осмысление и охват нотной записи техническими блоками;
ознакомление с различными видами фортепианной фактуры;
применение целесообразной аппликатуры;
умение следовать авторским указаниям (динамика, штрихи, характер, темп);
умение видеть структурные составляющие произведения (фразировка, мотив, повторность, вариационность).
В работе над каждым произведением необходимо прививать ученику все эти навыки, приучая с одной стороны тщательно разбирать текст, а с другой - бегло читать
Приѐмы, используемые педагогом на занятиях:
игра, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ музыкального текста, музыкальные иллюстрации педагога, наблюдение, тренинг, прослушивание музыкального материала на электронных носителях Дидактический материал: научная и специальная литература, репертуарные сборники, нотные сборники на развитие навыков чтения с листа, таблицы музыкальных терминов, портреты композиторов, видеозаписи и аудиозаписи
Музыкальный материал преподаватель подбирает самостоятельно. Необходимым условием является подбор такого репертуара, с помощью которого будут обеспечены доступность, последовательность, постепенность и системность в занятиях чтением с листа
Методы организации и осуществления учебной деятельности
1. Практические методы
Основную роль в процессе обучения предмету общее фортепиано играет метод упражнения, прием формирования и закрепления навыка.
2. Наглядные методы
Использование учебных пособий для успешного освоения музыкальной грамотности. Слушание музыки в записи и в исполнении педагога
3. Словесные методы
Объяснение, краткий рассказ, беседа.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
создание благоприятной обстановки на занятиях;
создание ситуации удивления, восхищения;
обращение к жизненному опыту обучающихся;
стимулирование интереса к музицированию;
игровые формы обучения;
создание ситуации успеха в учении.
Посадка за инструментом
Успешное музыкальное развитие обучающихся в значительной степени зависит от правильной посадки за инструментом и выработки ощущения пластичной организованности движений всей руки, начиная от плечевого пояса, при полной свободе и отсутствии «зажатости» во всех ее звеньях – плече, локтевом суставе, кисти, пальцах. Ребенок должен удобно и естественно сидеть за инструментом, не допуская «сгорбленного» положения корпуса, поднятых плеч, слишком прижатых к корпусу или неестественно отставленных в сторону локтей и т.д.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий - каждый день;
количество занятий в неделю – 1час.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Значительная часть работы уже на самом уроке должна быть выстроена так, чтобы последовательность и ход этой работы были образцом того, что конкретно ребёнок должен затем делать дома.
Необходимо помочь ребёнку в составлении дневного расписания, чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой и приготовлении уроков для общеобразовательной школы. Учащиеся музыкальных школ не могут уделять очень много времени игре на инструменте, поэтому педагог должен обратить внимание на повышение качества домашней работы.
Необходимо приучать ребёнка с первых лет обучения заниматься так, чтобы ни одна минута не пропала зря. Не все дети и подростки понимают, что работа за инструментом требует большого умственного напряжения и становится не только бесцельной, но и даже вредной, если ребёнок переутомлён. Поэтому лучше всего заниматься музыкой рекомендуется в утренние часы, если нет такой возможности, то желательно перед приготовлением уроков. Такое переключение внимания благоприятно отразится на занятиях любого рода.
Одно из важных положений - гибко распределить своё время между различными объектами работы. Преподавателю важно помочь ученику наладить твердый распорядок дня. Желательно, чтобы домашние занятия проводить в одно и тоже время и регулярно.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие.
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий:
игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени);
разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности);
выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы;
работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида;
проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом;
повторение ранее пройденных произведений.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Успех самостоятельной работы – привычка к самоконтролю. Следует развивать бережное отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться точного авторского замысла. Важно, чтобы ученик не только умел слушать себя, но и знал, что во время домашних занятий нуждается в самопроверке. Как правило, при занятиях без контроля педагога чаще всего возникают фальшивые ноты, неточности голосоведения, не уместные изменения темпа. Для воспитания в учениках самостоятельности, очень полезно время от времени выучивать небольшое произведение без помощи педагога. Разученные таким образом пьесы полезно прослушивать на классных зачетах по самостоятельной работе, а затем проводить обсуждения с последующим выявление всех достоинств и недостатков исполнения.
С самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими тем, что приобрёл – в любой форме, какая ему доступна: играть знакомым, родным, играть на прослушиваниях и концертах, причём так играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. И надо, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность.
Вся самостоятельная работа ученика должна протекать в обстановке непрерывного слухового контроля. Соблюдение этого условия оправданно лишь в том случае, если оно будет сочетаться с достаточно высокой требовательности к своей игре. Весь процесс протекает при этом по следующей формуле: «Я играю и слушаю, я сужу себя» П. Казальск.
VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Литература для педагога:
Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев, 1974 г.;
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.:Музыка, 1978 г.;
Вопросы фортепианной педагогики. Под ред. В Натансона. Вып. 1-4. М., 1976 г.;
Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, 2008 г.;
Коджаспирова Г.М. Педагогика – М.: Гардарики, 2004 г.;
Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.:Музыка, 1971 г.;
Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.:Музыка, 1982 г.;
Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967 г.;
Милич Б.Е. Воспитание пианиста. Киев: Музична Украiна, 1964 г.;
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982 г.4
Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2007 г.
Литература для детей:
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 класса
Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003Аренский А. Фортепианные пьесы/ М., Музыка, 2000
Шесть каприсов. У моря. / М., Музыка, 2009
Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Сов. композитор, 1991
И.С.Бах Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012
Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992
Гнесина Е. Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003
Глиэр.Р. Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова / М., Музыка, 2010
Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост.
Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011
Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский/ М., Музыка, 2011
Чайковский П.Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006
Черни К.Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011
Черни К.Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009
Шитте Ф.25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003
Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина М., Музыка, 2011
Ред. Л. Оборина, Я. МилыптейнаМ., Музыка, 2011
Учебно – методические пособия :1. В.Агафонников «Музыкальные игры». 27 пьес для начинающих. «Сов.композитор»1991 г.
2.А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой».Издательство «Композитор. Санкт – Петербург»2005 г.
3.О.Геталова, И.Визная «В музыку с радостью». Издательство «Композитор.Санкт-Петербург» 2005 г.
4. Е.Гнесина «Фортепианная азбука». Москва «Сов.композитор»1981 г.
5.С.И.Голованова«Первые шаги». Сборник для начинающих 2 часть (игра в ансамбле). Москва2000 г.
6.Т.Камаева,А.Камаев «Чтение с листа на уроках фортепиано». Игровой курс. Изд-во «Москва. Классика – XXI век» 2007 г.
7.Л.Криштоп «Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа». Санкт– Петербург1994 г.
8.С.Ляховицкая «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» в младших классах ДМШ.Изд-во «Ленинград. Музыка» 1979 г.
9.«Пособие по чтению нот с листа для фортепиано» вып. 1. Сост-ли А.Батагова, Е.Орлова. Изд-во«Москва. Сов. Композитор»1976 г.
10.И.М.Рябов, С.И.Рябов «Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 классы. Изд-во «Киев. Муз. Украина»1988 г.
11.Т.И.Смирнова «Аllegro». Интенсивный курс фортепиано. Пособие для преподавателей, детей и родителей в трёх частях. Москва 1996 г.
12.Сулейманов Р.Ф. Как научиться читать с листа музыкальные произведения. ГУП ПОЗИС.1997
13. 5. Е.Туркина «Котёнок на клавишах». Фортепиано для самых маленьких в трёх частях. Санкт – Петербург1998 г.
14. Э.Тургенева, А.Малюков «Пианист– фантазёр». Учебное пособие по развитию творческих навыков и транспонированию в двух частях. Москва «Сов.композитор»1987 г.
15. В.Шульгина, Н.Маркевич «Юным пианистам».«Муз. Украина» 1985 г.
15. Т.Юдовина– Гальперина «Большая музыка– маленькому музыканту». Лёгкие переложения для фортепиано в пяти частях. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» под редакцией О.Геталовой2006 г.
Список рекомендуемой методической литературы
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978
Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка, 1997
Бадура-Скода Е.и П Интерпретация Моцарта /М.,1972
Браудо И. Артикуляция. Л., 1961
Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л.,1976
Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исскустве.М., 1966
Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л., 1974
Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997
Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М.,1968
Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979
Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1969