Методическая разработка по теме: Педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей


Педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей
Актуальность исследования.
Ситуация динамичного социально-экономического развития страны вызывает новые образовательные потребности личности, общества и государства. Движение к открытому образовательному пространству в нашей стране требует пересмотра качественных показателей образования, их соответствия международным стандартам. Новое понимание результатов образования приводит к активному поиску новых подходов к организации образовательного процесса.Один из путей актуализации идеи свободного выбора деятельности в дополнительном образовании детей - изучение возможностей метода проектов, который успешно применяется в различных педагогических системах. Педагогический эффект данного метода основывается на том, проектная деятельность мотивируется решением личностно значимой проблемы ребенка. Это является предпосылкой самостоятельного выбора учащимися направления и характера их деятельности.
Проектная деятельность учащихся в школе к настоящему времени разносторонне изучена. Исследованы дидактические и методические аспекты использования метода проектов - как общие (В.П. Беспалько, П.С. Лернер, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, И.Д. Чечель и др.), так и частные, обусловленные спецификой преподавания различных предметов (технологии, истории, информатики, физики, естествознания и т.д.). Изучается история метода проектов (Л.И. Богомолова, Р.Б. Вендровская, Е.Ю. Рогачева и др.). Проектной деятельности учащихся посвящены сравнительно-педагогические исследования (С.С. Гриншпун, A.B. Зайцева, Г.В. Пичугина, И.В. Ярошинский). Целым рядом исследователей изучался педагогический потенциал проектной деятельности учащихся, который исследователи видят: в развитии их познавательных интересов (O.A. Гребенникова), социальной инициативности (С.Г. Лесникова), творческих способностей и активности (Н.Е. Сауренко, М.Л. Сердюк, Т.В. Шевцова), в становлении их ответственности (Н.В. Матяш), духовно-нравственной позиции (A.B. Ходырева), в формировании их информациошюй культуры (И.Н. Бухтиярова). Исследовались педагогические условия вовлечения школьников в выполнение творческих проектов для всех возрастных групп: младших школьников (Т.Е. Бацаева, О.Ю. Елькина, H.H. Новикова и др.), старших подростков (С.Б. Гнездина, Л.П. Петухова и др), младших подростков (В.Б. Буланова, Л.М. Иляева, М.П. Пастарнак, Е.В. Рогалева и др.), старшеклассников (А.Н.Бобровская, О А. Гребенникова, С.М. Шустов и др.).
Проектная деятельность обучающихся в дополнительном образовании значительно менее изучена. Она исследовалась как средство профессионального самоопределения обу чающихся при освоении компьютерных технологий (A.B. Маятин), как один из вариантов их творчества в детском театральном коллективе (Ю.Ф. Сазонов). Однако специфика педагогических возможностей проектной деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей и условия реализации этих возможностей пока не исследовались.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречиями:
• между отраженным в нормативных документах богатым потенциалом дополнительного образования для обеспечения подросткам свободного выбора разнообразной деятельности, в том числе и проектной, и его неполной реализацией в массовой педагогической практике;
• между ориентацией модернизации образования на индивидуальное развитие подростков в мотивированной продуктивной деятельности и неполнотой исследования возможностей педагогов дополнительного образования в создании условий для этого;
• между высоким уровнем теоретической разработки проблемы проектной деятельности учащихся в образовательном процессе школы и недостаточной ее изученностью в системе дополнительного образования детей.
Потребность в решении обозначенной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей».
Цель исследования - выявить условия реализации педагогических возможностей проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей.
Объект исследования - проектная деятельность учащихся в образовательном процессе.
Предмет исследования — условия реализации педагогических возможностей проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей.
Гипотеза исследования. Исследование строилось на следующих предположениях.
1. Педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей могут быть представлены как единство возможностей: для личностного и субъектного развития подростков; для развития жизнедеятельности коллектива; для обновления профессиональной деятельности педагога.
2. Педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования реализуются, если:
• содержание этой деятельности отражает разнообразие интересов подростков, их возрастные и индивидуальные особенности, социально и личностно значимые дня подростков проблемы, актуальные проблемы жизнедеятельности коллектива;
• организация проектной деятельности обеспечивает подросткам выбор направленности деятельности и ее форм;
• педагог не только владеет алгоритмом организации проектной деятельности подростков с учетом их возрастных особенностей, но и сам включён в проектирование.
В соответствии с целью и гипотезой были определены основные задачи исследования:
1. Раскрыть черты проектной деятельности подростков в образовательном процессе как основу педагогических возможностей.
2. Выявить особенности дополнительного образования детей как пространства реализации педагогических возможностей проектной деятельности подростков.
3. Обосновать специфику педагогических возможностей проектной деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования и определить условия их реализации.
4. Разработать и осуществить программу опытно-экспериментальной проверки условий реализации педагогических возможностей проектной деятельности подростков в учреждении'дополнительного образования детей.
Теоретико-методологические источники исследования:
• работы, обращенные к сущности личностно-деятельностного подхода в возрастной психологии и педагогике (Б.ГАнаньев, З.И. Васильева, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, К.Д. Радина, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.И. Фельдпггейн, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин, и др.);• психолого-педагогические концепции проектной деятельности учащихся (В.В. Гузеев, И.А. Зимняя, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко, И.Д. Чечель и др.).
• метод проектов в историко-педагогическом аспекте (Ф.У. Вэствей, Дж. Дьюи, У. X. Килпатрик, Е.Коллингс; Л.И. Боломолова, Р.Б. Вендровская, Р.Б. Джуринский, Е.Ю. Рогачева и др.);• теоретические и методические разработки проблем дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, A.B. Березина, А.К. Бруднов, Л.Н. Буйлова, О.С. Газман, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, Б.В. Куприянов, O.E. Лебедев, H.A. Морозова, Л.Г. Логинова и др.). и истории становления внешкольной работы (H.H. Баркова, М.В. Крупенина, НЛС Крупская, В.П. Вахтерев, К.Н. Вентцель, П.Ф.Каптерев,E.H.Медынский, А.П;Пинкевич, С.Т.Шацкий);
• педагогические концепции взаимовлияния личности ребенка и детского коллектива в процессе их развития (М.Г. Казакина, А.С.Макаренко, Л.И. Новикова, И.П. Иванов, Л.И. Уманский, и др.);
Логика и этапы исследования:
На первом этапе (2013 - 2014 гг.) было определено общее направление исследования: изучалась и анализировалась педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, накапливался и анализировался педагогический опыт и результаты использования метода проектной деятельности обучающихся в т/о «Я – дизайнер» ,изостудии «Креатив» формулировались исходные позиции исследования, разрабатывалась программа работы.
На втором этапе (2014 - 2015г.) экспериментально изучалась ситуация использования проектной деятельности подростков в т/о «Проектная лаборатория», прорабатывались на практике условия реализации педагогических возможностей проектной деятельности обучающихся в 1 группе - возраст 9 – 12 лет и 2 группы детей - 13-17 лет. Воспитанники младшей группы выполняли проект и пробовали свои силы в написании исследования и подготовки защиты. Все обучающиеся условно были разделены на 2 подгруппы – 1 и 2 уровня подготовки соответсвенно.Приложение№1
Новизна исследования состоит в том, что:
• конкретизировано понятие «проектная деятельность обучающихся в образовательном процессе»;
• проектная деятельность подростков представлена как неотъемлемый элемент жизнедеятельности учреждения дополнительного образования детей;
• разработана модель интеграции проектной деятельности подростков и педагогического проектирования в учреждении дополнительного образования детей.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
• разработана и реализуется на практике образовательная программа «Проектная лаборатория»
• разработаны методические рекомендации по использованию проектной деятельности в учреждении дополнительного образования
• разработано положение о городском конкурсе проектных работ обучающихся .
На исследование опытной работы выносятся следующие положения:
1. Проектная деятельность подростков в образовательном процессе, направленная на обеспечение его качества; интегрирующая в себе познание, труд и общение; носящая творческий и исследовательский характер; предполагающая индивидуальные и коллективные формы организации;
2. Развивающаяся система дополнительного образования детей, ориентирующаяся на деятельностный характер образовательного процесса, на добровольность вовлечения обучающихся в этот процесс, на гибкость организационной структуры и содержания деятельности, на открытость и динамичность, создает необходимые предпосылки для проектной деятельности подростков:
• через предоставление им свободы выбора направленности деятельности, коллектива, педагога, организация образовательного маршрута;
• через диалоговый характер взаимоотношений педагога и обучающихся ;• через взаимодействие детей разного возраста в образовательном процессе.
3. Проектная деятельность подростков в учреждении дополнительного образования дает возможности:
• подросткам проявить и испытать себя в различных видах деятельности в составе коллектива и обрести новые ресурсы для индивидуального развития;
• коллективу формировать внутригрупповые и межгрупповые связи на основе совместной работы, согласовывать ценностные позиции;
4. Педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования реализуются, если:
• содержание этой деятельности отражает разнообразие интересов подростков, их возрастные и индивидуальные особенности, социально и личностно значимые для них проблемы, актуальные проблемы жизнедеятельности коллектива, профессиональные интересы педагогов;
• организация этой деятельности обеспечивает подросткам ситуации:
- выбора направленности и форм деятельности;
- проявления самостоятельности и активности;
- оценки своей деятельности как вклада в создание общего социально значимого объекта, интегрирующего результаты индивидуальных и групповых проектов;
- рефлексии, коллективных обсуждений, экспертной оценки и общественного признания результатов проектной деятельности.
• педагог:
- осознаёт особенности этой деятельности, владеет технологией ее осуществления, методиками педагогического сопровождения;
- знает психологические особенности подросткового возраста, изучает потребности каждого подростка, среду их жизнедеятельности,
- разрабатывает образовательную программу.
Апробация результатов исследования осуществлялась: Приложение №2
Для подростков:
• критерии личностного развития (самооценка личностных качеств, ценностных ориентации);
• критерии становления подростков как субъектов проектной деятельности (готовность к деятельности, способность к достижению определенного уровня продуктивности)
Для коллектива:
• критерии его сформированности;
•критерии его стабильности (показатели стабильности состава группы, удовлетворенности работой в коллективе)
Для педагога:
• критерий реализации модифицированной образовательной программы, показатели участия обучающихся в различных конкурсах, призёры в Олимпиаде «Созвездие»
Диагностика в группе проводилась три раза: - в начале эксперимента, (перед тем, как приступить к освоению программы), в процессе проектирования (до завершения проектов), в конце эксперимента (результат участие в конкурсе, выступление, защита проекта. Сравнение в группе по критериям показало, что по обоим его компонентам (технологическому и эвристическому) группа имеет высокие показатели. Были выделены три уровня овладения проектными знаниями: высокий, средний и низкий. Тестирование в группе выявило, что более 81% участников на высоком овладели знаниями о сущности проектной деятельности, ее структуре, алгоритме, умением выделять и конкретизировать проблему, планировать работу, выдвигать цели и задачи. Развитие способности к рефлексии - 74%
По критериям стабильности состава группы : за два года работы сохранилось в группе - более 80% состава.
Успешность освоения программы на внешнем уровне проявилась в том, что в группе наблюдался более высокий количественный и качественный уровень участия в различных конкурсах проектов и самостоятельных работ. Кроме того, в группе отмечен рост количества участников конкурсов и качества проектов (по данным выступлений).
В ходе исследования подтвердилось, что педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования успешно реализуются, если:
• содержание этой деятельности отражает разнообразие интересов подростков, их возрастные особенности и индивидуальные возможности и предполагает решение социально и личностно значимых для них проблем;
• организация проектной деятельности обеспечивает подросткам: многократный выбор вида и направленности деятельности, возможность проявления самостоятельности, ознакомление с технологией проектирования, ситуации рефлексии, коллективные обсуждения и экспертную оценку проектов, возможность оценить свою деятельность как вклад в создание общего социально значимого объекта, получить общественное признание результатов проектирования;
• педагог: владеет алгоритмом ее реализации, методиками ее педагогического сопровождения, учитывает возрастные особенности подростков, прослеживает их индивидуальное развитие и изменения в познавательных интересах, организует ситуации для эффективной реализации проектов подростками и включает проектную деятельность как основной компонент в образовательной программе, ориентированной на творчество и реализует собственные педагогические проекты.