Статья на тему: Классный час как форма воспитательной работы с учащимися.


Нагорная Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
без квалификационной категории
МОУ «Начальная школа п.Новосадовый»
Белгородский район
Классный час как форма воспитательной работы с учащимися.
Долгое время ученик выступал только в роли потребителя информации. В результате наступало «обнищание души при обогащении информацией . В наше время происходят радикальные преобразования всей системы образования и воспитания. Впервые за многие десятилетия в основополагающем государственном документе —Национальной доктрине образования в РФ – определены цели воспитания и обучения как единого процесса. В создании системы воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях на основе единства учебного и воспитательного процессов важную роль играют педагоги. Они выстраивают взаимодействие с учениками на уроках и во внеурочное время, ориентируясь на задачи формирования духовно-нравственных качеств личности.
Одной из самых современных методик считается личностно ориентированный подход. Важной составляющей личностно-ориентированного подхода в воспитании является классный час. Классные часы являются основным компонентом в работе классного руководителя. Здесь важно обеспечивать целенаправленное деловое общение педагога с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.
Для построения личностно ориентированного взаимодействия педагогу нужно доверять своим ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в поддержке и стимулировании их внутренних стремлений к саморазвитию.
В структуре классного часа можно выделить четыре основных компонента: целевой, содержательный, организационно - деятельностный и оценочно-аналитический:
-Целевой компонент связан прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становлением уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка.
- Содержательный компонент включает материал для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности.
- В организационно – деятельностном компоненте учащиеся являются полноправными организаторами классного часа. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия.
- Оценочно-аналитический компонент: в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на развитие коллектива; влияние на психологический комфорт и активность участников.
Подготовку и проведение классного часа личностно-ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки действий:
1.Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год.
Методы и приемы, помогающие обеспечить участие школьников и их родителей в составлении тематики классных часов: социологический опрос, методика «Мозговой штурм», создание журнала «Мир общих дел». При определении тем классных часов педагоги учитывают индивидуальные особенности учеников, их потребности, интересы, ценностные ориентации.
2.Уточнение темы личностно ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.
Лучше использовать методику «Куча мала». Это блицопрос по проблеме организации классного часа. Дети в течение 1-2 минут отвечают на вопросы: что?, где?, когда?, как?, для кого?, для чего?…. Здесь важна не детальная разработка идей, а их количество.
3.Выбор цели, содержания, формы и места проведения классного часа.
4. Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Зависит от темы разговора и технологии проведения.
5.Составление сценария классного часа совместно с другими организаторами.
6.Проведение классного часа.
--вступительная часть: обеспечивается ясное понимание целей классного часа;
--основная часть: создается максимальное количество возможных ситуаций для проявления учащимися своей индивидуальности и творческих способностей;
--заключительная часть: делаются выводы по обсуждаемой проблеме, подводятся итоги;
7.Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению. Здесь целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта детей, развитие творческих способностей учащихся, психологический комфорт и активность класса.
Следует особо подчеркнуть, что успешность проведения часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического воспитания поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

Литература:
1.Классные часы. 4клсс/ Авт.-сост. Т.Н.Максимова, Н.Н.Дробинина.-М.:ВАКО,2014.-208с.-(Учебный год).
2.Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа. М.: ТЦ «Сфера»,2003.