План-конспект к уроку литературы Творчество А.В.Вампилова


Дата 1 курс русская лит-ра
Тема. Реализация традиций и новаторство драматургии А.В.Вампилова . Проблема распада человеческой личности в пьесе «Утиная охота».
Тип урока: комбинированный. Цели: - познакомить учащихся с биографией А.Вампилова, иркутского писателя-драматурга;
-показать значение драматургии Вампилова для русской литературы; -организовать аналитическую работу постижения смысла необычного, глубокого его произведения, постараться ощутить тревогу драматурга о чем-то очень важном в нашей жизни, его боль за каждого из нас. 
Знать: жизненный и творческий путь А.В.Вампилова,
Уметь: анализировать пьесу «Утиная охота».Оборудование: 1. Портрет А.В. Вампилова; 2.Словарь: Деградировать– постепенно ухудшаясь, приходить в упадок. Ретроспекция– обращение к прошлому. Интеллигентность -  подлинная образованность, культура. Инквизитор– 1. Судья инквизиции — следственный орган католической церкви. 2. Человек, с холодной жестокостью выпытывающий что-либо у кого-нибудь, мучитель.          Ход урока1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 2.Индивидуальное задание. Страницы биографии Александра Вампилова. Обобщающее слово учителя: 
Слово учителя.
- Александр Вампилов - наш земляк. Жизнь его оказалась очень короткой.
19 августа 1937 года родился и погиб 17 августа 1972 года. Всего - 35 лет.
Имя А.Вампилова широко известно не только у нас в стране, но далеко за её пределами.
Его пьесы "Утиная охота", "Старший сын", "Прощание в июне", "Прошлым летом в Чулимске" и "Провинциальные анекдоты" по праву вошли в золотой фонд отечественной драматургии.
А.Вампилов работал корреспондентом газеты "Советская молодёжь", писал рассказы, очерки, фельетоны.
Он был молод, но хорошо знал людей и жизнь, которую наблюдал непрестанно и серьёзно. Он писал только правду, настоящую правду жизни и человеческих характеров.
Кажется, что главный вопрос, который задаёт Вампилов:
"Останешься ли ты, человек, человеком?
Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности: любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь:?" (В.Распутин)
2. Биография А.Вампилова - выступления учащихся:
1 ученик
Двадцатилетний Вампилов не знал, что начальные слова первого рассказа "Стечение обстоятельств" станут для него пророческими: "Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека".
В его жизни стечение обстоятельств было трагическим: 17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть:
Он почти доплыл : Но сердце не выдержало за несколько метров до берега :
2 ученик.
Что можно рассказать о такой до обидно короткой жизни?
Всё, как у всех: родился, рос, учился, окончил, работал.
Но между датами рождения и смерти вместилась далеко не простая судьба талантливого драматурга, яркого, светлого человека, чуткого и ранимого, особо восприимчивого к миру, к его радостям и скорбям, смеху и плачу, без его не бывает подлинного искусства.
Я скачу на коне - сорванец темнокожий -Разнотравьем высоким,Как маленький бес.Эта скачкаС байкальскою качкою схожаПляской дальней горыИ круженьем небес...Я не знаю дорог,Что откроются завтра,Но сегодняНа этом нагретом лугуСмутно чувствую,Что без труда и азартаЯ ни дня в этой жизниПрожить не смогу.Андрей Румянцев.
3 ученик
Год рождения А.Вампилова был годом 100-летия со дня смерти А.С.Пушкина, в честь которого он и был назван Александром.
Четвёртый ребёнок в семье, Александр, любил футбол, мальчишеские игры.
Был спокойным и любознательным. Любил книги. В школе получал пятёрки по литературе и не ладил с немецким языком.
Увлекался спортом. Музыкой и драматическим кружком.
Уходил в походы на несколько дней. Писал стихи, но никому не показывал.
4 ученик.
Вот каким помнит его классный руководитель:
"Перед глазами встаёт подросток с задумчивыми глазами и копной кудрявых волос
В те далёкие пятидесятые годы жили мы все материально плохо. Особых развлечений не было, да и какие развлечения могли быть в маленьком бурятском посёлке Кутулик. Но мальчишки тех лет умели радоваться каждому дню, любили жизнь. Верховая езда, тайга, катание на лодках, а зимой на лыжах, долгие споры о литературе в школе - вот круг занятий и интересов.
Но какая духовная жажда отличала то послевоенное поколение мальчишек и девчонок!"
5 ученик. "После школы был Иркутский университет, поездки по России, Высшие литературные курсы в Москве. Но тянуло в Кутулик, деревянный, пыльный, с огородом, со стадом частных коров, но с гостиницей, милицией, стадионом, в Кутулик, который от деревни отстал и к городу не пристал".
Почему?
"Я представил себе летний вечер: Большую огуречную грядку, подсолнухи, изгородь из осиновых тычек: Отсюда видна дальняя Берестенниковская гора: Травы пахнут здесь сильней, чем где-либо, и нигде я не видел дороги заманчивей этой вот, что по дальней горе вьётся среди берёз и пашен:."
Слово учителя. В детстве, юности истоки творчества А. Вампилова, его духовного мира. Пьесы драматурга с большим трудом находили себе дорогу к читателю. По мнению критиков, лучшая пьеса – «Утиная охота». Сегодня мы беремся работать не только над его лучшей пьесой, но и самой трудной, даже для критиков. Очень часто Вампилова обвиняли в пессимизме, очернительстве, жестокости. Я думаю, что сегодня у вас тоже могут возникнуть разногласия в оценке поступков героев, и, если эти разногласия не будут высказаны вслух, в душе они все равно будут. Работа с текстом (вопросы для аналитической беседы даны заранее) 1. Об «Утиной охоте» много спорят. Что, по вашему мнению, является предметом спора? Какой из героев, по вашему мнению, деградировал окончательно? (В. Зилов) 2. Подумайте, оставляет в нем что-то надежду на обновление? Каково ваше мнение? 3. Критики тоже разделились. Одни считают, что деловит, незауряден, он сохранил человеческое обличие. Ему скучно жить, но он способен на обновление. Другие считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Но чем же привлекает драматурга вот такая жизнь, такая судьба? 4. Итак, мы попадаем в провинциальный городок, в среду интеллигенции, молодых людей около 30 лет, в круг друзей  и знакомых Виктора Зилова. Кто они? Насколько интеллигентны, по вашим представлениям? А) Саяпин – ему принадлежит идея розыгрыша с венком и телеграммой, хотя потом просит прощение. Но сама- то идея именно такого розыгрыша страшна. Он останавливает Зилова от самоубийства и невольно думает о ремонте квартиры в случае, если она достанется ему после смерти «друга». Все переваливают на Зилова, когда выясняется, кто виноват в недобросовестности информации. Он, естественно, не друг Зилова и, конечно, не интеллигент. Б) Валерия, жена Саяпина. Каковы черты ее характера? Интеллигентна ли она? Энергичная, напористая, пробивная, современная. Ради чего она решила «приударить» за начальником мужа? (ради выгоды, ей необходимо получить квартиру). Льстивая. Найти эпизод, когда она на новоселье осматривает квартиру Зилова. Прокомментировать этот эпизод. Прочитать только ее реплики и сделать вывод. (Минимум словарного запаса, практичность, от которой становится не по себе) В) Кушак (глуповат, трусоват, не прочь поразвлечься в отсутствии жены) Г) Кузанов – наивен, не разбирается в жизни. Участник розыгрыша Зилова. Вспомните, что он говорит Виктору? Почему всех Вера называет     «аликами»?(потому что все они серые, на одно лицо. Именно «алики» – и этим все сказано. 5. Смешно или грустно, глядя на эту среду обитания? Зилова она устраивает? В чем конфликт произведения? Почему он решил застрелиться? Сначала эта жизнь его устраивала, но постепенно в нем зреет вопрос: как и для чего жить? А коль этот вопрос мы ставим, значит пьеса не бытовая, а бытийная. Вампилов поднимает проблемы бытия. 6. Мы застаем Зилова на следующий день после того, как он отмечает с друзьями начало охотничьего сезона, утром скандал.  И теперь что он начинает делать? Он раскручивает назад свою жизнь, вспоминая события последних 2-х месяцев. Эти воспоминания заполняют почти всю пьесу. Зилов узнает о своей смерти от Димы, встречает мальчика с венком, начинает вспоминать прошлое. 7. Для чего понадобился драматургу этот прием, который называется ретроспекцией? Во-первых, человеческая память удерживает лишь самое главное в жизни, во-вторых, в воспоминаниях человек не только видит события, но и анализирует их, делает выводы. Конечно, подсознательно. 8. Обращаемся к эпизоду, когда Зилов и Галина ждут гостей на новоселье. Чтение эпизода. Пришло ли счастье в  дом Зиловых? А было ли оно? Если она вспоминает о прошлой жизни, значит, было, оно, это, счастье, была эта любовь. 9. Где же они ее растеряли, как вы думаете? (обращение к ремаркам) Легкомыслие мужа, несбывшиеся надежды, мечты, непосильная работа, когда чувствуешь ежедневную не проходящую усталость. В Галине еще трепещется надежда на семейное счастье, но дежурные зиловские «конечно», «обязательно», «это не проблема» почти приглушают огонек этих надежд. 10  Сцена новоселья. Попробуем ее прокомментировать. Много ли пожелали     хозяевам? Есть ли здесь обстановка чего-то праздничного? Ничего радостного, тем более праздничного. Разговоры ни о чем, пожелать новоселам нечего, о добрых традициях никто не помнит. В воспоминаниях есть одна горькая сцена о том, что любит Зилов. Давайте ее прочитаем и прокомментируем. 11. С чем связано второе воспоминание Зилова? (подпись под липовыми документами, письмо отца, знакомство с Ириной). 12.  Найти и прочитать письмо отца и прокомментировать его. 13.  Почему преображается эта только что холодная душа при встрече с Ириной? Непосредственность, доверчивость, искренность. Он понимает, что такие девочки появляются нечасто, она для него святая. Но, согласитесь, по ремаркам мы видим, что Ирина похожа на его жену в юности, которую он по сути предал. 14. Проанализировать последнюю реплику Зилова в 1 действии, когда жена сообщает ему, что у них будет ребенок. 15. Обращаемся  к картине 2-го действия. Что вы можете сказать о Зилове из     этого эпизода? (Корежит от его нерешительности, лживости. Он  по сути      заводит азартную игру с некогда любимым человеком.) 16.Понимает ли Галина его фальшь? (Конечно, она понимает, ей больно и    горько. И все-таки он заражает Галину своими воспоминаниями) Понимает ли Зилов страшный смысл произошедшего? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ремаркам, которые определяют каждое воспоминание. 17. Обращаемся к эпизоду, когда Зилов прощается с Галиной. Искренен ли     Зилов? Верите ли вы ему? Почему ушла Галина? Слово учителя: Охота соединяет человека с природой, природа очищает от суеты, от наносного, дурного, т.е. каждый человек на природе нравственно очищается. Но охота это и преследование и смерть. Но жена Зилова говорит, что он даже ни разу не убил маленькой птички и, скорее всего, не убьет. Тогда зачем он ждет охотничьего сезона? Ваше мнение.      Главное для него, наверное, стремление побыть наедине с природой, побыть самим собой, ни лгать, ни изворачиваться. Парадокс, наверное, в том и заключается, что на охоте Зилов вряд ли когда сможет убить, а вот в жизни – он бьет без промаха: по жене, по еще не родившемуся ребенку, по Ирине, когда предлагал ее, как товар, друзьям, по Вере, по отцу, которого предал. Старая истина: творимое тобою зло вернется к тебе. Зилов получил телеграмму-соболезнование от друзей.  Это расплата за свершенное Зиловым зло. 18. К какому итогу пришел в конце концов герой? Прочитать последнюю ремарку. Как истолковать ее? Оставляет ли автор надежду на возрождение Зилова? Трижды повторяет автор «плачет или смеется». И если читатель решит, что плачет, тогда есть надежда на возрождение. Вывод:   Обратимся к первой ремарке. Прочитать, сколько раз автор повторяет слово «типичный» Какой знак подал нам, читателям, автор, повторяя одну и ту же деталь? О чем хотел сказать? Конечно же, о типичности этой обстановки, о типичности семьи, о том, что здесь произойдет. Стало типичным, что интеллигент на поверку оказывается вовсе неинтеллигентным, когда потеряны все нравственные ориентиры, когда скучно и не для чего жить. И если мы видим срез нашей жизни – не страшно ли нам? Не страшно ли нам, что в каждом из нас, если честно взглянуть на себя, есть хоть немного от Зилова. А не сказал ли нам автор о том, что все мы, без исключения, участвуем в создании  морального климата жизни, а значит, и с каждого спрос? Вампилов выразился с определенностью: среда – это мы сами. Мы, вместе взятые. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда – это то, что каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, и значит каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно  отражается на других людях 19. Обращаемся к эпиграфу. Почему мы взяли именно эти слова в качестве эпиграфа? Мы возвращаемся на «круги своя»: без веры и любви, без духовного начала, которые определяют мысли и поступки, без осознания, для чего живет и как живет, человек мельчает, «истончает» себя, теряет в себе живое, хотя и остается живым, приговаривает себя к смерти.   Повторим фразу Вампилова, так запомнившуюся его друзьям: «Писать нужно о том, от чего не спится по ночам» 
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
– Какие вопросы вы хотели бы задать одноклассникам после сегодняшнего урока? Какими мыслями – поделиться?
Комментирование оценок. 
VI. Домашнее задание
Чеховские традиции и новаторство драматургии Вампилова.
ВАМПИЛОВ, АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ (1937-1972), русский драматург, прозаик, публицист. Родился 19 агуста 1937 в пос. Кутулик Иркутской обл. в семье учителей. В 1937 отец Вампилова был расстрелян органами НКВД. По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А. Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов Стечение обстоятельств (1961). В начале 1960-х годов написал свои первые драматургические произведения - одноактные пьесы-шутки Ангел (др. название Двадцать минут с ангелом, 1962), Воронья роща (1963), Дом окнами в поле (1964) и др.
         
Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Так, в пьесе Двадцать минут с ангелом, действие которой разворачивается в провинциальной гостинице, происходит своеобразная проверка персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть. В 1970 Вампилов написал пьесу История с метранпажем - притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смерью. История с метранпажем вместе с пьесой Двадцать минут с ангелом составила трагикомическое представление в 2 частях Провинциальные анекдоты. В 1964-1965 Вампилов публиковал свои рассказы в коллективных сборниках Ветер странствий и Принцы уходят из сказок. В 1965 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М.Горького в Москве. Во время учебы написал комедию Ярмарка (др. название Прощание в июне, 1964), которая получила высокую оценку драматургов А. Арбузова и В. Розова. Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом. В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ ангела, встреча с которым преображала героя. Наличие в мире высшей силы было постоянной темой творчества Вампилова. Сохранились свидетельства о том, что он тяжело переживал свою неспособность уверовать в Бога. Вместе с Провинциальными анекдотами пьеса Прощание в июне составила сатирический цикл. Вампилов предполагал написать еще пьесу Белореченские анекдоты, но осуществлению этого замысла помешала его ранняя смерть. Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах "Театр", "Современная драматургия", "Театральная жизнь", входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о "театре Вампилова" и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы - Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Были в них представлены и современные "маленькие люди" (Угаров, Хомутов, Сарафанов и др.), и женские типы. В 1967 Вампилов написал пьесы Старший сын и Утиная охота, в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия - преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать "тема-метафора" пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро. Герой пьесы Утиная охота Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. Зилов понимал, что единственной потребностью в его жизни была утиная охота. Утратив к ней интерес, он потерял интерес к жизни и собирался покончить с собой. Вампилов оставил своего героя в живых, но существование, на которое был обречен Зилов, вызывало одновременно осуждение и сочувствие читателей и зрителей. Утиная охота стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов В драме Прошлым летом в Чулимске (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ - юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе "душу живу" с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди. Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. Вампилов утонул в озере Байкал 17 августа 1972.