Из опыта работы. Культурно-образовательная среда как механизм повышения качества образования


Культурно-образовательная среда как механизм повышения качества образования
Я расскажу, как создавала культурно-образовательную среду (далее – КОС) в школе. И встал вопрос, что сделать, чтобы в школу родители детей.
1. определен набор привлекательных свойств, таких как:
Близость к дому, удобство, гигиенические условия, доброжелательность, квалификация, 100% укомплектованность персонала, график занятий (одна смена), особенность УП, престиж, репутация.Изучили свою образовательную услугу с точки зрения ее качества. Разделили ее на 2 группы:
Количественные показатели:
- численность учащихся;
- процент обучающихся;
- обеспеченность МТБ;
- обеспеченность учебниками и др.
Эти показатели достаточно объективные, но не гарантируют, что старый коллектив будет работать лучше.
2. Качественные показатели – описательные характеристики образовательной услуги (соответствие учебных планов ожидания родителей, доступность и качество информации об учебном процессе, профессиональная карьера выпускников их знаний, степень профессионального развития и укомплектованности персонала и т.д. Понимала, что эти показатели достаточно субъективны, но при удачном управлении могут быть скорректированы в лучшую сторону.
Определили порядок действий по формированию КОС.
3. Создала творческую группу, которая определила систему ценностей школы, так родилась программа «Политики, культура, ценности». Определили, что предпочтительно так появилась своя субкультура и постулаты. Например, «У нас так не принято», а это неприемлемо.
Определили миссию школы. А следующий этап поддерживать коммуникации, демонстрировать свои нравственные стороны и свою систему ценностей, через презентации, сайт.
4. работа с реальными родителями.
Изучили их спрос на образовательные услуги, собрали сведения о них. Это надо для того, чтобы определить характеристики своего потребителя. Разделили их на 4 группы: обеспеченные и необеспеченные , мотивированные и немотивированные.
Дело в том, что работа с каждой их перечисленных групп требуют принятия разных управленческих решений. Так, школа для обеспеченных на первое место ставит материальную оснащенность. Для необеспеченных – бесплатное питание для всех обучающихся и услуги ГПД. Для мотивированных – квалификацию педагогов, для немотивированных – физкультуру и спорт, кружки по интересам. Так определили, что школа будет адаптированной.
Следующий этап: школа, которая строит КОС должна постоянно поддерживать контакты с потенциальными родителями, чье мнение и расположение ей важны. Для этого необходимо участвовать во всех массовых мероприятий, публикуются статьи, освещать в СМИ, организуем дни открытых дверей и встречи выпускников. Презентации, открыли ОУ всех УОП и в этом помогает собственный сайт, где мы помещаем всю информацию о себе новостные рассылки – это способ формирования у потенциального родителя привлекания к нашей образовательной услуге – т.е. это называется устойчивая дистрибуция по формированию своего имиджа. Иногда «мелочи» решают многое, поэтому продумывая свою, так называемую, «упаковку» уделяла внимание:
- как одевается персонал (цветовые сочетания, стиль, униформа);
- коммуникации (речевые особенности персонала , составление документов);
- форматы контактов (использование техники и средств коммуникации: сайт, электронная почта, телефон, адреса и т.д.);
- среду обитания, интерьеры, эргономике;
- средства персонализации (визитные карточки персонала, бейджи, вывеска, наличие стендов с фотографиями детей, буклеты с информацией о школе).
Сейчас это называется имеджевая коммуникация.
Не менее важно было в процессе создания КОС определить, кем быть: Первой или лучшей. И на первом этапе понимаешь, что лучшей оставаться неимоверно сложно- каждый учебный год надо заново доказывать с новым составом учащихся. Так как предыдущие достижения не достаются по наследству. Первой быть тоже сложно, но этого уже никто не отнимет и в течение некоторого времени можно быть первым. Так ли стали первыми: ШБП «Гармония», ввели школьную форму для учащихся и МОП. Представили программу развития, базисный УП, создали свою воспитательную систему школы – школу гуманистических отношений со своей миссией, гуманный этикет, символикой, гимном, гербом школы, традициями, ритуалами, ввели зоны отдыха, дежурных по этажам, школу Ховарда, народный театр «Лицей». Первой быить хорошо – но лучшей быть лучше.
Для этого надо было определить базовые атрибуты (образовательные услуги). Для этого провели опрос родителей, учащихся, педагогов: составить список образовательных услуг, причем каждый атрибут должен быть подтвержден. Список должен начинаться словами например:
Наша школа – хорошая, потому что:
- выпускники школы в большинстве случаев обладают качествами, необходимыми для самостоятельной постановки целей и успешного их достижения. Это подтверждают профессиональные успехи выпускников, среди которых (назвать фамилии) …..
- у нас хороший психологический климат. Это доказывается стабильностью педагогического коллектива, а также тем. Что выпускники общаются с педагногами спустя много лет после окончания школы;
- в школе поошряется профессиональный рост сотрудников: за прошедшие 11 месяцев они посетили…. Семинаров.
- у нас адекватные управленцы, вменяемый директор о них писали в газетах и т.д.
Проанализировать результаты: какие из ожиданий (атрибутов) УОП совпали, выстроили рейтинг, выделили4-6 базовые.
Что это дает нам? Эти действия дают возможность определить тех, кого желательно видеть в бедующем, разработать перспективный. Список услуг с учетом атрибутов (предпочтений) важных только для этой группы людей. Эта работа называется позиционированием, т.е.е мы можем соотнести ожидаемые образовательные услуги с реальными предложениями. Знали какие усилия и на что направить, какую роль выполнить для обслуживания учащиъся и родителей, для проектирования своей уникальности, как выделиться среди аналогичных школ.
Так ключевыми атрибутами учителей, ориентированных на результат стали (после серии круглых столов образовательные услуги или миссия школы)
- готовность оказывать услуги альтруизм;
- аналитические способности;
- способность принимать решения;
- коммуникабельность;
- преподавательская способность;
- речевая культура
- информационная культура, навыки общения
- презентабельность
- владение компьютером и оргтехникой.
- специальные знания по предмету
- специальные знания ( технологии и методик обучения) .Главный показатель успешности педагога - лояльность по отношению к администрации.
Бренд - четкая позиция в цели родителей об образовании. Это репутация одного приверженца школы, это результат возможных действий, рекламы индивидуальных коммуникаций, характеристик образовательных услуг.
После того как сдвинулась работа по определению набора базовых атрибутов…….......................... последовательность итогов по развитию КОС
Приняти решение: что надо оставить без изменений, что надо наращивать, что делать с нуля эти действия стали предметом обсуждения на общем собрании сотрудников, педсовете, Совете школы, Совете старшеклассников, родительских собраний.
Развитие КОС – это непрерывный процесс, ее надо поддерживать , развивать, так как на то, чтобы заработать репутацию и обрести свое место в глазах родителй, уходит много времени и сил, потерять же их легко и быстро.
Таким образом КОС – влияет на качество образовательных услуг
Таким образом, качество образовательной услуги – это основа создания школы. Товар плохого качество никогда брендом не станет. Как бы мы себя не хвалили, два раза обмануть одного и того же потребителя мало кому удается.
Устойчивый бренд обеспечивает повышение конкурентности школы практически без привлечения дополнительных факторов. На пути создания бренда возникают обстоятельства, заставляющие размышлять: не оставить ли все, как было? Печальное правило таково: чтобы оставаться на месте – нужно бежать, чтобы к чему-то прийти – нужно бежать вдвое быстрее.
Чтобы оставаться конкуретноспособной
- сознательно выстроить свое предложение (продукт) с учетом наиболее значимых для целевого потребителя атрибутов и поддерживать устойчивое качество товара, отслеживания изменения в запросах потребителей и услугах конкурентов, т.е. вести ………………..
- обеспечивать устойчивую дистрибуцию образовательных услуг и необходимые для этого маркетинговые коммуникации;
- демонстрировать собственную систему ценностей.
- постоянно отслеживать изменения имиджа и элементов позиционирования образовательных услуг, представляемых школой.