Игра Поле чудес на тему Русская поэзия.


Игра «Поле чудес» на тему: «Русская поэзия».
Составила и провела учитель русского языка и литературы Митряшова Т. Е.









2015 год.
Тема: Русская поэзия.
Цель: выявить знания учащихся по изученным литературным произведениям поэтического жанра.
Оборудование: барабан, таблички, плакаты, карточки, иллюстрации, фонограмма.
Ход игры.
(Звучит вальс).
Ведущий (на последних аккордах вальса)
И буду долго тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Эти пушкинские строки как бы определяют тему нашей сегодняшней игры. Да, «золотой век» поэзии, творческий взлёт мысли, музыка, волнующая душу! Всё это живо до сих пор и пробуждает «чувства добрые». «Золотой век поэзии» как бы вобрал творчество поэтов 18,19 и 20 веков – поэтическое наследие, на котором воспитано ни одно поколение России. Великая поэзия! Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Есенин и многие другие.
Ваш стих, как божий дух,
Носился над толпой,
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой.
Блажен, кому в удел служенье Искусству дали небеса,
Кому чрез труд и откровенье
Его доступны чудеса!
Весь мир в нём дивно отразится,
И всё, чем душу мир проник,
В огне души преобразится
И обретёт себе язык!..
(И. С. Аксаков).
(Звучит музыка).
Вед.: Итак, начинаем! Просим ведущего игры «Поле чудес» в студию!
(Входит ведущий игры).
Вед. : Приветствую вас, друзья, на нашей игре «Поле чудес».
Я, Иванков Никита, ведущий сегодняшней игры, вместе с вами совершу экскурсию по поэтическим страницам «золотой поэзии». Именно золотой, ибо она была, есть и будет на века.
Итак, начинаем 1 тур. Но прежде отберём 3 –х игроков. В первом туре будут участвовать 5-6 классы. Внимательно слушайте вопросы:
-Какое время года больше всего любил А. С. Пушкин?
-В каком сказочном произведении царевич превращался в насекомых?
-Из какого стихотворения эти строки и кто автор?
Что же вас гонит:
Судьбы ли решение? Зависть ли тайная?
Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
-Кому посвящены эти строки?
Выпьем, добрая подружка,
Бедной юности моей.
Выпьем с горя. Где же кружка?
Сердцу станет веселей.
-Из какого стихотворения эти строки?
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Принакрылася сосна…
Вед.: Закончен отбор игроков в 1 тур. Прошу вас к барабану. Итак, вопрос 1 тура:
-Какому созданию Фет посвятил эти строки?
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем-
Лишь два крыла… (БАБОЧКА).
-Вопросы игрокам в процессе угадывания букв и слова:
-Представьтесь, пожалуйста.
-Как вы относитесь к игре?
-Нравится ли вам тема сегодняшней игры?
-А вы сами умеете составлять кроссворды?
-Любите их разгадывать?
-Ваш любимый поэт, прозаик.
-Что больше вам нравится: поэзия или проза?
-Ваше хобби.
Вед.: Слово угадано, перед вами победитель 1 тура (называет имя, фамилию, класс). Прежде, чем приступить ко 2-ому туру, я объявляю «поэтическую паузу». Прошу чтецов стихотворений в студию.
(Под музыку выходят чтецы. Чтение стихов наизусть сопровождается музыкой из «Времён года» П. И. Чайковского).Вед.: Замечательные стихи, настоящее богатство русской поэзии. А мы продолжаем игру.
(Проводится отбор игроков на 2 тур)
Вед.: Во втором туре будут участвовать уч- ся 7-8 кл.
Вопросы:
-Из какого произведения эти строки:
«Уж ты где, жена, шаталася?
На каком подворье, на площади,
Что растрёпаны твои волосы,
Что одежда твоя вся изорвана?
Уж гуляла ты, пировала ты,
Чай с сынками всё боярскими!..
-Кто такой Мцыри?
-От кого принял смерть Вещий Олег?
-О чём эти строки и кто автор?
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
(Тютчев «Зима недаром злится»).-
-Какая историческая личность описана А. С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?
Вопросы 2 тура:
-Из какого стихотворения С. Есенина эти строки?
Тонут пастбища и нивы
В голубом сиянье дня,
И над пашнею счастливо
Созревают зеленя. («Кузнец»).
Вед.: Закончен 2 тур, и я с радостью сообщаю имя победителя. Прежде, чем начать отбор игроков в 3 тур, я объявляю «паузу для самых смекалистых». Игра «Разгадай пословицы».
Выходят 3 человека. Предлагается правильно собрать пословицы (начало и конец пословиц, записанных на отдельных бумажных лентах, перепутаны между собой.-Слово не воробей, а трусливого кусает.
-Не имей сто рублей, вылетит – не поймаешь.
-Как волка не корми, а имей сто друзей.
-На смелого собака лает, а он всё в лес смотрит.
-Как аукнется, тем больше дров.
-Чем дальше в лес, так и откликнется.
Вед.: Да, игра была просто захватывающей. А я продолжаю «Поле чудес». В3-ем туре участвуют 8-10 классы.
Вопросы:
-Назовите автора этих строк.
Я вас любил. Любовь ещё, быть может,
В моей душе угасла не совсем.
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.
-Чей это портрет?
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой…
(Татьяна, «Евгений Онегин»).
-Кому посвящены эти строки?
Его убийца хладнокровно навёл удар…
Спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно.
В руке не дрогнул пистолет.
-Кого описывает в этих строках С. Есенин?
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
-Как звали собаку, которой С. Есенин посвятил стихи «Собаке Качалова».
Вед.: Вопрос 3 тура:
-Из какого стихотворения Ф. И. Тютчева эти строки?
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль, изречённая, есть ложь. (Молчание).
Вед.: Итак, наш третий финалист одержал достойную победу. Прежде ,чем начать 4 тур, проведём игру со зрителями.
-Какому поэту адресовал А. А. Фет эти строки?
Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и с поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном…
Вед.: Начинаем 4 тур.
-Кто из русских композиторов писал о Фете так:
«Считаю его поэтом безусловно гениальным… часто Фет напоминает мне Бетховена… подобно Бетховену ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова»? (Чайковский).
-Чей это портрет?
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт… (Ленский).
Вед.: Вопрос суперигры:
-Назовите автора этих строк:
Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас,
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах (Лермонтов).
Вед.: Я не слышу бурных аплодисментов. Да, суперприз выиграл …
Как мне ни жаль, но пора с вами расставаться, дорогие зрители.
Я рад, если игра вам понравилась, значит, она удалась.
(Звучит музыка Чайковского из альбома «Времена года».
-