Исследовательская работа по английскому языку на тему ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №3 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ОКТЯБРЬСКИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Лунева Гульнар Маратовна,
учитель английского языка,
МБОУ «Гимназия № 3»
г. Октябрьский,
2016Содержание
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические аспекты использования игровых технологий как способ совершенствования профессиональной компетентности……………………….5
Профессиональное развитие компетентности учителя английского языка..5
История возникновения игровых технологий……………………………….8
Игровая деятельность школьников…………………………………………..10
Глава II Опытно-экспериментальная работа по обучению английскому языку с использованием игровых технологий…………………………………………..14
2.1 Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности по новым государственным стандартам………………………………………….. 14
2.2 Результаты проделанной работы……………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………...22
Литература ………………………………………………………………………..23
Приложение……………………………………………………………………….24
Введение
Главными факторами, влияющие на развитие образования сегодня, являются поворот личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях. Наряду с последними изменениями, также, за последние годы возрос значительный интерес к изучению английского языка. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Следовательно, все больше возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить с введениями новых и интересных методов обучений. Одной из них являются игровые технологии.
В наши дни учителя пересматривают различные способы с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с новыми, игровых технологий.
Актуальность работы:
Во-первых - во всем мире, и в России в частности, расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети обрушивают на учащихся огромный объем информации. Игровая же деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний.
Во-вторых – так как в современном мире существует сложность и многогранность, необходимо не просто передавать знания подрастающему поколению, а напрямую включать детей в такие практики, где разнообразие значений, игра смыслов заставят выбирать собственную позицию и роль.
Гипотеза исследования – формирование познавательного интереса учащихся к изучению английского языка будет более эффективным, если построить обучение на основе введения в учебный процесс игровых технологий.
Цель работы – заключается в теоретическом обосновании и апробации методики использования игровых технологий как способ совершенствования профессиональной компетентности учителя английского языка.
Объект исследования является познавательная деятельность учащихся при использовании игровых технологий на уроках английского языка.
Предмет исследования – особенности использования игровых технологий как способ совершенствования профессиональной компетентности учителя английского языка.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулированы следующие задачи исследования:
1. изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
2. выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий;
3. разработать игровые технологии, которые могут успешно использоваться на уроках английского языка;
4. способствовать профессиональному росту учителя.
Глава I Теоретические аспекты использования игровых технологий как способ совершенствования профессиональной компетентности.
Профессиональное развитие компетентности учителя английского языка.
Сравнительно недавно учебный процесс в школе планировался учителем в соответствии с содержанием образования (программой), возрастом и уровнем подготовки учащихся. Но все же активная роль в обучении принадлежала учителю, ученик рассматривался как объект, на который необходимо воздействовать, чтобы достичь запланированных результатов. Доминировали методы, связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в стандартных привычных ситуациях. Ученик был получателем готовой информации, которая при усвоении становилась знанием. Одинаковые учебники для учащихся всего класса предоставляли ограниченные возможности углубленного изучения интересующихся тем. Фактически, они являлись сценарием процесса обучения.
Сегодня учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащегося. В первую очередь ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся поблеем. Большое значение отводится формированию способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности новых технологий. В связи с этим стратегическая цель развития профессиональной компетенции учителя английского языка это не только хорошо владеть своим предметом, но и уметь свободно ориентироваться в различных областях знаний, осуществлять интеграцию в рамках смежных дисциплин. Основные компетенции современного учителя на сегодня выглядят таким образом:
Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать обучающемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
Уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции.
Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных обучающихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу обучающихся и руководить ею.
Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Следовательно, учитель должен пополнять свою профессиональную компетентность, самообразовываться, выполнять самоанализ и самоконтроль.
Так что же такое профессиональная компетентность, самообразование, самоанализ и самоконтроль? Профессиональная компетентность это:
знание предмета (английский язык);
знание методики обучения английскому языку в начальной, средней и старшей школе;
знание психологических особенностей развития школьников всех ступеней обучения;
знание педагогических основ процесса воспитания средствами предмета английский язык.
Самообразование учителя происходит через расширение общего кругозора и повышения профессиональной квалификации, участия в научно-практических конференциях и учебных семинарах, в том числе и дистанционных курсах. С помощью самообразования, учитель приобретает разнообразные фоновые знания из других учебных предметов и других сфер жизни учащихся, а также изучает профессиональную литературу (книги, журналы, газеты), посещает профессиональные Интернет сайты, владеет мультимедийными технологиями и создает собственные учебные и методические материалы.
С помощью самоанализа и самоконтроля происходит творческое саморазвитие, анализ собственных результатов проведенного урока, итогов организации контрольной или проектной работы.
На данный момент профессиональное развитие компетентности учителя английского языка состоит из:
освоения новых методов и технологий преподавания
изучения новых приемов контроля уровня обученности по английскому языку;
посещения курсов повышения квалификации, методических семинаров;
изучения отечественной и зарубежной методической литературы и выступление с сообщениями на методических совещаниях;
участия в профессиональных конкурсах, международных и всероссийских проектах;
создания программ по своим курсам, факультативам и спецкурсам;
создания методических разработок по программным темам;
создания компьютерных приложений к действующим УМК;
посещения уроков своих коллег, участия в интерактивных мастер-классах, что позволяет педагогам изучать опыт коллег, перенимать от них что-то новое, анализировать свою деятельность и делиться своим опытом с другими;
Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личностным опытом, познавательными интересами и потребностями детей. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, практической, коммуникативной).
Построение учебного процесса в игровой форме кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников.
Как отмечают многие ученые и психологи, во всех школах прошлого и настоящего игра была и остается одним из самых важных методов обучения. Почему же так важна игра для педагогической деятельности….
История возникновения игровых технологий
Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых её задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Ещё в древних Афинах (VI—IV века до н. э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&action=edit&redlink=1" \o "Агностика (страница отсутствует)" агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры — манёвры, штабные учения, разыгрывание «боев». В X веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, высказывать свои комментарии, описания (экфразы), импровизации (схеды).
В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т.Компанелла и Ф.Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками. В XV—XVII веках Ян Амос Каменский (1592 - 1670) призывал все «школы — каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Всякая школа, по его мнению, может стать универсальной игрой и надо все осуществлять в играх и соревновании, сообразуясь с возрастом в школе детства, отрочества, юности и т. д. Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Ж.-Ж. Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества. Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Фридрих Фрёбель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.
Особую роль в современном становлении игрового обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, опиравшегося в первую очередь на использование деловых игр. Они послужили основой развития большой группы методов обучения, получивших название «Метод активного обучения». Теоретически, их использование было обосновано в ряде концепций, в первую очередь в теории активного обучения. Первая деловая игра была разработана и проведена М.М. Бирштейн в СССР в 1932 году (М. М. Бирштейн, 1989). Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие. Однако в 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений — они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 1960-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Сегодня в России, в США, и в других развитых странах нет такого учебного заведения, в котором не использовались бы деловые игры или игровые технологии обучения. В 2009 году для объединения профессионалов, занимающихся различными форматами игрового обучения, создана Всероссийская Ассоциация по играм в образовании (Russian Association for Games in Education, RAGE)Игровая деятельность школьников
Игра не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и в будущем может стать одной из форм интегрированного обучения, в котором должны объединиться все типы обучения, все лучшее, что было, есть и будет в теории и технологии обучения в условиях модернизации образования.
Учебная игра должна быть целенаправленной. Необычность формы проведения занятий, ее нешаблонный характер способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету. Наиболее активно учебная игра используется на занятиях по иностранному языку, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого - обучение языку как средству общения.
И все же, почему так важна игра для педагогической деятельности?
Во-первых, игра расширяет сферу педагогической деятельности, обогащает профессиональную позицию педагога так называемой игровой позицией.
Игровая позиция педагога, по мнению С.Д. Полякова, вытекает из двух основных признаков основных признаков игры – двуплановости и роли. Двуплановость – развертывание игрового поведения сразу в двух пространствах: в реальных обстоятельствах и в условном пространстве, где хозяева не задачи реальной деятельности, общения, а отвлеченные от реальности воображаемые условия. Форма существования двуплановости – роль, ролевое поведение: общение по правилам, задаваемым воображаемыми условиями. Участники игрового общения, игровой деятельности в той или иной степени сознают ролевой характер своего поведения. Отсюда игровая позиция педагога – демонстрируемая, нескрываемая двуплановость поведения, нередко с отчетливой подачей роли.
Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что позволяет педагогу совершать разнообразные маневры в поле делового и личностного общения. При этом, деловое поведение оказывается не совсем деловым, а личностное – не совсем личностным. Школьник выбирает из игрового поведения то, что ему ближе. И шансы на укрепление контакта повышаются. В игре все условно, поэтому можно свободно принимать – не принимать, отвечать – не отвечать на посылаемые «воспитательные сигналы», т.е. в игре у ученика и у педагога больше пространства для самореализации.
Во-вторых, игра создает возможности для сотворчества, совместного творческого развития взрослого и ребенка.
Сотворчество в игре предполагает:
субъект-субъектные соотношения, когда за каждым участником творческого процесса признается право и способность на собственное решение (вне зависимости от возраста и опыта творческой самореализации);
активную позицию всех субъектов творческого процесса;
создание и сохранение участниками творческого процесса соответствующей атмосферы на основе воспроизведения всех возможных способов инициирования соответствующего настроя и эмоционального фона;
сохранения индивидуального стиля творчества.
В психологической концепции игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления. По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности»
В «Большой энциклопедии» игра рассматривается как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)»
А. Н. Леонтьев в работе «Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе» определил игровую деятельность следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает «противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (то есть способов действия) – с другой.
Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре».
Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных школ можно выделить ряд общих положений:
1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
2. Игра детей есть самое свободная форма их деятельности, которая осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
3. Игра – первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.
Игра дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.


Глава II Опытно-экспериментальная работа по обучению английскому языку с использованием игровых технологий
2.1 Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности по новым государственным стандартам
Обучение английскому языку на начальном этапе направлено мной на воспитание и развитие творческой личности средствами иностранного языка. Процесс практического овладения языком рассматривается как средство общения.
Инновационные технологии (мультимедийные проекты, методы проекта, развивающие коммуникативные – направленные игровые приемы) применяемые на уроках, вносят разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуют развитию интереса учащихся к предмету.
Каждый человек в жизни, открывая для себя какие-то истины, вырабатывает определенные правила, которых придерживается в своей работе. Наблюдая за детьми на уроках, я определила для себя роль дирижера, а моих учеников – оркестр, каждый их них – музыкант. От того, насколько профессионально владеет мастерством дирижер, зависит работа оркестра.
За два года педагогической деятельности передо мной возникли ряд нескольких вопросов, какой материал должен быть изучен, какие задания должны быть даны ребенку, как должен быть построен учебный процесс, чтобы поставленная цель была достигнута.
Изучив работы С.Д. Полякова, Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева, я пришла к выводу, что использование игровых технологий именно в начальной школе поможет ответить мне на те вопросы, которые возникли в течение моей работы.
В этом году, стандартами нового поколения предусмотрена внеурочная деятельность в первых классах, и в соответствии с этими требованиями, я составила программу по внеурочной деятельности – «Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности по английскому языку «Wonderland» («Страна чудес») для обучающихся 1-4 классов».
Новизна данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:
требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применения полученных знаний на практике;
условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Цель – дать начальные языковые знания и подготовить ребенка к процессу языкового образования.
Задачи: 1) научить понимать звучащую речь;
2) научить выражать свои мысли в устной форме;
3) получить дополнительную лингвострановедческую информацию об англоговорящих стран;
4) мотивировать учащихся на дальнейшее изучение английского языка.
Во время составления данной программы необходимо было учитывать, что у учащихся начальной школы еще недостаточно развито произвольное внимание и такие виды памяти, как эмоционально-образная, ассоциативная и кинестетическая (моторная). Данные виды памяти активизируются с помощью ролевых игр, соревнований, конкурсов, использования иллюстративно-изобразительной наглядности, музыки, ритмических приемов, движения, рисования и т.д. Поэтому игра, являясь главным видом деятельности ребенка, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы.
Занимательные, игровые элементы позволяют преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие английского языка на становление личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на уроках атмосферу радости, раскованности и непосредственности.
Срок реализации программы – 4 года, общее количество часов – 136, 34 часа в год (1 час в неделю). Из них 10 часов отведены играм, но я стараюсь проводить небольшие игры почти на каждом уроке, так как с помощью игры, дети сами того не замечая отвечают на все вопросы, которые задает им учитель.
К числу планируемых результатов освоения данной дополнительной образовательной программы отнесены:
личностные результаты – общие представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка;
метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора младших школьников, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква и слово.
В коммуникативной сфере:
I. Речевая компетенция:
- говорение - вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения;
- аудирование – понимать на слух речь учителя и одноклассников;
II. Языковая компетенция:
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков английского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- применение основных правил графического изображения букв и слов;
- распознание и употребление в речи изученных лексических единиц.
III. Социокультурная осведомленность:
- знание названия страны изучаемого языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных букв, слов; - умение действовать по образцу при выполнении заданий;
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных младшему школьнику пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
- представления об изучаемом иностранном языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям другого народа через детские сказки;
- развитие чувства прекрасного;
- умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.
Данную программу мне удалось разработать с помощью «Примерных программ по иностранным языкам», «Программы по внеурочной деятельности – Игра досуговое общение», «Предметных недель и открытых уроков английского языка» и «Алфавитных и тематических игр на уроках английского языка».

2.2 Результаты проделанной работы
Для того, чтобы достичь приведенные выше результаты, я решила провести эксперимент между двумя классами. Я должна была убедиться, что игровые технологии действительно помогают освоить введенный материал лучше, чем традиционный урок. В эксперименте участвовали два класса 1А и 1Б. Они были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. В обоих классах по 13 человек. У обучающихся данных классов была новая тема Ведение лексики по теме «Семья». С помощью различных картинок, плакатов и видеоматериалов, введение новых слов по теме «Семья» в обеих группах проходило одинаково, но в экспериментальной группе, в 1А классе, урок закончился игрой. «Кто это?» (Приложение 1).
В ходе данного эксперимента велось наблюдение за учениками, они с интересом запоминали новые слова, а затем отвечали на вопросы. Однако в ходе данного исследования были замечены такие результаты: экспериментальная группа, в которой урок закончился игрой, усвоили новый материал лучше, чем контрольная. Это было выяснено на следующем занятии, когда дети получили задание, где нужно было перевести слова на русский язык. Результаты данного задания показали, что уровень понимания слов в экспериментальной группе выше, чем в контрольной:
Результаты эксперимента
Контрольная группа Экспериментальная группа

Высокий уровень – 25% Высокий уровень – 31%
Средний уровень – 35% Средний уровень – 40%
Низкий уровень – 40% Низкий уровень – 29%

Успешное проведение любой на первый взгляд, казалось бы, даже несложной игры является результатом напряженного труда. Я рассматриваю игру как сложный совместный творческий процесс нескольких действующих лиц. Учитель, даже если он не является ведущим или водящим, должен быть предельно внимательным, так как в игре нет мелочей. Тщательная предварительная подготовка, внимание и индивидуальный подход к каждому ребенку сделают игру успешной и помогут добиться выполнения поставленных задач в каждой игре. Поэтому с использованием игровых технологий, по результатам третьей четверти, и, по словам родителей, у детей появилась и стала расти заинтересованность в изучении английского языка.
Изначально, мною была поставлена задача, создать собственную разработку игры на уроках английского языка. Так как я являюсь молодым специалистом, мне удалось составить только прием игровой технологии, который называется «Заполни комнату». Данный прием заключается в том, что ребятам предлагается пустая комната, которая изображена на большом плакате. Учащиеся разделены на две группы, у каждой группы на партах лежат бумажные формы мебели, задача ребят заполнить пустую комнату «данной мебелью». Один ученик из группы выходит к доске и прикрепляет мебель к пустой комнате, другой ученик из второй группы проговаривает предложение с конструкцией There is/There are о том, что появилось в комнате. Данный прием игровой технологии направлен на усвоение конструкции There is/There are. Для того чтобы узнать поможет ли этот игровой прием усвоить конструкцию «There is/There are» в начальной школе, я провела открытый урок с использованием этого игрового приема в 3В классе. Сначала, они попытались выявить правило употребления There is/There are в предложениях самостоятельно, а затем они применили это правило на практике с помощью игрового приема, который им был предложен. Хочется отметить, что тема конструкции There is/There are для начальных классов является довольно сложной, и у учеников появляется затруднение в использовании данной конструкции. Именно поэтому, я решила применить ранее упомянутый игровой метод при введении нового материала. Пронаблюдав за учениками, я заметила, что ученикам было легче усвоить новый материал с помощью данного игрового приема. И на последующих уроках, ребята выполняли различные задания с конструкцией There is/There are уверенно, без значительных ошибок.
175895313055

Поскольку, я заинтересована в повышении своей профессиональной компетентности, то в следующем году я планирую использовать игровые технологии не только в начальных классах, но и в среднем и старшем звене, так как играть, как известно, любят не только дети, но и взрослые.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Не отрицая значимости других технологий, я думаю, что с игровыми технологиями, информацию, которую получает ученик, усваивает быстрее и лучше. Также, в ходе исследований было выяснено, что игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам.
Заключение
Таким образом, формирование познавательного интереса учащихся к изучению английского языка является более эффективным, если обучение строится на основе введения в учебный процесс игровых технологий. Следовательно, игровые технологии в процессе развития ребенка выполняют такие функции как:
развлекательная – являющаяся объективно основной функцией игровых технологий (воодушевить, пробудить интерес и т.п.);
коммуникативная – освоение диалектики межличностного общения и взаимодействия;
психотерапевтическая – преодоление различных трудностей;
социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение человеком норм человеческого общения.
Игровые технологии облегчают не только учебный процесс, но и помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал, а также ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Литература
Быкова Н.И., Поспелова М.Д. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-4 классы.– М.: Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В., Куприянов. Б.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам)
Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка. 2-4 классы. – Москва «Вако», 2011.
Кулинич Г.Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка. 2-4 классы. – Москва «Вако», 2010.
Леонтьев, А. Н. Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе / А. Н. Леонтьев. – М., 1989.
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996.
Примерные программы по иностранным языкам. 2-4 классы. Москва, «Просвещение», 2004г.
Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова – М.: Просвещение, 2005.
Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение, 2012. – (Работаем по новым стандартам).
Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1987.
Приложение 1
«Кто это?»
Суть игры состоит в том, что дети сидят на своих местах. Играют все одновременно. Первый играющий выбирается считалкой. Он выходит на середину класса и с помощью мимики и жестов изображает кого-либо из членов семьи. Например: «ведет машину» - папа, «читает газету» - дедушка, «играет с игрушками» - сестренка или братишка и т.д. остальные учащиеся угадывают, кого в данный момент изображают, использую структуру «Are you a mother?». Угадавший сменяет первого играющего. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут участие.