Программа Твоя профессиональная карьера 8 класс

Программа по предмету «Твоя профессиональная карьера» в 8 классе
на 2014 – 2015 учебный год
1. Пояснительная записка.
Программа составлена на основании:
Программы «ТПК 8-9 кл.» - М.: Просвещение, 2000г.
Использованы следующие методические и дидактические разработки:
Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 кл./ Под ред. С.Н.Чистяковой и Т.И.Шалавиной. М.: Просвещение, 1998.
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н.Чистяковой и Т.И.Шалавиной. М., 1999.
Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н.Чистяковой и А.Я. Журкиной. – М., 1998.

С целью более целесообразного распределения часов, выделенных на программу, с учетом трудоемкости учебного материала, были произведены следующие изменения в программе:
Вместо 1 часа на тему “Классификация профессий» выделено 2 (+ тема «Формула профессии»).
Вместо 2 часов на тему «Отношение типа ценностной ориентации. Определение типа ценностной ориентации» выделен 1 час (совмещение с практической работой).
Всего часов по программе: 70 ч.
Из них: теоретических - 35 ч,
практических - 35ч.
2. Основное содержание.
Цели курса:
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей в себя получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе практических занятий. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
1. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
2. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
4. Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
Основное содержание (тематика) курса:
Цели и задачи курса. Общее представление о психологии.
Тема 1. Внутренний мир человека и возможности его познания.
Понятие личности.
Многообразие личностных особенностей.
Методы изучения личности.
Тема 2. Многообразие мира профессий.
Труд в жизни человека и общества.
Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Тема 3. Представление о себе и проблема выбора профессии.
Образ «Я» как система представлений о себе.
Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
«Секреты» выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии.
Общее понятие о профессии, специальности, должности.
Тема 4. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).
Потребности и мотивы.
Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.
Тема 5. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).
Профпригодность.
Активная роль личности при выборе профессии.
Тема 6. Социальные проблемы труда («надо»).
Разделение труда.
Содержание и характер труда.
Процесс и условия труда.
Тема 7. Социально-психологический портрет современного профессионала.
Социально-профессиональная мобильность.
Психология принятия решений.
Тема 8. Анализ профессий.
Основные признаки профессиональной деятельности.
Понятие о профессиограмме.
Классификация профессий.
Формула профессии.
Тема 9. Здоровье и выбор профессии.
Учет состояния здоровья при выборе профессии.
Тема 10. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.
Общее представление о нервной системе и ее свойствах.
Ограничения при выборе профессии.
Тема 11. Темперамент в профессиональном становлении личности.
Общее преставление о темпераменте.
Психологические состояния в трудовом процессе.
Анализ особенностей поведения людей, имеющих различные типы темперамента.
Тема 12. Ведущие отношения личности и типы профессий.
Отношение типа ценностной ориентации. Определение типа ценностной ориентации.
Особенности самовосприятия и самооценивания.
Тема 13. Эмоциональное состояние личности.
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности.
Основные формы эмоциональных переживаний.
Тема 14. Волевые качества личности.
Специфика волевого поведения.
Тема 15. Профессиональные пробы.
Профессиональные пробы по типу профессий «ч-ч», «ч-з». Экскурсии.

3. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного курса.

Учащиеся должны знать: понятие личности и ее структуру; роль труда в жизни человека и мотивы труда; структуру образа «Я», типичные ошибки при выборе профессии; понятия профессии, специальности, должности; схему оптимального выбора профессии, условия мобильности на современном рынке труда; схемы анализа профессий и профессиограммы; свойства нервной системы; понятие «темперамент»; понятие «ценностные ориентации»; виды эмоций, специфику волевого поведения.

Учащиеся должны уметь: анализировать свои личностные и индивидуальные особенности посредством диагностических методик и соотносить данную информацию с требованиями, предъявляемыми профессиями; анализировать трудовую деятельность и профессии на основе формул, профессиограмм и схем анализа профессии и соотносить полученные схемы на предмет их соответствия сделанному выбору; корректировать ценностные установки
·и волевые процессы относительно трудовой деятельности, использовать механизмы эмоциональной регуляции.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: анализа своих особенностей и их соотнесения с требованиями выбранной профессии; оптимального выбора профессии с учетом основных факторов (своих интересов и способностей и требованиями рынка труда); умения мобильно корректировать профессиональный выбор в соответствии с ситуацией на рынке труда; регуляции эмоционально-волевой сферы для повышения эффективности трудовой деятельности


Календарно-тематическое планирование
по курсу «Твоя профессиональная карьера»
на 2014 – 2015 учебный год
8 класс
Учитель: Чалых С.М..

Дата
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Виды практических работ
Примечание

1 четверть

Вводное занятие


1
Цели и задачи курса. Общее представление о психологии.
1+1 ПР
Тест выявлению интересов учащихся


Тема 1. Внутренний мир человека и возможности его познания.


2
Понятие личности.
1+1 ПР
Оформление карты профвыбора



3
Многообразие личностных особенностей.
1+1 ПР

Изучение самооценки личности



4
Методы изучения личности.
1+1 ПР
Составление «дерева» психологических качеств личности.
Самостоятельная работа по теме, оформление карты проф. выбора


Тема 2. Многообразие мира профессий.


5
Труд в жизни человека и общества.
1+1 ПР
Игра «Экскурс в мир профессий»»



6
Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности
1+1 ПР
Составление словаря профессий



Тема 3. Представление о себе и проблема выбора профессии


7
Образ «Я» как система представлений о себе.
1+1 ПР
Произвольное самоописание себя. Игра «Портрет»



8
Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
1+1 ПР
Диагностирущая методика «Кто я?»,
Развивающая методика «Произвольное самоописание»



9
«Секреты» выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии.
1+1 ПР
Профпробы по типу «Человек - Человек»


2 четверть


10
Общее понятие о профессии, специальности, должности
1+1 ПР
Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам
Самостоятельная работа по теме, оформление карты проф. выбора


Тема 4. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).


11
Потребности и мотивы.
1+1 ПР
Заполнение диагностической карты «Мотивы выбора профессии»



12
Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.
1+1 ПР
Заполнение диагностической карты интересов. Опросник профессиональной готовности.


Тема 5. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).


13
Профпригодность.
1+1 ПР
Опросник профессиональной готовности



14
Активная роль личности при выборе профессии.
1+1 ПР
Самооценкиа индивидуальных особенностей.


Тема 6. Социальные проблемы труда («надо»).


15
Разделение труда.
1+1 ПР
Игровая дискуссия «Кто нужен нашему району?»



16
Содержание и характер труда.
1+1 ПР
Определение характера труда.



2 полугодие


17
Процесс и условия труда.
1+1 ПР
Самостоятельная работа по теме, оформление карты проф. выбора


Тема 7. Социально-психологический портрет современного профессионала.


18
Социально-профессиональная мобильность.
1+1 ПР
Профпробы по типу «человек - человек»



19
Психология принятия решений
1+1 ПР
Деловая игра «Мэрия»


Тема 8. Анализ профессий.


20
Основные признаки профессиональной деятельности.
1+1 ПР
Профпробы по типу «человек – знаковые системы»



21
Понятие о профессиограмме.
1+1 ПР
Конкурс «Угадай профессию»



22
Классификация профессий.
1+1 ПР
Профпробы по типу «человек – знаковые системы»



23
Формула профессии
1+1 ПР
Определение наиболее подходящего типа профессий
Самостоятельная работа по теме, оформление карты проф. выбора


Тема 9. Здоровье и выбор профессии.


24
Учет состояния здоровья при выборе профессии.
1+1 ПР
Определение наиболее подходящего типа профессии


Тема 10. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.


25
Общее представление о нервной системе и ее свойствах.
1+1 ПР
Оформление карты профвыбора



26
Ограничения при выборе профессии.
1+1 ПР
Профпробы по типу «человек – художественный образ»


Тема 11. Темперамент в профессиональном становлении личности.


27
Общее преставление о темпераменте.
1+1 ПР
Определение типа темперамента



28
Психологические состояния в трудовом процессе.
1+1 ПР
Профпробы по типу «человек - природа»



29
Анализ особенностей поведения людей, имеющих различные типы темперамента
1+1 ПР
Самостоятельная работа по теме, оформление карты проф. выбора


Тема 12. Ведущие отношения личности и типы профессий.


30
Отношение типа ценностной ориентации. Определение типа ценностной ориентации.
1+1 ПР
Самодиагностика основных ценностных ориентаций



31
Особенности самовосприятия и самооценивания

1+1 ПР
Профориентационная игра «Комплимент»


Тема 13. Эмоциональное состояние личности.


32
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности.
1+1 ПР
Опросник «Беспокойство – тревога». Самонаблюдение за динамикой настроения.



33
Основные формы эмоциональных переживаний.
1+1 ПР
Профпробы по типу «человек - человек»


Тема 14. Волевые качества личности.


34
Специфика волевого поведения.
1+1 ПР
Самостоятельная работа по теме, оформление карты проф. выбора




Тема 15. Профессиональные пробы.



35
Профпробы по типу профессий «человек – человек», «человек – знак»
Экскурсия в детский сад.






Заголовок 2 Заголовок 315