Календарно-тематическое планирование по предмету «Твоя профессиональная карьера» (8 класс)


КАЛЕНДАРНО-тематический план
по предмету «Твоя профессиональная карьера»
8 класс

п/п Тема урока Кол-во часов Тип урока (форма)
Элементы
содержания Требования
к уровню подготовки
обучающихся
(результат)
Дата
проведения Домашнее задание
план факт Введение 1 час 1 Вводное занятие. Первичный инструктаж на рабочем месте. 1 Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы Цели и задачи курса. Дневник выбора профессии. Знать: роль профессионального самоопределения в жизни человека, основные разделы программы.
Уметь: обосновывать важность выбора профессию составлять дневник выбора профессии. «Профессии исчезающие» - сообщение
Профессиональное самоопределение
11 часов 2
Внутренний мир человека и возможности его познания 1 Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Знать: понятие личности, методы изучения личности, общее представление о психологии личности.
Уметь: составлять «древо» психологических качеств личности Я – реальный, Я - идеальный
3 Многообразие мира профессии 1 Урок усвоения новых знаний. Практическая работа Труд в жизни человека и общества.
Разнообразие профессий Знать: этапы профессионального самоопределения. Определения понятий «профессия», «специальность»
Уметь: составлять словарь профессий Словарь профессий
4 Представление о себе и проблема выбора профессии. 1 Урок усвоения новых знаний с диагностическими и развивающими процедурами Образ «Я» как система представлений о себе Структура образа «Я» Методика «Кто я?», «Произвольное самоописание» Знать: Систему представлений о себе.
Уметь: Описать себя в глазах другого человека, соотнести «реального» и «идеального я». Пользоваться методикой самооценки. Тест «Уровень внутренней свободы»
5 Структура образа «я» (Соотношение «реального» и «идеального») 1 Урок усвоения новых знаний с диагностическими и развивающими процедурами Образ «Я» как система представлений о себе Структура образа «Я» Методика «Кто я?», «Произвольное самоописание». Знать: Систему представлений о себе.
Уметь: описать себя в глазах другого человека соотнести «реального» и «идеального я». Пользоваться методикой самооценки. Определение уровня собственной самооценки
6 «Секреты «выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо») 1 Урок усвоения новых знаний. Практическая работа Склонности, возможности и потребности. Типичные ошибки при выборе профессии Знать: общее понятие о профессии. Специальности. Должности.
Уметь: Распределять профессии, специальности, должности по соответствующим группам. Учить понятия
7 Личный профессиональный план 1 Урок усвоения новых знаний. Практическая работа Склонности, возможности и потребности. Типичные ошибки при выборе профессии. Знать: общее понятие о профессии. Специальности. Должности.
Уметь: Составлять личный профессиональный план и заполнять таблицу «План профессионального роста» Составить
личный профессиональ
ный
план
8 Склонности и интересы в профессиональном выборе ( «хочу») 1 Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практического задания. Понятие «склонности», «интересы».Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере. Знать: определение понятий «интересы», «склонности»
Уметь: выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности. Тест
«Общенаучные знания»
9 Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. 1 Урок усвоения новых ЗУН. Защита мини-проектов. Анализ учащимися собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор. Знать: определение понятий «интересы», «склонности»
Уметь: выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности. Подготовить мини -проект
10 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу» ) Понятие пригодности. 1 Урок усвоения новых ЗУН. Беседа с выполнением практических заданий. Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность». Виды профессиональной пригодности и их сущность. Знать: определение понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность», виды профессиональной пригодности, их сущность.
Уметь: пояснять сущность видов профессиональной пригодности. Собственные проекты
11 Активная роль личности при выборе профессии. 1 Урок применения новых ЗУН с диагностической процедурой. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Знать: роль личности при выборе профессии
Уметь: определить профессию по ее описанию, самооценка индивидуальных особенностей. Тест
«Самооценка индивидуальных особенностей».
12 Социальные проблемы труда («надо») Разделение труда 1 Урок усвоения новых ЗУН. Игровая дискуссия Общественное разделение труда, территориальное разделение труда. Формы разделения труда. Знать: определение понятий «рынок труда», «работодатель»
Уметь: определять содержание и характер трудовых функций Изучить рынок труда города
Мир профессий
12часов 13 Содержание и характер труда 1 Урок усвоения новых ЗУН. Беседа с выполнением практических заданий. Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда. Знать: определение «работник», «социальный заказ» Потребности рынка в кадрах.
Уметь: определять в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный и физический. Заполнить таблицу
14 Процесс и условия труда 1 Урок усвоения новых ЗУН. Беседа с выполнением практических заданий. Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда. Знать: компоненты и субъекты рынка
Уметь: аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда Востребованные на рынке труда города профессии (сообщение)
15 Социально –психологический портрет современного профессионала 1 Урок усвоения новых знаний с диагностическими и развивающими процедурами Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность Знать: психологию принятия решений
Уметь: определять требования к профессиональной деятельности, называть свои ценностные ориентации Составить портрет современного профессионала
16 Анализ профессий. Основные признаки профессиональной деятельности 1 Урок усвоения новых знаний с диагностическими и развивающими процедурами Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда Ответственность в труде. Знать: определения понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»
Уметь: объяснять сущность этих понятий Учить понятия
17 Повторный инструктаж по ОТ и ТБ на рабочем местеКлассификация профессий 1 Урок усвоения новых знаний Эвристическая беседа Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову Знать: определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда».
Уметь: объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда». Учить понятия
18 Формула профессии.
Профессиограмма 1 Урок применения новых ЗУН Практическая работа Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климовой. Профессиограмма. Знать: определение понятия «профессиограмма»
Уметь: составлять формулу профессии, пользоваться профессиограммой для составления формулы профессий. Составить формулу своей будущей профессии
19 Типы профессий. Матрица выбора профессий 1 Урок применения новых ЗУН Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессий. Матрица выбора профессий Выявление профессиональных предпочтений учащихся Знать: основные типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессий.
Уметь: определять профессии наиболее близкие своим интересам. Выявление собственых профессио
нальных
предпочтений
20 Характеристика профессий типа «человек-человек» 1 Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар Характеристика профессий типа «человек-человек» Понятия профессионально важных качеств (ПВК). Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «ч-ч» Знать: характеристику профессий типа «ч-ч», определения понятий ПВК, ПВК профессий типа «ч-ч»
Уметь: приводить примеры и указывать отличия в характере, процессах и условиях труда в профессиях разного типа «ч-ч» Анализ ПВК
21 Характеристика профессий типа «человек-техника» 1 Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар Характеристика профессий типа «человек-техника» Понятия профессионально важных качеств (ПВК). Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-техника» Знать: характеристику профессий типа «ч-т», определения понятий ПВК, ПВК профессий типа «ч-т»
Уметь: приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях разного типа «ч-т» Анализ ПВК
22 Характеристика профессий типа «человек-знаковая система» 1 Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар Характеристика профессий типа «человек-знаковая система» Понятия профессионально важных качеств (ПВК). Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-знаковая система» Знать: характеристику профессий типа «ч-з», определения понятий ПВК, ПВК профессий типа «ч-з»
Уметь: приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях разного типа «ч-з» Анализ ПВК
23 Характеристика профессий типа «человек-природа» 1 Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар Характеристика профессий типа «человек-природа» Понятия профессионально важных качеств(ПВК). Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-природа» Знать: характеристику профессий типа «ч-п», определения понятий ПВК, ПВК профессий типа «ч-п»
Уметь: приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях разного типа «ч-п» Анализ ПВК
24 Характеристика профессий типа «человек-художественный образ» 1 Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар Характеристика профессий типа «человек-художественный образ» Понятия профессионально важных качеств (ПВК). Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-художественный образ» Знать: характеристику профессий типа «ч-х», определения понятий ПВК, ПВК профессий типа «ч-х»
Уметь: приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях разного типа «ч-х» Анализ ПВК
Психология личности
5 часов
25 Здоровье и выбор профессии. 1 Урок усвоения новых знаний. Практическаяработа Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессии по медицинским противопоказаниям. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. Знать: Понятие «неблагоприятные производственные факторы», работоспоспобность
Уметь: определять типы профессии по медицинским противопоказаниям. Работать с «анкетой здоровья» и нормативными документами. Заполнить анкету здоровья
26 Темперамент. Психологическая характеристика основных типов темперамента 1 Урок усвоения ЗУН с элементами беседы. Нервная система человека. Общее представление о темпераменте. Типы темперамента. Знать: определение понятий «тип нервной системы,» «темперамент», типы нервной системы, их различия, типы темперамента.
Учить определения
27 Темперамент в профессиональном становлении личности 1 Урок усвоения ЗУН Практическая работа. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния в трудовом процессе. Знать: анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента в конкретных ситуация.
Уметь: выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальных диагностических методик. Диагностика
28 Характер и самооценка 1 Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий. Характер. Виды черт характера. Самооценка. Знать: определение понятий «характер», «самооценка», виды черт характера.
Учить понятия
29 Самоопределение личности 1 Урок усвоения новых знаний Самоопределение личности. Виды самоопределения. Знать: определение понятия «самоопределение личности», виды самоопределения.
Уметь: называть свои ценностные ориентации. Перечислить
свои ценностные ориентации.
Познавательные процессы и способности 6 часов
30 Профессиональное самоопределение 1 Урок усвоения новых знаний. Беседа с выполнением практических работ Профессиональное самоопределение: определение направления профессионального развития на основе осознания личностных качеств Знать: определение понятия «профессиональное самоопределение»
Уметь: мотивировать свои профессиональные интересы на основе личностных качеств Учить понятия
31 Мотивационная сфера 1 Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Знать: определение понятии «мотив», «мотивация»
Уметь: выявлять свои мотивы в получении будущей профессии. Заполнить анкету мотивов выбора профессии
32 Ведущие отношения личности и типы профессий. 1 Урок усвоения знаний. Диагностическая процедура, деловая игра Отношения к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру Знать: Особенности восприятия и самооценивания
Уметь: выявлять профессиональные взаимоотношения Загадки и пословицы о профессиях
33 Эмоциональное состояние личности 1 Урок усвоения новых знаний и умений Эмоции и чувства. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния) Знать: понятия эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности
Уметь: наблюдать за своей динамикой настроения Составить личный профессио
нальный
план
34 Построение личного профессионального плана. 1 Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговая диагностика Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта. Уметь: провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и в конце изучения курса, делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии. Подготовиться к защите ЛПП
35 Построение личного профессионального плана. 1 Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговая диагностика Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта. Уметь: провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и в конце изучения курса, делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии. ---------------