На тему Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка средствами письменной речи

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка средствами письменной речи

Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране. Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. Модернизация современной системы образования обусловлена необходимостью обеспечения перехода к постиндустриальному информационному обществу, что требует обновления общеобразовательной школы для достижения нового качества общего среднего образования, обеспечения процесса целостного развития личности каждого школьника, предполагающего разностороннее и гармоническое развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.
Как, известно обучение иностранному языку предполагает отработку как устной, так и письменной речи. Письмо определяется как « дополнительно к звуковой речи средство обучения при помощи знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстоянии, для сохранения ее произведений во времени». В этом определении отражены две стороны письма: письмо как продуктивный вид деятельности (фиксировать речь для передачи) и письмо как результат этой деятельности (т.е. тексты, предназначенные для чтения другими).
В настоящее время проблема творчества является одной из наиболее перспективных проблем в современной психологии и сегодня актуальна настолько, что Д. Б. Богоявленская называет ее «проблема века».
Прежде чем говорить о творческих заданиях, нужно рассмотреть само понятие творчества, а также что же такое творческие способности и, что немаловажно, рассмотреть механизмы творчества.
Творчество – это сложная форма человеческой деятельности, предполагающая мобилизацию знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных и физических сил и порождающая нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, отличающееся общественно-исторической оригинальностью.
Готовность выпускников средней школы к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в сфере производства как материального, так и нематериального.
Психология творчества - область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству уже в младшем возрасте – залог будущих успехов.
Что же такое «творческие способности»?
Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Механизмы творчества:
1.  Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени
2. Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать и в другой
3.  Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе
4.  Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому
5. Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту
6. Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доверить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.
Способности в даже самом бы, казалось, бесталанном человеке можно развить, если при этом он будет иметь высокий уровень мотивации, правильное обучение и, главное, готовность к этому обучению.
Ребенок не может с одинаковым интересом относиться ко всем изучаемым в школе предметам и в течение всего времени обучения. Вместе с тем не дает эффекта и построение процесса обучения только на педантической организации учебных занятий и требовательности. Отношения к учению, построенные только на интересе или на полном его игнорировании, приучают ребенка либо следовать исключительно своим внутренним побуждениям, связанным с получением удовольствия, либо относиться к учению как к неприятной повинности. У школьника формируется убеждение в том, что учение обременительно и, если не вызывает интереса, не заслуживает серьезного внимания.
Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Практически не решается задача развития мышления и личности ребят, создание условий для активизации их творческого отношения к учению. Однако известно, что знания быстро устаревают, под воздействием научно – технического прогресса происходит частая смена различных видов труда. Кроме того, в процессе деятельности учащихся по усвоению готовых знаний и воспроизведению заданных действий у них закрепляются лишь репродуктивное мышление и память. Школьники привыкают к исполнительской деятельности «приказано – выполняй».
Необходимо отметить также и тот факт, что традиционная классно – урочная организация обучения в школе несет на себе печать монотонности и однообразия. Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, внедрить нетрадиционные и активные методы обучения.
Учитель вынужден искать новые, более эффективные способы и приемы овладения программным материалом. Особенно актуален поиск таких способов на среднем этапе обучения иностранному языку.
Говоря о развитии творческих способностей и развитии умения письменной речи нужно сказать о правильном выборе методов и приемов, которые будут направлены не только на развитие речевых умений, но и на реализацию личностно – ориентированного подхода, который в свою очередь предполагает развитие у учащихся самостоятельности, мотивированности и творческих способностей.
Для того, чтобы сформировать положительную мотивацию детей к обучению, учитель может использовать игровые приемы при обучении письменной речи на английском языке. Использование игрового метода- это достаточно интересная и эффективная организация учебной деятельности учащихся.
Использование этого метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы общения, и помогает учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения.
Письменная речевая деятельность – это целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности. Проблему обучения письму можно рассматривать с различных точек зрения: психологической, лингвистической и методической.
Все факты свидетельствуют о том, что человеческий язык является языком звуков, воспринимаемых на слух и воспроизводимых человеческим артикуляционным аппаратом. Отсюда следует, что устная речь не представляет собой обособленный, какой-то частный случай или вид речи, а образует основу, самую сущность взаимного общения людей посредством языка, и письменная речь поэтому вовсе не исключает и не заменяет собою речь устную, что, безусловно, имело бы место, если бы устная речь и речь письменная действительно представляли собой различные виды речи. Письменная речь есть ни что иное, как фиксированная особым образом устная речь. С помощью графических символов (букв) в письменной речи фиксируются звуки устной речи. Именно поэтому устная речь без письменной может существовать, а письменная без устной существовать не может.
Можно научиться говорить, не тратя значительных усилий, не посещая школу и не выполняя упражнений. Так учатся говорить на родном языке, так некоторые изучали и изучают иностранный (общаясь с носителями языка, в языковой среде). Чтобы научиться писать, надо приложить немало усилий. Письменная монологическая речь-это речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяется субъектом.
Пишущий должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение. Особенность письменной речи состоит именно в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя.
Письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль «семантических маркеров» в монологической устной речи, и только частичным замещением этих последних являются приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка.
В современной методической литературе различают письмо и письменную речь. Подобное разграничение связано с особенностями механизма письма, который складывается из двух звеньев: составление слов из букв и составления письменных сообщений из слов и словосочетаний (Жинкин Н. И.). В основе осуществления первого звена лежит владение графикой и орфографией, причем оно должно быть доведено до уровня навыка, а для реализации второго звена характерно выражение мыслей с помощью определенного графического кода, т. е. необходимо речевое умение. Нетрудно заметить, что письменная речь включает в себя обязательные элементы - графические и орфографические навыки.
Письменная речь представляет собой специфический вид речевой деятельности: кодирование информации с учетом графического канала связи или порождение речи в графическом оформлении.
Письменная речь отличается от других видов речевой деятельности не только своей специфичностью, но и степенью распространенности использования ее в быту. Языковеды и методисты неоднократно показывали, что передача и прием информации с помощью человеческого языка осуществляется главным образом в виде устной речи (говорение и аудирование) или чтения. Пользование письменной речью является значительно более ограниченным. Еще меньшую практическую значимость имеет применение письменной речи на иностранном языке. Письмо и письменная речь, выступая как средства обучения, играют разную роль на различных этапах обучения. Так, на начальном этапе обучения основной задачей является обучение письму, так как в этот период происходит формирование умений каллиграфии и умений, связанных со звуко-буквенными соответствиями. Указанные умения представляют собой необходимое условие формирования чтения и письменной речи. На среднем этапе центр тяжести в работе над письмом переносится на орфографию в связи с накоплением нового языкового материала. Одновременно с этим развивается письменная речь как средство, способствующее формированию умений и навыков устной речи. Наконец на старшем этапе приобретенные ранее письменные умения совершенствуются наряду с аналогичным совершенствованием устной речи. Определенное место занимает и работа над орфографией применительно к новому языковому материалу. Кроме того, письменная речь приобретает еще одну важную роль - она становится вспомогательным средством в самостоятельной работе учащихся над языком, в частности в виде составления аннотаций и планов по прочитанным текстам.
Следует иметь в виду, что когда мы говорим о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то речь идет о письменной речи. Цель обучения письму в данном контексте научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке, а любой текст, написанный автором, это выражение мыслей в графической форме.
Какие же тексты может писать человек на родном языке, а значит, что в идеале должно быть конечной целью обучения письму на иностранном языке? Это может быть:
заполнение анкет;
написание различного рода писем и ответов на них, включая как личные, так и официальные;
составление автобиографии/резюме;
написание заявлений (в том числе о приеме на работу, зачислении на учебу и др.);
написание рецензий;
написание аннотаций;
написание докладов;
написание сочинений/эссе;
написание поздравительных открыток;
написание записок и т. д.
В данных типах текстов особое внимание уделяется содержанию сообщения и его структурной организации. Здесь автор должен помнить о назначении данного письменного текста, учитывать характер читающей аудитории и соответственно выбирать языковые средства, выстраивать композицию и т. д. Но практически те же требования предъявляются и к устной речи, а точнее, к монологической форме общения, поскольку именно монолог наиболее близок по сути к письменной речи. Как уже отмечалось, монолог должен быть целенаправленным, логичным, законченным, непрерывным, выразительным, самостоятельным. Структурное оформление и выбор языковых средств должны соответствовать его задаче, характеру аудитории и т. д.
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.
Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста. Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.
Для конкретизации задач обучения письменной речи необходимо принимать во внимание и особенности тех умений в области письменной речи, которые предусмотрены программой: умение написать дружественное письмо зарубежному корреспонденту, составить аннотацию, реферат, заметку в стенгазету, написать резюме, изложение прослушанного и прочитанного текста, сочинение и т. д. Так, для писем и заметок в стенгазету характерно широкое использование речевых клише побудительного и оценочного характера, эпистолярных формул, наиболее типичных для стиля письменной речи, преимущественное употребление изъявительного наклонения и личных форм глагола, отсутствие прямой речи, распространенность вопросительных и отрицательных конструкций. 
Основной лингвистической характеристикой текста-резюме, аннотации и реферата, в основе которых лежит языковая и смысловая компрессия текста, является почти полное отсутствие сложных фразеологизмов, общая синтаксическая простота, широкое использование оценочной лексики. Для пересказа и учебного сочинения характерна полнота и развернутость изложения за счет употребления сложный синтаксических конструкций (большого количества сложноподчиненных предложений), употребление речевых клише для выражения личностного отношения к описываемым событиям и фактам.
Задачи обучения письменной речи состоят, таким образом, в том, чтобы сформировать у учащихся умения и навыки:
1) употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие моделям изучаемого языка;
2) строить языковые модели в соответствии с лексической, орфографической и грамматической нормативностью;
3) пользоваться набором речевых клише, формул, типичных для той или иной формы письменной коммуникации;
4) придавать развернутость, точность и определенность высказыванию;
5) пользоваться приемами языковой и смысловой компрессии текста;
6) логически последовательно излагать письменное высказывание.
Умение в области письменной речи предполагает определенный уровень сформированности всех навыков, входящих в его структуру. Понимая под навыком вслед за И. А. Зимней «оптимальный уровень совершенства выполняемого действия», необходимо определить те действия, которые в структуре письменной речевой деятельности составляют механизм построения и реализации речевого высказывания.
Ученики должны овладеть письмом как видом речевой деятельности, позволяющим пользоваться им как средством передачи сообщений в различных речевых формах (описании, повествовании, рассуждении), используя при этом как можно лучше и полнее богатство изучаемого иностранного языка). Письменная фиксация оказывает положительное влияние на устную речь, на ее правильность, логичность, связанность и темп, так как при этом подключаются разные виды памяти(зрительная, моторная). Чем шире будет использоваться письмо, тем лучше учащиеся будут усваивать иностранный язык, « порождать» иностранные высказывания, овладеть и слышит, что он произносит, даже если это молча, про себя. Это означает увеличение удельного веса письма в обучении иностранному языку, а хочу подчеркнуть необходимость более рационального его использования для каждого учащегося, рассматривать при этом письмо как резерв в повышении эффективности обучения устной речи в основном за счет самостоятельной работы учеников. Методисты и лингвисты, как отечественные, так и зарубежные, считают, что тестовым диктантом можно считать отрывок из 100-150 слов из современного источника.
Для диктанта можно взять любой текст или часть текста из художественной литературы, в зависимости от подготовки и уровня знаний учеников, а также от целей и задач конкретного урока и даже от целей обучения английскому языку. Желательность проведения диктантов вызвана тем, что как пишет Г.В. Рогова « dictation is a valuable exercise because it trains the ear and the hand as well as the eye» К письменным видам речи относятся также письменные ответы на вопросы к текстам. Поставленный вопрос предполагает как, устный, так и письменный ответ ученика. Последний из них является первичной подготовкой к написанию изложений и сочинений. Описание картин различных времен года в письменном виде приближает учащихся к написанию сочинений. Обучение написанию сочинений различных видов вызывает трудности у учащихся.
Сочинения, проводимые в системе, - не только средство контроля. Они носят также обучающий характер, развивают творческие способности учащихся и являются эффективным приемом обучения английскому языку, так как обеспечивают участие зрительной и моторной памяти учеников, затрагивают эмоциональную среду, стимулируют активность. Необходимо при обучении иностранному языку - увлечь. Развитие изобретательских и творческих способностей учащихся многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося.
Специфика работы такова, что любой предмет можно вести творчески. Это зависит от интереса учителя к творческому обучению и уровня подготовленности класса. Но по-настоящему творческой личность станет тогда, когда для этого будут созданы все условия: дома, в школе, в общении с друзьями. Дух творчества возникает в том случае, когда у ребенка появляется заинтересованность и желание работать.
Таким образом, используя разные методы и формы творческого обучения, учитель вносит свой вклад в становление характера школьника, учит видеть его все краски окружающего мира, созидать, не бояться рутинной работы, так как именно труд, в основу которого заложены интерес и желание работать, дает нам ростки, из которых произрастает творчество.