Рабочая программа по ИЗО. 1 класс. УМК Начальная школа 21 века


Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Изобразительное искусство» (Интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.-3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2011.) Определяющей характеристикой данной программы – интеграция искусства и полихудожественное развития школьника.
Цель уроков в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
-формирование целостного, гармонического восприятия мира;
-активизацию самостоятельной творческой деятельности;
-развития интереса к природе и потребности общения с искусством;
-формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
-воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.
Задачи изучения предмета
-воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
-развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
-формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
-развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
В программе представлены три направления художественного развития учащихся.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
2.Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления –вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
Методическая основа преподавания предмета:
-опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
-подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;
-проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
-активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 1 час в неделю. Всего 33часа.
Личностные результаты результатами обучения являются:
-целостное, гармоничное развитие мира;
-интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
-умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
-способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
-способность различать звуки окружающего мира;
-представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
-умение доводить работу до конца;
-способность предвидеть результат своей деятельности;
-способность работать в коллективе;
-способность работать индивидуально и в малых группах;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
-адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметными результатами обучения являются:
-постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
-принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
-самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
-умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
-умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
-умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
-умение проводить самостоятельные исследования;
-умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
-умение находить нужную информацию в Интернете;
-участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
-умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
-понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
-умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
-умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
-обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметными результатами обучения являются:
-сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
-умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
-умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
-способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
-умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
-умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
-сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
-активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
-понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
-понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
-умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
-умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
-умение развивать предложенную сюжетную линию;
-сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
-умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
-умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
-умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
-умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Учебно-тематический план.
Класс 1
Учитель Мисюрина М.П.
Количество часов:
всего 33 ; в неделю 1.
Плановых практических работ 21 ч.
Планирование составлено на основе :
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2010.- 31 с- Сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» [Сборник] – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 176с.- ISBN: 978-5-3600-2388-3
- Программы «Изобразительное искусство» (Интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.-3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2011.)Учебник
.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2011г.

п/п Разделы курса Количество часов Практическая работа
1 Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму-(изобразительное искусство и окружающий мир). 16 ч 10 ч
2 Развитие фантазии и воображения. 11 ч 7 ч
3 Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). 6 ч 4 ч
Содержание тем учебного курса.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму-
( изобразительное искусство и окружающий мир).
Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
Развитие фантазии и воображения.
Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
К концу 1 класса учащиеся должны получить начальные сведения:
- о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаши, краски и пр.);- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- о разнообразности и назначении художественных промыслов, связи функциональности вещи и украшения ее узором (Хохлома, Городец, Павлово-Посад, Семенов, Жостова и Полхов-Майдан);
- о цветоведении (основные и смешанные цвета, теплые и холодные, контрастные, в пределах наборов акварельных красок);
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, знать назначение палитры и использовать ее в работе.
К концу учебного года учащиеся должны уметь
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передавать художник);
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, ровно закрывать поверхность в пределах намеченного контура;
- менять направление мазков согласно форме;
-использовать формат (горизонтальный, вертикальный) в соотвествии с задачей и сюжетом;
- использовать навыки компоновки, определять величину и расположение в зависимости от размера листа бумаги;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
-передавать пространственное отношение: изображать основание более близких предметов ниже (на бумаге), дальних – выше, ближние предметы крупнее равных, но удаленных;
- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, из геометрических форм;
- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуру человека, игрушки);
- составлять аппликационные композиции из разных материалов (бумага, картон и т.д.)
Перечень учебно-методического обеспечения.
Программа Учебники Учебные пособия Методические пособия для педагогов ЭОР
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2010.- 31 сСборник программ комплекту учебников «Начальная школа XXI века» [Сборник] – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 176с.- ISBN: 978-5-3600-2388-3 Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2011г. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое пособие для учителя.
1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г Электронное учебное пособие.. М.: «Вентана-Граф», 2011 г
Диск Кирилл и Мефодий.
Основные поисковые системы сети Интернет:
- www.google.ru
- www.yandex.ru
Коллекция электронных образовательных ресурсов:
- http://windows.edu/ru
- http://school-collektion.edu/ru
- http://eor.edu.ru
- http://www.openclass.ru
- http://www.1september.ru
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п Тема урока Тип урока Планируемые результаты Виды деятельности План.
дата Факт.
дата
Предметные Метапредметные Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов)
1 Кто такой художник?
Освоение техники работы кистью и красками. Комбинированный Изучать окружающий предметный мир и мир природы,
наблюдать за природными явлениями. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа. Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;
2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
05.09 2 Чем и как рисовали люди. Комбинированный Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев ). Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику. Выбирать материал и инструменты для изображения. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 12.09 3 Знакомство с палитрой.
Создание своих цветов и
оттенков. Комбинированный Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Изображать по памяти и представлению. Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему; 19.09 4 Взаимосвязь изобразительного искусства с природой,
жизнью и с другими видами искусств. Комбинированный Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;
2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
26.09 5 Художник-живописец.
Первые представления
о композиции. Комбинированный Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.
Наблюдать и эмоционально оценивать картину. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 03.10 6 Художник- график. Знакомство с разными художественными
материалами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом). Комбинированный Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.
Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях.
Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами). Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 10.10 7 Фломастеры. Придумываем,
сочиняем, творим. Комбинированный Импровизировать на темы контраста и нюанса. Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства). Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;
2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
17.10 8 Идем в музей. Художник –скульптор. Скульптура в музее и вокруг нас. Комбинированный Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики». Проводить коллективные исследования о творчестве художников. Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре. 24.10 9 Лепка рельефа на свободную тему.Комбинированный Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.
Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки). Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 31.10 10 Времена года. Теплые и
Холодные цвета. Комбинированный Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе. 14.11 11 Времена года. Основные и составные цвета. Понятие оттенка. Комбинированный Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски. Передавать с помощью цвета настроение,
впечатление в работе, создавать художественный образ. Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему; 1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;
2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
21.11 12 Освоение техники
бумажной пластики.
Аппликация. Комбинированный Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.
Создавать коллективные работы. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 28.11 13 Мастерская художника Комбинированный Наблюдать за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе. Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник- живописец и художник-скульптор». Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему; 05.12 14 Художник- архитектор.
Конструирование замкнутогопространства. Комбинированный Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки). Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнера понятия, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; 1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;
2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
12.12 15 Идем в музей Комбинированный Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству.
Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий,
создавать композиции по мотивам увиденного. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 19.12 16 Художник-прикладник Комбинированный Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные. Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе.
Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.
Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве.
Создавать подарки своими руками.
Уметь видеть и передавать необычное в обычном. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 26.12 Развитие фантазии и воображения (11 часов)
17 Делаем игрушки сами. Комбинированный Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов. Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства. Представлять соразмерность форм в объёме.
Создавать коллективные композиции. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой);2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.);
16.01 18 Кляксография. Освоение
Техники работы «от пятна». Комбинированный Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения. Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы; 23.01 19 Какие бывают картины?
Пейзаж Комбинированный Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.
Передавать простейшую плановость пространства и динамику. Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы; 1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой);2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.);
30.01 20 Какие бывают картины:
портрет. Комбинированный Передавать характерные черты внешнего облика человека.
Использовать пропорциональные соотношения лица.
Изображать портреты, передавать свое отношение к персонажу. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
06.02 21 Какие бывают картины:
сюжет. Комбинированный Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 1. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
2. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
3. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
4. Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома20.02 22 Какие бывают картины:
натюрморт. Комбинированный Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности. Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
- видеть, чувствовать и изображать красоту природы;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 27.02 23 Идем в музей. Жанры
изобразительного искусства. Комбинированный Понимать, каким образом художник изображает предметы и события.
Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 1. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
2. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
3. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
4. Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома06.03 24 Иллюстрация: рисунок вкниге. Комбинированный Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы). Создавать из работ коллективные композиции. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнера понятия, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; 13.03 25 Природа- великий художник. Комбинированный Уметь наблюдать и замечать изменения вприроде и окружающей жизни. Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе. 1. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
2. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
3. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
4. Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома17.03 26 Времена года. Комбинированный Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.
Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнера понятия, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
20.03 27 Акварель Комбинированный Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цвето-музыкальных композициях. Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя.
Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой);2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.);
03.04 Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)
28 Сказка с помощью линии. Комбинированный Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий.
Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.
Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером. Личностные:
- давать эстетическую оценку и выражать свое отношение;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
3. Выполнять простые по композиции аппликации.
10.04 29 Рисование животных изклякс. Комбинированный Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, слова, художественного движения. Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
- видеть, чувствовать и изображать красоту природы;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 17.04 30 Лепим животных Комбинированный Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты. Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
3. Выполнять простые по композиции аппликации.
24.04 31 Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения. Комбинированный Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.
Украшать изделие аппликацией или росписью. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
3. Выполнять простые по композиции аппликации.
08.05 32 Разноцветный мир природы. Комбинированный Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности. Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы; 1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
3. Выполнять простые по композиции аппликации.
15.05 33 Идем в музей. Времена года. Комбинированный Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству.
Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия; 1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
3. Выполнять простые по композиции аппликации.
22.05 Список литературы.
1.Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2011.
2. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2011.
3. Л. Г. Савенкова, Н.В. Богданова . Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф, 2010.
4. Сборник программ комплекту учебников «Начальная школа XXI века» [Сборник] – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 176с.- ISBN: 978-5-3600-2388-3