Рабочая программа по физическому практикуму для 11 класса


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 4 (ТМОЛ)
«Утверждаю» директор МАОУ лицея № 4 ______
И.А.Киселева
Приказ от ____________ № ______ М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Физике (ПРАКТИКА)
уровень общего образования (класс)
Среднее общее образование (11 «А» класс)
количество часов 32 часа (2 часа в две недели)
Учитель Кузнецова Лилия Андреевна
Программа разработана на основе
примерной программы по физике. Тихомирова С.А. Программа и планирование.
Физика-10–11. – М.: Мнемозина, 2008
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости проведения физического практикума
Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если на них учащимся демонстрируются физические опыты. Чувственное восприятие изучаемых процессов и явлений невозможно без соответствующей практической работы собственными руками.
Физический практикум является неотъемлемой частью углубленного курса физики в 10 – 11 классах.
Ясное и глубокое усвоение основных законов физики и ее методов невозможно без самостоятельных практических занятий.
В физической лаборатории учащиеся не только проверяют известные законы физики, но и обучаются работе с физическими приборами, овладевают навыками экспериментальной исследовательской деятельности, учатся грамотной обработке результатов измерений и критическому отношению к ним.
Физический практикум позволяет осуществить переход от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переносит акцент на аналитический компонент учебной деятельности учащихся.
Цели и задачи физического практикума:
повторения, углубления, расширения и обобщения полученных знаний из разных тем курса физики;
развития и совершенствования у учащихся экспериментальных умений путем использования более сложного оборудования, более сложного эксперимента;
формирования у них самостоятельности при решении задач, связанных с экспериментом.
Основными задачами, решение которых обеспечит достижение поставленной цели являются следующие:развитие у школьников умений описывать и обобщать результаты наблюдений;
развитие умений использовать измерительные приборы для изучения физических явлений;
развитие умений у учащихся представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств;
формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.
Особенности организации и проведения физического практикума
Физический практикум не связан по времени с изучаемым материалом, он проводится, как правило, в конце учебного года, и включает серию опытов по той или иной теме.
Работы физического практикума учащиеся выполняют в группе из двух - четырех человек на различном оборудовании. На следующих занятиях происходит смена работ, что делается по специально составленному графику. Составляя график, преподаватель учитывает:
число учащихся в классе;
число работ практикума;
наличие оборудования.
На каждую работу физического практикума отводится два учебных часа, что требует введение в расписание сдвоенных уроков по физике, поскольку работы практикума сложнее, чем фронтальные лабораторные работы. Выполняются они на более сложном оборудовании, причем доля самостоятельного участия учеников значительно больше, чем в случае фронтальных лабораторных работ.
В среднем за учебный год каждый учащийся класса с углубленным изучением физики должен выполнить 15 экспериментальных работ в соответствии с учебным планом.
К каждой работе учитель составляет инструкцию, которая должна содержать:
название; цель;
список приборов и оборудования;
краткую теорию;
описание неизвестных учащимся приборов;
план выполнения работы.
Описание каждой экспериментальной работы начинается с теоретического введения.
В экспериментальной части каждой работы приводится описание экспериментальных установок и задания, регламентирующие последовательность работы учащихся при проведении измерений, образцы рабочих таблиц для записи результатов измерений и рекомендации по методам обработки и представления результатов.
В конце описаний предлагаются контрольные вопросы, ответы на которые учащиеся должны подготовить к защите работ.
Учащийся заранее готовится к выполнению каждой работы. Он должен изучить описание работы, знать теорию в объеме, указанном в описании, порядок выполнения работы.
Перед началом выполнения работы учащийся получает допуск к работе, при этом перечень вопросов, на которые учащийся должен ответить, следующий:
цель работы;
основные физические законы, изучаемые в работе;
схема установки и принцип ее действия;
измеряемые величины и расчетные формулы;
порядок выполнения работы.
Учащиеся, допущенные к выполнению работы, обязаны следовать порядку выполнения строго в соответствии с описанием.
Работа в лаборатории заканчивается обработкой учащимся полученных экспериментальных данных, построением графиков и оформлением отсчета.
А также учащийся должен ответить на все вопросы по теории в полном объеме программы, обосновать принятую методику измерений и обработки данных.
Выполнение работы на этом завершается, выставляется итоговая оценка за работу.
При оценке работы учащихся в практикуме следует учитывать их подготовку к работе, отчет о работе, уровень сформированности умений, понимание теоретического материала, используемых методов экспериментального исследования.
Планируемые результаты освоения предмета
Проведение физического практикума в классах с углубленным изучением физики должно способствовать формированию у учащихся следующих компетенций:
Владеть основными знаниями, обеспечивающими обоснованный выбор будущего профиля профессионального обучения.
Знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной деятельности.
Уметь описывать и обобщать результаты наблюдений.
Умело использовать измерительные приборы для изучения физических явлений.
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств.
Уметь планировать своё ближайшее будущее, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение в преодолении собственных недостатков во всех видах деятельности.
Уметь соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями социального окружения.
Владеть основными навыками самообразования и активно реализовывать их при освоении требований региона, страны, мира.
Уметь реализовывать в повседневной жизни полученные знания и навыки.
Понимать роль коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для качественного проведения физического практикума созданы благоприятные условия. Все учащиеся обеспечены учебной литературой, справочниками.
Преподавание осуществляется в кабинете физики, который соответствует требованиям Сан ПиН 2.4.2.1178-02.
Оборудование кабинета физики полностью удовлетворяет требованиям, которые позволяют реализовать идею личностно – ориентированного подхода к обучению.
Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, что позволяет реализовать программу физического практикума по физике в полном объеме.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
2015-2016
(10-11 классы)
№ п/п Нормативные документы
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
Областной закон Ростовской области «Об образовании в Ростовской области» № 26-ЗС от 14 ноября 2013 г.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в части среднего общего образования) (предмет «физика») (приказ Минобрнауки № 1089 от 05.03.2004, с изменениями от 03.06.2008, 31.08.2009, 19.10.2009, 24.01.2012, 31.01.2012, 23.06.2015)
Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса по учебной дисциплине
Примерная программа среднего общего образования (базовый или профильный уровень) по физике.
Письмо МО РО «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 № «24/4.1.1 – 4851/м
Устав МАОУ лицея №4 (ТМОЛ)
Образовательная программа среднего общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицея № 4 (ТМОЛ)
Положение МАОУ лицея № 4 (ТМОЛ) о порядке разработки и утверждения, требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета (от 29.08.2014)
Учебный план МАОУ лицея №4 (ТМОЛ)
Годовой календарный график МАОУ лицея № 4 на 2015-2016 учебный год.
Содержание учебного предмета.
(32 часа, на каждое занятие отводится 2 часа)
Перечень лабораторных работ
для физического практикума
11 класс
О целях и задачах физического практикума. О технике безопасности.
Изучение свободных колебаний.
Определение жесткости пружины на основе закона сохранения энергии.
Изучение треков заряженных частиц в камере Вильсона (по фотографиям).
Определение центростремительной силы.
Определение ускорения свободного падения.
Определение параметров гармонических колебаний, через полученную осциллограмму.
Определение плотности твёрдого тела через архимедову силу.
Определение показателя преломления стекла.
Определение оптической силы линзы.
Проверка односторонней проводимости полупроводникового диода.
Исследование свойств полупроводникового материала.
Определение длины световой волны.
Наблюдение интерференции и дифракции света.
Наблюдение спектров излучения и поглощения.
Экскурсия в политехнический музей ТРТИ. Тема: А.С. Попов – изобретатель радио. Приём зачётов.

Тематическое планирование
10 класс (32 часа – 2 часа в две недели)
Раздел часы
О целях и задачах физического практикума. О технике безопасности. 2
Изучение свободных колебаний. 2
Определение жесткости пружины на основе закона сохранения энергии. 2
Изучение треков заряженных частиц в камере Вильсона (по фотографиям). 2
Определение центростремительной силы. 2
Определение ускорения свободного падения. 2
Определение параметров гармонических колебаний, через полученную осциллограмму. 2
Определение плотности твёрдого тела через архимедову силу. 2
Определение показателя преломления стекла. 2
Определение оптической силы линзы. 2
Проверка односторонней проводимости полупроводникового диода. 2
Исследование свойств полупроводникового материала. 2
Определение длины световой волны. 2
Наблюдение интерференции и дифракции света. 2
Наблюдение спектров излучения и поглощения. 2
Экскурсия в политехнический музей ТРТИ. Тема: А.С. Попов – изобретатель радио.
Приём зачётов. 2
Итого 32
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование
По Физике (ПРАКТИКА)
11 класс
№ урока Дата урока Тема урока Планируемые результаты урока Особенности организации учебного процесса (виды учебной деятельности) Домашнее задание Примечание
планируемая фактическая предметные Метапредметные * Личностные * 1 10.09.15
10.09.15 О целях и задачах физического практикума. О технике безопасности. умения применять теоретические знания по физике на практике формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Индивидуальная работа, работа в паре Отчёт 2 24.09.15
24.09.15 Изучение свободных колебаний. умения применять теоретические знания по физике на практике формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Индивидуальная работа, работа в паре Отчёт 3 15.10.15
15.10.15 Определение жесткости пружины на основе закона сохранения энергии. умения применять теоретические знания по физике на практике формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Индивидуальная работа, работа в паре Отчёт 4 29.10.15
29.10.15 Изучение треков заряженных частиц в камере Вильсона (по фотографиям). умения применять теоретические знания по физике на практике формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Индивидуальная работа, работа в паре Отчёт 5 12.11.15
12.11.15 Определение центростремительной силы. умения применять теоретические знания по физике на практике формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Индивидуальная работа, работа в паре Отчёт 6 03.12.15
03.12.15 Определение ускорения свободного падения. умения применять теоретические знания по физике на практике формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Индивидуальная работа, работа в паре Отчёт 7 17.12.15
17.12.15 Определение параметров гармонических колебаний, через полученную осциллограмму. умения применять теоретические знания по физике на практике формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Индивидуальная работа, работа в паре Отчёт 8 21.01.16
21.01.16 Определение плотности твёрдого тела через архимедову силу. умения применять теоретические знания по физике на практике формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Индивидуальная работа, работа в паре Отчёт 9 04.02.16
04.02.16 Определение показателя преломления стекла. умения применять теоретические знания по физике на практике формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Индивидуальная работа, работа в паре Отчёт 10 25.02.16
25.02.16 Определение оптической силы линзы. умения применять теоретические знания по физике на практике формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Индивидуальная работа, работа в паре Отчёт 11 10.03.16
10.03.16 Проверка односторонней проводимости полупроводникового диода. умения применять теоретические знания по физике на практике формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Индивидуальная работа, работа в паре Отчёт 12 24.03.16
24.03.16 Исследование свойств полупроводникового материала. умения применять теоретические знания по физике на практике формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Индивидуальная работа, работа в паре Отчёт 13 14.04.16
14.04.16 Определение длины световой волны. умения применять теоретические знания по физике на практике формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Индивидуальная работа, работа в паре Отчёт 14 28.04.16
28.04.16 Наблюдение интерференции и дифракции света. умения применять теоретические знания по физике на практике формирование умений работать в паре
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Индивидуальная работа, работа в паре Отчёт 15 12.05.16
12.05.16 Наблюдение спектров излучения и поглощения. умения применять теоретические знания по физике на практике формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Индивидуальная работа, работа в паре Отчёт 16 26.05.16
26.05.16 Экскурсия в политехнический музей ТРТИ. Тема: А.С. Попов – изобретатель радио.
Зачет. умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Эскурсия
Приложение 2
Список литературы
Основная
1. А.К. Атаманченко. Учебное пособие «Лабораторные работы по физике». Для общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования, 2009.
Дополнительная
2. Л.В. Байбородова. Обучение физике в средней школе: методическое пособие/Л.В. Байбородова, И.Б.Бровкин, Т.М. Крайнова. 2007.-239 с.
3. Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных учреждений / Ю.И. Дик, Ю.С. Песоцкий, Г.Г. Никифоров и др. 2007.-396 с.
4. В.Г. Разумовский. Физика в школе. Научный метод познания и обучение/ В.Г. Разумовский, В.В. Майер. М. : Гуманитар. 2007.-463 с.
5. М.Г. Ковтунович. Домашний эксперимент по физике : пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. М. : Гуманитар. 2007.-207 с.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МС
МАОУ лицея № 4 (ТМОЛ)
От ______________ 20_____ года
№ __________________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________________ /Тертышная Е.Н./
«_______» ________________ 20 _____ года