Формирование гражданской активности, патриотизма как основы воспитания и социализаций личности в условиях деятельности ГШТТ


Формирование гражданской активности, патриотизма как основы воспитания и социализаций личности в условиях деятельности ГШТТ
Выступление на педагогическом совете от 28.01.2016 года Зубко Н.Н., заместителя директора по УВР
Изменения, происходящие в современном обществе, оказывают на подрастающее поколение большое воздействие, мощное и сильное по своей неотразимости, на ее не сформировавшееся сознание, смятенные чувства, неокрепшую волю. И здесь большая роль принадлежит гражданскому и патриотическому воспитанию, которое призвано сформировать у детей гражданскую позицию, чувство любви к своему Отечеству, патриотические чувства. Гражданско-правовое и патриотическое образование становится одним из основных направлений развития всей образовательной системы. Оно включает в себя воспитание и обучение в их неразрывном единстве. Через познание личности, её психологических особенностей, её отношений в коллективе и обществе, то есть через знание о человеке выстраивается вертикаль гражданскоправового и патриотического образования, которая должна в дальнейшем обеспечить формирование устойчивого правосознания, усвоение правовой культуры, воспитание чувства патриота своей Родины, другихвысокихнравственныхкачеств.  Основные исходные позиции воспитания гражданственности и патриотизма отражены в Законе РК «Об образовании», послании Президента Н.А.Назарбаева народу, Комплексной программе воспитания в организациях образования РК, в концепциях гуманитарного, этнокультурного, исторического образованияидругихнормативныхактах.  На современном этапе в образовательных учреждениях выстраиваются своимоделигражданскогообразования. Как же этот процесс происходитвнашейшколе и насколько он актуален в рамках системы дополнительногообразования?   Основной целью воспитательной работы является формирование и развитие гражданской активности, патриотизма, лидерских качеств подростка, необходимых для активной положительной жизнедеятельности.В школе сложились основные направления гражданского воспитания: - организация различных коллективно-творческих дел гражданской и патриотической направленности;
- сотрудничество школы с ветеранами труда и Великой Отечественной войны.
Гражданин Отечества начинается с гражданина ШКОЛЫ. В своей деятельности по гражданскому воспитанию педагогический коллектив делает упор на развитие и воспитание нравственных качеств личности.С учётом поставленных задач и приоритетных ценностей определены направления и формы работы с учащимися во внеурочное время, адекватные условиям школы, в основе которых заложены принципы педагогической целесообразностиидифференциации.  К отбору содержания гражданского образования мы подошли, учитывая образовательные запросы учащихся и родителей, ибо нельзя ценить, уважать, развивать то, чего не знаешь. А также с учётом потребности общества в гражданине – глубоко нравственном человеке.  Мониторинг уровня воспитанности учащихся школы, анкетирование помогает нам увидеть результат нашей работы. Но проблема воспитания гражданина сложна, многогранна, требует комплексного решения. Система гражданского и патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданинаи защитника Отечества. Педагогический коллектив ГШТТ понимает необходимость разумного сочетания теоретических занятий и практической деятельности учащихся. Воспитание школьников начинается с первых дней обучения. Первая экскурсия по школе учит детей бережно и с любовью относиться к своему новому дому – школе технического творчества и работе в кружках. Любовь к своей стране, становление патриотизма начинается с любви к себе, своей семье, городу.  Контроль за реализацией патриотического воспитания показывает, что педагоги школы в рамках декадника патриотического воспитания, который проходит у нас в ГШТТ традиционно в декабре, выделяют на кружковых занятиях по 15 минут для проведения бесед о Казахстанском патриотизме. Кроме того, с целью воспитания патриотизма у обучающихся педагогом Онегиной Е.Б. был создан в кабинете НТМ «Заповедный уголок Казахстана», в котором ребята общими усилиями посредством поделок из картона и бумаги собрали наиболее редкие виды животных. При выполнении этого уголка кружковцы получили необходимую информацию об исчезающих видах животных Казахстана, педагог акцентировал при этом внимание детей на проявлении патриотизма со стороны подрастающего поколения по сохранению флоры и фауны нашего государства. На занятиях Карпуть Т.А., Храбровой С.П. и Зубко Н.Н. ребятам неоднократно предлагалась игра «Я патриот своей страны», условиями которой было создание макета в М 1:55 любого здания Костаная, Астаны, которые имеют историческое и политическое значение для нашего государства. В основном были изготовлены макеты Байтерека, Костанайского краеведческого музея, здания школы. По условиям игры кружковцы должны были защитить свои работы, объяснив свой выбор и дав собственную оценку значимости для них этих зданий. В 2015-2016 году педагогом Лапытько В.В. запущен еще один проект «Будущее Казахстана», в рамках которого ребята совместно с Владимиром Владимировичем выполняют Подобные мероприятия позволили не в рутинной форме действительно заинтересовать ребят темой патриотического воспитания. На занятиях педагогов Каргина А.А. ребята изготовляли макеты ракет, а педагог при этом предложил исторические сведения об истории воздухоплавания, гражданской и военной авиации Казахстана, роли отечественных конструкторов и ученых в развитии авиации и космонавтики. Педагогами Лапытько В.В., Дабижа Н.П.. Карпуть А.В. неоднократно проводятся соревнования по автомодельному спорту на звание «Лучший трассовик города». Перед соревнованиями педагогами всегда проводится вступительная беседа о важности патриотического отношения к своему государству, городу, школе. В апреле 2015 года под руководством педагогов Храбровой С.П., Зубко Н.Н., Онегиной Е.Б. был запущен проект «Дорога Славы», посвященный празднованию 70-летия Великой Победы. В рамках проекта обучающимися кружка НТМ собиралась информация об участии их родных в Великой Отечественной войне. На основе этой информации определялся путь Славы, т.е. отмечались на карте, выполненной кружковцами, те места, до которых удалось дойти погибшим и выжившим родным. Вся информация, фотографии военных лет, собранные детьми позволили создать книгу Памяти. Кроме того кружковцами других технических направлений к 9 мая были изготовлены образцы военной техники той эпохи, позволившей одержать победу. Образцы и макеты выставлялись на школьной выставке «Память об этом священна для нас», а также обучающиеся приняли участие в городской выставке, посвященной 70-летию победы, прошедшей на базе ГШДТ. Таким образом, для воспитания патриотизма, гражданственности в ШТТ используются такие формы и приемы работы как выполнение совместных проектов, дидактические игры, соревнования, беседы, тематические выставки, методический уровень, содержательность и воспитательный аспект которых находится на достаточном уровне. Целью данного направления ВР является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Следует отметить, что проведенное анкетирование в декабре 2015 года, которое было направлено на выявление уровня воспитанности и гражданской позиции у самых старших ребят – обучающихся экспериментальных групп и самых младших – кружковцев НТМ выявило негативный фактор. На вопрос какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни из 49 обучающихся экспериментальных групп вариант «жить в счастливой семье» выбрали лишь 28 человек, что составляет 57 %, в то время как вариант «иметь много денег» выбрали 17 человек, что составляет 34,6 %. Вариант «много знать и уметь» выбрали всего 4 человека (8 %). Это тревожный сигнал для нашего педагогического коллектива. Значит, работа по формированию активной гражданской позиции должна приобрести более весомые формы. Кроме того, на вопрос «готовы ли вы рисковать здоровьем, своими интересами ради блага окружающих и государства» утвердительно ответили лишь 31 человек (63 %).
Тем не менее, положительным фактором является то, что педагоги школы на занятиях и при подготовке к соревнованиям, выставкам, слетам уделяют внимание формированию активной гражданской позиции и лидерских качеств. Мы представляем сегодня опыт педагогов Лапытько В.В., Сыздыкова Н.С., Дабижа О.В. по данной теме.