Доклад Современные взгляды на воспитание в условиях коррекционных школ- интернатов.


Доклад
«Современные взгляды на воспитание в условиях коррекционной школы-интерната».
Прежде чем говорить о самом воспитании , уточним ряд тех терминов и понятий, которыми мы будем пользоваться.
“Дети с ограниченными возможностями здоровья” - категория детей, имеющая отклоняющееся развитие со знаком “ минус”: дети, имеющие частичную потерю слуха, зрения; дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата различной этиологии и степени выраженности; дети, имеющие задержку психического развития, умственную отсталость легкой, умеренной степени выраженности; дети, имеющие общее недоразвитие речи и заикание. Словом, в эту группу включены все те, кто имеет особенности развития, обусловленные какими-то специфическими чертами, дефектами. Это дети, которые могут учиться плодотворно общаться со своими сверстниками. Они рассматриваются как плодотворные члены общества.
“Дети-инвалиды” - это официально принятый термин, обозначающий категорию детей с необратимыми нарушениями сенсорных функций (глухие, слепые) умственного и физического развития (имбецильность, идиотия, Дауны, диабетики, ДЦП и пр.“Социальная реабилитация” - процесс освоения воспитанником социального статуса соответствующей возрастной группы.
В Законе Российской Федерации “Об образовании” воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Обращаем ваше внимание на два очень важных момента в этом определении: “на создание условий для развития...” и “...оказание им помощи в жизненном самоопределении”. Эти два тезиса очень актуальны при рассмотрении вопроса об организации воспитательной работы в коррекционных учреждениях, т.к. для эффективной их интеграции в практику необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
ВОСПИТАНИЕ - творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая и будет стимулировать деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества, повышению уровня воспитанности, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности.
Воспитание как “творческий целенаправленный процесс”. Имеется в виду умение воспитателя формулировать и ставить цели своей профессиональной деятельности как перспективного порядка (коррекция личности и развитие механизмов продуктивного общения), так и каждого акта педагогического воздействия. Воспитатель обязан знать, для чего он играет с детьми, почему он организует самоподготовку именно в таком режиме, а не ином. И здесь наиболее важное значение имеет коррекционная направленность воспитательского мероприятия.
Воспитание - это “процесс”, т.е. это постоянно меняющаяся динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Изменчивость зависит и от личности педагога и от личности воспитанника. Необходимо всегда помнить, что по мере взросления, развития ребенка, коррекции его дефекта и развития механизмов компенсации его позиция, как объекта воздействия меняется. Значение взрослого, его наставления должны приобретать роль инструмента, который ненавязчиво организует поведение нашего подопечного.
В массовой школе очень актуален тезис “саморазвития личности, самопознания и т.п.”, когда речь идет о воспитании - как о процессе. Применительно к коррекционному учреждениям этот тезис несколько модифицируется, т.к. невозможно требовать от умственно отсталого ребенка адекватного саморазвития. Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки методом многократных повторений - тоже недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка воспитателя:
а) в мотивах и ведущих видах деятельности каждой возрастной группы;
б) учет особенностей характера, знание основных критериев отклоняющегося поведения и их учет при моделировании процесса воспитательных занятий;
в) знание структуры дефекта, механизмов его возникновения, влияющих на формирование личности ребенка;
г) постоянное наблюдение, отслеживающее динамику, изменение, устранение или нейтрализацию недостатков, возможностей и способностей ребенка.
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту; фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.
В нашем определении “воспитания” есть тезис о коррекционно-развивающей среде.
Под этим понимается такая организация процесса общения воспитателя и воспитанника, в ходе которой будут исправляться, нейтрализоваться, устраняться негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения.
Основными направлениями создания коррекционно-развивающей среды, направленной на социализацию воспитанников, должны стать:
Разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них научно-методической базы, которой бы мог пользоваться любой воспитатель.
Создание системы позитивно действующих факторов (оформление коррекционной школы, пришкольного участка, спален, туалетных комнат, столовой, игровых и пр. с меняющимся дизайном; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности; создание информационной службы, освещающей постоянно успехи каждого и группы; видеотеки, аудиокассетные записи - дневники-диалоги и т.п. Информационная среда подвластна организации. Средовое влияние, обеспеченное предметно-пространственным, поведенческим, событийным, культурным окружением становится тем самым коррекционным фактором, способствующим воспитанию личности, формированию ее сущности.
Создание психолого-педагогического обоснования работы каждого конкретного воспитателя, с учетом его личностных особенностей, его склонностей и способностей. Дети очень чутко реагируют на то, что воспитатель любит (вышивать, печь пироги, работать на огороде и пр.) и умеет, и готовы принять, освоить этот социальный опыт. Труднее обстоит дело, когда воспитатель транслирует информацию, к которой у него самого отрицательное (не умеет делать) или нейтральное отношение. Вот здесь-то и нужна помощь психолога, который учтет психологический портрет специалиста и раскроет ему “сильные и слабые стороны”, которые воспитатель должен учитывать при организации личностного общения с воспитанниками.
Организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации (иппотерапия, оригами, арттерапия, психодрама, куклотерапия, и т.п. Наиболее эффективной является деятельность, вовлекающая детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующая у него систему ценностных отношений. Для нас очень важен момент включения ребенка в разнообразные виды деятельности, так как тогда в работу вовлекаются различные анализаторы, разные стороны личности (интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая) и реальным становится выявление сохранных сторон, на которые и будет опираться воспитатель в своем общении с воспитанником. Именно опора на сохранные анализаторы позволяет вовлечь ребенка в активную деятельность, через которую воспитатель постепенно будут приобщать индивида из субъекта потребляющего в индивида производящего. Основным стержнем социализации личности является позиция производителя благ, позволяющая воспитаннику реализовать самого себя. Отсутствие такой деятельности очень неблагоприятно сказывается на становлении личности воспитанников. Они привыкают к мысли о том, что им все должны. И когда педагоги сетуют на то, что их воспитанники неблагодарны и т.п., пусть постараются проанализировать свою педагогическо-организаторскую работу с позиции: был ли включен данный воспитанник в систематическую трудовую работу по преобразованию окружающей действительности: дизайн в быту, шитье и вязание, разведение растений, садоводство и огородничество... Ведь это доступно нашим детям. А если это начинать делать с первых лет, то именно это направление будет выступать мощным преобразующим началом в коррекции дефекта. Наш воспитанник будет востребован, а не просто рассматриваться как объект педагогического воздействия, который нужно натренировать на определенные модели поведения.
Воспитывающая деятельность (познавательная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, игровая) становится таковой лишь при условии ее мотивированности. Из широкого диапазона мотивов (страх, принуждение, боязнь, престиж...) нравственный аспект мотивации наиболее действенный (благо для другого, помочь кому-то, сделать красиво...).
Приказ, принуждение, надзор, подавление личности часто используемые воспитателями в организации дела не решают задачи коррекции дефекта и формирования личности. Они выступают в качестве инструментов, направленных на получение какого-то конкретного предметного результата: убрать игровую, подготовить уроки... Такой стиль общения обходит мимо потенциальные возможности личности.
Для того чтобы воспитание выступило в истинном смысле этого понятия организуемая деятельность должна быть совместимой, а участники - партнерами по достижению результата. Правда, воспитатель, кроме непосредственного результата (приготовление уроков, уборка...) присутствует еще и образ воспитательного результата, т.е. отношение детей к этой деятельности.
Понятие “отношение” есть существенная характеристика воспитания. Воспитание личности предполагает формирование системы отношений к приобретаемой ребенком информации. Но чтобы заданные отношения сформировать, необходимо, чтобы ребенок их принял, захотел присвоить. . Для этого воспитатель так должен их представить, чтобы нужное содержание увлекло, заразило. Отношение проявляется в трех формах: рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной.
Рациональная форма отношения предполагает осмысленное отношение к жизни во всех ее проявлениях. Следовательно, наши воспитанники, имеющие недоразвитие интеллектуальной деятельности, которое проявляется по-разному, не смогут самостоятельно адекватно осуществлять этот процесс. Значит в систему методов и приемов, используемых воспитателем, надо включать специальные упражнения, предусматривающие коррекцию интеллектуального дефекта. Без этого станет невозможным воспитание адекватной рациональной формы отношения.
Эмоциональная форма отношения предполагает восприятие любого знания через призму чувств, вызываемых явлением, знанием (чудо, увлечение, радость, негодование...).
Эмоционально-волевая сфера во многом определяет стиль общения и поведения ребенка. Очень многие черты характера обуславливаются именно этими факторами.
Поведенческо-деятельностная форма - это форма проявления сформировавшихся отношений; это система поступков, которая оформляется в результате усвоения знаний, отношений и привычек поведения.
Подводя итог сказанному выше отметим, что воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья - это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество.
Основными задачами по достижению данной цели являются:
1.Создание коррекционно-развивающей среды в учреждении, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с дефектом;
2.Организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения и освоения и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения;
3. Развитие профессиональной деятельности воспитательского корпуса в плане формирования их продуктивной работоспособности на основе учета их мотивационных, потребностных и целевых установок.
На сегодня наиболее оправданным является подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало просто передавать ценностные отношения. Воспитанник должен сам приобретать и формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный отбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
С учетом такого подхода вырисовывается ряд общих положений, которые могут быть основой для организации воспитательной работы в условиях коррекционного образовательного учреждения. Среди них наиболее актуальными являются понятие о “социализации” как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоение им социального опыта, освоение и присвоение системы социальных связей. Ориентируясь на положение Л.С. Выготского о том, что “ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят” в процессе социализации можно выделить два аспекта:
усвоение ребенком социального опыта, форм, способов, моделей поведения;
воспроизведение системы социальных связей, форм, моделей поведения в активной деятельности ребенка в социальной среде.
Однако наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;
в условиях “социального сиротства”;
в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности;
в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта и пр.
Все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.
Однако, кроме этого фактора, имеется еще ряд других, которые также отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта. К ним относятся:
большинство воспитанников имеют отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии; 80% детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, имеют задержку психического развития (ЗПР) или интеллектуальную недостаточность разной степени выраженности;
односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину ;поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться (то домогается внимания, то отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению); эмоциональная нестабильность искаженная потребность в любви ;неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защитных образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других ;«...тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать...»;
иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности;
инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Все эти черты - своего рода защита ребенка от мира взрослых, неумелая попытка школьника противостоять тем ситуациям, в которые он попадает. Исследования показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка.
Старший воспитатель Сидорова О.Р.