Современный урок: чему и как учить?

Направление: Современный урок: чему и как учить?

Современный урок-путь к успеху.

Цымбалюк Наталья Сергеевна, учитель биологии школы-гимназии № 18
города Костаная.


У каждого учителя разные методы, приемы, оригинальные находки, но всех объединяет сознание, что путь к успеху – это урок. Ведь урок – это «клеточка» педагогического процесса. Сотвори урок, на котором дети захотят сами решить проблему, потому что это трудно и интересно, сделай так, чтоб они с радостью шли к тебе на урок, и ты учитель, получишь яркий пример, того, что ты выбрал в своё время верный путь.
Что же необходимо современному учителю для построения современного урока? Изучая педагогическую литературу, окончив курсы повышения 3 уровня НИШ, для себя выделила ряд аспектов, на которые учителю, на мой взгляд, необходимо обратить внимание при подготовке урока, так как основная идея современного образования: «научить ребенка учиться».
1 аспект. Рефлективное преподавание (от англ. reflective – склонный к размышлению, анализу, рефлексии) – заключается в том, что преподаватель постоянно задумывается о том, как улучшить свою работу. Одними из основных характеристик, определяющих "хорошего учителя" по мнению учащихся, являются объективность, знания и разнообразие методов преподавания. Преподаватель должен постоянно рефлексировать над своей деятельностью. При возникновении проблем с учениками, не следует винить только их: следует подумать над тем, что может быть причиной этих проблем. Преподавание - это индивидуальная работа, и каждый учитель должен вырабатывать собственные решения, принимая во внимание специфику предмета, уровень обучающихся и т.п. Интересный факт: во всех западных университетах студенты оценивают преподавание и содержание курса по его окончании. Студенты должны оценить курс (структуру, объем работы, содержания и т.д.) и преподавателя (его/ее уровень подготовки, навыки, общения и т.п.). Результаты оценки, как правило, учитываются заведующим кафедры или деканом, и могут оказывать влияние на занятость преподавателя на данной кафедре.
2. Активация деятельности обучающихся.
Современный преподаватель должен отказываться от так называемой "традиционной точки зрения" на свою работу, выражающуюся примерно следующей формулировкой: "Я вычитал все лекции, дал все необходимые инструкции, они имеют книги, и это не мое дело, каким образом они будут готовы к экзамену". То, о чем мы говорим сейчас, это подход, ориентированный на ученика, в котором отправной точкой является вопрос "Что делают дети и как они учатся?", т. е. как проходит процесс учения. Ответственность преподавателя, следовательно, заключается в том, чтобы сделать этот процесс более эффективным, путем активизации обучения учащихся.
Как активировать всех учеников в классе? Частично мы ответили на этот вопрос: мотивировать, показать ценность и важность того, что они делают, поставить четкие цели т.д. Еще один ключевой фактор - это заставить их понять то, что они изучают и научить применять знания на практике.
"Скажи им, и они забудут,
Покажи им, и они будут помнить
Заставь их делать, и они поймут "- часто встречающееся среди учителей выражение, но не всегда учитель делает соответствующие выводы. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы выбирать оптимальные методы для активизации обучающихся и для достижения целей урока.
Некоторые методы по-прежнему определяются как новаторские. К этой группе могут быть отнесены следующие методы:
Проектная работа
Обучение на основе практических примеров
Проблемно-ориентированное обучение
Обучение сверстников
Игры-симуляции
Ролевая игра
Применение активных методов обучения
Дистанционное обучение
Нельзя утверждать, что некоторые методы лучше, чем другие, и что мы должны исключить, к примеру, все лекции и заменить их семинарами. В первую очередь преподаватель должен найти оптимальный набор методов, который будет соответствовать целям предмета. И самое главное, всегда помнить, что активное обучения является более эффективным, чем пассивное.
Давайте рассмотрим более подробно эффективность некоторых методов.

Лекция
Иногда в современной западной педагогике лекции воспринимаются как устаревший метод, соответствующий модели прямой передачи знаний. Почему преподаватель должен читать лекции, если учащиеся могут прочитать необходимую литературу сами. Почему следует сохранять лекцию как форму обучения? Лекция необходима для введения в новый курс или раздел, для разъяснения ключевых концепций или презентации новых исследовательских данных. Кроме того, хорошо подготовленная лекция способна пробудить интерес учащихся к вопросу или теме. Как мы можем улучшить лекции, сделать их более эффективными? Это можно сделать путем включения в лекцию элементов демонстрации, драматизации, а также чередования собственно лекции с небольшие письменные упражнения, групповыми или парными обсуждениями.
По данным исследования памяти, человек, как правило, запоминает лучше информацию, представленную в начале и конце презентации, прочитанного текста, увиденной программы и т.д. Вот почему в целях улучшения результатов усвоения учебного материала следует делать несколько перерывов в ходе лекции. Это может быть перерыв – перемена, когда студенты могут выйти из класса. Или же возможно прервать лекцию на несколько минут, используя один из предлагаемых методов активации (небольшие письменные упражнения, групповые или парныe обсуждения).
Психологи утверждают, что для того, чтобы активировать обучающихся следует использовать более разнообразные методы. Согласно исследователями в данной области большинство людей воспринимают/запоминают/понимают 10% из того, что они читают 20% из того, что они слышат 30% из того, что они видят 50% из того, что они видят и слышат 70% из того, о чем они говорят с другими 80% из того, что они используют и применяют 95% из того, чему они учат других [1.с.96] Обучение сверстников
Согласно данным, приведенным выше, человек запоминает и понимает больше, когда объясняет материал кому- либо. Это веский аргумент в пользу использования метода обучения равными по статусу/обучения сверстников. Этот метод может применяться как в больших так и в малых группах. Задача подготовить учебный момент может быть индивидуальной или групповой. Такому методу может быть отведено отдельное занятие, давая учащимся возможность выступить в роли преподавателей. Возможно также включать короткие выступления обучающихся во время регулярных занятий. Существуют некоторые правила проведения обучения равными по статусу:
- преподаватель должен предоставить информацию или указать источники, так как он несет ответственность за качество и достоверность учебного материала.
- преподаватель должен проверить содержание учебных моментов, подготовленных учениками, однако дать возможность им представить тему/проблему со своей точки зрения.
- после учебного момента, проведенного учениками, преподаватель должен дать свой отзыв, а также попросить других учащихся прокомментировать занятие.
Обучение на основе практических примеров.
Метод обучения на основе практических примеров может быть представлен в двух вариантах. Первый, когда ученики изучают примеры/дела/проблемы, взятые из реальной действительности. Такие примеры/проблемы могут применяться для иллюстрации отдельной темы, или же могут быть отобраны для каждой темы, включенной в курс. Цель второго варианта использования обучения на основе – научить учеников применить знания в реальные действительности. Иными словами, обучающимся дается возможная проблем/ дело, и они должны найти решение, путем применения полученных знаний. Обучение на основе практических примеров (кейсов) способствует выработке аналитических навыков и навыков решения проблем, а также позволяет учащимся применять новые знания и навыки на практике.
Групповая работа
В реальной жизни люди не работают сами по себе, и редко принимают решения самостоятельно. Именно поэтому работа в группах является важным и необходимым методом обучения. В групповой работе учащиеся конкретизируют уже известное содержание и продумывают выводы и решения. Они учатся распределять задачи, сотрудничать и принимать общие решения, а также нести общую ответственность за конечный результат. Групповая работа может использоваться в классе для решения задач и проблем, а также домашних заданий большего объема. Существует множество примеров организации работы в группе:
- во время лекции или семинара организовываются небольшие группы или пары в основном для краткого обсуждения
- члены группы получают индивидуальные задания, а затем собираются в целях решения основной задачи
- члены группы получают индивидуальные задачи (возможно противоречащие друг другу) и общие задания, в том числе дебаты. В результате группа должна прийти к общему заключению и доложить решение перед остальными членами группы или класса.
Существует также форма групповой работы - спонтанное сотрудничество. Преподаватель не имеет возможности влиять на содержание и форму такой работы. Однако эта форма широко используется, например, шведскими студентами. Они, как правило, работают в группах в течение курса и, особенно в экзаменационные периоды, с тем, чтобы помогать друг другу понять учебный материал, обмениваться информацией, обсуждать различные точки зрения.
Проблемно-ориентированное обучение.

Проблемно-ориентированное обучение является одним из наиболее важных достижений в современной системе образования. Проблемно-ориентированное обучение основывается на предположении о том, что лица, которые заинтересованы решить проблему, будут искать информацию и другие прикладные знания, которые необходимые для решения этой проблемы. Однако проблемно-ориентированный подход не означает, что преподаватель просто ожидает решения проблем от учащихся. Преподаватель должен следить за индивидуальным прогрессом каждой группы, помогать устранять заблуждения, а также увидеть правильное направление для решения проблемы.
Немаловажную роль в активизации процесса обучения играют такие методы, как игры и имитации. Игры одновременно обучают и вызывают интерес к обучению. Многие игры являются имитациями реальных ситуаций, например деловые игры, игры, имитирующие международные отношения. Описывая игры и имитации МакКинчи [2.с 225-226] утверждает, что "главное преимущество игры или имитации заключается в том, что обучающиеся являются активными участниками, а не пассивными наблюдателями. Ученики должны принимать решения, решать проблемы и реагировать на результаты своих решений." Одним из недостатков метода игр является их техническое обеспечение. Сложно найти игру, которая полностью подходила бы к предмету или вопросу. Процесс разработки собственной игры может быть довольно трудоемким.
Проектная работа является еще одним методом, который сближает обучение и реальную действительность. Проекты, как правило, основаны на реальных случаях, связанных с повседневной профессиональной деятельностью. Проект организуется и осуществляется группой учеников. Каждый получает определенную роль и функции, задачи по выполнению проекта распределяются между членами группы. Менеджмент или управления проектом является неотъемлемой частью: следование четкому структурному плану и срокам выполнения задач, распределение функций - все является важным для достижения результата.
Оценка
Оценка играет важную роль в образовательном процессе. Существуют две основные формы оценки определяющие - формирующая и итоговая. Первая форма необходима для поддержки обратной связи с учениками в ходе обучения. Преподаватели и обучающиеся должны знать, каким образом проходит обучение, и иметь возможность корректировать процесс. Вторая форма используются для оценки результата обучения и выставления баллов в конце курса или программы.
В педагогических источниках уделяется много внимания формирующей оценке (обратной связи). Она является также одним из эффективных методов учебной деятельности, который помогает обнаружить ошибки в понимании учеников и исправить их. Такая оценка не влияет на результат в конце курса и поэтому не вызывает страха или тревоги у ребенка.
Льюис Элтон определил, что оценка в целом имеет некоторые негативные последствия. [3: с169]. По его словам, ученики в основном концентрируются на тех на аспектах и вопросах, по которым они будут оцениваться. Иными словами, они учат то, о чем их спросят на экзамене. Поэтому чрезвычайно важно согласовать требования к экзамену с целями и содержанием курса, т.е. таким образом сформулировать контрольные или экзаменационные задания, чтобы они отражали цели, поставленные перед курсом. Важнейший аспект, о который преподаватель должен помнить, - это оценка различных уровней знания.
Занятия, построенные с использованием выделенных аспектов предоставляют ученикам возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. Этот процесс позволяет ученикам подвергать сомнению свои предположения и стремиться расширять и углублять представления о мироустройстве. Сами ученики активно конструируют знания посредством социального взаимодействия со сверстниками. Учитель обеспечивает возможностями для
обучения, материалами и пр., но сами ученики должны обладать желанием действовать с целью развития собственного понимания предмета.
***
Подводя итог, хочу сказать, что нет единого метода, который является совершенным и подходит во всех учебных ситуациях. Наоборот, более результативным является выбор подходящих методов и вариативность в ходе процесса обучения. Оптимальный метод должен быть подобран для каждой учебной ситуации. Изменяя взгляд на теорию, лежащую в основе обучения, преподаватель должен постоянно помнить, что обучение/учение – это основной процесс, а учащийся - это центральная фигура в образовании. А основная функция учителя заключается не в передаче знаний, а создании условий для их формирования.

Литература
1.Уильям Глассер, 2003.
2. МакКинчи ,2006.
3. Биггс и Тан, 2003













15