Урок изобразительного искусства в 7 классе. Тема урока: « Тематическая (сюжетная) картина»


ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра воспитательной работы, дополнительного образования и технологии
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные вопросы организации внеурочной деятельности в начальной школе»
Тема: «Проектирование урока изобразительного искусства в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования»


Выполнена:
Коноваловой Галиной Геннадьевной,
учителем изобразительного искусства первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 18 ст. Урухской Георгиевского района
Ставропольского края
г.Ставрополь, 2013
Урок изобразительного искусства в 7 классе.
Тема урока: « Тематическая (сюжетная) картина»
 Цели:
Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.
Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
УУД (умение учиться)
Регулятивные: создает рисунок при помощи красок, используя свою фантазию и творческое воображение, оценивает результат своего труда.Познавательные: развитие фантазии.
Личностные: формирование навыков работы с красками, проявление своего собственного стиля, повышение культуры речевого общения, развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умеет слушать одноклассников и учителя, обмениваться мнениями, обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности своих одноклассников.
Оборудование и материалы:
Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.
Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства.
Художественные материалы для практической работы.
 План урока
Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.
Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов и анализ работ.
 
Ход урока.
Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.
Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.
-На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.
  Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и , в частности, ее особого типа- бытового жанра.
- Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.
   Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. Ярче всего это деление проявляется в живописи и графике.
   Что же такое жанры в изобразительном искусстве?
   Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина.
  (Показ презентации о жанрах)
  В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.
  А теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком.
 ( Учащиеся группируют картины, предложенные учителем.   Учитель спрашивает о том, что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но он может быть абсолютно разным.)   Каков сюжет представленных живописных работ?
  ( Учащиеся стараются определить сюжет, рассуждая «о чем эта картина».)
   - Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?
 
    Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.
    Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.
     (В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.)
     Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
    (Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса.)
 
     Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.
     (Произведения Тициана, Ф. Гойя,  А. Ватто,  В Верещагина, М. Грекова).
   -  Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.
   (Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др. учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Демон» и др.   При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.) 
  - Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.
    К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
    Об этом жанре мы подробнее поговорим на следующем уроке, на примере знакомства с творчеством «малых голландцев».
    Я предлагаю вам  выполнить поисковую творческую работу на тему «Что я знаю о малых голландцах?».
Постановка художественной задачи.
    А сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в любом из жанров.
    Дома доделайте работу и назовите ее.
 Практическое выполнение задания.
Регулятивные УУД: демонстрирует умение работать красками при создании своей авторской композиции.Личностные УУД: демонстрирует способность составлять композицию, проявляя творческое воображение и фантазию; показывает свое отношение к учению и поведению в процессе учебной деятельности, соблюдает организованность, организованность и дисциплину на уроке.Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников м отзывами о выполнении работы.
Подведение итогов и анализ работ.
Регулятивные УУД : оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, при необходимости вносит изменения в свой рисунок.
Домашнее задание: подготовиться к уроку-конференции «Что я знаю о малых     голландцах?».
    Выполнить творческую работу (сообщение-реферат) с подбором иллюстративного материала на любую из предложенных тем:
1.      История возникновения голландской живописи.
2.      Голландия-родина жанровой живописи. Почему?
3.      Творчество П. Брейгеля и др.
Уборка рабочих мест.
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению м поведению в процессе учебной деятельности, соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно правилам работы на уроке и правилами обращения с художественными материалами, сформировано умение организовать свое рабочее место.