План работы МОУ Завет-Ленинская школа по профилактике суицида обучающихся

УТВЕРЖДАЮ: директор МОУ «Завет-Ленинская школа»
_______________Чеботарёва Т.А.
«_____»______________2015 г.


План работы МОУ «Завет-Ленинская школа»
по профилактике суицида среди обучающихся на 2015 год
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НА УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.
Реализация программы воспитания и социализации учащихся

1.1.
Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья школьников: профилактика и коррекция страхов, школьной тревожности, школьной дезадаптации.
Классные часы:
1 класс «В поисках хорошего настроения», «Не такой, как все».
2 класс «Учимся честно говорить о проступке»
3 класс «Как научиться жить без драки»
4 класс «Что такое дружный класс?»
5 класс «Толерантность»
6 класс «Как преодолеть тревогу»
7 класс «Способы решения конфликтов с родителями»
8 класс «Ценность человеческой жизни»
9 класс «Грани моего «Я», «Что такое успех».
10 класс «Стресс в жизни человека», «Способы борьбы со стрессом»
9, 11 классы «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ»
Цикл занятий для учащихся 5-9 классов:
«Ты и я – такие разные», «Планета моего класса»
«Нарисуй подарок самому себе»
«Барьеры непонимания».
Развитие универсальных учебных навыков, обеспечивающих успешность творческих способностей.
Беседы: «Учимся учиться», «Учимся дружить», «Дружба школьная очень нам нужна», «Путешествие по стране оценок», « В стране невыученных уроков»
В течение года
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.,
классные руководители

1.2.
Мероприятия, формирующие у учащихся жизнестойкость: навыки работы в условиях стрессовых ситуаций; владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения; навыки самоконтроля; навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни, формирование психологической защиты от влияния Интернет-пространства и социальных сетей
5-9 классы - тестирование по оценке собственного эмоционального состояния с учётом индивидуальных особенностей, самостоятельным подсчётом итогов и знакомство с результатами тестирования.
- Навыки работы в условиях стрессовых ситуаций.
Беседы: «Как вести себя в различных жизненных ситуациях», «Я отвечаю на уроке», «Контрольная работа без проблем», «Готовимся к ГИА».
- Владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения, владение навыками самоконтроля за собственным состоянием в стрессовых ситуациях.
Тренинги и деловые игры: «Перед ответственным мероприятием», «После ссоры с другом, родителями», «Снятие конфликтных ситуаций и агрессии», «Профилактика конфликтных ситуаций», «Управление эмоциями», «Психологическая безопасность».
Ролевые игры по сплочению детского коллектива: «Найти выход из тупика», «Конфликт в нашей жизни»
Классные часы: «Как победить свою и чужую агрессию», «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом», «Эмоции правят мной или я ими».
Циклы занятий: «Способы саморегуляции эмоционального состояния (11 класс)», «Способы борьбы со стрессом (9-11 классы)».
Формирование представлений о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье:
Классные часы, беседы: «Улыбка жить помогает», «Наши эмоции и наше здоровье»,
«Не сломай свою судьбу. Подросток и наркомания», «Влияние эмоций на самочувствие».
3-4 классы «Зависимость - это неволя».
7 класс « Способы решения конфликтов с родителями».
2-8 классы «Как сказать «НЕТ».
Формирование навыков эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни, навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.
Деловые игры и тренинги: «После трудового дня», «Спорт – лучший лекарь», «Читаю - значит отдыхаю»
В течение года
Педагог-психолог
Демиденко И.В.,
классные руководители, учителя физкультуры, ОБЖ

1.3.
Мероприятия по духовно-нравственному развитию обучающихся: развитие духовных интересов, знакомство подростков с культурными формами проведения досуга, обучение основам религиозной культуры и светской этики, развитие читательских интересов, умения оценивать свои и чужие поступки и поведение других людей с точки зрения морально-нравственных норм

Классные часы: 5-9 классы «Возьми себе в пример героя»,
1 класс «О доброте».
2 класс «Неразлучные друзья - взрослые и дети».
3-5 классы «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
6 класс «Самая хорошая (ко Дню матери)».
7,8 классы «О невеждах и вежливости».
9 класс «Влияние средств массовой информации на психику подростка».
10,11 классы «Самое дорогое - жизнь».
1-11 классы «Семья – это то, что с тобою всегда».
5-9 классы «Смысл жизни».
В течение года
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.,
классные руководители
1-11 классов.

1.4
Мероприятия по включению подростков в социально значимую деятельность; позитивное общение: развитие социального интеллекта через внеурочную деятельность, развитие коммуникативных навыков, умения бесконфликтно решать спорные вопросы; формирование профессиональных интересов и самоопределения через профессиональные пробы
- Знакомство подростков с разнообразными формами проведения досуга: посещение кинотеатров, проведение турпоходов, экскурсий; посещение кружков, секций, студий, участие во внеклассных мероприятиях, чтение книг, в том числе электронных, игры на свежем воздухе.
- Развитие умения рационально проводить свободное время.
- Деловые игры, тренинги: «Составляем режим дня», «Как успеть всё»
- Развитие способностей контролировать время, проводимое за компьютером, формирование основ медиаграмотности, формирование психологической защиты от влияния Интернет-пространства и социальных сетей.
- Беседы: «В интернете берём только нужное», «Как вовремя выключить компьютер», «Сидеть в социальных сетях, так ли это интересно?», «Полезные сайты».
- Развитие коммуникативных навыков, эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни и в разных ситуациях
Классные часы, беседы: «Дружба и взаимопонимание», «Что такое взаимопонимание?» «Проблемы отцов и детей», «Чтобы тебя понимали»,
- Деловые игры: «Вместе лучше»(1-4 классы), «Колючка»(интеграция отверженных 5,9 классы),
- Цикл занятий: «Я + он + они = мы»
- Развитие умения бесконфликтных решений спорных вопросов, умение оценить себя, своё поведение, поступки, а так же поступки и поведение других людей.
- Беседы: «Что такое «компромисс» и готовы ли вы на него пойти», «Уступить – это трудно», «Как разрешить конфликт»
- Тренинги: «Спорим, спорим, спорим», «Ищем компромисс»

-Профессиональная ориентация, личностное и профессиональное самоопределение
7-9 классы – самопознание, поиск смысла жизни, достижение личностных ценностей
Беседы: «Для чего живёт человек?», «Любимая профессия - важное условие для жизни», «Умение учиться – шаг к успеху», «Знаешь ли ты свои права и обязанности? (5-9 классы)», «Уголовная ответственность несовершеннолетних (8-11 классы)»
Тестирование: «Выбираем профессию», «Мои наклонности», «Знаю ли я чего хочу?»
Классный час: «Взрослая жизнь – взрослая ответственность»
В течение года
Заместитель директора по воспитательной работе Безродный А.В.,
Педагог-психолог Демиденко Н.В.,
классные руководители, педагоги дополнительного образования

2.
Выявление детей «группы риска» саморазрущающего поведения

2.1.
Мониторинг психоэмоционального состояния обучающихся
2 раза в год в осенне-весенний период
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.

2.2.
Наблюдения за изменением психоэмоционального состояния обучающихся и выявление маркеров суицидального поведения
В течение года
Педагогический коллектив

2.3.
Выявление учащихся, находящихся в социально опасном положении, проживающих в неблагополучных семьях
В течение года
Педагог-психолог Демиденко Н.В.,
классные руководители,

2.4.
Выявление учащихся, имеющих низкий социальный статус (отверженных в классе) и с признаками социальной дезадаптации
2 раза в год в осенне-весенний период
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.,

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА (С МЕЖВЕДОМСТВЕННЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ)

3
Социально-психолого-педагогическая поддержка детей «группы риска»

3.1.
Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа с учащимися «группы риска»
По плану индивидуальной работы
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.,

3.2.
Углублённая диагностика психического состояния личностных особенностей, определение степени риска совершения суицидальных действий
По плану индивидуальной работы
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.,

3.3.
Помощь в разрешении актуальных жизненных проблем, межличностных конфликтов
По плану индивидуальной работы
Заместитель директора по воспитательной работе Безродный А.В.,
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.,
классные руководители, специалисты других ведомств

4.
Социально-психологическая поддержка семей «группы риска»

4.1.
Консультирование родителей
По плану индивидуальной работы
Заместитель директора по ВР Безродный А.В.,
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.,
классные руководители

4.2.
Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений, стиля воспитания
По необходимости
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.,
классные руководители

4.3.
Организация цикла лекций по вопросам профилактики жестокого обращения с детьми, проведение родительских собраний и бесед с приглашением специалистов (специалистов профилактических служб, психологов) «О недопустимости жестокого обращения с детьми»; «Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей».
В течение года
Заместитель директора по
ВР Безродный А.В.,
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.,
классные руководители

4.4.
Организация консультации психиатра, нарколога
По необходимости
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.,

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛНОГО ПРОЦЕССА

5.
Комплекс мероприятий по психологическому просвещению родителей

5.1.
Проведение родительских собраний, посвящённых проблемам воспитания детей, формирования у них жизнестойкости, позитивного мировоззрения, ценности жизни и здоровья
Родительские собрания:
- 7-11 классы «Взаимодействие школы и семьи - как необходимое условие профилактики преступлений и правонарушений среди детей, подростков и успешной социализации личности»
-Анкетирование: «Знаю ли я своего ребёнка?»
-Беседы: «Предупредить – значит спасти»
1 раз в квартал
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.,
классные руководители 7-11 классов

5.2.
Проведение цикла мероприятий с родителями (тренингов, родительских гостиных и др.), направленных на повышение психологической грамотности родителей, профилактику семейных конфликтов, формированию доверительных отношений с ребёнком
Темы лекций для родителей (5-9 классы): «Семейные конфликты и конструктивные способы их разрешения», «Причины детской агрессии», «Профилактика асоциального поведения в семье», «Рекомендации по психологической подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ учащихся 9, 11 классов».
Цикл лекций, направленных на повышение психологической грамотности родителей, профилактику семейных конфликтов, формированию доверительных отношений с детьми:
«Особенности подросткового возраста», «Как найти общий язык с ребёнком», «Помогаем ребёнку учиться» «Сдаём экзамен», «Как помочь первокласснику адаптироваться в школе?», «Ваш ребёнок пятиклассник», «Ваш ребёнок взрослеет: договариваться или подчинить?», «Профессиональное самоопределение», «Как справиться с эмоциями во время экзаменов?», «Возраст первой любви».
-Тренинги для родителей, учащихся с девиантным поведением
В течение года
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.,
классные руководители, педагогический коллектив, заместитель директора по УВР Тарасевич О.С.

6
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ПЕДАГОГВ

6.1
Проведение цикла мероприятий для педагогического коллектива на повышение психологической компетентности педагогов в организации взаимодействия с обучающимися и родителями, созданию психологически безопасной среды:

Семинары: «Адаптация пятиклассников» (октябрь)
«Помогаем выпускникам» (май)
«Всё внимание первоклассникам» (август)
1 раз в квартал
Заместитель директора по воспитательной работе Безродный А.В., заместитель директора по УВР Тарасевич О.С.
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.,



6.2.
Проведение обучающих семинаров-тренингов и лекций для педагогического коллектива по формированию навыков распознавания и адекватного реагирования на признаки психоэмоционального неблагополучия обучающихся:
Цикл обучающих семинаров по теме: «Суицид среди несовершеннолетних, проблемы и пути их решения».
Лекторий «Причины детской агрессии».

1раз в квартал
Заместитель директора по воспитательной работе Безродный А.В.,
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.,


7
Научно-методическое и информационное обеспечение мероприятий по профилактике суицидального поведения

7.1
Оформление стендов в ОУ с информацией о получении психологической и медицинской помощи в учреждениях муниципалитета, о круглосуточных телефонах доверия
Постоянное
Заместитель директора по ВР Безродный А.В.,
Педагог-психолог
Демиденко Н.В.,



7.2
Изготовление памяток, буклетов, методических материалов по профилактике суицида среди детей и подростков в МОУ «Завет-Ленинская школа»
В течение года
Заместитель директора по ВР Безродный А.В.,
педагог-психолог
Демиденко Н.В.,


7.3.
Размещение на сайте МОУ «Завет-Ленинская школа» статей, памяток, в рубрике «Школьный психолог рекомендует» по тематике: «Секреты общения с ребёнком»; «Способы выхода из семейных конфликтов», «Девять правил воздействия на ребенка без применения телесного наказания», «Ответственность гражданина РФ за жестокое обращение с детьми», «Формы жестокого обращения с детьми и их последствия», «Профилактика стрессовых ситуации и методы их устранения», «Причины детской агрессии», «Профилактика асоциального поведения ребенка в семье».
Круглогодично
Заместитель директора по воспитательной работе Безродный А.В.,
педагог-психолог
Демиденко Н.В.,

















15