РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Народно-хоровое пение», «Ансамбль» образовательной программы «Фольклорное искусство » для учащихся 1-7 классов, срок реализации 7 лет


Муниципальная казенная образовательная организация дополнительного образования
«Детская школа искусств» 
Рассмотрено
На заседании педсовета
Протокол № ___ от «__»
____________201___г.
Руководитель ____________
Согласовано
Руководитель МО
Дорофеева Н.В.___________
«__»____________201___г.
Утверждаю
Директор школы ____И.А.Шестова
Приказ № ___ от «__»____201___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Народно-хоровое пение», «Ансамбль»
образовательной программы «Фольклорное искусство »
для учащихся 1-7 классов, срок реализации  7 лет





                                                                 Составлена
Преподавателем отделения фольклорного искусства
И.А.Шестовой
(



г. Облучье


Введение.
Обучение русскому традиционному пению является одной из форм освоения отечественной культуры.
Песне принадлежит главное место в музыкальном фольклоре. Именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать обучающихся к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности. Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. В этой связи изучение народной музыки и песен приобретает особую актуальность.
Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.
Таким образом, актуальность и востребованность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

Пояснительная записка.

1.Цели и задачи.
Предмет «Народно-хоровое пение » и «Ансамбль» является одной из ведущих дисциплин на отделении фольклорного искусства Детской школы искусств г.Облучье. Программа рассчитана на 7 –летнее обучение.
Основной целью создания классов народного пения является приобщение учащихся к традиционной народной культуре
Программа опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве  формируют ее содержательную и методическую части.
Учебный репертуар, включающий игры, хороводы, песни и различные формы народного музицирования, направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности. В программе используется исполнительский опыт русской вокальной школы народных певцов,народных хоров и современных коллективов.
Обучение строится как подготовка и проведение календарных праздников. Соответственно весной дети поют весенние песни, летом - летние, зимой – рождественские, колядки.
 



Для желающих заниматься народным пением необходимо наличие удовлетворительных вокальных музыкальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки.
Образовательный процесс направлен на реализацию следующих задач:
Формирование устойчивого интереса к народному пению
Обучение навыкам хорового и ансамблевого пения
Обучение певческим навыкам народного звукоподражания, приемам исполнения ,выразительному народному пению
обучение навыкам пения без сопровождения (пение «без заданного тона»,
обучение вокально-хоровой технике (певческое дыхание, опора, резонатор, дикционные навыки, художественная выразительность, фраза, нюансы);
приобщение к концертной деятельности через участие в конкурсах и фестивалях детского творчества
создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
 воспитание чувства принадлежности к родному народу, его истории и культуре, формировать гуманистические нравственные нормы жизни и поведения;
Знания и навыки, полученные учащимися в процессе занятий направлены на воспитание вокальной культуры и эстетического вкуса, позволяющих сохранить самобытную манеру народного звукообразования, специфических особенностей вокальной техники, выработанных народно-певческой исполнительской традицией, без которых невозможно грамотно- профессиональное и плодотворное участие в хоровом коллективе.
2.Организация занятий
Предмет «Народно-хоровое пение» рассчитан на всех учащихся отделения фольклорного искусства .
В соответствии с учебным планом занятия по предмету «Народно-хоровое пение» проходят 2 раза в неделю отдельно с учащимися младших , средних и старших классов .
Занятия по «Ансамблю» проходят со всеми учащимися фольклорного отделения 1 раз в неделю, где проходит работа над концертным репертуаром .
Практически основной контингент обучающихся составляют учащиеся, у которых ярко проявляется народный голос, музыкальная одаренность, исполнительские данные, которые впоследствии становятся участниками ансамбля народной песни или малых форм ансамблей (дуэтов ,трио ,квартетов) .




3.Учет знаний. Контроль за успеваемостью.
Годовые экзаменационные требования.
Каждый урок оценивается преподавателем; отметка выставляется в журнал. Урок может быть безоценочным, методическим, если он посвящен выбору программы, разбору новых произведений, методическим рекомендациям.
В конце каждой четверти все учащиеся сдают контрольный урок по народно-хоровому пению, на который выносится по 2-4 хоровых произведения от каждого класса. В зависимости от численности обучающихся допускается слияние классов во время учебного процесса (1-2,3-4,5-6).
Аттестация по предмету ансамбль проходит в конце каждого полугодия на контрольном уроке или преподаватель может оценить работу учащихся по концертным выступлениям.
Для учащегося 7 классов предусмотрен экзамен в конце учебного года. Учащиеся 7 класса сдают выпускной экзамен, на котором должна быть предоставлена программа из 4-5 лучших произведений, выбранных педагогом из общего репертуара хорового класса, 2 произведения обязательно без сопровождения остальные по усмотрению преподавателя. Рекомендуется использовать в репертуаре работу с фонограммами «-1». Экзаменационная оценка выставляется отдельно от годовой.

4.Репертуарная направленность
При составлении учебного репертуара следует отдавать предпочтение подлинным образцам народного творчества, так как лишь на фольклорном материале можно изучить и познать многообразие и самобытность народно-песенной культуры. Кроме фольклорных образов в учебный репертуар включаются обработки народных песен и оригинальные авторские произведения, написанные для народных голосов без сопровождения и в сопровождении народных инструментов.
Для учебного репертуара подбираются произведения, соответствующие по содержанию возрасту исполнителя, высокохудожественные, разнообразные по тематике, жанрам, характеру исполнения и средствам художественной выразительности.
Для каждого класса рекомендуется подбирать репертуар с учетом конкретных на данном этапе задач. При выборе репертуарных произведений учитывается степень музыкальной подготовки и вокально-технические возможности учащихся класса.
С целью создания концертного репертуара педагог вправе оставлять наиболее лучшие и выигрышные произведения из предыдущих лет обучения для более глубокой их доработки и совершенствования навыков исполнения.



5.Календарный план занятий

Наименование
предмета
Народно-хоровое пение
ансамбль

Год обучения
Количество часов в неделю
Количество
часов в год
Количество часов в неделю
Количество
часов в год







1-й
2
68
-
-

2-й
2
68
2
2

3-й
2
68
2
68

4-й
2
68
2
68

5-й
2
68
2
68

6-й
2
68
2
68

7-й
3
102
2
68

8-ой
3
102
2
68



6.Структура урока по народно-хоровое пение и ансамбль
Распевание – использование вокально-хоровых упражнений, направленных на выработку навыков народной манеры пения, грамотного звукоизвлечения, голосоведения, дыхания, дикции, артикуляции расширении диапазона и др. Распевание основывается на образном восприятии звукоизвлечения: мысленно рисуем звуком «качели» - раскачиваем вверх и вниз, «радугу» - рисуем звуком дугу-радугу; на принципах подражания голосу учителя. Упражнения выполняются первые 10-15 минут каждого урока.
Ансамблевое пение – работа над ансамблевым исполнительством посредством конкретных произведений фольклорного репертуара: над вокальными и ансамблевыми навыками, музыкальным строем, творческой импровизацией и многоголосием .
Музыкальная игра, хоровод – служит для развития музыкального
слуха и голоса, музыкальной памяти, координации пения и движения, развития чувств, внимательности, наблюдательности, мышления, творческой инициативы. Музыкальная игра содержит все виды музыкальной деятельности, изменяется с ростом ребенок в соответствии изменениям его психической жизни. В раннем возрасте именно игра должна подарить ребёнку «уроки» музыкального общения, развития, образования; в более старшем – самостоятельной деятельности, в которой дети свободно от взрослых выражают свои чувства, приобретают и развивают различные умения и навыки, познают мир и обновляют его. Лучшими образцами музыкально-игровой практики были и остаются традиционные народные игры.
В процессе занятий в хоре (ансамбле) проявляет такое ценное качество как умение «пристраивать» свой голос, а именно манеру, тембр, выразительность, динамические нюансы, интонирование, вокально - технические приемы к общему исполнительскому характеру. Но ответственность исполнения в ансамбле усиливается, так как каждый голос партитуры исполняется не более, чем тремя-четырьмя поющими, а зачастую, особенно в малых ансамблях, исполняющих многоголосие, каждый певец – единственный исполнитель одного из голосов музыкального произведения.

Содержание курса
Первый год обучения
В центре внимания – освоение навыков свободной певческой артикуляции, объемного звука (направление озвученного дыхания в центр верхнего неба, открытого типа звукоизвлечения и различной техники голосоведения на примере колыбельных, свадебных песен, духовных стихов; игровых и хороводных произведений; календарных песен - закличек (колядки, масленичные, веснянки).
Освоение певческих навыков:
ансамблевого дыхания («цепного»);
координация слуха и голоса на основе простейших песенных образцов;
ансамблевого звучания на основе унисонного пения;
творческой импровизации в кварте на принципах репродуктивной и продуктивной деятельности.

Второй год обучения
Дальнейшее освоение певческих навыков:
различных типов дыхания: сольного (цензурированного), «цепного» (нецезурированного), смешанного;
свободной артикуляции;
объемного звука;
унисонного ансамблевого звучания;
подготовка навыков двухголосного пения путем унисонного чередования напева ( сольфеджирование, пение с текстом), деление ансамбля на группы с закреплением определенных вариантов напева и чередование их;
освоение техники открытого звукоизвлечения на простом певческом репертуаре;
освоение различных типов голосоведения;
освоение навыков ровного голосоведения в пении распевов;
дальнейшее освоение навыков импровизации;
расширение певческого диапазона («до»- «ля» первой октавы).

Третий год обучения
Дальнейшая работа по освоению среднерусского певческого стиля и различных типов голосоведения на материале русского фольклорного наследия, свободной артикуляции и объемного звучания, освоение прикрытой и смешанной техники звукоизвлечения в рамках распевания.

Развитие музыкальных способностей:
музыкальной памяти
чистоты интонирования
двухголосного пения на основе чередования вариантов напева различными группами детей («случайный» уход от последовательного чередования к непроизвольному).

Четвертый, пятый год обучения (10-12лет)
В работе с детьми данного возраста важно применять и использовать не только опыт взрослых путем подражания и имитации, но и учить их самим экспериментировать, делать открытия (учитель только наталкивает на знание), открывать перспективы в применении и реализации знаний в конкурсах, фестивалях и отчетах для школьного коллектива детей и их родителей о своих находках- открытиях, активных формах представления своего исполнительства.
освоение различной певческой техники открытого, прикрытого и смешанного типа звукоизвлечения, голосоведения.
выработка навыков гибкого из открытого звукоизвлечения в прикрытый и обратно.
совершенствование певческого стиля: владение различными типами голосоведения и дифференцированно к акустике, специфике жанра, объемным звуком, свободной артикуляцией, владение различными типами певческого дыхания.
закрепление навыков стройного унисонного ансамблевого пения и
устойчивое владение навыками двухголосного,трехголосного пения
Освоение всего многожанрового корпуса фольклора: лирика, музыкальный календарь, свадебный репертуар, солдатские и военные песни, баллады, духовные стихи, игры, песни под пляску, частушки, плачи и всевозможные виды хороводов.

Шестой, седьмой, восьмой год обучения (12-15лет)
В этом возрасте все внимание подростка устремлено к внутреннему миру: интерес к своей собственной личности, собственным мыслям, внешности, переживаниям – развитие фантастики, сознательного ухода от действительности. Этот период активного освоения творческой импровизации, смелых творческих замыслов. Дети стремятся раскрыть свое творческое дарование не только в певческом исполнительстве, но и в режиссуре, постановка спектаклей, обновление игр.
освоение различной певческой техники открытого, прикрытого и смешанного типа звукоизвлечения, голосоведения.
освоение иных певческих стилей.
совершенствование навыков «цепного дыхания»
освоение многоголосной фактуры ансамблевого пения, владение различными видами многоголосной техники, распределения между собой ролевых функций многоголосного исполнительства на принципах стабильного и мобильного поведения различных исполнителей;
освоение и грамотное использование технологии певческого пространства, знании жанровой вокальной и исполнительской специфики.
Седьмой год ансамблевого пения. Как правило, совпадает с приобретением собственного певческого стиля, расцвета певческой культуры исполнителей.
Материально-техническое и учебно- методическое обеспечение программы
Наличие специального кабинета
Наличие репетиционного зала (сцена).
Фортепиано, баян.
Музыкальный центр, компьютер.
Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
Зеркало.
Шумовые инструменты
Нотный материал, подборка репертуара.
Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Записи выступлений, концертов.(архив)
Сценические костюмы и обувь













Годовой календарно-тематический план к рабочей программе «Народно-хоровое пение»
Для 1-4 класса

Содержание, краткое описание
Кол-во часов
Всего
часов

1
Разучивание партий
1
4

2
Формирование правильного певческого дыхания
1
4

3
Формирование правильной вокальной артикуляции
1
4

4
Формирование основных вокальных навыков: -мягкость звучания -звонкость
1
4

5


Формирование народной песенной манеры исполнения
1
4

6
формирование и развитие подвижности голосового аппарата,
1
4


7
формирование и развитие певческой интонации
1
4


8
формирование и развитие навыков четкой дикции
1
4

9
Работа над кантиленным звучанием
1
4

10

Работа над скороговорочным звучанием
1
4

11
Работа над строем в песнях
1
4

12
Работа над ансамблевым звучанием :
артикуляционный
дикционный
интонационный

4

13
Работа
над формированием выносливости голосового аппарата
1
4

14
Работа над фразировкой

1
4

15
Сценическое воплощение народно-песенного материала
1
4

16
Создание выразительного образа
1
4

17
Контрольные уроки-концерты
1
4


Итого

68


Темы распределяются в каждой учебной четверти
5- 6 класс


Содержание, краткое описание
Кол-во часов в четверти
Всего
часов

1
Разучивание партий
1
4

2
Развитие правильного певческого дыхания
1
4

3
Развитие вокальной артикуляции
1
4

4
Развитие основных вокальных навыков: -мягкость звучания -звонкость
-полетность
1
4

5


Развитие народной песенной манеры, исполнение песен разных областей России
1
4

6
Развитие подвижности голосового аппарата,
1
4


7
Развитие певческой интонации
1
4

8

Развитие четкой дикции
1
4

9
Работа над кантиленным звучанием
1
4


10
Работа над скороговорочным принципом звукоизвлечения
1
4

11
Работа над строем в песнях
1
4

12
Работа над ансамблевым звучанием :
артикуляционный
дикционный
интонационный

4

13
Работа над развитием выносливости голосового аппарата
1
4

14
Работа над фразировкой
и нюансировкой
1
4

15
Сценическое воплощение народно-песенного материала
1
4

16
Создание выразительного образа
1
4

17
Контрольные уроки-концерты
1
4


итого

68 часов



Темы распределяются в каждой учебной четверти
8 класс

Содержание, краткое описание
Кол-во часов в четверти
Всего
часов

1
Разучивание партий , работа над партиями
3
12

2
Совершенствование навыков певческого дыхания и вокальной артикуляции
3
12

3
Совершенствование вокальных навыков: -мягкость звучания -звонкость
-полетность
1,5
6

4
Совершенствование владения народной песенной манеры исполнения, диалектное пение
3
12

5


Совершенствование подвижности голосового аппарата, использование сложных исполнительских приемов
1,5
6

6
Работа над кантиленным звучанием
1,5
6

7

Работа над скороговорочным принципом звукоизвлечения
1,5
6

8

Работа над строем в песнях
1,5
6

9
Работа над ансамблевым звучанием :
артикуляционный
дикционный
интонационный
1,5
6

10

Работа над фразировкой
и нюансировкой
1,5
6

11
Сценическое воплощение народно-песенного материала
1,5
6

12
Создание выразительного образа в песнях и собственного сценического имиджа
3
12

13
Прослушивание, экзамены
1,5
6


Итого
102




Темы распределяются в каждой учебной четверти
9 класс (проф.ориентация)

Содержание, краткое описание
Кол-во часов в четверти
Всего
часов

1
Разучивание партий , работа над партиями
3
12

2
Совершенствование навыков певческого дыхания и вокальной артикуляции
3
12

3
Совершенствование вокальных навыков: -мягкость звучания -звонкость
-полетность
1,5
6

4
Совершенствование владения народной песенной манеры исполнения, диалектное пение
3
12

5


Совершенствование подвижности голосового аппарата, использование сложных исполнительских приемов
1,5
6

6
Работа над кантиленным звучанием
1,5
6

7

Работа над скороговорочным принципом звукоизвлечения
1,5
6

8

Работа над строем в песнях
1,5
6

9
Работа над ансамблевым звучанием :
артикуляционный
дикционный
интонационный
1,5
6

10

Работа над фразировкой
и нюансировкой
1,5
6

11
Сценическое воплощение народно-песенного материала
1,5
6

12
Создание выразительного образа в песнях и собственного сценического имиджа
3
12

13
Прослушивание.
1,5
6


Итого
102




Темы распределяются в каждой учебной четверти

Тематический план по предмету «Ансамбль»

Содержание, краткое описание
Кол-во часов в 1 и 3 четверти
Всего
часов

1
Разучивание партий
4


2
Работа над певческим дыханием в ансамбле
4


3
Работа над правильной вокальной артикуляцией в ансамбле
4


4
Работа над вокальными навыками в ансамбле
4


5


Работа над единой народной песенной манерой исполнения
4


6
Работа над единой манерой звукообразования
4



7
Работа над чистотой певческой интонацией
4


8
Работа над четкой дикцией в ансамбле
4




Кол-во часов в 2 и 4 четверти


9
Работа над кантиленным звучанием в ансамбле
4


10

Работа над скороговорочным звучанием в ансамбле
4


11
Работа над строем в песнях
4


12
Работа над ансамблевым звучанием :
Артикуляционный, дикционный, интонационный
4


13
Работа над режиссурой песни
4


14
Работа над фразировкой в песнях

4


15
Сценическое воплощение народно-песенного материала
4


16
Создание выразительного образа
4


17
Контрольные уроки-концерты
4



Итого

68





Тематический план по предмету «Ансамбль»

В репертуар предмета «Фольклорный ансамбль» (народно-хоровое пение) включаются произведения народной песенной традиции различных жанров:
песни календарных праздников (колядки, подблюдные, масленичные, веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние);
песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические, плачи);
материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);
музыкальные игры;
хороводы;
пляски;
лирические протяжные песни;
эпические песни (былины, исторические песни, духовные стихи, баллады).




























Тематический план по предмету «Ансамбль»


Содержание, краткое описание
Кол-во часов в 1 и 3 четверти
Всего
часов

1
Разучивание партий
4


2
Работа над певческим дыханием в ансамбле
4


3
Работа над правильной вокальной артикуляцией в ансамбле
4


4
Работа над вокальными навыками в ансамбле
4


5


Работа над единой народной песенной манерой исполнения
4


6
Работа над единой манерой звукообразования
4



7
Работа над чистотой певческой интонацией
4


8
Работа над четкой дикцией в ансамбле
4




Кол-во часов в 2 и 4 четверти


9
Работа над кантиленным звучанием в ансамбле
4


10

Работа над скороговорочным звучанием в ансамбле
4


11
Работа над строем в песнях
4


12
Работа над ансамблевым звучанием :
Артикуляционный, дикционный, интонационный
4


13
Работа над режиссурой песни
4


14
Работа над фразировкой в песнях

4


15
Сценическое воплощение народно-песенного материала
4


16
Создание выразительного образа
4


17
Контрольные уроки-концерты
4



Итого

68

Репертуарный план усложняется ежегодно.


Календарно-тематические планы по годам обучения (классам)2015-2016 г.
Календарно-тематические планы по годам обучения отражают последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета. В репертуар предмета «Фольклорный ансамбль» (народно-хоровое пение) включаются произведения народной песенной традиции различных жанров:
песни календарных праздников (колядки, подблюдные, масленичные, веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние);
песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические, плачи);
материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);
музыкальные игры;
хороводы;
пляски;
лирические протяжные песни;
эпические песни (былины, исторические песни, духовные стихи, баллады).
1-4 класс
№ п/п
Тема
Количество часов

1.
Основы вокально-хоровой работы:

10


2.Постановка дыхания (дыхание перед началом пения, одновременный вдох и начало пения, задержка дыхания перед началом пения).
2


4.Смена дыхания в процессе пения, развитие навыков цепного дыхания.
2


6.Способы формирования гласных в различных регистрах.
2


8.Развитие подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации губ и языка.
2


10.Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесение текста.
2


В вокально-хоровой работе используется следующий музыкальный материал: фрагменты из простейших народных песен, имитация зовов животных, специальные упражнения.
На протяжении занятий

2.
Малые фольклорные формы устной традиции: игры и считалки, дразнилки, страшилки, загадки, скороговорки
4

3.
Музыкальные фольклорные игры (круговые формы)
8

4.
Прибаутки и потешки в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь)
8

5.
Сказки с элементами музицирования (простейшие попевки – характеристики героев, инструментальное сопровождение).
8

6.
Игровые хороводы в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь)
10

7.
Колыбельные в одноголосном изложении
4

8.
Частушки, небылицы в одноголосном изложении и сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь)
8

9.
Игра на ударных инструментах (ложки, трещотки, шаркунок,рубель).
4


Сценическое воплощение фольклора (обряд колядования, обряд завивания березки)
2


Всего:
66

























2 класс
№ п/п
Тема
Количество часов

1.
Вокально-хоровая работа:
1.Развитие диапазона
2.интонационные упражнения
3.постановка дыхания
4.освоение народной манеры пения
16
4
4
4
4

2.
Игры/музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов).
8

3.
Материнский фольклор. Знакомство. Слушание фольклорных образцов.
пестушки,
потешки,
прибаутки в одноголосном изложении без сопровождения.
4

4
4
4

4.
Материнский фольклор – колыбельные в одноголосном изложении с элементами обыгрывания
4

5.
Частушки и небылицы в одно-двухголосном изложении (терцовая втора)
8

6.
Исполнение сказок и музыкальных сказок с элементами хореографии и распределением по ролям персонажей
8

7.
1.Хороводные песни одно-двухголосном изложении (терцовая втора) с элементами народной хореографии и музыкальным сопровождением
2. плясовые песни в одно-двухголосном изложении (терцовая втора) с элементами народной хореографии и музыкальным сопровождением
8


8

8.
Зимние календарные песни. Знакомство .Слушание фольклорных образцов.
колядки в одноголосном изложении.
распределением по ролям и персонажам
4

4
8

9.
Масленичный цикл: песни встречи и проводов Масленицы,
масленичные частушки
игровые песни. Одно-двухголосное изложение (бурдонное многоголосие)
8

4
4

10.
Весенний цикл. Знакомство .Слушание фольклорных образцов.
заклички в одноголосном изложении
веснянки в одноголосном изложении
8

4
4

11.
Игра на ударных и духовых (свистульки ,свирели, окарины) народных инструментах.
8


Всего:
132



3 класс
№ п/п
Тема
Количество часов

1.
Вокально-хоровая работа:


16


Развитие диапазона
интонационные упражнения,
постановка дыхания
освоение народной манеры пения
4
4
4
4

2.
Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов)
8

3.
Музыкальные сказки с распределением по ролям персонажей и театрализованной постановкой
8

4.
Хороводные песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами
хороводно-игровые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами
8

8

5.
Шуточные песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами
плясовые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами
8

8

6.
Частушки, шуточные припевки, небылицы в двухголосном изложении с сопровождением
a cappella,
с элементами движения
4

2
2

7.
Песни святочного периода. Знакомство. Слушание фольклорных образцов.
– колядки, подблюдные, христославия, святочные хороводы в двухголосном изложении без сопровождения
4

12

8.
1.Масленичный обряд - Проводы Масленицы.
2.Песни, частушки, прибаутки и пляски. 3
.Театрализованная постановка
2
6
8

9.
Весенние заклички в одно-двухголосном изложении без сопровождения,
хороводы в одно-двухголосном изложении без сопровождения, с элементами хореографии
8

8

10.
Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни
4

11.
Игра на народных музыкальных инструментах. Ударные («дрова»), духовые (кугиклы и калюки), струнные (балалайка)
8


Всего:
132



4 класс
№ п/п
Тема
Количество часов

1.
Вокально-хоровая работа.

16


Развитие диапазона,
интонационные упражнения,
постановка дыхания,
освоение народной манеры пения.
Работа над навыками двух- и трёхголосного исполнения
2
2
2
2
8

2.
Загадки и дразнилки,
музыкальные игры
(повторение пройденных и разучивание новых образцов)
4
4

3.
Частушки,
небылицы,
шуточные припевки в двух- и трёхголосном изложении с сопровождением
2
2
4

4.
Хороводные
хороводно-игровые песни в двух- и трёхголосном изложении без сопровождения,
с постановкой танца. Освоение простого и переменного шага
4
4

8

5.
Плясовые
шуточные песни в двух- и трёхголосном изложении без сопровождения,
с постановкой танца
4
4
8

6.
Святочные календарные песни (колядки, таусеньки, щедровки).
Постановка обряда колядования
8
8


7.
Весенние календарные песни: весенние заклички в гетерофонном изложении без сопровождения; приуроченные хороводы
8
8

8.
Новолетие, Кузьминки.
Песни праздников осеннего календаря
4
12

9.
Скоморошины в двух- и трёхголосном изложении
8

10.
Солдатские строевые песни в двух- и трёхголосном изложении с постановкой движения
4

11.
Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни
4

12.
Игра на народных музыкальных инструментах. Ударные (ложки, трещотки, шаркунок, «дрова»), духовые (свирели, окарины, кугиклы и калюки), струнные (балалайка). Освоение исполнения в составе малых ансамблей (2-3 человека)
4


Всего:
132



Репертуарные сборники для младшей возрастной группы:
Козловская В.П. Избранные народные песни для детского хора - Хабаровск, 2003
Щербакова О. Музыкальный фольклор (Песни Алтая) – М.:Музыка, 1997
Щуров В. Кочережка-дуда – М.:Музыка, 1984
Белоконева Т. Росынька песни и игры для фольклорных ансамблей – М.:Музыка, 1982
Чаморова Н.В. Кисонька –Мурысонька (игровые песни для младшего хора) -Донецк: ООО «БАО», 2006
Чаморова Н.В Божья коровка (игровые песни для младшего хора) - Донецк: ООО «БАО», 2006
Чаморова Н.В Шла коза (игровые песни для младшего хора) - Донецк: ООО «БАО», 2006
Чаморова Н.В Жил у бабушки козел (игровые песни для младшего хора) Донецк: ООО «БАО», 2006
Чаморова Н.В Для Катюши и
Ванюши частушки, небылицы,
побасенки - Донецк: ООО «БАО»,
2006

Репертуарные сборники для средней возрастной группы:

Казьмин П. Хор имени Пятницкого. Записи Захарова – М.:Музыка, 1958
Куприянова Л. Фольклор школе -Всероссийское музыкальное общество, 2000
Сорокин П. Песенные узоры – М.: Музыка, 1987
Дяденко И.П. Репертуар хорового класса - М.: Издательство Кифара, 2007
Радынова О.П. Народные колыбельные песни - М.: Музыка, 2000
Мордасова М.Н. Русские народные песни и частушки – М.: Советский композитор, 1983
Русские народные песни – М.:Музыка, 1987
Зацарный Ю.А. Русские народные песни- М.: Советский композитор, выпуски 1,2,3,4,5,6,7,8,9. 1988-1989
Синицина Т.А. Певучая Россия – М.:
Советская Россия, 1980

Репертуарные сборники для старшей возрастной группы:

Мершиев А. Скажите лебеди – Хабаровск, 2000
Литвиненко А.А. Нежна Горлинка-М.: Мелограф, 2002
Браз С. Русская народная песня антология - М.:Композитор, 1993
Костюк А.Г. Течет ручей – М.: Современная музыка, 2001
Аверник А.А. Частушки, Припевки, страдания – М.: Сов. Композитор, 1992
Шамина М. Репертуар народного певца –М.:Музыка, 1995 - 4 выпуск.
Шамина М. Репертуар народного певца М.:Музыка, 1995- 5 выпуск.
Науменко Г. От Рождества до Покрова (народные духовные песни) - М.:Издательство Кифара, 2002
Бабкина Н. Русские народные певцы –М.: Всероссийское музыкальное общество, 1996

ФОНОТЕКА, ВИДЕО И ФОТО МАТЕРИАЛЫ

Фонотека для просушивания:

Песни земледельческого круга.
Песни в исполнении народных певцов (Евгения Старостина, Н.Кадышева, Н.Бабкина.
Ансамбли исполнителей народной песни ( «Карагод», «Красота», «Русь», «Дальний Восток», «Елань», «Сварог», «Ильинская пятница», «Иван Купала» , «Небывальщина» , «Светелка»и.т.д.)

Видео и фото материалы :
Игры деревенской молодежи.
Представление фольклорного театра «Забайкальские узоры».
Фестиваль исполнителей народной песни «Живая Русь» г. Хабаровск, 2004 «Живая нить» г. Комсомольск-на-Амуре, 2008.
Мастер - класс П.Сорокина - руководителя ансамбля народной песни «Звонница» г. Москва.
Концертные программы ансамбля народной песни «Ладанка», 2001-2008
Контрольные уроки учащихся отделения фольклорного искусства, 2000-2008.
Фотоархив ансамбль народной песни «Ладанка», 1999-2009.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Музыкальный центр, радиомикрофоны, головные системы микрофонов, телевизор, видеомагнитофон, компьютер, видеокамера, цифровой фотоаппарат, фонограммы минус один, диски, кассеты и.т.д.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мешко С.Н. Методика постановки народного голоса, 1999
Щуров В.Л. Некоторые народные представления (сборник статей), 1983
Кабанов А. К проблеме сохранения певческой традиции, 1986
Линева Е. Великорусские песни, 1994
Астафьев Б. О народной музыке, 1987
Народная песня - методические рекомендации для преподавателей, 1985
Руднева А. Народный хор и работа с ним, 1974
Программа Уроки фольклора в ДМШ и в ДШИ г.Красноярск , 2004
Хрестоматия Русское народное музыкальное творчество в ДШИ М.: Пресс-соло, 1998
Куприянова Л. Программа Русский фольклор - М.: Мнемозина, 1997
Терещенко А.В. История культуры русского народ - М.:ЭКСМО, 2007
Науменко Г. Народные праздники в обрядах и песнях М.:Центрполиграф, 2001
Новицкая М.Ю. От осени до осени (хрестоматия) – М.: Центрполиграф,1994
Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! (русское народное детское музыкальное творчество)- М.: Советский композитор, 1988
Аглицкая И.М. Изучение русского музыкального фольклора в ДШИ –М.: Центрполиграф, 1989
Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре –М.: Центрполиграф, 1994
Синовский В.Л. Народная старина-М.: Современник, 1993
Подписка научно-популярного журнала -Народное творчество с 2000-2008
Зуева Т.В. Русский фольклор - М.: Просвещение, 2002






























СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ...1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Цели и задачи
2.Организация занятий
3.Учет знаний. Контроль за успеваемостью
Годовые экзаменационные требования
4.Репертуарная направленность
5.Календарный план занятий

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА..5

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .7
Календарно-тематический план ..8

Примерные репертуарные списки (приложение)














































13PAGE 15


13PAGE 14115




15