Сценарий районного конкурса юных чтецов Живая классика


Сценарий районного конкурса юных чтецов прозы «Живая классика» (…Звучит музыка, на сцене, за письменным столом с высокой стопкой разных толстых книг, сидит мальчик Толя и «читает» книги, морщась и отвлекаясь, явно чтение ему приносит мучение, и в итоге он засыпает…)
Все это происходит на фоне звучащего текста (отрывок из рассказа А.Мошковского «Книга»):
«Да, книги Толька не любил. В школе приходилось читать, чтоб не остаться на второй год и не получить отцовского ремня. Он зажимал кулаками уши, чтоб ничто вокруг не отвлекало его, и, уставившись в цепочки строк, морща лоб, мучительно вникал в их смысл. Это было необходимо. Но чтоб когда‑нибудь он сам взял в библиотеке книгу, нет, этого еще не случалось. Не мог он усидеть над книгой. Лишь восемь часов в сутки оставался он неподвижным – когда спал.»
(Музыка стихает, и мальчик просыпается, поднимает голову и видит школьного библиотекаря Наталью Ивановну.)
Н. И.: – Здравствуй, Толя, я не помешала, ты так сладко спал!
Толя: - Да нет, Наталья Ивановна, я тут… читал и … немного … уснул.
Н.И.: - У тебя большой выбор (смотрит на стопки книг). Ах, какие интересные книги! Ты решил их прочесть, какой молодец!
Толя: - Да я бы их не читал, если бы не наша учительница по литературе Галина Николаевна. Она сказала, чтобы мы на уроке литературы рассказали о своей любимой книге. Но …. у меня нет любимой книги, да и как тут выбрать, их так много (перебирает книги), и они такие толстые, охо-хо (вздыхает).
Н.И.: - Ну, что же, Толя, пожалуй, я тебе помогу. В жизни каждого человека обязательно должна быть любимая книга и не одна. Сегодня я познакомлю тебя с ребятами, у которых уже есть любимые книги, они участвуют в конкурсе юных чтецов прозы «Живая классика». Давай послушаем с тобой, как читают эти ребята отрывки из своих любимых книг. (Уходят).
(…Звучит музыка…)
- Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы проводим районный конкурс юных чтецов «Живая классика». Этот конкурс — соревнование по чтению вслух отрывков из прозаических произведений русских и зарубежных писателей среди учащихся 6-х классов.
Дорогу, которая приведет ребенка к книге искать необходимо. Одна из хороших возможностей — участие во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика».
Сегодня будут соревноваться 15 юных чтецов из нашего района. Победу в конкурсе принесет не только артистическое мастерство, но и глубина проникновения в смысловую структуру и образную систему художественного текста.
Оценивать наших участников будет уважаемое жюри.
Выступления оцениваются по следующим параметрам:
Выбор текста произведения; грамотная речь; артистизм исполнения; глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.
____________________________________________________________________________
Открывает нашу конкурсную программу произведение И.С. Тургенева «Голуби» - это стихотворение в прозе, здесь отсутствует рифма, но есть ритм, смена настроения, изменчивость интонации. При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии, автор как бы говорит: пускай я один, но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимовыручка, тепло, сердечность и спокойствие. Это произведение нам представит Шафоростова Анжела.
Повесть Антона Павловича Чехова «Степь», написана в 1888 году. В её основу легли впечатления автора от поездки по Приазовью весной 1887 года; брат писателя называл эту вещь автобиографической. По сюжету повести дядя везет своего малолетнего племянника в гимназию. Их сопровождает добрый, но практичный настоятель местной церкви. Племянник Егорушка грустен оттого, что покинул родной дом. По дороге он встречает много новых людей, включая красивую графиню Драницкую, обозчиков, семейство униженных евреев, богатого купца Варламова. Автор увлечённо описывает степные пейзажи. Именно эта повесть принесла молодому литератору первое признание, стала его дебютом в «большой литературе». Никишаев Кирилл
А.П.Чехов – из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Это человек, любящий людей, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной. Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогли и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны.
Героями рассказов его являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.
Рассказы Чехова – юмористичны. Писатель смешным пользуется для того, чтобы заострить внимание на бытовом, на жизненном. Черкашин Роман
Носов «Моя малая родина» Повествование и все описания Евгения Ивановича Носова отличаются уравновешенностью. Его произведения посвящены в основном людям современной среднерусской деревни; время от времени он включает в повествования эпизоды из времён Второй мировой войны. Герои повестей и рассказов Носова — это люди из народа, тесно связанные с природой. Носов описывает будничные события, в которых намечаются человеческие судьбы; ему лучше всего удаётся постепенное развитие характера или раскрытие его в ходе событий, ненавязчиво, шаг за шагом. Уварова Регина
Горький «Утро» -Произведение написано М.Горьким в конце 1910 года для одного из его корреспондентов - семилетнего мальчика - и послано ему вместе с письмом, в котором М.Горький называет «Утро» сказкой. В собрания сочинений не включалось. Было напечатано через 26 лет. Беседина Кристина
Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени» "Сказка о потерянном времени" Евгения Шварца - это история о четырех волшебниках, которые однажды появились на улице небольшого города. Они давно желали вернуть себе силу и молодость. А для этого им необходимо найти таких людей, которые бесцельно и безрассудно растрачивают свое время. И удача злым волшебникам улыбнулась в лице четверых безалаберных школьников. И теперь дети и старики-волшебники на время поменялись местами. Сказка о детях-школьниках, которые не хотели вовремя делать уроки, домашние дела и вообще считали, что у них еще сколько угодно времени. И вот поэтому однажды они превратились из детей в стариков и старушек...Герасимова Юлия
Григорий Тюрин «Ежик»- Суворов Роман
С. Сердюков «Плач реки»- Орлова Дарья
Ах, эти сказки! Сколько прелестных волшебных рассказов мы знаем с самого раннего детства и уж, конечно, не можем себе представить жизнь без историй, написанных великим сказочником – Хансом Кристианом Андерсеном. Родился писатель в Дании в 1805 году, в семье бедного башмачника и прачки.
«В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир своё начало:
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…»
Это стихи Андерсена, автора «Дюймовочки», «Русалочки», «Огнива», «Стойкого оловянного солдатика», «Снежной королевы» и многих других волшебных историй. Но … «Самой удивительной сказкой является жизнь человека» - так любил повторять Андерсен.
Принцесса на горошине — образ, созданный по мотивам народных сказок, в которых принцессе приходится выдержать испытание — доказать, что она удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям. К своей героине Андерсен относится с лукавым юмором. После испытания ни у кого не остается сомнений в том, что девушка, которая дождливой ночью пришла в королевский замок, действительно принцесса. «Она почувствовала горошину через сорок тюфяков и пуховиков — такою деликатною особою могла быть только настоящая принцесса». делающей ее достойной невестой принца, Андерсен, по его словам, в комической форме запечатлел свою собственную необыкновенную чувствительность, которая часто служила ему поводом для шутки. Некрасова Марина
писатель Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Области Войска Донского в семье приказчика. Самобытность произведений, мастерство Шолохова заключаются в постоянном проведении параллели между жизнью казаков и окружающей их удивительной природы. Степь с её раздольем, Дон с его величавым течением, речные и степные запахи – всё это для автора не постороннее, а с детства родное, хватающее за сердце, как и судьбы людские. Гвоздева Анастасия
12. «… все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» - это слова посвящения к книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Образ маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен, и как бы отстранён от взрослого автора-летчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио – потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые волосы «Королем-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Отрывок из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» читает Серединский Павел
13. Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году в семье разорившегося купца. Он один из своеобразнейших писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, «географических очерков» о природе. В них всё объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. «Таинственный ящик» Котельникова Кристина
14. Евгения Пермяка по праву считают мастером современной сказки. Обратившись к народной поэзии, писатель наполнил ее новым содержанием, созвучным современности, приблизил язык сказки к современному народному языку. Главной темой рассказов, сказов и сказок, включенных в "Избранное", является труд и утверждение высоких нравственных начал. Белаш Екатерина
15.Александр Фадеев-В книге «Молодая гвардия» очень точно, ярко и красочно описываются военные годы. Произведение эпизод о подвиге молодых комсомольцев КраснодонаГерои книги, особенно Олег Кошевой, Сережа Тюленин, Люба Шевцова, Ульяна Громова стали настоящими кумирами мальчишек и девченок послевоенных годов, особенно после выхода на экраны одноименного фильма (1948 год) Сергея Герасимова, где блестяще сыграли свои первые роли такие актеры и актрисы, как Инна Макарова, Сергей Гурзо, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов).Автор восхищается мужеством и несгибаемой волей этих молодых людей, самостоятельно, без принуждения вставших на смертельно опасную борьбу с немецкими оккупантами.Книга одновременно интересная и грустная. Сухова Диана ____________________________________________________________________________
(музыка)
Выходят Наталья Ивановна, Толя и ведущие.
Н.И. : Ну, как, Толик, тебе понравилось?
Толя : Да, Наталья Ивановна. Я и не думал, что книги такие интересные. Теперь я точно решил записаться в библиотеку и найти свою любимую книгу.
Н.И.: А я тебе в этом помогу.
(обращаясь к Толику)
Тогда – вперёд – читать! Читать!.. Учиться!
- И сможешь удивить ты всех вокруг! А знания смогут пригодиться!
Толя : - Тогда – за дело! Книга – лучший друг!
Наша конкурсная программа подошла к завершению.
Но огонь звучащего Слова – не погас.
Мы хотим, чтобы высокое жюри оценило наш пыл и
старания, и сохранило в своих душах частичку огня наших сердец!
Просим жюри подвести итоги.
А пока жюри поводит итоги …. Предлагаем вам посмотреть веселый мультфильм
Для подведения итогов и вручения дипломов победителям и лауреатам районного конкурса юных чтецов прозы «Живая классика» слово предоставляется жюри конкурса.
(вручение дипломов)
(музыка)
Наш фестиваль закончен. Но не закончено творчество.
Впереди – новые свершения и победы!
Впереди – новые стихи и проза!
Мы говорим вам – до новых встреч!
Мы говорим вам – до свидания!