Программа учебной дисциплины Экология и экологическая безопасность автомобильного транспорта












ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экология и экологическая безопасность автомобиля






























2014.г.

Рассмотрено
МКЦ № ___
Протокол №____
от _________________2014 г.
Председатель МКЦ
__________________
Утверждаю
Зам. директора по УПР
__________________ О.Ф. Заигрова
_________________ 20___г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности
23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Организация-разработчик: ОГБОУ СПО «Клепиковский технологический техникум»

Разработчики:

Тимохина Елена Владимировна, преподаватель



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации учебной дисциплины

11

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология и экологическая безопасность автомобиля

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Программа учебной дисциплины может быть использована на курсах повышения квалификации, при профессиональной подготовке работников транспортных средств.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- самостоятельно с позиций экологи оценивать производственную и бытовую деятельность человека с учетом сведения к минимуму негативного воздействия на элементы биосферы, в том числе и при своей профессиональной деятельности;
- трансформировать знания, полученные при изучении дисциплины, на решение практических природоохранных задач применительно к своей специальности

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;
- виды и источники загрязнения природной среды;
- принципы рационального природопользования;
- источники и аспекты отрицательного воздействия автомобильного транспорта на природную среду.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов;
самостоятельной работы студента 24 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48

в том числе:


лабораторные работы
-

практические занятия
10

контрольные работы
-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-

Самостоятельная работа студента (всего)
24

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
-

ответы на вопросы
написание докладов, сообщений, рефератов
составление схем, заполнение таблиц
10
9
5

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экология и экологическая безопасность автомобиля
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Введение

3


Тема 1.1.
Наука об окружающей среде и области ее приложения. Экологическая ситуация в мире и в России
Содержание учебного материала
2



1
Наука об окружающей среде

2


2
Охрана окружающей природной среды

2


3
Глобальные проблемы экологии

2


4
Экологические проблемы России

2


5
Структура современной экологии

1


Самостоятельная работа обучающихся
1



1.Ответит на вопросы:
- что включает в себя общая экология?
- дать определение понятию охраны окружающей среды и ее основных целей.
- приведите примеры загрязнения окружающей природной среды.
2. Составить схему «Структура современной экологии»



Раздел 2.
Природные ресурсы биосферы как лимитирующий фактор выживания человека

6


Тема 2. 1.
Типы природных ресурсов и их использование. Энергосбережение
Содержание учебного материала
2



1
Неисчерпаемые ресурсы

2


2
Исчерпаемые ресурсы: возобновляемые и невознобновляемые

2


3
Энергосбережение

2


4
Поток энергии от первичных источников к потребителям

1


Самостоятельная работа обучающихся
1



1.Составить схему «Основные типы ресурсов».
2. Ответить на вопросы:
- почему некоторые возобновляемые ресурсы восстановить стало невозможно?
- каковы основные проблемы, связанные с невозобновляемыми природными ресурсами?
- в чем заключается преимущество когенерирования?
- каковы основные пути нарушения деятельностью человека устойчивого уровня эксплуатации ресурсов естественной биоты?



Тема 2.2.
Развитие альтернативных источников энергии. Стратегия управления потреблением природных ресурсов с позиции устойчивого развития
Содержание учебного материала
2



1
Ядерная энергия

2


2
Солнечная энергия

2


3
Энергетическое использование биомассы

2


4
Гидроэнергия

2


5
Энергия ветра

2


6
Геотермальная энергия

2


7
Энергия приливов и отливов

2


8
Управление потреблением природных ресурсов

1


Самостоятельная работа обучающихся
1



1.Ответить на вопросы:
- Каково отрицательное воздействие на окружающую среду использования гидроэлектроэнергии?
- какие из альтернативных источников энергии возможно наиболее эффективно использовать в наши дни?
- в чем смысл главного вопроса – выживания человечества?



Раздел 3.
Загрязнение

27


Тема 3.1.
Общая характеристика загрязнений естественного и антропогенного происхождения
Содержание учебного материала
2



1
Загрязнение

2


2
Последствия загрязнения

2


3
Контроль загрязнения на входе и выходе

1


4
Естественное и антропогенное загрязнение

2


5
Главные загрязнители биосферы

2


Самостоятельная работа обучающихся
1



Подготовить сообщение на тему: «Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества »



Тема 3.2.
Физическое загрязнение окружающей природной среды
Содержание учебного материала
2



1
Тепловые загрязнения

2


2
Шумовое загрязнение

2


3
Инфразвуковое загрязнение

1


4
Загрязнение обоняния

2


5
Электромагнитное загрязнение

2


6
Радиоактивное загрязнение

2


Практические занятия
2



Мониторинг загрязнения окружающей среды по физико-химическим характеристикам снега.




Самостоятельная работа обучающихся
2



1.Подготовить сообщение на тему: «Видео загрязнение»
2. Ответить на вопросы:
- дайте определение загрязнению и загрязнителям;
- в чем особенность воздействия радиации на организм человека?
- назовите особо опасные радиоактивные изотопы и объясните, почему они опасны?
- как можно контролировать загрязнение?



Тема 3.3.
Химическое загрязнение окружающей природной среды
Содержание учебного материала
2



1
Классификация химических веществ

2


2
Загрязнители и нарушение здоровья человека

1


3
Тяжелые металлы

2


4
Синтетические органические соединения

2


5
Биоаккумуляция и ее причины

1


6
Синергизм

2


Практические занятия
4











1.Анализ качества воды




2. Определение свинца в растениях




Самостоятельная работа обучающихся
3



1.Составить таблицу «Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями и возможные нарушения здоровья человека»
2. Ответить на вопросы:
- что является показателем токсичности химических веществ?
- когда возникают явления биоккумуляции и биоконцентрирования?
- что называют синергизмом?
3. Написание докладов и сообщений



Тема 3.4.
Биологическое загрязнение окружающей природной среды
Содержание учебного материала
2



1
Биологическое загрязнение

2


2
Загрязнение продуктов питания: нитраты, нитрозамины, патогенные микроорганизмы, пестициды, холестерин, аллергены, гормоны, антибиотики

2


Практические занятия
2



Качественная оценка микрофлоры




Самостоятельная работа обучающихся
2



Написание докладов и сообщений.



Тема 3.5.
Пестицидные загрязнения окружающей природной среды и их последствия
Содержание учебного материала
2



1
Пестициды и их классификация

1


2
Проблемы использования синтетических органических соединений

2


3
Нестойкие пестициды

2


Самостоятельная работа обучающихся
1



1.Составить пищевые цепи среди насекомых.
2. Ответить на вопросы:
- дайте характеристику пестицидам второго поколения.
- в чем преимущества и недостатки нестойких пестицидов?
- какое влияние пестициды оказывают на здоровье человека?



Раздел 4.