Тема методического пособия Создание ситуации успеха на уроках русского языка и литературы


Методическое пособие
«Создание ситуации успеха на уроках русского языка и литературы»
Автор разработки
Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №31»
г. Сыктывкара
Яруллина Елена Валерьевна
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Психолого – педагогические особенности «ситуации успеха» учебной деятельности учащихся…………………………………………………………..3.
Глава 2. Особенности создания учебной ситуации посредством создания ситуации успеха на уроках русского языка и литературы. ………………………….....................4
Глава 3. Оценка результатов применения ситуации успеха………………….19
Заключение……………………………………………………………………21
Используемая литература…………………………………………………….23
Введение
Успех, с точки зрения психологии, – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. Успех – это стимул для дальнейшего продвижения в какой-либо деятельности, источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, это мощный рычаг потребности учиться, способствующий развитию учебной мотивации.Аведь, не секрет, что уровень учебной мотивации учащихся основной школы при переходе из начальной школы характеризуется отрицательной динамикой. Основной контингент учащихся общеобразовательной школы, в которой я работаю, по результатам мониторинга школьного психолога, - это учащиеся со средним и низким уровнем учебной мотивации. И одна из проблем, которую приходится решать нашим педагогам, - это работа с такими учащимися.Эти дети требуют особого внимания учителя. Таким образом, на качество образования влияет особая организация учебного процесса, направленная на повышение уровня мотивации учащихся. Системно – деятельностный подход при организации современного урока в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, направлен именно на формирование и развитие учебной деятельности учащихся в целом и на развитие устойчивой учебной мотивации в частности. При организации такого подхода на уроке особая роль отводится созданию «ситуации успеха».

Глава 1.
Психолого – педагогические особенности «ситуации успеха» учебно-воспитательного процесса
С точки зрения педагогики, успех -это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. И задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности и поверить в себя. И, конечно, искать пути предупреждения неудач. Современный стандарт образования ставит ключевой задачей «научить детей учиться», то есть помочь каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину в учебной деятельности.
Для осуществления вышеперечисленных качеств обучающихся в педагогике используется термин «ситуация успеха» в процессе обучения и воспитания, т.е. такая спланированная деятельность учителя, при которой и создается данная ситуация.
Внимание этой проблеме уделяли в своих работах педагоги В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А. С. Белкин, В.Ю. Титюков и др.
Цель моей работы - продемонстрировать приемы создания ситуации успеха на уроке, которые способствуют повышению уровня предметной и метапредметной компетентности учащихся с учетом применения принципа дифференциации.

Глава 2
Особенности создания учебной ситуации посредством создания ситуации успеха на уроках русского языка и литературы.
Как сказано выше, условиями создания ситуации успеха являются специальные действия педагога. Успех необходимо создавать в учебной деятельности. Но, как и любую деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:
установка на деятельность (мотивационная и эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи);
обеспечение деятельности посредством учебных действий (операций)
сравнение полученных результатов с предполагаемыми (рефлексия).
Следовательно, ситуацию успеха необходимо создавать последовательно и сознательно, она должна включаться во все компоненты учебной деятельности.
Главный смысл своей профессиональной деятельности вижу в том, чтобы создать каждому учащемуся ситуацию успеха, которая заключается в поиске оптимальных и наиболее эффективных методов и форм обучения, которые реализую через благоприятный психологический фонорганизации и содержания урока. Успех ученика вызывает положительные эмоции, формирует потребность в дальнейшем учении.
За последние пять лет мною разработана система работы по созданию ситуаций успеха на различных этапах урока, созданию которой способствовали тщательное изучение методической литературы, анализ уроков и открытых мероприятий коллег в данном направлении, подготовка и проведение школьного педагогического совета по данной теме, подготовка и представление педагогического опыта на конкурсе «Учитель года – 2010».
Данная работа опирается на
Психолого-дидактическую концепцию личностно- ориентированного обучения И.С. Якиманской, основанную на принципах самоактуализации, выбора, индивидуальности, творчества, успеха учащегося и доверия, поддержки в построении образовательного процесса, обеспечивающего не отчуждение содержания образования от личности учащегося;
Идею Белкина А.С., согласно которой «одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что не помогут никакие воспитательные ухищрения»;
Теорию Кирсанова А., в которой описывается индивидуальный подход к учащимся;
Идею Кульневича С.В., связанную с проблемным обучением.
Рассказывая об организации ситуации успеха, остановлюсь на разных этапах урока.
Итак, как создавать ситуацию успеха?
На мотивационно-целевом этапе урока созданию ситуации успеха может способствовать технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Светловской Н.Н.1, также связанная с понятием личностно ориентированного обучения. Она нацелена на формирование и закрепление у обучающихся навыков чтения и письма. Ученики на таких уроках активны, внимательны, являются действующими лицами, а не пассивными слушателями. Благодаря данной технологии обеспечиваются развитие регулятивных учебных действий, само учение превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают интеллектуальную работу и приходят к решению тех или иных проблем.
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Она предполагает оживление у учеников имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, актуализацию знаний, самостоятельное определение степени имеющихся знаний. Стадию вызова можно сравнить с проблемным уроком: на этой стадии также сначала формулируется проблема, исследование которой предлагается учащимся для самостоятельной работы, благодаря чему в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, вызывает интерес к проблеме.
Вот фрагмент урока литературы по рассказу Н.С.Лескова «Старый гений» в 8 классе с применением данной технологии.
1 Светловская Н.Н.Обучение чтению и законы формирования читателя// Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18
На первом этапе учитель предлагает следующие вопросы: Какие ассоциации вызывает у вас ключевое слово в заглавии? Кто такой гений? Каково значение этого слова, по-вашему? Учащиеся дают ответы: умный, смекалистый, сделал открытие, сделал то, что другие никогда не сделают… Далее учитель говорит, что у Лескова есть произведение, которое называется «Старый гений»: Как вы думаете, ребята, о чем и о ком должна идти речь в рассказе с таким названием? Учащиеся снова предполагают: о человеке старом, который что-то совершил гениальное.
Далее учитель останавливается на имени: Н.С.Лесков. Что нам дает это знание? Каков его художественный мир? Какие образы он создает и почему? Какого его отношение к человеку? Что было для него ненавистно? (Здесь учащиеся вспоминают рассказ «Левша», в котором автор поднимает проблему таланта русского человека и его бесправия, говорит о том, что власть не ценит талантливых людей и т.п.)
Педагог просит попробовать спрогнозировать свой вариант сюжета. Затем учитель определяет проблему: «У нас есть несколько предположений, а кто из нас прав, и каков сюжет в рассказе как можно узнать?». Учащиеся предлагают прочитать текст для того, чтобы определить правильность выдвинутых гипотез. А затем осуществляется сравнение гипотез с реальной ситуацией. Особая роль на этом этапе отводится эмоциональному состоянию учащихся, которые самостоятельно выдвигали несколько гипотез и все гипотезы были интересными, несмотря на то, что совпадение только одно.
Или фрагмент урока внеклассного чтения по произведению «Мститель» В.Солоухина в 6 классе. На первом этапе урока учитель обращается к учащимся:
-Ребята, а как вы понимаете смысл слова «мститель»? От какого слова оно образовано? Что оно обозначает? (Учащиеся определяют значение слова: отплата за обиду, за оскорбление…)
- Это чувство и лежит в основе рассказа… Желание отомстить – чувство, давно знакомое людям. Приведите примеры из литературы («Юшка» А. Платонов, 7 класс)-Знакомо ли вам это чувство?
- Бывали ли в вашей жизни ситуации, где имело место чувство мести? Каким был их финал?
- Ребята, с чем у вас ассоциируется слово «месть»?
- А теперь давайте попробуем предположить, о чем будет рассказ и каким будет его финал? Ребята выдвигают гипотезы.
На первом этапе главное – удивить, озадачить, вовлечь в работу. Дети дают краткие и ясные ответы. Очень помогает на фазе вызова элемент неожиданности (интересная тема, неординарная формулировка вопроса). Так происходит постепенное втягивание в работу. Далее идет осмысление содержания текста через прием «чтение с остановками», предполагающее погружение учащегося в мир художественного текста.
Чтобы вовлечь в учебную деятельность каждого ученика, дать возможность получить успех, использую также технологию проблемного обучения (Е.Л.Мельникова). Проблема- затруднение, задача, требующая решения, помогает учащимся включиться в учебный процесс, наметить план поиска; ученики строят предположения, обдумывают способы их проверки, наблюдают, сравнивают, аргументируют, делают выводы. Например, при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» в 9 классе предлагаю проблемную ситуацию: высказывание А. Антокольского о Чичикове, главном герое: «Книга называется «Мертвые души». Первая их этих душ есть сам Чичиков» и В. Кожинова, который сказал о нем, что это «по-настоящему сильная личность». Учащиеся пытаются ответить на проблемный вопрос: Как так может быть – сильная личность с «мертвой душой»?Какова же реальная характеристика героя произведения Гоголя.
Приведу еще несколько примеров применения технологии проблемного обучения. Проблемный вопрос, который ставится при изучении различных произведений.
Пугачев –это беспощадный, жестокий человек, руководитель крестьянского движения или благодарный, добрый, справедливый защитник, вожак крестьянского восстания?
Базаровы нужны России?
Можно ли назвать героем Дубровского?
Проблемное обучение использую на операционно - деятельностном этапе урока. Оно способствует развитию проблемного мышления, помогает развивать творческие способности учащихся. А психологи (Якиманская И.С., Выготский Л. С.) считают, что чем больше человеку приходится решать проблем, тем «качественнее» он становится.
На втором этапе урока создать ситуацию успеха мне помогает групповая форма обучения, так как она благоприятна для включения каждого ученика в активную работу. При такой организации работы каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. 
Например, урок изучения былины «Садко» в 7 классе можно провести по группам. Учащимся на выбор предлагаю темы для выступления, можно и в форме презентации. Например, группа художников готовит иллюстрации к былине, группа искусствоведов рассказывает о музыкальном произведении, написанном на основе «Садко», другая - о художниках-иллюстраторах былин и т.д. Каждая группа может получить консультацию у учителя.
Примерные темы для групп:
Древний город Великий Новгород. Новгородское вече. Историческая справка.
Местоположение Великого Новгорода на карте. Географическая справка.
Путешествие Садко.
Устаревшие слова. Составление словарика устаревших слов.
Композиция былины. Сведения по теории литературы.
Средства художественной выразительности.
Былина «Садко» в искусстве.
Иллюстрации, фигурки из глины, творческие работы по былине.
Смысл данной формы заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, дать возможность выбрать задание для каждого по силам и интересам, расширить свой кругозор, проявить себя, показать публично достигнутые результаты, а также это и возможность поверить в себя, в свои силы, совершить своё, пусть маленькое, но открытие, т.е. создаст условие для успеха учащегося.
При изучении темы «Статья в газету» в 8 классе на уроке русского языка (программа Разумовской М.М.) предлагаю группам учащихся написать статью проблемного содержания в школьную стенгазету на следующие актуальные для практической жизни темы: «Что значит быть интересным человеком?», «Что значит быть человеком, полезным Родине?», «Надо ли сегодня иметь высшее образование?», «В чем кроется сердцевина счастья?» и «Нужно ли в наши дни читать книги?». В основе данной деятельности лежит самостоятельная работа, которая формирует у учащихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулирует творческое отношение к овладению знаниями и систематическому пополнению этих знаний, имеет личностную направленность, а межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении.
При использовании групповой или парной форм работы предлагаю задания с выбором «по восходящей трудности». Кто справился быстро с легким заданием, берется за более трудный вариант. Ценной стороной данной формы считаю то, что обеспечивается индивидуализация самостоятельной деятельности учащихся, не называется уровень подготовленности ученика, кроме того, свободный выбор предполагает умение самого ребенка правильно соотнести свои возможности со степенью трудностью работы. Ребенок не почувствует своей «неполноценности». Так при повторении темы «Буквы Ъ и Ь» в 7 классе по программе М.М. Разумовской1предоставляю задания:
1 уровень (задания репродуктивного уровня)
Вставьте разделительные Ъ или Ь в словах, выделите орфограмму.
Порт..ера, обез..яна, пред..явить, б..ём, в..юки и т.д.
2 уровень (идет незначительное усложнение, прежде всего на уровне лексики)
Вставьте Ъ или Ь в словах, выделите орфограмму. Составьте 2- 3 простых предложения с этими словами:
Фел..д..егерь, двух..ярусный, трех..язычный, под..язычный, ин..екция, р..яный, с..ёмка, с..обез..янничать.
3 уровень (творческие задания, в которых учащимся самим необходимо привести примеры слов на данную орфограмму и орфограмму «Буква Ь как показатель грамматической формы»)
Подбери материал к тестовым заданиям «Ъ и Ь знаки»:
1. В этом ряду во всех словах пишется Ь (Ъ):
А) брош.., свеч.., ералаш.., ……….
Б) с..ехать, пред..явить, ……….
В) д..як, из…ян,…………………..
2. В этом ряду во всех словах не пишется Ь (Ъ)
А) луж.. ,дач…, молодеж..,…………….
Б) хорош.., свеж…, пригож…………
В) бреш…, туш…(черная), мираж…,………
3. ……………………………………
4 уровень (творческое задание)
Напишите связный текст (сказку), используя примеры на орфограмму «Правописание Ъ и Ь знаков».
1 Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. М.М. Разумовской, М.: Дрофа, 2013, стр. 37
Учащиеся могут выбрать себе задание, где дается обязательно четкая инструкция, а иногда и образец, что помогает учащимся в понимании и выполнении заданий.
Для каждого уровня учитель заготовит необходимый материал с ответами, чтобы учащиеся смогли проконтролировать свои знания по данной орфограмме.
Считаю, что для повышения качества обучения большую значимость имеет индивидуальный подход, который также создает условия для успеха ученика. Он предполагает гарантированный успех, так как учитель, опираясь на наиболее сильную сторону ребенка, предлагает соответствующие задания. В результате успех будет укреплять веру ребенка в свои силы, и дальше он приступит к другому заданию уже с предчувствием успеха. Ценность этого подхода в том, что он позволяет удовлетворить познавательную потребность учащихся, раскрыть и развить их способности, стимулирует процессы самопознания и самоопределения школьников. И при работе с отстающими учащимися я также использую индивидуальный подход.
Успех во многом зависит и от того, насколько ученик владеет общими способами выполнения учебной деятельности. Учащимся с низким уровнем обучения и обученности, например, даю задание заранее прочитать определенный материал, ответить на вопросы и т.д. Продумываю, как удержать внимание таких учащихся на уроке, так как они обладают недостаточным вниманием. Организую работу через смену деятельности, работу в паре, использую вербальные приемы.
Кроме того, дополнительный материал, помогающий ученику лучше понять тему, тоже повышает качество обучения.
Это памятка, карточка- консультант, «шпаргалка», алгоритмы, прием «Лестницы» и др.
А) Карточки- консультанты: такую опору даю, если учащимся необходимо вспомнить изученный материал или закрепить умения по данной орфограмме.
Гласные О -Ё после шипящих (ч, ш, щ,ж) в корне
Слышим О, под ударением Ё.
ИСКЛ. : шов, шорох, крыжовник, капюшон
Или такая памятка- картинка, которая поможет запомнить орфограмму «Буквы о/ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных».
(домик, где труба домика –ударение)
б) «шпаргалка»: даю учащимся, когда необходимо запомнить объемный материал.
Типы речи
повествование - описание мира в движении, в смене событий.
ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Последовательные действия.
Можно «сфотографировать», много снимков.
описание - отражение мира в покое.
КАКИМ МЫ ЕГО ВИДИМ?
Одновременные признаки.
Можно «сфотографировать», один снимок
рассуждение - наши мысли о мире.
ЧТО МЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕМ?
ПОЧЕМУ ПРОИСХОДИТ?
НЕЛЬЗЯ «сфотографировать»!
Важно, как можно проще и кратко записать главную информацию, чтобы ребенок смог воспользоваться, и не только запомнить, но и знать способы запоминания учебного материала.
Или:
Текст- это 2 или несколько предложений.по смыслу: тема, идея,заглавие
Т- темаключевые слова
О- опорные словаграмматически: порядок слов,
З- заглавие порядок предложений,
И-идеяИнтонация, время глагола
в) алгоритм действий для «НЕ с причастиями»
НЕ с причастиями
без НЕ

употребляется не употребляется
слитно
Полн.ф. кр.ф.
раздельно
Есть ли завис.слова

данет
раздельно слитно

Данный прием помогает наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление в наглядно-схематическое, что важно для слабых учащихся. Прием алгоритмизации использую при изучении разделов русского языка «Орфографии», «Морфологии», «Синтаксиса». Он помогает пошагово выполнить действие, чтобы сформировать то или иное умение.
г) подробное объяснение постановки гласной в падежных окончаниях существительных (прием «Лестницы»).
В 5 классе при закреплении темы « Е-И в падежных окончаниях существительных» на русском языке предлагаю учащимся с разным уровнем усвоения материала следующую помощь:
1 уровень (для слабых учащихся, таблица- мера помощи)
На яблон (е,и) ?
1. Определите склонение и падеж существительного яблоня( 1 скл., П. п.)
2. Посмотрите на таблицу, указанную ниже:
1 скл. (ж.р., м.р. на –а, я.) 2 скл. (ср.р. на –о,-е, м.р. с нулев.оконч.) 3 скл.Ж.р. на - ь
Р. п. -И - -И
Д.п. -Е - -И
П.п. -Е -Е -И
У вас должно получиться окончание -Е
Далее предлагается ряд слов, в которых надо вставить пропущенные буквы, графически выделить орфограмму: о счасть.., в постел.., по алле.., на ел.., на площад.. ит.д.
2 уровень сложности предполагает такое задание: подберите к данной программе свои примеры существительных на орфограмму «Падежные окончания имен существительных»:
1) –Е (о солнце) 2) –И 3) –Е
-И -И -Е
-Е -И -Е
-И -И -Е
С данными словами составьте небольшой текст.
В заключение работы над данной орфограммой учащийся может оценить себя по тесту, например:
1. Укажите ряд слов, где в окончании существительных пишется –И
1) на рябин.., на топол.., на акаци..
2) на алле.., в тетрад.., в галере..
3) о задани.., в ноч.., в пламен..
4) в професси.., в брошюр.., о намерени.. и т.д.
Обязательно прилагается критерий оценивания и правильные ответы.
Используя данные меры помощи, даже слабоуспевающие ученики проявляют максимум самостоятельности и реализовывают возможность своего развития.
Данные опоры обязательно должны быть составлены детьми, иначе они не смогут стать их помощниками. И еще важно, чтобы главная информация была записана как можно более кратко.
Также детям с низким темпом работы, низким уровнем развития учебной деятельности, которые не могут самостоятельно осознать учебный материал на уроке, я помогаю ликвидировать проделы с помощью применения методики обучения с использованием индивидуальных листов обучения (ИЛО). Авторы данной методики – Левин Э.А. и Прокофьева О.И1. Суть ее состоит в том, что учащиеся до изучения темы получают так называемый ИЛО, в котором находятся вопросы по теме, по параграфу учебника и оставлены места для ответов. А вопросы должны быть направлены на развитие самостоятельности в суждениях, творчества, содержать вопросы, предполагающие прояснение смысла некоторых слов и выражений, выявление причинно- следственных связей. Дома ученик заполняет ИЛО. На уроке ликвидируются пробелы в знаниях. На доске перед началом урока учащимися записываются номера тех заданий, где они не справились. Затем на уроке они сами объясняют тем, у кого возникли затруднения. В случае, если таких учащихся не будет, учитель сам в той мере, в какой считает необходимой, восполнит пробелы. Если пробелов немного, то далее расширяем или углубляем знания по теме, акцентируем внимание на самом главном.Такая работа позволяет ученикам в спокойной обстановке работать сколько необходимо и с текстом, и с упражнениями, выделять главное, осмысливать научные понятия. Учащиеся не брошены на произвол судьбы, учитель как бы незримо
1 Левин Э.А., Прокофьева О.И. Методика индивидуально- группового обучения в школе // Директор школы.2007, №1
присутствует в ИЛО. Кроме того, учитель может придумать интересные творческие задания для детей: нарисовать, составить, придумать, а также включить материал повышенной сложности. Да, это трудоемкий для учителя метод, но в итоге, надо сказать, что у учеников и учителя меняются отношения в лучшую сторону, а дети приходят к пониманию, что прочные и осмысленные знания можно получить только самому. Например:ИЛО (индивидуальный лист обучения.Русский язык. 5 кл.) (по параграфу 31 стр.62)«Главные члены предложения».
1. Продолжи предложения.
А) Подлежащее и сказуемое- это_________________________.
Б) Подлежащее отвечает на вопросы______________________________.
В) Сказуемое отвечает на вопросы_______________________________.Оно связано с _____________________________________.
2. Выпиши из предложений подлежащие и определи, чем они выражены.
А) Был осенний, теплый, дождливый день.___________________________
Б) Глаза утомляют яркие краски._____________________________________.
В) Три девицы под окном пряли поздно вечерком.______________________
Г) Входят семь богатырей.__________________________________________
3. Выпиши из предложений сказуемые и определи, чем они выражены.
А) Хороши летние вечера.________________________________________.
Б) Сыктывкар- удивительный город._______________________________
В) Ранняя осень- прекрасная пора._______________________________
Г) Мальчик жалобно умолял о помощи.___________________________
4. Прочти предложения, расставь, где необходимо, знаки препинания.
А) Природа этого края сурова.
Б) Зеленые листья над пашней преграда суховею.
В) Наша школа лучшая школа в Эжве.
Г) Снежная зима любимая пора детей.
5. Укажи цифрами тип предложения: 1- распространенное, 2- нераспространенное.
Природа вечно меняется(____). Меняются и горы(_____). Поднимемся в солнечный день к снежным вершинам(_____). Тишина(______). Светит солнце(_____).
В 6 классе к заданиям по теории добавляю такие, как: сформулировать что-либо, дописать алгоритм, ответить на вопрос, раскрывающий смысловое содержание текста.
В 7 классе - составить задание для соседа по парте, которое тот выполнит на уроке, а соседу – откорректировать вопросы, заданные ему, нарисовать картинку, позволяющую лучше запомнить тему, сравнить определения и понятия , которые дают разные авторы.
В задания для 8-9 классов включаю больше вопросов, начинающихся со слова «почему», на сравнение.
Применение ситуации успеха на рефлексивном этапе урока.
Оценивая учащихся, применяю не только отметочную систему, завышенную, или авансирующую отметку, но и позитивное рецензирование, соблюдая при этом чувство меры, чтобы не переоценить его способности.
Организовываю самооценку и взаимооценку по предложенным или выработанным самими учащимися показателям и критериям. Например, на отметку «5» необходимо выполнить 90-100% заданий, не допустив ни одной ошибки, на «4» - 70-89 % , где можно допустить 1-2 ошибки, «3» - при выполнении 50-69 % упражнений. Данный критерий можно изменять. Для сильных учащихся критерий другой: «3» выставляется при правильном выполнении 60-79%, «4»- 80-94%, «5»-95-100%.
Рефлексия мысленно обращает ученика ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, способствует осмыслению своего роста, осознанию пройденного пути. Учащийся выстраивает смысловую цепочку, сравнивает способы и методы, применяемые другими со своим.
Есть следующая классификация рефлексии, например, настроения. Она используется с целью установления эмоционального контакта с классом или группой. Для этого применяются карточки с изображением лиц и разных цветов. Рефлексия деятельности помогает осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом. Например, прием «лестницы успеха».
А рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Например, прием «Я не знал…-Теперь знаю…», прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Обычно на данном этапе каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность и эффективность работы, полезность выбранных им форм: ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
Или отвечают на небольшую анкету:
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно
Цель данного этапа для меня как учителя - понять, что хорошо усвоено учащимся, что плохо, чтобы видеть слабые стороны его знаний для дальнейшей коррекции учебной деятельности.
Создаю ситуацию успеха на этапе урока, связанном с заданием на дом. При правильном подходе оно не принуждает, а наоборот, развивает интерес учащихся. Называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. Необходимо дифференцировать домашнее задание, предлагать три их уровня:
1. Обязательное для всех, посильное каждому ученику.
2. Тренировочное задание, которое рассчитано на тех, кто желает хорошо знать предмет и без особого труда выполняет задания.
3. Творческое, где предполагается составить кроссворд, мнемоническую запись, текст на какую-либо тему, тест, написать сочинение и т.д. (оценивается высокой отметкой, похвалой).
При всем многообразии современных технологий я не забываю и о традиционных методах обучения при оценке качества обучения, например, тестовые технологии. В своей работе использую различные виды тестов с целью выявления уровня сформированности предметных компетенций: языковой и лингвистической. Накапливаю вариативный дидактический материал: задания для контроля, тесты по всем темам, карточки – задания. Веду подборку методических пособий, журналов, газет, использую ресурсы сети Ин
Глава 3
Оценка результатов применения «ситуации успеха».
Данный подход к учебной деятельности при совместных усилиях с обеих сторон (учащегося и педагога) помогает достичь успех даже слабоуспевающим учащимся, получить удовлетворительный результат. Учитель должен понимать, что работа с такими учащимися требует большого терпения не только от него, но и от учащегося, и от родителей, т.к. необходимо постоянное повторение, многократное обращение к темам, проведение консультаций, оказание помощи перед уроком, осуществление проверки с объяснением индивидуальных заданий в присутствии ученика. Надо помнить и то, что для него нужно время, чтобы он понял, осознал пройденный материал, ученика нельзя торопить.
Создавая ситуацию успеха для учащихся, я поняла, что наступит и такой момент, когда учащиеся будут стараться создать ситуацию успеха и для своего педагога, в этом я не сомневаюсь. И вот итог совместной работы:
Анализ результатов освоения учащимися образовательных программ по русскому языку и литературе в одном и том же классе за 3 года обучения
класс Уч.год успеваемость качество
7б (21 чел.) 2011-2012 уч.г. 100 % 23%
8б (25 чел.) 2012-2013 уч.г.г. 100% 22%
9б (25 чел.) 2013-2014 г.г. 100% 22%
Результаты итоговой аттестации учащихся 9б класса в 2013-2014 уч.г.г.
2013-2014 г.г. успеваемость качество
9б 100% 61%
Качество обучения позволяет сказать, что оно не повышалось, но сохранялось на прежнем уровне. Количество лучших сохранялось год от года, а отсутствие неудовлетворительных итоговых отметок у учащихся позволяет сделать вывод, что двигалась я в правильном направлении.
Создание ситуации успеха также способствует развитию мотивации к предметам русского языка и литературы. Мои ребята принимают активное участие в декадах по предметам, в различных, в т.ч. всероссийских, конкурсах по русскому языку и литературе, повышая свой кругозор.
Кроме того, данный подход на уроках обеспечивает метапредметные результаты обучения школьников, например, на мотивационно – целевом этапе: умение четко определять области знаемого и незнаемого; способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; на операционно-деятельностном: умение сотрудничать со сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результаты своих действий; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов. И на этапе рефлексии: умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы, то есть обеспечивает развитие у учащихся умения учиться.

Заключение
Успешность ученика на уроке во многом зависит от учителя. Недаром же иногда мы удивляемся тому, насколько отличается отношение к учёбе и поведение одного и того же ученика на разных предметах.
Чтобы на уроке ситуация успеха стала нормой, я придерживаюсь следующих правил:
-Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.
-Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим после победы над ними, чтобы радость победы была нравственной.
-Своевременно поощрять и документально оформлять успехи и достижения учеников во всех видах деятельности (грамотами, дипломами, премиями, наградами и т.п.). Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
-Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.
-Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями к языкам, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т.д.
-Использовать на уроках групповые формы работы, когда оценка за выполнение задания выставляется группе в целом, способствуя возможности взаимопомощи, обретению своего места в коллективе. В такие группы нужно включать ребят с разными способностями, чтобы слабоуспевающие могли выполнить работу, ориентируясь на сильных и с их же помощью.
Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, мы формируем у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание. Учителю также необходимо быть очень внимательным к успехам учащихся. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, красивый почерк, аккуратность, веселый нрав, находчивость. Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребенке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту. Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому.

Используемая литературы
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.
Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.
Левин Э.А., Прокофьева О.И. Методика индивидуально- группового обучения в школе// Директор школы. 2007, №1.
Матюшкин А.И. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. – М., 1972.
Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М., 1975.
Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.,1968.
Блохин И.А., Ляхин В.В. О проблемном обучении в начальных классах//Начальная школа –1973-№6.
Мельникова Е.А. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. – М., 2002.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.,2000.
Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.,1985.
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М., 1998.
Якиманская И.С. Технология личностно- ориентированного образования // Директор школы. 2000, №7.
СветловскаяН.Н.Обучение чтению и законы формирования читателя//Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18
Интернет-ресурсы