ПРОГРАММА ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ на 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


2.9

Программа
пАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
в старшей группе №1
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Калентьева Н.В.
воспитательМБДОУ «Детский сад № 105»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей
г.Дзержинск, 2015г.
Пояснительная записка
В последнее время появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании:
- ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
К тому же существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ,
проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только, как правило, образовательным учреждением,
не всегда возможно поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы работы с семьёй,
родители не готовы иногда совместно успешно взаимодействовать по реализации ООП,
нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов образовательного процесса, взаимного уважения, демократизации.
Программа «Социального партнерства с семьей» – разработана на основе Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 105» и в соответствии задачами годового плана. Данная программа разработана для старшей группы.
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребёнка (Закон «Об образовании» РФ, возникли предпосылки для равноправного, творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательной организации. Это должно выразиться в ориентации на существование всех форм образования, в том числе семейного, обновление содержания обучения и воспитания, образование по выбору, установление с родителями социального партнерства. Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребёнка. Именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождение личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Социальное партнерства – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Образовательная организация останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей в поведении.
Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям необходимо научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Цель: создание условий для сотрудничества с родителями.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условия организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач.
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе, городе.
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
3. Открытость по отношению к семье воспитанника.
4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий.
6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
7. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
8. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.
Перспективный план мероприятий
№ Перечень мероприятий для детей и их родителей Дата
проведения
2015-2016 учебный год (старшая группа № 1)
1 Презентация группы: «Приятно познакомиться!». сентябрь
2 Буклет «Рекомендации родителям по развитию детей старшего дошкольного возраста» октябрь
3 Родительское собрание «Основные направления деятельности ДОУ в воспитании детей старшего дошкольного возраста» ноябрь
4 Семинар «Воспитательно-образовательные задачи развития ребенка среднего возраста». декабрь
5 Буклет «Возрастные нормы психического развития детей от 4 до 5 лет
Родительское собрание «Как остановить жестокость» январь
6 Опрос «Удовлетворенность родителей воспитательно-образовательной работой с детьми в дошкольном учреждении»
Консультация «Секреты общения с ребёнком в семье» февраль
7 Тематическая встреча «О профилактике отрицательных эмоций у детей» март
8 «Умные игры».
Наглядная информация к мероприятию:
-фотовыставка на тему: «Играем дома!»;
презентация «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей»;
- рекомендации родителям «Секреты привлечения ребенка в игру».
апрель
9 Родительское собрание «Взаимодействие с семьей по обучению детей правилам дорожного движения».
май