Постановка звуков у детей с дизартрией. По книге И.А. Смирновой Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи












«ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ С ДЦП».
ДОКЛАД
По материалам книги И.А. Смирновой
«Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у детей с ДЦП».
Выступление на МО логопедов.




Учитель-логопед Зуева Т.В





Москва

2016
Формирование правильного звукопроизношения во всех позициях - от изолированного произношения в связной речи - это и есть формирование артикуляционного праксиса. Основным условием успешного его формирования является последовательная отработка всех компонентов артикуляции, начиная с базовых, с постепенным добавлением к ним новых элементов. На каждом этапе формирования звуков необходимо подключать слуховой и зрительный контроль.
Артикуляцию следует формировать по ходу звука, т.е. сначала вырабатывать необходимый способ подачи воздушной струи, затем для гласных, соноров и шумных звонких присоединять с воздушной струе голосоподачу. Далее необходимо тщательно отработать подачу голосодыхательной струи к фокусу артикуляции. Следующий момент для язычных звуков – выработка позиции языка, для губных звуков – выработка позиции губ.
Последовательность работы определяется индивидуально. Сначала необходимо поработать над улучшением звучания тех фонем, которые ребенок воспроизводит без искажения. В процессе такой работы появляются возможности произвольного управления собственным произношением и укрепляются те сохранные звенья, которые будут опорой в дальнейшей работе. При переходе к коррекции неправильно произносимых фонем, нужно в первую очередь работать над теми, которые у данного ребенка лучше корригируются.
Для постановки звука /А/ необходимо отработать подачу достаточно сильной воздушной струи, направленной в ротовую полость. Это гласный среднего ряда и нижнего подъема языка. Т.е. язык лежит плашмя на дне рта. Это позволяет отработать свободное прохождение воздушной струи в передние отделы арт.аппарата.
Далее в к воздушной струе необходимо присоединить мягкую голосоподачу. Для раскрепощения голосового отдела можно использовать озвученный вдох, постепенно усиливая звучание гласного.
/А/ - частотный звук, один из опорных звуков, с его произношением часто бывает сопряжена интонация. Поэтому на его материале полезно поработать над долготой и модуляцией звучания.
/О/ относится к гласным заднего ряда среднего подъема, но тенденция образования звуков в переднем отделах проявляется и здесь. Воздушная струя направляется вперед за счет дополнительного фокуса образования – лабиализации, Поэтому сначала отрабатывается подача воздушной среды на губы, изменяя положение губ, постепенно приводя положение губ к такому, как при артикуляции /О/.
Затем отрабатывается голосоподача (от звука /А/, постепенно меняя положение губ), Ребенок может сам подражанию найти правильное положение губ.
Как поднять заднюю часть спинки языка, Это можно сделать с помощью шпателя. Надо слегка шпателем на переднюю часть языка и отодвинуть его вглубь, можно запрокинуть голову ребенка, и язык механически займет удобное положение.
Во время постановки звука логопед постоянно фиксирует слуховое внимание и имитационные возможности
Гласный /У/ - заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный. Различия между /О/ и /У/ состоят в степени подъема задней части языка и в степени сужения ротового отверстия. Корректировать с опорой на слух.
/И/ - гласный переднего ряда верхнего подъема. Используется базовый /А/,продвинуть кончик языка вперед до упора в нижние резцы. При этом кончик языка как бы зацепляется за нижние резцы, а передняя часть спинки приподнимается в виде горки. Если не получается, положить ребенка на высокую кушетку лицом вниз, чтобы его голова свешивалась, и работает в таком положении, поддерживая рукой лоб ребенка.
Гласный /Э/, как и /И/, - переднего ряда, но среднего подъема. Подъем должен быть ниже, чем при /И/, поэтому при его постановке можно во время произнесения /И/ слегка нажать шпателем на переднюю часть спинки языка.
Гласный /Ы/ - среднего ряда верхнего подъема. Во время произношения /И/ немного отодвинуть язык вглубь, сохраняя положение языка в виде горки.
Для постановки звука /М/ надо во время произношения /У/ плотно сомкнуть губы, можно помочь, смыкая губы большим и указательными пальцами.
Вызвать /Мь/ можно в сочетании и-мми, сначала по отдельности, по отдельности, а затем – слитно без пауз.
Для произношения /Н/ ребенку предлагается длительно произносить /М/, затем – прижав кончик языка губами, далее – то же самое, слегка покусывая кончик языка. В это время слышится /Н/. Логопед фиксирует слуховое внимание и предлагает воспроизвести его, прижав кончик языка к небу, внутренней поверхности верхних передних резцов; внутренней поверхности нижних резцов.
/Нь/ - кончик языка устанавливается за нижние зубы, и в таком положении ребенку предлагается произносить и-ннни.
Чтобы поставить звук /Б/, нужно во время произношения /У/
Кратковременно соединить губы, можно помочь руками.
/Бь/ ставиться в сочетании би-би.
Для /П/ надо вытянуть губы вперед трубочкой и подуть, кратковременно соединить губы, Можно помочь пальцами
/Пь/ ставиться в слоге пи. Ребенку предлагается изобразить писк цыпленка. Можно во время произнесения /И/ короткими движениями несколько раз соединить губы.

Для /В/ нужно во время произнесения /У/ прижать нижнюю губу к верхним резцам.
/Вь/ можно поставить в сочетании и-ввв-и.
/Ф/ образуется при похождении воздушной струи через щель между верхними резцами и нижней губой. Нужно подуть через губы, сложенные в трубочку, и прижать при этом нижнюю губу к верхним резцам.
Звук /Фь/ ставиться в сочетании и-ффф-и.
Звук /Д/ образуется в момент прорыва воздушной струей смычки передней части спинки языка с резцами или передней частью неба. Для его образоваеия можно предложить ребенку произносить ба-ба-ба, положив кончик языка между губами.
Далее губы отодвигают, и согласный звук образуется в момент прикусывания языка – слышится да-да-да. После фиксации слухового внимания на этом звуке ребенку предлагают произносить звук с упором кончика языка во внутренние поверхности передних резцов – поочередно верхних и нижних, а затем – скасанием кончиком языка передней части неба.. Если возникают проблемы с вытягиванием языка вперед, можно перевести ребенка в положение лежа лицом вниз.
/Дь/ ставится в сочетании и-д-и. Используется позиция с упором кончика языка в нижние резцы.
/Т/ ставится аналогично /Д/ от базовых слогов па-па-па.
/Ть/ - в сочетании и-т-и. Кончик языка можно придерживать за нижними резцами шпателем.
/Г/ образуется посредством смычки задней части спинки языка с небом. Для его постановки можно использовать прием перемещения смычки язяка с небом из передних отделов арт.аппарата в задние. Для этого во время произнесения да-да-да нужно нажать шпателем на кончик языка и сдвинуть его вглубь рта до получения на служ нужного звучания.
Если это не эффективно, можно попробовать поставить звук, переведя ребенка в положение лежа на спине или сидя с запрокинутой головой.
Аналогично ставится /К/- от слогов та-та-та.
/Гь/ и /Кь/ образуются при прорывевоздушной струей смычки языка с небом в средне-задней части арт.аппарата и могут быть поставлены аналогично /Г/ и /К/. При произнощении открытых слогов с переднеязычными звуками язык нужно отодвинуть вглубь несколько меньше, чем это требуется для твердых заднеязычных звуков
/Х/ - это по сути, простой выдох через рот, поэтому специальная его постановка не требуется.
/Хь/ можно поставить в сочетании и-ххх-и.
Среднеязычный согласный /Й/ может быть поставлен с использованием базового гласного /И/.Для этого произносится сочетание ааааиииии. В этом сочетании необходимо произнести звук /И/ максимально кратко – получится ай. Аналогично этот звук ставится в позиции, предшествующей гласному: предлагается протяжно произносить ииииаааа, далее – максимально сократить звук /И/ до получения звучания /Я/.
Перечисленные выше звуки редко требуют специальной постановки при дизартрии. Обычно после формирования или уточнения соответствующих фонематических представлений ребенок самостоятельно находит правильное их звучание. Как правило, специальная помощь требуется пр постановке свистящих, шипящих, /Л/, /Ль/, /Р/, /Рь/.
При дизартрии эти звуки надо ставить медленно, ступенчато, отрабатывая каждый компонент и присоединяя новые компоненты к уже отработанным. Хорошо и быстро автоматизируются только хорошо поставленные звуки. Качественная постановка всегда требует времени, так как совершается «подгонка», «притирка», элементов движения. Если логопед пропускает какие-то элементы или отрабатывает их разрознено, то их слияние происходит уже в процессе автоматизации, обычно медленно и не всегда успешно.
Для постановки /З/ необходимо прежде всего отработать продувание плавной воздушной струи по средней линии языка в передние отделы арт.аппарата:
После проведения обычных дыхательных упражнений логопед предлагает подуть на ладонь под подбородком и определить, что струя холодная
Далее к воздушной струе присоединяется голос – возникает звук, сходный со звуками /У/, /В/.
Создание ощущения голосодыхательной струи на кончике языка на нижнюю губу таким образом, чтобы он ровно закрывал ее. В этом положении он ставит ладонь под подбородок и подает голосодыхательную струю. На ладони и кончике языка ощущается прохождение холодно воздушной струи, при этом слышится звук, близкий к /В/.
После того как ребенок уверенно выполняет данное упражнение, ему предлагается оскалить зубы и положить кончик языка между резцами так, чтобы край языка ровно лежал на нижних резцах, верхние резцы легко касались языка, но не прижимали его. В таком положении подведется голосодыхательная струя, слышится звук, похожий на /З/.
Далее необходимо отработать ощущение легокого касания кончика языка, т.к. в дальнейшем потребуется, чтобы он легко, без напряжения касался внутренней поверхности нижних резцов. Для этого логопед просит ребенка высунуть кончик языка и щекочет его зондовым шариком и спрашивает, чувствует ли он щекотание, затем предлагает провести несколько боковых движений языком с касанием нижних резцов до ощущения щекотки.
После этого предлагается снова произнести звук на оскале в межзубном положении, а затем – выполнить то же самое с легкими боковыми движениями, нужно убрать кончик языка за нижние резцы /у ребенка должно сохраниться ощущение щекотания кончика языка и голосодыхательная струя должна подаваться непрерывно. При этом полученный
Прообраз звука /З/ должен приобрести необходимое звучание. К этому привлекается внимание ребенка и предлагается самостоятельно его воспроизвести, уже ориентируясь на собственный слух, При необходимости процесс постановки из межзубного положения повторяется.
При такой постановке звука обычно звук /С/ корригируется спонтанно по мере автоматизации звука /З/. при необходимости /С/ ставится по приведенной выше схеме без включения голоса.
Звук /Зь/ ставится в сочетании и-ззз-иии; /Сь/ - в сочетании и-ссс-иии.
/Ц/ обычно корригируется спонтанно после автоматизации /С/ и формирования фонематических представлений. Если требуется специальная постановка, то используется сочетание а-т-с или аналогичное сочетание с другими гласными. Это сочетание нужно произносить с ускорением.

Для /Ж/ необходимо отработать продувание воздушной струи через середину распластанного языка.
Положить распластанный кончик языка на верхнюю губу так, чтобы он ровно закрывал ее, и подуть. На кончике носа должно возникнуть ощущение теплой воздушной струи, если ребенок не может положить язык на верхнюю губу, можно выполнить упражнения на присасывание языка к верхней губе укладывание языка в верхнее преддверие рта. Можно придерживать язык на верхней губе с помощью нижней, приподнимая ее пальцем.
(В логопедии есть мнение о том, что такая поддержка представляет из себя син7кинезию, с которой надо бороться. Однако синкинезии являются показателями стволовых нарушений и, следовательно, являются непроизвольными движениями. В данном случае подключение нижней губы осуществляется произвольно, а для перевода произвольных движений на непроизвольные, нужна длительная автоматизация.)
Далее к воздушной струе на кончик носа присоединяется голос и слышится звук, похожий на /В/
Далее во время голосодыхательной струи медленно убирается язык за верхние зубы на оскале до получения /Ж/.
Одна из распространенных ошибок – постановка губ в форме рупора при артикуляции шипящих. У детей с дизартрией это провоцирует сужение языка и подъем его средней части. Звук ставится в положении оскала, при этом язык обычно распластывается. Далее положение губ устанавливается в соответствии артикуляции соседних звуков.
/Ж/ при дизартрии успешно ставится и с помощью зондов. Для этой цели можно использовать «короткий клюв» или «печатку», которые подводятся под переднюю часть языка. Предлагается пожжужать. Далее внимание фиксируется на нужном звучании. Перемещая зонд вперед-назад, меняет звучание и просит ребенка движениями головы ответить, правильно или неправильно звучит звук. (есть жук или он улетел). Затем ребенок сам берет зонд и «ищет у себя во рту нужный звук». При этом ребенок самостоятельно осваивает звук, нежели реально помогает себе зондом.
Вопреки расхожим мнениям, для произношения /Ж/ требуется небольшой подъем кончика языка, причем щель для прохождения воздуха образуется неширокая и не ровно посередине, т.к. тело человека вообще несимметрично. Поэтому с помощью зонда не столько задается поза языка, сколько создается акустический эталон. Поза языка индивидуальна в соответствии со строением и моторными возможностями ребенка.
/Ш/ обычно спонтанно корригируется после автоматизации /Ж/ или ставится по той же схеме, что и /Ж/, но без голоса.
/Щ/ можно поставить в сочетании и-шшш-иии. Можно использовать зонды аналогично постановке /Ж/.
/Ч/ ставиться в сочетании а-ть-щ или в аналогичном сочетании с другими гласными.
Л/ следует ставить после отработки подачи воздушной струи в передние отделы артикуляционного аппарата. Важно, чтобы голосодыхательная струя не фокусировалась в задних отделах, иначе струя уйдет в нос.
Для /Л/ сначала пропеть а-а-а с широко открытым ртом. Далее , во время пропевания касаться узким кончиком языка поочередно то верхней, то нижней губы
Затем ребенок показывает кончиком языка середину верхней губы и слегка нажать на нее
Затем во время пропевания несколько раз надо плотно прижимать узкий кончик языка к середине верхней губы, При этом получаются мелодичные слоги ла-ла-ла. Внимание ребенка фиксируется на полученном звуке /Л/ и предлагается повторить упражнение, перемещая кончик языка к верхним резцам и убирая за резцы к их корням.
При выраженных нарушениях координации ребенку трудно устанавливать кончик языка на середину верхней губы. Тогда предлагается ставить язык к верхнему преддверию рта, слегка фиксировать кончик в преддверии и далее выполнять упражнение в такой позиции.
Не рекомендуется ставить /Л/, прикусывая кончик языка, т.к. при этом не формируется необходимый прогиб в средней части языка и при переводе языка за верхние зубы часто получается полусмягченный звук и с напряжением и эффектом «сдавленности».
Для получения /Ль/ нужно плотно прижать переднюю часть спинки языка к небу так, чтобы кончик языка касался зубов. Это можно сделать с помощью шарикового зонда или чистого пальца.
Существует много способов постановки /Р/.
Сначала надо убедиться, что не мешает подъязычная связка. Если проблема не решается хирургическим путем, существует растягивание с помощью упражнений (облизывание губ с широко открытым ртом, облизывание губ с широко раскрытым ртом, облизывание неба в переднезаднем направлении, вытягивание языка к носу).
Важно сформировать ощущение воздушной струи на кончике языка. Для этого можно применить задувание на кончик носа при укладывании широкого языка на верхнюю губу, как и при постановке /Ж/
Далее – отработка подвижности широкого кончика языка. Для этого применяют присасывание кончика языка к небу («цоканье», «болтушка» - «индюк»)
На оскале распластанным кончиком языка ударять по небу, произнося прямые слоги полусмягченным /Д/: да-да-да, дэ-дэ-дэ Эти слоги произносятся многократно в разном ритме, со смещением ударения, с постепенным ускорением темпа, /Д/ при этом звучит как в английском языке. При ускорении темпа нужно поддувать на кончик языка – к слогам добавляется слабая вибрация, которая постепенно усиливается.
/Р/ можно поставить от сочетания дз. Ребенку предлагается на оскале произносить сочетание «дз», удерживая кончик языка сначала за нижними зубами, затем – за верхними.
Увеличивать скорость произношения и добавлять поддувание на кончик языка
Можно начать постановку при межзубном положении языка.
сначала поиграть пальцем на губах – слышится гудение с призвуком «б».
положить язык на верхнюю губу, ровно закрывая ее кончиком языка
подать голосодыхательную струю и поиграть пальцем только на нижней губе, при этом создается вибрация, которая передается на верхнюю губу и кончик языка
далее присоединяется поддувание на кончик языка – получается легкая вибрация легкая вибрация кончика языка, который постепенно переводится за верхние зубы.
Логопеды любят использовать «балалайку». Не рекомендуется с помощью этого приема получать изолированный звук, т.к. при этом часто образуется слишком раскатистое звучание, которое препятствует автоматизации. Поэтому рекомендуется сразу вводить его в
слоги.
Логопед говорит: «Как только я выну зонд, сразу произноси «а-а-а-« или другой гласный звук.
М.Е. Хватцев обращал внимание на то, что при велярном и увулярном произношении существует опасность получения двойной вибрации, когда одновременно вибрируют и кончик языка ,и небная занавеска. Это плохо поддается устранению. Поэтому при горловых ротацизмах надо сначала ставить глухой звук, а затем, по мере закрепления язычной вибрации, добавлять к нему голос.
Если ребенок не может поднять кончик языка, балалайку можно делать, положив ребенка на спину со слегка запрокинутой головой, При этом кончик языка поднимается вверх, а балалайка служит заодно и средством его активации.
/Рь/ можно поставить в сочетании иии-ррр-иии.
Это не исчерпывающие методы постановки, Это стандартный подход к постановке звуков – моделирование артикуляции в направлении сзади вперед и использование при этом механической помощи. Однако эта работа не принесет положительных результатов, если у ребенка не сформированы необходимые фонематические представления. Чаще бывает, что звук появляется спонтанно в процессе работы над развитием фонематической системы, и специальная работа по постановке артикуляции не требуется.
Придерживаясь идеи опережающего развития фонематической системы, сначала целесообразно ставить звонкие звуки, а потом уже глухие, т.к. звонкий звук лучше опознается ребенком на слух.
Полученный звук нужно сразу же вводить в слог. Сложные согласные рекомендуется ставить в слогах, не добиваясь их чистого изолированного звучания, и уже в слогах отрабатывать их правильное произношение.
Существует правило: щелевые звуки сначала автоматизируются в открытых слогах, Смычные и аффрикаты – закрытых.
Автоматизация в слогах является важным элементом работы над звукопроизношением. Она сочетается с развитием просодических компонентов речи – речевого ритма, темпа, интонации. Для этого используются игровые приемы. Например, логопед говорит ребенку, что он изображает большой колокол, медленно произнося ЛА-ЛА-ЛА, а маленький колокол произносит: ла-ла-лабыстро. Колокола переговариваются. Один говорит: ла-ла-ла, другой спрашивает: ла-ла-ла?, третий отвечает: ла-ла-ла.
После автоматизации звука в слогах ребенку предлагается произносить слова с отработанными слогами. Работу по автоматизации звуков в словах сочетают с развитием сложных форм фонематического анализа и синтеза, а также с развитием лексико-грамматического строя речи.
Фонологическая синтагматика подразумевает слияние фонетических единиц, в результате которого возникают новые образования – слова. Поэтому при автоматизации звукопроизношения используется прием добавления слогов с целью получения новых слов: го-ра, Ве-ра, ра-ма, ра-ки. Полученные слова анализируются с лексической точки зрения, включаются в словосочетания, фразы. М. б. поставлена двойная задача образования слов – добавление к нужному слогу другого слога так, чтобы получилось название предмета (мебели, одежды), чтобы получилось название действия и т.п.
Фонологические парадигмы согласовываются с лексико-грамматическими. Фонематический анализ слов-квазиомонимов дополняется лексическим анализом. Сопоставление фонематического оформления флексий, префиксов, сочетается с грамматическим анализом. Для этого можно предложить, например, составить два списка слов (выбрать картинки). В один список включить только названия предметов одежды, начинающиеся на звук /Ш/, а другой – названия предметов обуви, начинающихся на /С/.
При автоматизации могут быть использованы и различные грамматические парадигмы. Так, для автоматизации /Л/ в словах используется прием образования глаголов прошедшего времени единственного числа женского и мужского рода.
Литература: Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. Алалия, дизартрия, ОНР. «Детство-пресс» Санкт-Петербург. 2004 г.




15