Семинар — практикум для воспитателей Умения и навыки речевого поведения воспитателя


Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят "великий, могучий".
слайд 2.Актуальная для наших дней проблема - недостаточный уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль. В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Слайд 3
Культурные и методические требования к речи педагога предполагают
соответствие возрасту детей,
уровню развития детей,
запасу представлений детей,
знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей,
владение невербальными средствами общения (жесты и мимика),
речь свободная, плавная.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Если вслушаться, как говорят наши воспитанники, то непременно можно заметить, что в их высказываниях проявляются речевые особенности не только близких людей — отца и матери, бабушки и дедушки, но и языковые особенности воспитателя. Ребенок передает наши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи.
Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т. д. В общем, работаем над точным выражением мысли.
Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.
слайд 4Факторы, влияющие на речевое поведение.
эпоха,
место рождения (страна, регион),
национальность,
семья,
возраст,
особенности воспитания,
место обучения,
среда общения,
особенности личности,
социальная группа (в том числе и профессиональная Речевое поведение отличает горожанина от жителя деревни, высокообразованного человека от малообразованного, детей от взрослых и т.д. В процессе общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие особенностей родного языка, ведь речь дошкольника развивается путем подражания речевым и неречевым движениям взрослого.
слайд 5.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения.Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — наиболее благоприятный период в жизни человека, для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. В нашем случае развития речи.
слайд 6. Как вы думаете, каковы же условия формирования грамотной речи? Формирование грамотной речи возможно только
- при условии создания полноценной речевой среды (что такое речевая среда?)
- за счет постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми.
- обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми всех языковых норм: произносительных, лексических, орфоэпических, грамматических, стилистических.
Слайд 7.
Произносительные нормы
Хорошая дикция, правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье) — следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.
Известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о»), или «якающий» («нямного» вместо «немного»), то и сам станет так же говорить. Поэтому воспитателю необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения.
Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье». Например, слова Москва, пойду, вода, окно, волна произносятся Масква, пайду, вада, акно, вална.
слайд 8
Лексические нормы литературного языка - это правильное употребление общепринятых слов и устойчивых выражений (фразеологизмов). Соблюдение этих норм требует от человека навыка легко распоряжаться словарным запасом, который он имеет. Небольшой словарный запас совпадает обычно с низким уровнем культуры речи человека, то есть с большим количеством лексических ошибок, допускаемых им в устной и письменной речи.
Лексическая ошибка — употребление одного слова вместо какого-нибудь другого, совершенно далекого от него по смыслу: «день выдался ударный» (вместо удачный), «она благотворила дочь» (вместо боготворила)и т. п.
- незнание границ употребления слова и возможности его сочетания с другими словами: «даровитые стихи» (вместо талантливые);
- столкновение слов из разных по времени состояний языка: «Святослав Киевский был джентльменом».
Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь.
Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей, но необходимо - учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. Так, знакомя детей с названиями различных видов техники, облегчающих труд, педагог поясняет, что обозначают слова «картофелечистка» (картофель чистит), «овощерезка» (овощи режет) и т. д. Или, вводя слова, обозначающие людей по профессии, поясняет, кто такой тракторист, комбайнер, доярка, крановщик, маляр, монтажник и т. д.В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться с взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, смотреть телепередачи и т. д.
Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность. Например, чтобы охарактеризовать времяпрепровождение человека, можно сказать: «Он привык бездельничать, праздно проводить время»   и   «Он   привык   бить   баклуши».   Сравним:   в   первом   случае высказывание   многословно,    во   втором   —   лаконично,   эмоционально, прицельно точно.
Однако иногда употребляют фразеологизмы, не понимая их истинного значения. И тогда возникают курьезы. Так что пользоваться фразеологизмами в речи надо очень аккуратно.
слайд 9. Попробуйте восстановить искаженные фразеологизмы. Что они значат? А если попробовать представить их в прямом смысле – какая картина возникает?
Делать из комара слона;
Два валенка пара;
Заблудиться в трех осинах;
Кошку съел;
Восемь четвергов на неделе;
Пишет как индюшка лапой;
После снегопадика в субботу.
слайд 10. Фразеологизмы – антонимы перепутались. Найдите потерявшиеся пары.
Повесить нос;
Хоть отбавляй;
Как кошка с собакой;
Воспрянуть духом;
Кот наплакал;
Сложа руки;
Душа в душу;
Засучив рукава.
Повесить нос; Воспрянуть духом;
Хоть отбавляй; Кот наплакал;
Как кошка с собакой; Душа в душу;
Сложа руки; Засучив рукава.
Слайд 11.
Грамматические нормы – это правила изменения и сочетания слов в предложении. Когда кто - либо не соблюдает грамматических норм языка, его речь кажется сбивчивой и сумбурной. Мысли и чувства, высказанные им, с трудом воспринимаются слушателями и нередко понимаются ими искаженно. Не зная грамматических правил, говорящий нарушает согласованность слов в предложении, неверно употребляет падежи и предлоги, причастия и деепричастные обороты и т. п.
Примеры: «Выйди со стола», «Без десять час», « у нас в группе открыты окны, поэтому прохладно», «Эти мячи мы взяли со старшей группы».
Слайд 12
Орфоэпические (фонетические) нормы —
правила произношения отдельных звуков и их сочетаний,
правильная постановка ударения
Многие, например, неправильно ставят ударения в таких общеизвестных и распространенных словах, как алфавИт (алфАвит), докумЕнт (докУмент), кУхонный (кухОнный), магазИн (магАзин), шофЁр (шОфер) и во многих других. (Вариант неправильного ударения заключён в скобки.)
Задани: Правильно расставить ударения.
договОр, красИвее,свЁкла, каталОг, тОрты, звонИт, творОг.
слайд 13 Правильное произношение слов. По правилам современного русского языка в таких словах, как скучно, конечно, нарочно, буквосочетание «чн» следует произносить как «шн» (скушно, конешно, нарошно), а слова чего, никого, до того — как чиво, никаво, до таво.
Итак, произношение далеко не всегда совпадает с написанием слов. Если прислушаемся к дикторам радио, телевидения, то мы узнаем, что, например: сочетание согласных «сш», «зш» произносятся как удвоенный долгий звук «ш» — бешшумный (вместо бесшумный); и удвоенный долгий звук «ж» - жжигать (вместо сжигать), бежжалости    (вместо   без   жалости); сочетание звуков «тч», «дч» произносятся как звук «чч» — развеччик (вместо разведчик); сочетания звуков «сч», «зч» произносятся как звук «щ» — щастье (вместо счастье), расскащик (вместо рассказчик); в глаголах окончания «-тся», «-ться» произносятся как «-цца» — одеваецца (вместо одеваться), дерецца (вместо дерется).
Слайд 14
Стилистические нормы — это приемы и средства, помогающие наиболее точно, образно и эмоционально выразить мысль. К искажениям стилистических норм относятся: неточная передача мысли, громоздкость, неблагозвучие, неудачный порядок слов в предложении, неудачное использование выразительных и изобразительных средств языка.
Говорите правильно, стараясь избегать словарных ошибок. Стилистическая словарная ошибка — это неуместное употребление одного слова вместо другого, которое близко к нему по значению. Например, «пожилой дуб», «дряхлая избушка» (вместо старый дуб, ветхая избушка).
слайд 15. Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, изобилующая эпитетами. Эти художественные определения придают ей образность, эмоциональность. У педагога, обладающего искусством употребления эпитета, и дети более чуткие к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление.
Например: «Зима — художница. Вон как разрисовала стекла»; «Шапочка у Дашеньки будто одуванчик — белая и пушистая»; «Ветки, как лапы»; «Огромный подсолнух, будто таз для варенья»; «Поле — ситцевое платье: яркое и пестрое».
слайд 16. Не менее важно для воспитателя умение пользоваться афоризмами, крылатыми выражениями, что помогает глубже воздействовать на слушателя. Это присуще начитанному педагогу, хорошо знающему произведения русских классиков — писателей и поэтов.
Примеры афоризмов:
«Знание — сила» (HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81_%D0%91%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD" \o "Фрэнсис Бэкон"Фрэнсис Бэкон)
«Во всяком возрасте почитай родителей». (Вторая Великая Екатерина)
«Дети - живые цветы земли...» (Максим Горький)
слайд 17.
Немаловажный фактор воздействия на ребенка - Интонационная выразительность речи. Воспитатель должен разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку. Фраза может прозвучать интригующе, и ребенок ожидает, что ему сообщат что-то интересное, даже таинственное. Если же интонация деловая — возможно, доверят ответственное поручение.
Задание произнести фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердито, ласково).
Мы поедем на экскурсию.
слайд 18. Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в ней выражается недовольство.
Задание выбрать приемлемый вариант.
«Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол».
«Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд человека, который стирает нам скатерти».
слайд 19. Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, паузы и сила голоса.
Задание: выделить в предложениях поочередно каждое слово и обратить внимание, как меняется высказываемая мысль.
Девочка играет в саду с куклой. ( Играет девочка, а не мальчик ).
Девочка играет в саду с куклой. ( Не просто унесла ее туда).
Девочка играет в саду с куклой. ( А не в лесу ).
Девочка играет в саду с куклой. ( А не с другой игрушкой ).
слайд 20. Темп речи. Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми — быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность.
Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят.
Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано.
Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного.
Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.
Голос — профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей (например, форсирование звука, постоянные окрики,  разговор  на  повышенных тонах)  может  привести  к  аномалиям связок. В результате голос становится тусклым, хриплым, невыразительным, человек начинает разговаривать в неудобном для него регистре.
Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,— это утомляет и взрослого, и детей. Звуковой безопасности.
Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства: фразовые   и   логические   ударения; паузы; движение голоса по высоте, силе, тембру; темп речи.
слайд 21. Задание: прочитайте текст, используя эмоциональную окраску, исходя из содержания текста и собственного настроения
Мне грустно –
Папе на меня
Нажаловалась мама.
Конечно, я не слушался,
Я вел себя упрямо,
Но можно было шлепнуть
И даже накричать,
Сама ж меня учила:
Не ябедничать.  С. Махотин.
слайд 22. Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.
Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговариваетпедагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражениюлица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как ижест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь воспитатель является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но, ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальшь может дать обратный результат.
Недопустимо вести разговор второпях, «через плечо», смотреть мимо собеседника, с мимикой равнодушия или высокомерия. Это имеет прямое отношение и к общению с родителями воспитанников, коллегами.
слайд 23. В нашем разговоре мы должны затронуть и родителей. Основная роль в развитии речи принадлежит родителям. Однако многие из них не всегда отдают себе отчет о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Педагогическая запущенность в последние годы наблюдается не только в неблагополучных семьях. Многие родители сегодня вынуждены значительно больше времени, чем раньше, тратить на поддержание необходимого уровня жизни, и дети остаются наедине с телевизором или на попечении бабушек и дедушек, сестер и братьев, не имеющих сил и желания уделить им достаточно времени.
В таких неблагоприятных условиях основную нагрузку и ответственность за развитие, в том числе и речевое, вынуждены брать на себя педагоги ДОУ.
Для пропаганды чистоты речи можно использовать индивидуальные и групповые беседы с родителями, семинары – практикумы, консультации. Темы их могут быть самыми разнообразными:
«Как и о чем мы разговариваем с ребенком»,
«Рассказывают дети»,
«Что и как читать, рассказывать, разучивать с ребенком дома»,
«Осторожно: дети вслушиваются»,
«Культура речи взрослых — пример для маленьких» и др.
Многие из обсуждаемых тем могут быть проиллюстрированы выступлениями воспитанников детского сада, магнитофонными записями детских высказываний, бесед и занятий.
слайд 24. Требования к речи педагога.
Правильность
Точность
Логичность
Чистота
Выразительность
Богатство
Уместность
Темп
Поза, мимика, жест
слайд 25.
Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Может ли служить моя речь образцом для детей?
Избегате недочеты речи педагога:
Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе;
Невнятность произношения;
Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;
Употребление в речи слов – паразитов;
Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;
Речь с характерными особенностями местного говора: яканьем, цоканьем и др.;
Произнесение слов с неправильным ударением;
Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);
Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.
Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Д. И. Писарев писал «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли, а потом в практике жизни».
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. К. Федин писал: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла».
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Н Г. Чернышевский писал: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей».
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
В. Г. Белинский писал. «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус»
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Л. Н. Толстой писал «Язык должен быть живой».
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка. «Над горами больше не дует ветер» Гете предпочел написать «Горные вершины спят во тьме ночной». М.Горький писал «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их».
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».
Литература
Болотина Л. Р. ,Комарова Т. С., Баранов С. П Дошкольная педагогика – М., 1997 – 240с.
Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети – М., 2001 -174c.
Десяева Н. Д., Лебедева Т. А., Ассуирова Л. В. Культура речи педагога – М., 2003-189c.
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения – М., 1987 – 207с.
Интернет ресурсы – www.resobr.ruКолосова И. В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения// Справочник старшего воспитателя, 2009, №3. – С. 19-21.
Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.
Прияткина А. Ф. Русский язык. Культура речи. – Владивосток, 2005.
Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
Столяр А. А. Давай поиграем. – М.: Наука, 2008.
Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.
Комарова Т. Воспитатель детского сада…Каким он должен быть?// Дошкольное воспитание – 1990- №3 – С.5-7