Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста


Автор: Бакулина Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ №6 «Василёк» п.Шушенское, Красноярский край.
Материал может быть полезен педагогам дошкольного образования, при составлении плана на летне – оздоровительный период в детском саду.
Лето — прекрасное время года. Время отпусков, поездок, встреч. Летом детей в ДОУ становится меньше — кто-то отдыхает на даче, некоторые уезжают с родителями, например к морю. Но многие дошкольники остаются в городе и посещают детский сад весь летний период. Как же сделать это время для них познавательным, веселым, насыщенным новыми впечатлениями?
С помощью весёлых игр можно весело и интересно организовать отдых детей, как на улице, так и дома. Просмотр интересных мультфильмов способствует развитию умственной и речевой активности детей. Собранные воспитателем стихи, загадки, пословицы, считалки вполне уместны и в летний период времени
В летний период занятия в группах не предусмотрены. Но отдельно выделена в программе культурно - досуговая деятельность, позволяющая обеспечить каждому ребенку отдых, эмоциональное благополучие, способствующая формированию умения занимать себя.
Практическая деятельность детей имеет важное значение для эстетического развития. И особое место в ней занимает художественная деятельность. Дети любят песни и стихи, очень охотно включаются в занятия, насыщенные ими. Во время летних каникул дошкольники принимают участие в праздниках: «День защиты детей», «Россия — Родина моя», «Здравствуй, лето!», « Праздник Нептуна». Они с удовольствием учат и читают стихи, поют песни, водят хороводы, танцуют.
Большую часть дня дети летом проводят на свежем воздухе. Не забывают при этом меры предосторожности — надевают головной убор, в затененном месте снимают часть одежды. Хорошо, если проведение воздушных ванн сочетается с подвижными играми.
Ежедневно летом проводятся игры и физкультурные развлечения на спортивной площадке детского сада: «Мой веселый звонкий мяч», «В гостях у сказки», «Мой друг Светофор!».
Составляя сценарии летних развлечений, старайтесь познакомить детей с приметами лета, обычаями и традициями русского народа, пусть дети выучат стихи и пословицы о лете, водят хороводы, поют русские народные песни, играют в народные игры.
Планируя досуг для детей на лето, важно не забывать о главном — проявлять как можно больше любви к ребенку, больше подлинной, разумной заботы о его развитии — физическом, умственном, эмоциональном, нравственном. Предлагаю некоторые подвижные игры для детей 3-4 лет.
"Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опус¬кают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется. Вариант игрыПосле слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются, куда кто хочет (в пределах площадки), а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели!..»В этом варианте игру можно повторить 3—4 раза."Воробушки и кот"Дети стоят вдоль стен комнаты на скамеечках, на больших кубиках или в обручах, положенных на пол. Это — «воробышки на крыше» или в «гнездышках». Поодаль сидит «кошка», роль которой исполняет один из детей. «Воробышки полетели»,— говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнездышка и, расправив крылья, т. е. вытянув руки в стороны, бегают врассыпную по всей комнате. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробышков, которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе «в дом».Котята и ребята.Подгруппа детей изображает котят, остальные— и х хозяева (у каждого 1,2 котенка). Котята на заборчике на второй-третьей перекладинах лесенки. Хозяева сидят на скамейке. «Молока, кому молока»,— говорит воспитатель, подходит к хозяевам и делает вид, что наливает им молоко в кружки (мисочки, колечки, круги). Котята мяукают — просят молока. Хозяева выходят на площадку (за черту) и зовут: «Кис-кис-кис!» Котята слезают с заборчика и бегут пить молоко. Ребята — хозяева говорят: «Мохнатенький, усатенький, есть начнет, песенки поет». С последним словом котята убегают, хозяева их ловят. Кто поймал котенка, меняется с ним ролью.Правила: по сигналу влезать и слезать любым способом; - убегать после слова «поет»; ловить можно только до черты (на расстоянии двух шагов от заборчика)."Наседка и цыплята"Дети изображают «цыплят», а воспитатель — «наседку».На одной стороне площадки огорожено веревкой место— «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40—50 см).Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «Ко -ко-ко- ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут домой.Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезли под веревку и немного побегали по площадке."Лягушки"Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, воспитатель говорит следующие стихи:Вот лягушки по дорожке,Скачут, вытянувши ножки,Ква-ква-ква, ква-ква-ква,Скачут, вытянувши ножки.Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая «лягушек». По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в «болотце» — перепрыгивают через черту — и тихонько присаживаются на корточки.При повторении игры роли меняются.Правила: мяч останавливать руками, не допуская касания ног, долго не задерживать, стараться тут же откатить другому."Курочка и цыплята"Дети располагаются за веревкой, подвешенной на высоте 25 см. Воспитатель-наседка зовет цыплят гулять. Они перешагивают через веревку и разбегаются по площадке. На сигнал «большая птица» убегают. Воспитатель в это время опускает веревку вниз.Правила: перешагивать после сигнала, не толкаясь, удерживая равновесие на одной ноге, убегать после сигнала."Мишка идет по мостику"На землю кладут доски (ширина 25 см, длина 2—2,5 м). За ними на высоте поднятой руки ребенка подвешивают на веревке ленточки. Соответственно количеству досок вызывают детей, они встают на четвереньки и по сигналу ползут до конца доски. Сходят с доски, подпрыгивают, снимают по одной ленточке , медведи достают малину. Когда все дети проползут, воспитатель предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются, воспитатель вешает ленточки на веревку. Игра повторяется.Правила: идти по скамейке на четвереньках (на ступнях и ладонях); доходить до конца доски."Кружись — не упади!"В играх с ходьбой «Нам весело», «Парами на прогулку», «Солнышко и дождик» вводится кратковременное медленное кружение на месте."Шире шагай"На площадке в 2—3 ряда раскладываются обручи (пластмассовые или плоские из фанеры диаметром 60 см), в каждом ряду 5—6 обручей. 2—3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, подпрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.Правила: идти с промежуточным шагом в обруче, но, не выходя за его края, не задевать за обручи.
Автор: Бакулина Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ №6 «Василёк» п.Шушенское, Красноярский край.
Материал может быть полезен педагогам дошкольных учреждений для работы с детьми дошкольного возраста.
Цель: Развитие индивидуальных, двигательных и творческих способностей ребенка.
Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движение при наличии правил.
Подвижная игра важнейшее средство развития ребенка, игра способствует развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка, в них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.
Игровые шутки - минуткиВоспитатель: С добрым утром, детвора,  Поиграть уже пора. Вы со мной согласны?  Дети: - Да! 
Воспитатель: Поиграем "Кот и мышки" вы согласны, шалунишки?  Дети: - Да! Воспитатель: - Раз согласны, то тогда выбираем мы кота.  /считает/ Чики- брики- брики- пас,  Кто же будет в этот раз?  Закрываем крепко глазки,  Выбираю без подсказки.  /считает/ Чики-брики-брики-вот будешь ты сегодня кот. / выбирает/. Выходит ребёнок и начинает изображать кота.  Воспитатель: - Кот гуляет во дворе,  Мышки спрятались в норе / дети на цыпочках бегут и прячутся в углу/ Воспитатель /шутливо грозит/ Тише, мышки, хитрый кот,  Вас давно уж стережёт!  Кот / с разной тональностью то басом, то тоненьким голоском, пританцовывая/Мышки, мышки, шалунишки, вы грызёте часто книжки,  книжки портите до дыр.  У меня есть, мышки, сыр, сыр!! /показывает и дразнит, мышки принюхиваются, облизываются, гладят животики, но не выходят/  Кот /хитро/ - Ах, какой прекрасный сыр, /нюхает, ласково продолжает/ Объявляю, мышки, мир, мир, мир!  /Мышки осторожно выглядывают, кот стремительно бросается к норке/ Кот /радостно/ О! Как много мышек тут, коготками все скребут. А-а-а!/выпускает когти, хочется схватить их, но мышки сразу запищали и спрятались  Кот /обиженно/ - Мышки- это чересчур!/топает/ Муры- муры- муры- мур!  Я устал вас долго ждать,мне пора уже поспать/зевает, потягивается. Уходит ленивой походкой, засыпает /   Воспитатель: - Мышки в норочке сидят, мышки в щёлочки глядят.Они видят хитрый кот, дремлет сладко у ворот.  Кот ленивый будет спать, мышки выйдут погулять.  /Мышки выскакивают из норки и маршируют вокруг спящего кота. / Мышки: - ПО-ГУ-ЛЯ-ЕМ У КУС-ТА,  НЕ БОИМ-СЯ МЫ КО-ТА! /шутливо грозят/ У кота усищи /"рисуют"/ острые когтищи/показывают/ Ох, какой хвостище/показывают/ крепко спит котище/ показывают Заберём наш вкусный сыр, а потом устроим пир!  /кот приоткрывает один глаз, мышки испуганно/ Разбудили мы куда, разбегайся, кто –куда Воспитатель /машет рукой мышкам/Прячьтесь, прячьтесь все сюда.Не пропущу я к вам кота./мышки прячутся за спину воспитателя.Кот нападает. Мышки пищат, так несколько раз, и постепенно приближаются к норкеИ прячутся./Кот - сыр стащили и сбежали, Снова спрятались в подвале/грозит/Ну и ладно, ну и пусть./всхлипывает/Эх, до вас я доберусь!   Воспитатель /качает головой/ не помог сегодня сыр,  иди, котик, пей кефир, пусть нальёт тебе хозяйка,Мне тебя немножко жалко. /успокаивает кота, кот жалобно мяукает/ КОТ -Обижают мышки, серые воришки.  Догонять не стану,пойду лизать сметану. Мяу! /уходит/ Воспитатель: Обмануть хотел всех кот,вышло всё наоборот. Никого дразнить не нужно, надо жить со всеми /пауза/выскакивают мышки все весело- ДРУЖНО!!      ИГРА на внимание «ЛАДОШКА» /условие игры убирать свой пальчик только на слове АЙ! / Девочки и мальчики, подставляем пальчики!/ дети ставят свой пальчик под ладошку воспитателя/ Воспитатель/весело/ Поиграем понарошку, я сейчас сожму ладошку!  /делает ударение на слове ладошку и напоминает, что убрать пальчик можно только на слове АЙ! / ты играя, не зевай, не зевай, не зевай.  быстро пальчик убирай/ выделяя слово убирай, убирай, убирай/ ускоряя темп и неожиданно резко -АЙ! И сжимает свою ладонь, дети должны быстро убрать свои пальчики выигрывает тот, кто был внимательнее всех.
Дыхательная гимнастика для детей
Чудо-нос
 После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.
Носиком дышу,Дышу свободно,Глубоко и тихо –Как угодно.Выполню задание,Задержу дыхание.Раз, два, три, четыре –Снова дышим:Глубже, шире.
Ворона
И.п.: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки.
Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р]
                                                                  
 
Ножницы
 И.п.: сидя за столом или сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе).
Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз.
С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз.
С выдохом – левая рука вниз, правая вверх.
После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
 
Хомячок
 Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
 
 
 Волна 
И.п.: сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз.
На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".
После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Дерево на ветру
 И.п.: сидя за столом или сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе).
Спина прямая.
Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз,  перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
 
 
Ныряльщики за жемчугом
 Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание.
Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
 
«Подуем на…»
 И.п.: ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох.
Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо - вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:
«Подуем на плечо,
Подуем на другое,
На солнце горячо
Пекло дневной порой».
 
«Подуем на…»
ИП: ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох.
Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди,  делает спокойный выдох, голова прямо - вдох носом. Поднимает лицо кверху - выдох через губы, сложенные трубочкой.
Взрослый приговаривает:
«Подуем на живот,
Как трубка, станет рот,
Ну, а теперь - на облака
И остановимся пока».
 
«Филин» или «Сова»
 День - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь - смотрит вперёд и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у-уффф».
Игра также развивает внимательность и способность сосредотачиваться
 
Косим траву.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.Зу-зу, зу-зу,Косим мы траву.Зу-зу, зу-зу,И налево взмахну.Зу-зу, зу-зу,Вместе быстро, очень быстроМы покосим всю траву.Зу-зу, зу-зу.Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
 
Регулировщик
 Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.
Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить
«р-р-р-р-р».Повторить 5–6 раз
 
Ветерок
Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу
(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу
(повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо
(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх
(голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака
(опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю
(круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.
 
Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок.
Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.
Повторить три-пять раз.
 
Говорим скороговорки
 Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.
Например:
На пригорке возле горкиЖили тридцать три Егорки.Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
 
БегемотикИ.п.: лежа или сидя.
Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться словами:
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
 Часики
 И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».
Повторить до 10 раз.
 Бабочки полетели
 Сидя за стол, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Паровозик
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух».
Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить
«ту-тууу».
Продолжительность – до 30 секунд.
 Вырасти большой
 И.п.: стоя прямо, ноги вместе.
Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.
На выдохе произнести «у-х-х-х»!
Повторить 4-5 раз.
 Гуси летят
 Медленная ходьба.
На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением
длинного звука
 «г-у-у-у»
Надуй шарик
И.п.: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони
перед грудью и выдувает воздух – ффф.
«Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши,
«из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая
губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Можно использовать стихи:
Надуваем быстро шарик,
Он становиться большой.
Шарик лопнул,
Воздух вышел.
Стал он тонкий и худой!
 Подуй на одуванчик
 И.п.: малыш стоит или сидит.
Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто
хочет сдуть с одуванчика пух.
 
 
Воздушный шарик
 И.п.: сидя или лежа, ребенок кладет руки на живот.
Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик.
Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается.
Задерживает дыхание на 5 секунд.
Выполняется 5 раз подряд.
 Бросим мяч
И.п.: стоя, руки с мячом подняты вверх.
Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х».
Повторить 5-6 раз.
 Петушок
 И.п.: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить.
К нам в гости пришёл петушок. Поднять руки в стороны (вдох).
Он кричит вот так: «Ку-ка-ре-ку!» Хлопнуть руками по бедрам (выдох).