Конспект поурочного плана по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП на тему Неоконченная симфония Ф. Шуберта (3 класс)


План-конспект урока
по учебному предмету «Музыкальная литература»
3 класс (5-летний курс обучения) ДПОП
преподаватель Белобородова Виктория Викторовна
МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Тема: «Неоконченная» симфония Ф. Шуберта
Цель: познакомить обучающихся с симфонией си минор «Неоконченной» Ф. Шуберта
Задачи: 1. Образовательная:
Опрос домашнего задания, викторина по фортепианным сочинениям Ф. Шуберта.
Симфония си минор «Неоконченная» - год издания, первое ее исполнение, форма, тематизм симфонии. Разбор I и II части симфонии: ритм, характер, тональность, инструменты, которую исполняют основные темы.
Дать понятие симфония.
Слушание основных тем Симфонии си минор: I ч. – вступление, г.п., п.п., II ч. – 2 темы.2.Воспитательная: вызвать чувство эмоциональной отзывчивости у обучающихся на музыкальные образы в «Неоконченной» симфонии Ф. Шуберта.
3.Развивающая: слух, ритм, память, мышление, речь.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, музыкального обобщения.
Оборудование: ноутбук.
Использование ИКТ: Кушнир М.Б. Аудиопособие для учебных заведений. Музыка зарубежных стран. – М.: Музыкальный Издательский Дом ЛАНДГРАФ, 2007.
Использование ЭОР: http://www.classic-music.ru
http://www.audiopoisk.com/track/franc-6...
Название ресурса: Тематическая подборка материала
Список методической и используемой литературы
1.Дмитриева Л.В., Лазарева И.А., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1 – 5 классов. – Срок реализации – 5 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
2.Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно-европейской музыки. Второй год обучения. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
4.И. Прохорова. Музыкальная литература зарубежных стран для 5 класса ДМШ. – М.: «Музыка», 1990.
5.Ю.Булучевский, В. Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – 10-е изд. – Л.: «Музыка», 1990.
Наглядные пособия
Портрет композитора Франца Шуберта. Нотные примеры основных тем. Картинки с музыкальными инструментами: струнные, деревянно-духовые.
Ход урока
1.Опрос домашнего задания по теме: Фортепианные сочинения Ф. Шуберта, викторина (Вальс си минор, «Военный марш», «Музыкальный момент» фа минор, Экспромт Ми-бемоль мажор).
2.Ф. Шуберт «Неоконченная симфония» си минор.
Cимфония в переводе с греческого означает – созвучие. Это произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла.
Симфония си минор написана Шубертом в 1822 году, в период наивысшего расцвета его таланта. Это восьмая по счету симфония (всего Шубертом написано 9 симфоний, одна из них утеряна). Она получила название «Неоконченная», т.к. имеет всего две части. В противоположность героической симфонии № 5 Бетховена это произведение лирическое. Все темы симфонии Шуберта имеют песенный характер, в чем сказалось влияние его собственного вокального творчества.
Впервые симфония была исполнена в декабре 1865 года – через 43 года после ее создания. В то время, когда Шуберт писал эту симфонию, он уже был известен как автор прекрасных песен и фортепианных пьес. Но ни одна из написанных им симфоний не была публично исполнена. Симфония си минор создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже – в партитуре.
В фортепианном варианте сохранились наброски трех частей, но в партитуре композитор записал только две. Поэтому впоследствии она получила название «Неоконченной».
«Неоконченная» симфония – открыла дорогу романтизму. В симфоническую музыку вошла новая тема – внутренний мир человека, который ощущает свой разлад с окружающей средой.
Первая часть написана в форме сонатного allegro, темп - Allegro moderato.
Главной партии предшествует вступление, полное скрытой, затаенной тревоги. Тема вступления имеет песенно-декламационный характер. Она звучит приглушенно и таинственно у виолончелей и контрабасов в низком регистре (слушание):

В симфонии Гайдна «С тремоло литавр» также было вступление. Своим медленным вступлением и несколько таинственным звучанием оно оттеняло жизнерадостную музыку allegro. Здесь вступление имеет другое значение – это уже начало повествования.
Главная партия звучит в том же умеренно быстром темпе. Гобои и кларнеты «поют» нежную, лирическую, грустно-задумчивую мелодию (слушание):

Беспокойное сопровождение струнных инструментов сохраняет чувство тревоги, выраженное в начале симфонии. Как и в песнях Шуберта, сопровождение, фон «опережает» основную мелодию, предваряет ее настроение.
Побочная партия также песенна. Эту вторую песню «поют» виолончели с их густым мягким тембром. Оживленный ритм мелодии, синкопированное сопровождение придают побочной партии танцевальный характер. Тема звучит в соль мажоре (тональность VI ступени к си минору). Из-за отсутствия перехода происходит непосредственное, красочное сопоставление тональностей (слушание):

Разработка построена на теме вступления. Частые акценты, резкие смены силы звука, беспокойно пульсирующий фон создает остроту, порывистость и огромную напряженность звучания. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. В момент кульминации звучность оркестра усиливается благодаря вступлению тромбонов.
Наступает реприза. В том же порядке, что и в экспозиции, звучат главная и побочная темы. Все пережитое прячется от людского взора, уходит вглубь. И только заключение первой части, где вновь появляется тема вступления, напоминает о тревоге и смятении чувств, так бурно прорвавшихся в разработке.
Вторая часть – Andante con moto (неторопливо, с движением), мир других образов. В ее основе 2 темы. Обе лирические. Лирика здесь особенно искренняя, возвышенная. Это поиски новых, светлых сторон жизни, примиренность с ней. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет успокоения. В противоположность первой части, вторая часть в целом имеет светлый характер. Минор второй темы проходит «бесследно». Но есть и общие черты. Обе темы Andante песенны. А синкопированный ритм танцевальной второй темы сближает ее с побочной партией первой части (слушание).
Очень эффектно завершает композитор симфонию: постепенно затухает, растворяется начальная тема. Возвращается тишина…
Существует набросок третьей части симфонии си минор – решительной, волевой. Шубертом закончены лишь две части симфонии. Очевидно, ее замысел не потребовал традиционного четырехчастного цикла.
«Неоконченная» симфония песенна по тематике, ее отличают красочные гармонии, иные, чем у венских классиков, приемы тематической разработки. Выделяет симфонию и фактура изложения, напоминающая песню с сопровождением. Отсюда своеобразное звучание оркестра, когда солирующие голоса получают роль «поющих» голосов. Все это открыло новые пути для развития жанра романтической симфонии у других композиторов.
Долгие годы симфония находилась у друга Шуберта А. Хюттенбреннера. И лишь в 1865 году впервые исполнена дирижером Иоганном Хербеком. С тех пор «Неоконченная симфония» Шуберта неизменно украшает концертные программы.
Д/З1.Составить 7 вопросов письменно по симфонии си минор Шуберта.
2.Поготовиться к викторине и письменному опросу по симфонии.