Развитие вокальных навыков в системе музыкального образования








«Развитие вокальных навыков в системе музыкального образования»



Учителя музыки
Сониной Надежды Ивановны







НИЖНЕВАРТОВСК, 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. Воспитание музыкой.... 3
ГЛАВА 1
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПВОКАЛЬНЫХ И ХОРОВЫХ НАВЫКОВ В РАМКАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ЦАРСКОЙ РОССИИ.8
2. СУЩЕСТВОВАВШИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КАК ЧАСТИ ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКОВ..12
ГЛАВА 2
2. КОМПЛЕКС ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЁМОВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ...23
3. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ32
4. ЗНАЧЕНИЕ ВЛАДЕНИЯ ВОКАЛЬНЫМИ НАВЫКАМИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ НАД ХОРОВЫМИ НАВЫКАМИ.37
5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ52
СНОСКИ.54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................56
ПРИЛОЖЕНИЕ58
Введение.
ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКОЙ.
“Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше”.
Гендель
Вряд ли мы можем представить себе нашу жизнь без искусства, особенно без такого как музыка. Искусство общечеловечно. Его высшее назначение – проникновение в душу человека.
Почему нам хочется её слушать? Почему мы её любим?
Для некоторых она играет большую роль, а для некоторых она даже становится смыслом жизни
Всему миру известны имена таких величайших композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Глинка, Рахманинов и многих других, которые жили музыкой, и для которых она являлась смыслом жизни. Их музыка живет столетиями, веками, она востребована и актуальна в наше время, она живёт в наших сердцах и душах. Человек наделён природой уникальной способностью мыслить, и уникальной способностью чувствовать. В музыке великих композиторов заложены глубочайшей силы мысли, и может, мы и не можем их познать, но слушая музыку, мы можем их почувствовать!
Мысль в музыке выражена МЕЛОДИЕЙ. В музыке величайших композиторов мы слышим интонационно-богатые мелодии, широко развитые по форме и содержанию. Например. И.-С.Бах писал полифоническую музыку, где мелодия – мысль не одна, а их несколько, и у каждой мелодии – мысли свой развитие, своя жизнь. Они излагаются, переплетаются, спорят, беседуют, приходят к единому мнению. Познание мелодии – познание мысли – расширяет наши мыслительные возможности, активизирует мыслительные процессы. По мнению Д.Б.Кабалевского, при прочувствованном и продуманном восприятии музыки активизируется внутренний, духовный мир, таким образом, музыка является могучим и ни чем на заменимым средством формирования духовного мира подрастающего человека.
Музыка нашего времени ориентирована в меньшей степени на интеллектуальные возможности, а в большей степени на инстинкты человека, заложенные в подсознании. Это в основном ритмичная танцевальная музыка с интонационно скудными и слабо развитыми мелодиями (если таковые имеются). Я имею в виду музыку, которую слушают большинство наших детей, подрастающее поколение. Песни, которые нравятся многим детям, построены на примитивных мотивах, слабо развиты, не располагают к размышлению, хотя и такая музыка имеет право на существование. Музыка, имеющая высокохудожественную, эмоциональную, интеллектуальную ценность не всем близка. Совершенно другой духовный мир формируется такой музыкой, иные жизненные ценности, такая музыка обедняет мыслительные возможности, притупляет чувства, не формирует умение СЛЫШАТЬ музыку, что особенно обнажается, по мнению Д.Б. Кабалевского, в хоровом пении на уроке музыки.

Целью музыкального образования в общеобразовательной школе является формирование музыкальной культуры школьников, как части духовной культуры.
Детство – тот период в жизни каждого человека, когда закладываются те черты, ценности, которые в дальнейшем будут определять характер ребенка, цель и смысл его жизни. Опора на вечные проблемы – что есть Жизнь, Добро, Любовь, Честь, Труд, Творчество – является компасом в достижении цели музыкального образования. Известно, что знания и убеждения проходят через призму эмоций и чувств. Еще в древности музыка рассматривалась как одно из важнейших средств воспитания гражданина. Так, Аристотель утверждал: “Подобно тому как гимнастика способствует до известной степени развитию физических качеств, так музыка способна воздействовать на этическую природу”.
Эффективным путём реализации Цели музыкального образования и задач музыкально- эстетического воспитания, я считаю, включение ребенка в вокально-исполнительскую, а также вокально-хоровую деятельность на уроке музыки и во внеурочной работе.
Певческая деятельность – общедоступный способ музицирования. На ряду со всеми вокальными жанрами, такими как опера, серенадасчитаю общедоступным для школьников любого уровня развития такой вокальный жанр как песня.
С помощью песни можно найти отклик в душе каждого ребёнка.
Песня – жанр, где мелодия (мысль) чётко очерчена, ясна и доступна для восприятия.
Познание мелодии – познание мысли – расширяет наши мыслительные возможности, воспитывает и формирует нашу духовную культуру.
Песня, как и любой другой жанр музыки, помогает понять, ценить и беречь жизненные ценности, такие как добро, любовь, красота, жизнь, творчество, духовная красота. Помогает понять устройство мира, выбрать жизненные приоритеты и строить счастливую полноценную жизнь.
Если песня ребёнку нравится в данный момент и ему хочется её исполнять, то мысли, заложенные в ней ему в данный момент близки и актуальны. Таким образом, с помощью музыки и песен, которые находят отклик в душе ребёнка можно формировать музыкальный вкус, жизненные ценности и духовную культуру.

Целью моей работы считаю – в рамках реализации цели и задач музыкального образования, помочь детям научиться погружаться, чувствовать и понимать мир музыкальных образов, через музыкальное искусство полнее воспринимать, чувствовать и окружающий мир, размышлять и общаться с музыкой, осознавать роль и возможности человека в окружающем мире.
цель моей учебно-воспитательной деятельности. Научить детей сопереживать, сочувствовать, задумываться.
Целью выбранной темы является:
1) исследовать важность и роль развития вокальных навыков в формировании личности, формировании качеств личности, необходимых для полноценной жизни человека, мировосприятия и миропонимания, в формировании музыкальной культуры и музыкального вкуса человека, как части духовной культуры;
2) повышение уровня развития вокальных навыков в вокально-исполнительском мастерстве в рамках музыкального образования, создание условий для проявления и реализации творческих способностей, раскрывающих и формирующих качества личности.
Задачи работы:
- провести аналитический обзор существовавших и существующих взглядов на проблему развития вокальных навыков и вокального, в том числе вокально-хорового воспитания в России в конце 19-начале 20 веков.
- разработать и апробировать комплекс эффективных приемов и методов развития вокальных навыков в рамках музыкального образования;
- определить конкретную последовательность формирования первоначальных вокальных навыков в начальный период обучения;
- составить комплекс упражнений по формированию и развитию вокальных навыков на уроках музыки и во внеурочной деятельности;
- разработать систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений) по развитию вокальных навыков;
- оценить эффективность выбранного пути в реализации цели музыкального образования через проведение и получение результатов мониторинга развития вокальных навыков и достигнутые результаты в процессе работы над выбранной темой.
Предметом исследования: теоретические основы и практические основы развития вокальных навыков в рамках музыкального образования.

ГЛАВА I.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПВОКАЛЬНЫХ И ХОРОВЫХ НАВЫКОВ В РАМКАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ЦАРСКОЙ РОССИИ.

Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотрению начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного плана.
Все школьные уставы предлагали местному «начальству» позаботиться о преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть к тому способности. Или, говоря по- другому, «материальные возможности». К счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях, такие средства находились.
«Гимназиям нашли весьма есть отрадных факты, что некоторые наставники, будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры их учеников. Сами обучают их церковному и светскому пению и, развивая в них чувство религиозности, чувство изящного и чувство патриотическое в высшей степени желательно, чтобы пример таких преподавателей, которые будут всегда особенно дороги для своих учеников, не остался без подражания.»1).
Особенно заботливо было поставлено образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в качестве важного элемента воспитания. Например, в училище Ордена Святой Екатерины за время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение распадалось на светское и церковное. С первого же года обучение проводилось с применением нот, так как до поступления в училище девочки должны были домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен, в него входили произведения, как русских, так и западных композиторов. Таким образом, к окончанию училища, воспитанницы приобретали навыки хорового пения (с инструментом и a`capella). Примерно по такому же плану было организовано музыкальное воспитание в других женских институтах.
В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных, Дело обстояло совсем иначе. «Оттого и происходит, что в школе, например, есть уроки рисования, пения или музыки, по классам висят копии с художественных картин, а ученики почти не рисуют, не поют и не играют, а картины никого не радуют.»2).
Формальный подход к делу был характерен для большинства заведений «такого типа». Поэтому не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях такие занятия музыкой.

В нашем веке развитие вокальных навыков в рамках хорового пения стало рассматриваться как путь творческого развития детей. В реализации задач музыкально- эстетического воспитания школьников важное место занимает исполнительская деятельность в условиях школьного урока музыки. Одна из важнейших задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе - научить детей петь. Однако в наше время на так уж много «поющих» общеобразовательных школ. А, между тем известно, что в Царской России детские хоры были в состоянии петь трёх-четырёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встречаются и сейчас, но они крайне редки. (Из причин можно предположить следующие: 1) в школе сейчас встречается очень большой процент детей с больным голосовым аппаратом; 2) есть школы, в которых просто не существует хоров, может быть, в связи с тем, что учителя музыки не хотят брать на себя дополнительную нагрузку, а в вокально-хоровой деятельности как нигде, видна работа учителя; 3) это нехватка квалифицированных педагогов, которые бы профессионально, со знанием дела, прививали детям вокальные навыки и навыки хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая помимо соло – хоры, ансамбли.)

СУЩЕСТВОВАВШИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КАК ЧАСТИ ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКОВ

Конец 19 века в России богат появлением на свет исследованиями по проблеме хорового воспитания детей, для которого большое значение имеет развитие вокальных навыков.
I. Среди педагогов последней трети 19 века Степан Васильевич Смоленский пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смоленский ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки.
В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные задачи:
Воспитательная - формирование духовной культуры
Образовательная - знание русской музыкальной литературы
Развивающая - обучение приёмам пения
Он создаёт учебник, в котором даёт свои методические разработки:
Четырёхтомный «Курс хорового пения», а также « Азбука хорового пения», в которой дана методика знаменного пения.
В « Курсе хорового пения» изложена методика преподавания пения по цифирной нотации для учителей. Этот учебник выдержал шесть изданий и был одним из основных в народных школах России.
Он предлагал в качестве методического приёма в начальных классах школы в течение 1,5 – 2 месяцев ввести занятия по слуху - для развития навыка слухового восприятия. Использовался метод слуховых сравнений: аккорды, напоминающие колокольный звон, а тянущиеся звуки - реку.
Также Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, которая направлялась на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра, ставила воспитательные задачи.
Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и художественными задачами: обучить приёмам пения и исполнять артистично. Таким образом, Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но и обучал их технике пения, вокальным навыкам.
Главной задачей массового музыкального просвещения Смоленский считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую очередь, через школьное музыкальное образование.
Чрезвычайно большое значение Смоленский придавал репертуару и неоднократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе детского репертуара. Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая содержательность и тесситурные условия. Музыкальный материал предлагалось подбирать, руководствуясь следующими принципами: особенности детской психологии, содержательность, тесситура, ладовая основа- диатоника.
Для обучения детей он создал дидактический певческий комплекс, основываясь на образцы древнерусских распевов. Целесообразность он обосновывал тем, что древнерусские распевы диатоничны в ладовой основе и интонационно близки к характерным образцам народной музыки, а тесситурные особенности распевов (примарная зона) очень удобны для начального обучения детей пению.
Результаты деятельности Смоленского в области школьного хорового воспитания явилась музыкально- педагогическая концепция , нашедшая своё выражение в «Проекте программы музыкального образования в народной школе»(1880 г) и в «Методике преподавания по цифирной нотации для учителей»(1885 г).
Создание специальных школьных учебников поднял на новый уровень методическую литературу для учителей пения.

II. В 70 годах прошлого века появляется книга Сергея Иринеевича Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе». В этой книге есть статья, посвященная обзору русской учебно-музыкальной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет значение хорового пения, которое, по его словам, является:
Навыком к дружному, совокупному действию
Разумным стремлением общими силами достигнуть цели
Привычкою тщательно выполнять свою собственную деятельность
В своих высказываниях Миропольский подчёркивает любовь к песне у русского народа, приводя различные случаи из русского быта , связанные с песней.
Говоря о методах обучения пению Миропольский отмечает, что:
«голос формируется не раньше 8-9 летнего возраста, с этого времени и следует начинать обучение пению»
«пение по слуху и пение по нотам представляет две стадии в обучении этому искусству»3).
Вместе с тем, Миропольский допускает в начальном периоде графическое или цифровое изображение высоты звука, но наряду с этим, не отрицает трудностей обучения нотной грамоте и подробно разбирает эти трудности. Поэтому в начальном периоде обучения он допускает графическое изображение звуков («лестничка»). Особенно рекомендует цифровой метод, и отмечает, что обучение по цифровому методу не исключает в дальнейшем обучения по нотам, также как обучение по печатным буквам не исключает обучения письму.
Основные принципы обучения:
«Чтобы дети научились представлять всякий данный звук в уме».
«Рядом с мелодиями должны идти упражнения в сольмизации».
«Все упражнения должны иметь осмысленный характер».
«Как скоро дети утвердятся в правильном и отчетливом выполнении простеньких пьес среднего темпа следует переходить к пению двухголосному».4).
Однако Миропольский не указывает точно, ни когда по времени возможен переход к двухголосию, ни как, какими методами его осуществлять.
Книга С. И. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкального воспитания, так как она давала представление о состоянии музыкального воспитания в России и на Западе.

III. Большую популярность приобрела двухчастная «Методика пения» Алексея Николаевича Карасева. Он придает изучению пения не только музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо подчеркивает, что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется умственная работа.
Карасев ставит ряд целей при обучении детей пению:
«Развитие присущих детям музыкальных способностей, а вместе с тем органов голоса, речи и дыхания».
«Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к практике»5).
А также ряд задач:
«Научить детей петь начальные молитвы и песнопения «с голоса», но предпочтительно по нотам или другим знакам, в один голос».
«Научить петь те же молитвы, тропари и песнопения в два голоса»6).
Карасев утверждает, что большинство детей наделено хорошим слухом, но при этом отказывает им в творческих возможностях: «Не имея способностей творчества самостоятельной мелодии, ребенок более склонен к подражанию»7).
Большое внимание Карасев уделяет нотной грамоте, необходимость изучения которой он настойчиво подчеркивает: «При пении «с голоса», человек блуждает в потемках, оказывается беспомощным в каждом новом случае»8).
А. Н. Карасев, подобно С. И. Миропольскому, считает разумным начинать обучение с более легких способов записи. Цифровую нотацию он описывает следующим образом: «Первая нота гаммы – цифрою 1, вторая – 2 и т. д. ноты выше 8 – следующая октава, имеют точку над цифрою, а нижняя октава точку под цифрою»9).
Занятия начинались с освоения одного из звуков, обычно это был звук «до» первой октавы. Ученики пели его сначала целыми длительностями, затем половинными, четвертями, далее переходили к простейшим ритмам. Освоение одного звука продолжалось до тех пор, пока все учащиеся не добивались чистого пения. На одном звуке пели молитвы, песнопения, народные прибаутки.
После чисто спетого звука «до» переходили к звуку «ре», добивались чистого пропевания секунды, и аналогичный музыкальный материал уже охватывал два звука. Далее следовал третий звук «ми» и работа на трех звуках продолжалась в том же плане.
Но в дальнейшем обучении Карасев отвергает этот способ обозначения, считая, что «Обучение по цифрам с каждым шагом будет показывать деланность и неестественность преподавания, а потому и не имеет за собой прочных дидактических оснований»10).
В противовес цифровому Карасев выдвигает буквенный способ обозначения: «Названия нот заменяются звуками, звуки изображаются буквами, стоимость ноты – цифрой поставленной над буквой»11).. Например: «до» – а, «ре» – у, «ми» – и, «фа» – о, «соль» – е, «ля» – я, «си» – ю. Так как этот способ не дает никакой наглядности, представления о движении мелодии, то учащиеся должны предварительно запомнить все звуковые отношения. Этому помогает «лестничка»: о
и
у
а
А. Н. Карасев уделяет значительное внимание методическим приемам изучения музыкальных произведений:
Чтение первой строки учителем, если не усвоено это ранее.
Повторение отчетливо каждым учеником из слабых, и всем классом.
Пение строки учителем.
Повторение лучшими учениками по отдельности.
Повторение двумя, тремя, группой и всем классом.
Изучение при тех же приемах второй строки.
Повторение обеих строк одна на другую.
Пение следующей фразы молитвы.
Преимущества методики А. Н. Карасева заключается в строгой, продуманной последовательности в построении всего процесса обучения и в детальной его разработке, способствующей выработке прочных навыков у учащихся.
В то же время методика А. Н. Карасева отражала схоластику, и формализм обучения того времени. Хотя благодаря строгой последовательности достигалась чистота интонирования и прочность усвоения музыкального материала, вся система была чуждой живой природе музыки, подавляла проявление к ней творческого отношения.

IV. Следует отметить статьи профессора А. И. Пузыревского. По мнению Пузыревского, школьное пение, правильно поставленное и хорошо ведённое, важно для школы в различных отношениях: и в религиозном, и в эстетическом и в нравственном.
В статье «Пение в семейном воспитании» отмечает, что очень важны занятия пением, потому что «для успешности всяких музыкальных занятий необходимо развивать общую музыкальностьа для этого лучшим средством является пение, доступное всем нормальным детям»12)
Говоря о методах обучения пению, Пузыревский предостерегает от формального обучения нотной грамоте. Много внимания уделяет вопросу о последовательности в обучении. Он указывает на необходимость учитывать закономерности психофизического развития ребёнка, ставить перед учеником только посильные задачи, которые могут быть им не только правильно поняты, но и выполнены. «При пении главную роль играют музыкальный голос и музыкальный слух, развивающийся медленнее способности мышления и, при исключительности метода, не сообразующегося с этим естественным развитием музыкальности, может случится, что мы будем давать непосильную работу слуху или голосу ребёнка»13)

V. Не меньший интерес представляет работа Д.Н. Зарина «Методика», которая начинается с вводной части «О методе хорового пения и его принципы».
По его мнению, значение школьного пения состоит не только в воспитании эстетического чувства, но и в его воспитательном воздействии:
На умственные силы детей: сознание, память, воображение
Волю
Эстетическое чувство, которое возможно только через исполнение хорошей музыки
Весь курс занятий Зарин делит на 2 периода: обучение нотной грамоте, и обучение с голоса - рекомендует начинать с работы над развитием восприятия высоты, т.к. звуковысотный раздел он считает наиболее интересным для детей.
Навык различения высоты советует развивать сначала на сравнительно большом интервале, например, квинты.
Также отмечает, что для развития голоса очень важен хороший показ учителя, так как дети легко подражают, а также отмечает, что вокальные упражнения следует начинать с пения гласной «а», за гласной «а» - «е», «и», «у», «ы», «я», «ё», «ю».
Для развития дыхания рекомендует специальные упражнения, которые повторяются до тех пор, пока правильное дыхание не обратиться в привычку, в умение, инстинкт.
Певческий репертуар должен быть непременно художественным, т.е. таким, которым содержит в себе богатую и выразительную мелодию и чуждую вычурности гармонию. Наиболее подходящим репертуаром Зарин считает церковные и народные песни, хотя автор не исключает и сочинения светских композиторов.
Автор даёт подробные методические указания к разучиванию песни:
Не затягивать надолго разучивание.
Брать посильный репертуар.
Знакомство с содержанием текста.
Учитель сам исполняет песню.
Показ строения песни: одинаковые и различные фразы.
Указать, где брать дыхание.
Разучивание текста первой мелодической фразы.
Разбор направления движения мелодия.
Изображение мелодии графически.
Разбор ритмического рисунка.
Первый период охватывает у Зарина 22 урока, с 23 урока, считает, что может быть начато изучение нотной грамоты.
Изучать песни Д. Н. Зарин, как и А. Н. Карасев, советует в порядке нарастания количества звуков. Большинство рекомендуемых Зариным песен заимствовано им из «Школьного сборника этнографической комиссии», некоторые песни даны с пометкой: «В педагогических целях – упрощена».

VI. Более решительным выражением новых педагогических тенденций является «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогике» Александра Леонтьевича Маслова.
Автор описывает различные эксперименты. Он призывает к методическим исканиям, в которых видит обязанность каждого настоящего учителя, но наряду с этим не зачеркивает все наследие старой русской педагогики. Он требует сочетания новых методов со старыми, проверенными опытом.
Маслов считает, что школьное пение по преимуществу должно быть хоровым, несмотря на то, что в частности ставит себе задачей индивидуальное развитие ребенка. Также Маслов говорит о том, что хоровое пение – это основной вид школьной работы по музыке. При этом считает, что введение усиленного изучения нотной грамоты легко может убить в ребенке, как музыкально чутье, так и интерес к красоте и творческому воображению. Нотная грамота, как таковая в начальной школе, должна являться лишь вспомогательным средством при обучении. Главная ценность его методики - в стимулировании творческого потенциала детей.
Рекомендует уделять большое внимание развитию творческих способностей детей. Маслов считает, что творческая деятельность может проявиться:
В исполнении заученных песен на свой лад.
В единоличном сочинении мелодии на данный текст.
В совместном сочинении песен на заданный или свой текст.
В написании окончания к данному четырехтактному предложению.
В написании мелодии на заданный текст или ритм.
Творчество детей он видел в исполнительской интерпретации песен и в вокальной импровизации, и применял аналогичные творческие задания. Вместе с тем Маслов специально изучал возможности детей, которых учителя относили к музыкально неспособным. Обычно к таким причисляли фальшиво поющих.
Он провел специальное исследование, в результате чего пришел к выводу, что у всех физически здоровых детей, есть музыкальный слух, развитый в разной мере. Фальшивое пение обусловлено следующими причинами:
Ограниченный диапазон голоса (2-3 звука).
Смещение диапазона от примарного звука на кварту или квинту (вниз, и значительно реже – вверх).
Отсутствие координации между слухом и голосом.
Недостаточная острота слуха, отсутствие певческих навыков.
В целом исследование А. Л. Маслова имело большое значение, так как доказывало возможность музыкального развития всех детей при индивидуальном подходе к ним.

В период до 30-х годов первостепенное значение приобрели проблемы: охраны детских голосов, создание специальной детской вокальной музыки. Проблема привития вокальных хоровых навыков в эти годы или вовсе не затрагивалась или рассматривалась противоречиво, непоследовательно.
С 1930 по 1941 года начинается систематическая работа над усовершенствованием методов певческого обучения, основанных на регулярных наблюдениях за вокальным развитием детей. Подробно об этом пишут в своих работах Н. Л. Грозденская и В. Т. Соколов.
Анализ планов и программно-методических материалов показывает, что в этот период происходило постепенное сокращение уроков музыки. Считалось, что дети, имеющие желание и способности, могут заниматься хоровым пением и музыкой во внеурочное время.
Хоровое пение способствовало созданию детских хоровых коллективов, отличавшихся высоким профессионализмом. Традиционными становились городские и областные школьные праздники песни.
Расцвет детского хорового исполнительства имел большое значение для музыкального воспитания подрастающего поколения. Поскольку основным критерием оценки являлась вокально-хоровая работа в школе, многие учителя, стремясь показать свой высокий уровень, использовали сложный репертуар, часто без учета возрастных и индивидуальных возможностей детей. Непосильные исполнительские задачи, частые репетиции, форсированное пение вели к перегрузкам, и в конечном итоге – к заболеваниям детских голосов.
Сложившееся положение побудило начать серьезную работу по изучению, охране и воспитанию детских голосов. Проводились специальные исследования, организовывались вокальные конференции, сыгравшие положительную роль в разработке методики вокально-хоровой работы.

VII. В рамках рассматриваемой проблемы, ценность представляет методика работы над элементарными вокальными и вокально-хоровыми навыками в народной школе Бориса Бочева (болгария).
При работе с детьми Борис Бочев обнаружил, что дети интуитивно справляются с интонационным материалом – запоминают, воспроизводят, отличают, анализируют, интерпретируют, но при этом не обладают почти никакими певческими навыками. На основе этих исследований Б. Бочев разработал методику работы над элементарными вокальными и вокально-хоровыми навыками.
Автор говорит о том, что из 45-ти минутного урока всегда 35-40 минут отдает пению хором и индивидуально, а это обстоятельство почти автоматически заставляет детей петь тихо, иначе дети не могут выдержать напряжения.
В методике освещены главные требования, предъявляемые к детям:
Сравнительно тихое пение, без напряженности, без крика. Это пение контролируется не только слухом, но и по внешним признакам – у детей, поющих напряженно и громко, выдаются вены на шее, появляются морщины на лбу, лица морщатся, краснеют, а некоторые из темпераментных крикунов даже потеют от напряжения.
Пение с округлым звучанием. Направлено на борьбу против открытого пения с «режущим звучанием», которое всегда приводит к быстрой усталости, к понижению интонации при продолжительном пении, к сужению диапазона, а в некоторых случаях к хронической сиплости голоса.
На каждом уроке – пение с закрытым ртом (ммм). Это автор делает в целях приучения детей к чистому интонированию без произнесения слов, что способствует облагораживанию звучания, создания мягкости в пении.
Перед началом занятий, при первом прослушивании, автор составляет для себя таблицу, в которую заносит данные о каждом ученике:
Звукоизвлечение – легко или с усилием.
Состояние голоса – чистый, светлый, уставший, сиплый и т. д.
Объем голоса по всему его протяжению.
Качество тембра – светлый, звонкий, бесцветный.
Сила голоса.
Особенности темперамента – скромный, активный и т. д.
С 1941 по 1970 года важное место отводится овладению техническими навыками и развитию вокального слуха ученика (Н. Л. Грозденская, О. А. Апраксина, В. Т. Соколов, Е. Я. Гембицкая).
В 1971 году основы музыкально-педагогического процесса сформулированы О. А. Апраксиной: «Развитие слуха, музыкальной памяти необходимы для любых занятий музыкой, особенно для ее исполнения в условиях общеобразовательной школы, прежде всего, для хорового пения, в процессе которого происходит совершенствование необходимых навыков»14).
Подобно Д. Б. Кабалевскому, она создает свою программу, в которой большое внимание уделяется развитию навыков хорового пения у школьников.
В наше время проблеме формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников уделяется довольно большое внимание. Это тема подробно рассматривается в методических трудах Г. А. Стулова, Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко, В. М. Никитина, Л. Б. Безбородова.
На основании вышеизложенного, можно заключить, что многие принципы, приемы, методы известных авторов, успешно используются педагогами в общеобразовательных школах на уроках музыки, так и во внеурочное время. Существование различных методик, приёмов и методов, взглядов на изучаемую проблему даёт возможность сравнения и выбора наиболее эффективных приёмов и методов, а также создания на их основе собственных, эффективных в применении наработок.


ГЛАВА 2
КОМПЛЕКС ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЁМОВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

В своей работе я опиралась на изучение большинства доступных мне исследований в области методики вокального воспитания детей. Хотелось бы отметить статьи и очерки С. Гладкой, Н. Тевлина, Н. Черноиваненко, Л. Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородова, Г. Стулова и многих других педагогов, которые помогли мне в работе над данной темой.
Какую цель мы ставим перед собой, когда учим детей петь? Для меня главная цель- формирование музыкальной культуры и музыкального вкуса через развитие эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства и творчества. В достижении поставленной цели реализуется ряд задач:
Развитие такого качества личности как трудолюбие через умение работать над развитием вокальных навыков;
Развитие умения чувствовать и координировать тонкую работу мышц, необходимых для формирования и развития вокальных навыков и применять в певческой деятельности;
Развитие эстетического чувства и чувства прекрасного;
Развитие и реализация творческих возможностей;
Воспитание творческого отношения к делу и миру вцелом.
А также:
Формирование и развитие сценической культуры и исполнительских навыков.
Певческая деятельность - наиболее доступный способ музицирования. Для того чтобы дети хотели петь, учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным для них.
В статье Г. Урбановича «Певческий голос учителя» довольно подробно разбирается, какими вокальными навыками должен обладать преподаватель музыки. Голос является главным орудием учителя: «В задачу учителя входит не только умение петь, но и а умение петь так красиво, чтобы его голос нравился детям. Учитель должен уметь петь и без музыкального сопровождения и аккомпанируя себе на музыкальном инструменте, обладать большой палитрой голосовых красок, разнообразием тембра, необходимым рабочим диапазоном, владеть динамикой своего голоса и, наконец, хорошо говорить, рассказывать, объяснять...»15)
Когда дети приходят в сентябре, в процессе прослушивания, в специальной тетради я делаю запись о каждом ребёнке. Пока один поёт - все остальные - слушают.

Фамилия, Имя
класс
Интонация (баллы)
Ритм
(баллы)
диапазон
Особенности характера

Иванов Саша
1 а
5(4,3)
почти гудок
4(5,3)
А-С2
Необщительный, общительный, внимательный, рассеянный и т.д.


Естественно, что эти записи не окончательны и приблизительны. Очень часто заполняются не все графы сразу, а отмечается лишь самое существенное, бросающееся в глаза.
Во время прослушивания прошу ребёнка спеть любую песенку. Один куплет, очень редко два. Для многих детей это задание оказывается сложным, ребёнок не может вспомнить ни одной песни. В данном случае я предлагаю несколько детских «шлягеров» из репертуара детского сада.
При выполнении данного задания проверяются интонация и умение держаться в тональности, память, диапазон, а часто и музыкальная среда, в которой растёт ребёнок (видна по репертуару, которым владеет ребёнок).
Проверка ритмического чувства проводится в форме игры в «ЭХО». Дети прохлопывают или простукивают карандашом ритм вслед за мной.
Изначально предлагаю наипростейший, элементарный ритм из 4 – 5 хлопков, затем усложняю, добавляю пунктир либо триоль.
Далее на уроках продолжается активизация ритмического чувства в музыкально-ритмических движениях. В работе используются методы, предложенные Л. Г. Дмитриевым и Н. М. Черноиваненко:
Игра «ЭХО В ДВИЖЕНИИ»: повторение ритмического мотива сначала хлопками над головой, за спиной и т.д., затем притопами с простейшими движениями на месте или комбинированием прихлопов по бокам и притопов.
Ученики получают задание: Прохлопать или проговорить ритмический рисунок, переданные движением. Сначала выразительный ритмический мотив в движении показывает учитель, затем ученик, а остальной класс передаёт его хлопками.
Класс делится на 3 группы, которые одновременно делают следующее: 1 группа: прохлопывает простой ритм, 2 группа - простукивает карандашом немного усложнённый ритм, 3 группа - прохлопывает усложнённый ритм. В этой игре группы меняются, таким образом, каждый ребёнок может прочувствовать каждый из вышеуказанных ритмов и в то же время здесь закладываются зачатки ритмического ансамбля.
Благодаря данным приёмам, у ребёнка развивается чувство ритма, и они не устают потому, что обучение проходит в форме игры.
Что касается первого прослушивания, то результаты его не окончательны и, естественно, не всегда объективны.
Главной задачей первого знакомства является выявление «гудошников» и явно способных детей.

Развитие вокальных навыков в процессе обучения пению младших школьников содержит в себе несколько этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач.
Наблюдается три этапа развития певческих навыков.
1-ый период:
Подготовительный или ознакомительный период. Впервые дети узнают кто такой вокалист, солист, дирижер и что такое хор. Для наглядности я демонстрирую картинку, на которой изображены вокалисты хор, а также мы прослушиваем звучание детского хора.
После получения сведений о том, что же такое вокалист, хор – объясняю, что каждый может стать вокалистом, солистом, и их класс может стать хором, но для этого им придется постараться. Далее – объясняю, как надо сидеть и стоять во время пения: руки свободно опускаются вниз или на колени, голову держать прямо, рот открываем свободно. Желательна вертикальная форма рта, так как она помогает «округлению» звука, его красоте. К этим требованиям приходится возвращаться каждый урок, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.
2-ой период:
Первичное освоение певческих навыков (дыхание, звукообразование, дикция). Огромную роль в развитии первичных вокальных и вокально-хоровых навыков играет дыхание. Детские легкие малы по своей емкости и отсюда – естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых уроков приучаю детей брать дыхание по дирижерскому жесту. Предлагаю несколько игровых упражнений: дунули на одуванчик, вдохнули аромат цветка, надули шарик и т.д.
Я неоднократно показываю, как делать активный вдох, постепенный выдох. Первое время дети несколько утрируют вдох, порой даже с призвуком, но со временем это проходит.
Часто при пении у детей начинают подниматься плечи. В таких случаях объясняю детям, что необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч и не задирая высоко голову. Первый год внимательно слежу за посадкой каждое занятие.
На этом этапе обучения работаю над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания – вредно, потому что в этот период дыхание у детей – поверхностное. Правильное певческое дыхание связано с правильной аттакой звука. На данном этапе обучения – используем только мягкую аттаку. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая аттака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой цели применяю русские народные напевки, например:
Огромное значение при обучении имеет знание диапазона детей, их примарные тона. «Звучащая зона» интересующего меня возраста (дети 7-10 лет) расположена от ми1 – си1 (до2).
В первом классе из этой «зоны» наиболее звучащими являются: соль, соль#, ля первой октавы. Постепенно диапазон расширяется выше к «си» и ниже к «фа», «ми».
На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. Наиболее яркое определение дикции я нашла в книге Е. Сарычева «Сценическая речь»: «Слово дикция в точном переводе значит – произношение (от латинского dictio – произносить). Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом»16).
Как же работать над дикцией с вокалистами и в хоре? Эту проблему подробно рассматривают в своих методических трудах К. П. Виноградов, В. К. Тевлина, Л. Г. Дмитриев, Н. М. Черноиваненко и другие. В основном выделяются два этапа работы над произношением:
1-ый этап. Рекомендуется начинать работу с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях
Отмечено, что у детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания дети должны стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках доступного диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание в вокальном формировании уделяется гласному звуку «о». Пение упражнений на гласные «о», «ё» способствуют образованию округлого красивого звука. Специального округления требуют звуки «и», «а», «е». «И» приближено к звуку «ы», «а»- к «о», «е»- к «е». Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде всего, необходимо учащимся прививать умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь- согласную «р».Следует обратить внимание детей на то, как следует переносить согласную к следующему слогу или слову, например: «зво-нко», а не «звон-ко».
Здесь часто сталкиваюсь с трудностью: дети начинают слишком чётко выговаривать текст, пение напоминает «разговор с сопровождением». Теряется навык «тянуть» звук. Для устранения такой ошибки следует пропеть мелодию с закрытым ртом несколько раз, чтобы дети в дальнейшем не акцентировали внимания только на тексте. Это достигается не сразу, а постепенно.
2-ой этап: Дети учатся выделять главные в смысловом отношении слова. На данном этапе необходимо несколько раз вдумчиво прочитать детям текст и попросить их самостоятельно выделить те слова, которые могут являться кульминационными. Могут возникнуть споры, поэтому очень важно выслушать как можно больше мнений. Важно обязательно следить, чтобы дети не просто назвали слово или фразу, которые надо выделить, но и объясняли, почему именно названные им слова являются главными, кульминационными. В этом возрасте важно выбирать произведения, в которых кульминация сопровождения совпадает с кульминацией текста.
Если говорить об ансамбле, то подразумевается работа над уравновешенным, согласованным звучанием всего хора. Говоря о работе над ансамблем, следует указать, что здесь идёт речь о воспитании ритмического, динамического и темпового видов ансамбля.
Для развития ритмического ансамбля необходимо петь песни с движением. Во время урока возможны следующие движения: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя. Например: «Во поле берёза стояла», «А я по лугу» (хороводная), «Стой, кто идёт» (марш).
Наиболее сложным ансамблем в младшем школьном возрасте является интонационный и динамический ансамбль. Очень часто встречаются случаи, когда ребёнок имеет сильный, выделяющийся из хора голос, который не говорит о хорошем качестве слуха. В данном случае следует тактично объяснить ребёнку, что его громкое пение нарушает общее впечатление от песни.
Динамический и интонационыый ансамбль зависит так же от правильного расположения учащихся в классе. У каждого ребёнка должно быть своё место в хоре. Следует сажать хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие - это даёт возможность дифференцировать свою работу по отношению к каждой группе учеников. Исполнение песен происходит не только всем классом, но и группами. Здесь можно внести элемент игры- соревнования. Плохо поющие ученики слышат верное пение своей группы и интонационно подстраиваются к ним.
Работа над строем начинается с первых уроков. Очень редко у первоклассников встречается точное интонирование. Причины этого явления - различны: Отсутствие координации между слухом и голосом, заболевания голосового или слухового аппарата. Но при систематических занятиях у детей происходит развитие музыкального слуха, вырабатывается чистая интонация в пении, которая помогает ребёнку осмыслить движение мелодии.
Во время работы над первичными певческими навыками у детей выделяется ряд недостатков, на которые следует обратить особое внимание:
У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию.
Некрасивый тембр
Пропуск согласных в конце и их искажение
Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху
Использование твёрдой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение.
Невосприимчивость к музыке.
Этот период подразумевает под собой долгую и кропотливую работу. Занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивалось одновременное развитие всех навыков хорового пения (организация времени).
В процессе развития хоровых навыков у младших школьников следует закреплять совершенствовать и закреплять полученные умения, а не останавливаться на достигнутом:
Необходимо обращаться к логике детей, для получения некоторых выводов и обобщений.
Расширять эмоциональный опыт детей через общение с отличным исполнением: преподаватель, магнитофонные записи, пластинки.
Использовать в репертуаре разных по настроению произведений.
Повышать требования к исполнению

3-ий период:
Даёт возможность сосредоточить максимум внимания учеников на художественно- исполнительных задачах – сознательное восприятие текста, ясное, выразительное произношение текста при пении, напевность звука.
Конечно, такое деление развития хоровых навыков у младших школьников очень условно. 2-ой этап работы достаточно велик и было бы уместно его поэтапное деление, но опыт показывает, что все хоровые навыки развиваются одновременно.
До тех пор, пока не произошло формирование вокально-хоровых навыков у детей - трудно говорить об эмоциональном и выразительном исполнении произведения.
В описанной далее практической части демонстрируется применение существующих методик формирования первоначальных вокальных навыков у младших школьников.
МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1-ый КЛАСС
Следует отметить, что детские голосовые связки коротки и тонки, поэтому имеют высокое звучание, ограниченный диапазон, особую лёгкость. В описанной ниже работе учитываются эти особенности.
Особое внимание при пении уделяется посадке. Для каждого ребёнка на уроке предусмотрено своё место. К более сильному, хорошо интонирующему ребёнку сажаю более слабого ребёнка. На занятиях поют так же не все. Сначала прошу спеть группу, которая хорошо интонирует, а затем подключаю весь класс. Таким образом, более слабые дети начинают слышать более сильных и подстраиваться под них.
Распевание длится 3-5 минут, так как на пение на уроке музыке выделяется около 20 минут. При распевании дети привыкают реагировать на дирижёрский жест.
Упражнения делятся на две категории:
применяются вне связи, с каким либо конкретным исполняемым произведением. Данные упражнения способствуют достижению более высокого уровня художественного исполнения.
направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании произведения.
В первом классе применяются распевки предлагаемые Л.Левандовской17)
Каждое упражнение способствует развитию конкретных вокальных или вокально-хоровых навыков и помогает их отработке.
Упражнение для развития звонкого, лёгкого звука и для выработки чёткой дикции:
Упражнение для освобождения скованной челюсти и для развития плавного звука:
Упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука:

2-ой и 3-ий КЛАССЫ

Во втором и третьем классе уделяется большое внимание работе над различными способами звуковедения:
Освоение приёмов цепного пения
Работа над расширением диапазона
Из вышеуказанных задач усиливается роль вокальных упражнений. На данном этапе вокально-хоровым упражнениям уделяется 10 минут, и они делятся на два этапа работы:
Распевания;
Фонопедические упражнения В. Емельянова, в которые входят голосовые игры
На первых порах для детей это забава, но позднее - более серьёзная работа.
Упражнение для освобождения скованной челюсти:

Упражнение, способствующее расширению диапазона:

Очень часто у детей зажата нижняя челюсть, в таких случаях предлагается следующее упражнение: поставить к подбородку кисть руки и следить, опускается ли подбородок при пении гласных «о», «а», «у». Для более чистого интонирования предлагается следующее: кисть руки ракушкой приложить к уху, чтобы лучше слышать себя. Это прекрасный способ контроля интонации.




РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ
Перед первым слушанием песни очень кратко рассказываю об авторе стихов и композиторе, написавшем песню.
Новое произведение исполняется целиком, максимально выразительно. Иногда демонстрирую детям разные исполнения: слушаем произведение в исполнении детского хора. Прошу детей сравнить исполнение и выявить то, которое наиболее образно и глубже раскрывает содержание произведения.
При первом исполнении произведения необходимо показать, к чему должен стремиться ребёнок при исполнении песни.
После показа дети рассказывают о содержании песни, обязательно останавливаемся на непонятных словах, анализируем в общих чертах характер музыки, поскольку более подробный анализ проходит далее в процессе разучивания (движение мелодии, скачки, плавность).
При разучивании необходимо чётко показывать необходимые штрихи, дыхание.
При разучивании жест несколько утрирую, добиваясь желаемого качества пения. Прививаю детям навык протяжного пения (пропевание, протягивание гласного звука), а также уделяю внимание правильному вокальному делению на слоги.
Перед показом произведения необходимо у себя в партитуре проставить все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамика, фразировка. Заранее продумать все сложности произведения: сложности в тексте, в форме, фразировке, дыхании.
Разучивание проходит частями: фразы, предложения, куплеты. Перед началом пения необходимо 2-3 раза пропеть детям фрагмент, предназначенный для разучивания, при этом необходимо высотное тактирование, чтобы детям было легче запомнить движение мелодии. Каждый раз перед пропеванием ставятся новые задачи перед детьми: пропой про себя с учителем; определи, какие слова являются главными в смысловом отношении и т. д.
В работе используется метод заучивания по слуху. После разучивания по фразам необходимо спеть весь куплет целиком, при этом у детей должен остаться целостный образ. Целиком произведение выучивается за 3-4 урока – сюда входит и не только выучивание текста и чистое интонирование, но и выполнение всех общих задач.
На одном занятии успеваем проработать 2-3 песни. На одном уроке происходит совмещение разных произведений и разных этапов работы над ними.
В каждом произведении – ставятся различные цели и задачи. В одной песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразировкой, дыханием и т.д.
Иногда встречаются произведения небольшие и с квадратной структурой. В данном случае разучиваем песню целиком на слух. А затем проводится детальный анализ. В процессе анализа песня пропевается несколько раз и дети имеют возможность её запомнить. Спев песню целиком, проводится работа над деталями.
Большое место в хоровой работе уделяется тексту. Текст учим только вместе с мелодией, так как хорошо выученная мелодия не гарантирует качества вокального звучания. Мало знать только текст, необходимо каждое слово «впеть», соединить его с определённой высотой звучания, «облагородить». Нарушение этого правила приводит к тому, что хорошо звучит у детей лишь первый куплет, а остальные- всё хуже и хуже.
Очень важно, чтобы дети глубоко проникли в художественный образ произведения. Для этого необходимо прочитать детям текст, после чего обсудить содержание произведения, при наличии нескольких куплетов – содержание каждого куплета. Я использую на уроках близкие по тематике стихи, показываю репродукции картин.
Научить детей сопереживать, сочувствовать, задумываться – вот цель моей учебно-воспитательной деятельности.
Раз в два месяца проводится интегрированный урок – по наиболее запомнившимся и понравившимся песням, дети рисуют рисунки красками, поскольку краски дают больше простора для фантазии, чем карандаши и фломастеры (богаче цветовая гамма).
В конце четверти исполняем самые полюбившиеся песни. Для самых старательных и активных детей существует система поощрений. Это дает стимул для детей – дети становятся более активными и старательными.

Очень тщательно рассматривается песенный репертуар – по принципу его доступности, то есть исходя из реальных певческих возможностей детей, с учетом их возрастных особенностей. Личная практика показывает, что на начальном этапе в большинстве случаев двух-трех нотная песня усваивается гораздо труднее, чем более или менее развернутая мелодия, поскольку она более интересна и выразительна, чем ограниченная. Но при этом не следует забывать, что на самых первых занятиях, когда детский голос неустойчив, следует использовать именно двух-трех нотные песни с несложным ритмическим рисунком. При отборе песен особое внимание уделяется техническим возможностям голосового аппарата и уровню подготовке детей: диапазон, характер звуковедения, дыхание, дикция, ансамбль, строй.

ЗНАЧЕНИЕ ВЛАДЕНИЯ ВОКАЛЬНЫМИ НАВЫКАМИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ НАД ХОРОВЫМИ НАВЫКАМИ. ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ.

Значение развития в хорового пения в процессе музыкального обучения и воспитания заключается еще и в том, что оно концентрирует в себе все формы работы на уроке: исполнение песен, знакомство с музыкальной грамотой, восприятием музыки, импровизации, игру на простых инструментах. Учащиеся соответственно возрастным этапам овладевают определенными умениями, знаниями и навыками, которые определяют уровень их исполнения. На их основе осуществляется развитие замысла исполняемого детьми произведения.
Чтобы успешно работать над хоровыми навыками (чистотой интонации, унисоном, хорошим строем) каждый участник хора должен владеть вокальными навыками (звукообразованием, звуковедением, певческой установкой, артикуляцией, дикцией). Вот почему в первые годы обучения уделяю больше внимания вокальным, а в последующие годы хоровым навыкам.
В своей работе я ориентируюсь на следующие параметры развития вокальных навыков учащихся на начальном этапе и результаты работы по формированию вокальных навыков.


ПАРАМЕТР
КРИТЕРИИ ПЕВЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Неудовлетвор.
результат
Удовлетворительный результат
Хороший результат

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ
Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону
Относительно чистое интонирование по всему диапазону
Чистое интонирование по всему диапазону

СПОСОБ ЗВУКООБРАЗОВАНИЯ
Твердая атака.
Придыхательная атака.
Мягкая атака с элементами придыхания.
Мягкая атака.

ТЕМБР голоса
Тусклый, сиплый,
Резкий, глухой, бесцветно-тихий
Светлый, слабый.
Чистый, тихий.
Легкий, тихий
Чистый, светлый.
Легкий. Нежный, звонкий. Полетный, серебристый.

ДИАПАЗОН
В пределах терции-кварты
В пределах сексты
В пределах октавы. Шире октавы.

ДИКЦИИ
Нечеткая. Согласные смягченные. Пропуск согласных. Искажение гласных.
Дикция более четкая. Исправление искаженных гласных, согласных
Ясная. согласные твердые, активны, Гласные округленные, но не расплывчатые

ДЫХАНИЕ
Судорожное, поверхностное Вдох перегруженный, выдох ускоренный. Шумное.
Вдох более спокойный. Выдох протяжнее. Менее шумное дыхание
Спокойное, тихое, ровное. Вдох оптимальный. Выдох сохраняет вдыхательную установку

МУЗЫКАЛЬНАЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
Вялое, безразличное пение. При слушании музыкальных произведений ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.
Поет довольно выразительно, с некоторым подъемом, но не умеет слушать музыку, рассеян, не внимателен. К слушанию муз. произведений проявляет некоторый интерес
При исполнении песен активен, поет в характере произведений, внимательно слушает музыку и понимает. При обсуждении активен.


Звукообразование. Прививая детям элементарные вокальные навыки, с самого начала обучения обращаю внимание учащихся на основные приемы формирования певческого звука. Формируя певческий звук, например, на гласный «а» или в сочетании гласного с согласным «ма», «ля», «ба», ребенок должен иметь представление о том звуке, который ему предстоит спеть. Вначале его представление ограничивается лишь высотой звука - точностью интонации. В дальнейшем, по мере развития вокального и музыкального слуха и воображения, ребенок подводится к представлению о тембре и силе звука.
Петь хорошим по качеству звуком - значит уметь направлять свое внимание на конечный результат стараний - воспроизведение хорошего качества звучания.
Осознанные ребенком различные приемы голосообразования, ведущие к освоению определенного навыка, мало-помалу переходят в «привычные», а затем уже частично автоматизируются.
В основе звукообразования лежат связное пение (legato), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием микстового (смешанного) и грудного регистра, в особенности у низких детских голосов, для которых грудной регистр является естественным.
Пение legato на всем диапазоне возможно лишь при полной сглаженности регистров голоса, при овладении смешанным звучанием, совмещающим в себе свойства высокого головного резонирования с грудным. Поэтому при воспитании детского голоса одинаково важной является работа как над звукоизвлечением в разных регистрах, так и над ровностью переходов от одного к другому регистру.
В возрасте примерно до десяти лет верхние звуки детского голоса имеют фальцетное звучание, которое по мере развития переходит в смешанное. Приемы выработки «высокой позиции», «высокого резонирования» следующие:
· пение гаммообразных попевок с закрытым ртом в средней части диапазона голоса с последующим раскрыванием рта на гласную (для ощущения высокого резонирования);
· чередование звучания разных гласных на одном звуке в зоне примарного звучания (для воспитания звонкости звучания);
· короткие упражнения на staccato (для воспитания легкости звука).
Дыхание. Дыхательные пути у детей по сравнению с емкостью легких относительно узки; диафрагма, межреберные и грудные мышцы в младшем школьном возрасте развиты слабо, и дыхание поэтому поверхностно. Говорить предпочтительно о каком-либо изолированном типе дыхания у детей этого возраста еще рано.
По целому ряду оснований наиболее целесообразным в пении является нижнереберно-диафрагм.атическое дыхание: оно благоприятствует ощущению опоры звука, овладению механизмом дыхания, необходимым для формирования плавного, длительного звучания, для исполнения всякого рода динамических оттенков, способствует правильному певческому положению гортани. Сохранение вдыхательной установки, в свою очередь, облегчается благодаря применению этого принципа дыхания, так как при нем в дыхании принимают участие эластичные и мягкие мускулы, легко управляемые нашей волей.
Обучение детей дыханию следует начинать с простых указаний на вред поднимания плеч и на необходимость брать дыхание нижней частью грудной клетки. Тренировать дыхательные мускулы детей следует постепенно и на песенном материале.
Дикция. При обучении вокальной дикции надо принять во внимание значение слова как ведущего средства общения. Крайне важно с первых уроков внимательно следить за движениями нижней челюсти, формой рта и четкостью работы языка при произнесении согласных.
Главный недостаток детской дикции состоит в вялости артикуляционных движений. Однако и при слишком энергичной работе внешних органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) получается излишне открытое, малоприятное звучание гласных. Одним из условий приобретения навыка правильного открывания рта при пении является снятие излишних, тормозящих движений и напряжения ненужных в работе мускулов.
Атака звука. Ата,ка звука бывает твердая (когда голосовые связки плотно смыкаются до начала звука), мягкая и придыхательная. При мягкой атаке голосовые связки смыкаются менее плотно, что обесспечивает наилучший тембр и плавность звука. Придыхательная атака характеризуется неплотным смыканием связок, когда происходит некоторая утечка воздуха. В обучении младших школьников используется преимущественно мягкая атака, как наиболее физиологически целесообразная. Твердая атака может быть применена лишь как особый исполнительский прием.
К вокально-хоровым навыкам относятся строй, ансамбль.
Строй - это интонационная слаженность, умение чисто интонировать как в унисонном пении, так и в многоголосии. В основе чистого строя лежит восприятие поющим высоты звука и точное его воспроизведение. Воспринять высоту звука значит услышать звук и зафиксировать его в памяти. Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Без такого предварительного «слышания» не может быть речи о воспроизведении звука. Для воспитания внутреннего слуха учащихся очень важно научить их сознательному интонированию, основанному на понимании высотных и ритмических соотношений.
Ансамбль. Основой классного хорового ансамбля является единство, согласованность всех компонентов, составляющих исполнение. Это означает, во-первых, что все учащиеся одинаково и одновременно выполняют требования, вытекающие из содержания и структуры исполняемого произведения: единство темпа, ритма, динамики, характера звучания; во-вторых, что все учащиеся пользуются одинаковыми певческими приемами, обеспечивающими более-менее единый характер, единую манеру исполнения.
Соблюдение темпового ансамбля зависит от того, насколько внимательны учащиеся к руке дирижера или к звучанию сопровождающего пение инструмента.
Динамический ансамбль предполагает одновременное и одинаковое исполнение динамических оттенков: forte (f), piaпo (р), корокие и длинные cresceпdo и dimiпueпdo, внезапные динамические изменения - sublto piaпo (sp), sublto forte (sf), sforzaпdo и т.д.
Для развития ритмического ансамбля необходимо петь песни с движением. Во время урока возможны следующие движения: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя. Например: «Во поле берёза стояла», «А я по лугу» (хороводная), «Стой, кто идёт» (марш).
Наиболее сложным ансамблем в младшем школьном возрасте является интонационный и динамический ансамбль. Очень часто встречаются случаи, когда ребёнок имеет сильный, выделяющийся из хора голос, который не говорит о хорошем качестве слуха. В данном случае следует тактично объяснить ребёнку, что его громкое пение нарушает общее впечатление от песни.
Динамический и интонационыый ансамбль зависит так же от правильного расположения учащихся в классе. У каждого ребёнка должно быть своё место в хоре. Следует сажать хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие - это даёт возможность дифференцировать свою работу по отношению к каждой группе учеников. Исполнение песен происходит не только всем классом, но и группами. Здесь можно внести элемент игры- соревнования. Плохо поющие ученики слышат верное пение своей группы и интонационно подстраиваются к ним.
Выполнение хором всех элементов ансамбля и создает условия для художественного звучания произведения.

Для выработки вокально-хоровых навыков, на уроке я использую специальные вокальные упражнения – распевание.
Попевки должны иметь простой, ясный мелодический и ритмический рисунок, легко и быстро запоминаться, быть интересным детям по содержанию. Являясь носителями определенного музыкально-художественного образа с конкретным словесным содержанием, попевки вызывают у детей эмоциональный отклик. На доступном материале попевок легко объяснить вокально-технические задачи; формирование вокально-технических умений происходит в единстве с художественными, что способствует более быстрому формированию основных навыков голосообразования. Следует отметить, что на уроке не стоит использовать более двух попевок, но работать над ними надо тщательно. Они должны быть разнообразными по вокально-техническим задачам, обеспечивать воспитание основных, необходимых вокальных навыков, воздействовать на различные стороны голосообразования: дыхание, работу голосовых связок, артикуляционного аппарата.
Чаще всего выбираются упражнения из трех –четырех гласных : а-о-у-и и слогов: ма-мо-му. Вокальные упражнения для распевки можно петь на одной ноте: увеличивая и уменьшая силу и высоту голоса, на легато и стаккато, а также чередуя эти две манеры звуковедения: петь гамму в прямом и обратном порядке (соответствии со временем года: “Осень, осень хороша, листья кружит вновь она” или “ Ах, зима, зима, зима холодна, ты холодна”).
Различные гласные могут также исполнятся с одинаковыми согласными в виде слогов. Если звучание глухое, использую звонкие гласные : ди, дэ, да, ми, мэ, ма. Если звучание пестрое, начинаю упражнение с гласных, способствующих округлению и ровности звучания: лю, лё, ля. Если надо округлить какой-либо гласный звук, то ставлю его между гласными: о, у, а; ма-ми-ма, мо-мэ-ма. Для образования слогов применяю согласные “л” (собирает звук, способствует образованию мягкой атаки), “м” (настраивает на высокое головное звучание), “д” ( активизирует атаку).
Упражнения располагаются в таком порядке, чтобы каждое последующее из них совершенствовало имеющиеся уже навыки и постепенно развивало новые. Их необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей голосообразования учащихся. Это может проявиться в выборе гласных и согласных. Хотя упражнения и являются необходимым условием развития вокально-технических навыков, но без пения постепенно усложняющихся по трудностям произведений высокого технического уровня достичь нельзя, также как нельзя этого добиться при вокальном воспитании на одних художественных произведениях.
Без внимания нельзя оставить и двухголосное пение на уроках музыки. Оно возможно только на основе определенного музыкального развития детей, и подготовка к нему должна начинаться с 1 класса с постепенным усложнением в дальнейшем.
В начальных классах я применяю некоторые распевания с аккордовым сопровождением. Разучивая такие попевки, мы должны обязательно объяснять детям, с какой целью это дается. По мере укрепления унисона в одноголосный репертуар вводятся песни со сложным аккомпанементом, в котором мелодия почти, а впоследствии даже совсем не дублируется. Соединяя пение с дублирующим сопровождением, дети должны строго контролировать собственное звучание. Для такой работы можно использовать песенки “Петушок”, “Идет коза рогатая”, “Дон-Дон”.
Затем работа усложняется: исполняются двухголосные упражнения, песенки дуэтом: учитель - ученик. Например, дети поют верхний звук на больших длительностях, учитель, вступая позже, поет нижний звук. Часть класса поет выдержанный звук, а другая часть – мелодический ход.
Исполняются и несложные каноны: “Пора по домам”, “Лягушка”.
Если все эти приемы не освоены учащимися в полной мере, то нет смысла спешить с пением более сложных песен с элементами двухголосия. В работе над двухголосным пением особенно важно продолжать воспитание навыков пения без сопровождения. Оно помогает развивать слух, внимание детей, певческую самостоятельность, понимать и ценить красоту хорового звучания, готовит ребенка к воплощению творческих замыслов.
Вокально-технические навыки вырабатываются на упражнениях, а закрепляются и совершенствуются при работе над художественными произведениями.
Усвоение ключевых и частных знаний о музыке неразрывно связано с активными формами музыкальной деятельности. Чаще всего, именно через жест, движение, пластику ребенку легче понять музыкальное произведение, его особенности, музыкальный язык, структуру, и вместе с тем , легче «войти в образ», глубже проникнуться ее настроением.
Наряду с традиционным подходом к организации вокально-хоровой работы, необходимым элементом является обязательное включение в канву урока музыкально-ритмической деятельности учащихся. Говоря о музыкально-ритмической деятельности, подразумевается какое-то движение, направленное на развитие у ребенка чувства ритма, мелодического и гармонического слуха, ощущения музыкальной формы, музыкальной памяти, эмоциональности и образности восприятия и исполнения музыки. Объем этой деятельности может варьироваться учителем в зависимости от особенностей класса, но он не должен противостоять вокально-хоровой работе, а составлять с ней единое, гармоничное целое, благодаря использованию сюжетных линий (урок, построен в форме путешествия, игры, сказки и т. д.)
Музыкально- ритмическая деятельность направлена на то, чтобы дети могли прочувстовать и уметь красиво, в характере синхронно двигаться под нёе, импровизировать движения в соответствии со звучащей музыкой При этом эта форма деятельности неразрывно связана с инструментальным музицированием, импровизацией.
В работе используется вокальная, ритмическая, двигательная импровизация. Она способствует развитию музыкально – творческих способностей школьников. Значение импровизационного творчества для музыкального развития ребенка и роль импровизации как вида учебной деятельности подчеркивал еще Б.В. Асафьев, который писал : “человек, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других! Самым необходимым делом в данном направлении я считаю развитие способности к импровизации”. Нельзя не согласится с автором, который подчеркивал, что “суть дела вовсе не в том, чтобы сочинять оригинальную музыку и выискивать вундеркиндов-композиторов, а в том, чтобы вызывать и воспитывать музыкально- творческий инстинкт”.
Импровизация как вид творчества может быть органичной частью урока только при таком обучении, которое и в других формах направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка.
В вокально-хоровую работу я также обязательно включаю такие виды вокальной импровизации, как импровизирование мелодии без текста в заданном характере, мелодизация стихотворных текстов, мелодизация заданных ритмах, сочинение подголосков к известным песням.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Я работаю учителем музыки с 1998 года. 6 лет в МОСШ № 5, 3 года в Центре Помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и 1 год и 2 месяца в МОСШ № 11, а также педагогом дополнительного образования по совместительству с 2002 года в МОСШ № 3.
Хоровое пение – один из увлекательнейших видов детского искусства (и музыкального искусства вообще!), в котором как нигде видна работа учителя. Этот вид деятельности позволяет развивать вокальные навыки, оттачивать исполнительское мастерство, общую музыкальную культуру, а также даёт возможность привлечения к высокому искусству каждого школьника.
Вокальные и хоровые фестивали и конкурсы создают условия для творческого роста и совершенствования профессионального уровня, где можно реализовать свой творческий потенциал и повысить исполнительское мастерство, а также дают возможность оценить результат и получить обмен опытом.
Мои ученики ежегодно принимают участие в творческих конкурсах городского уровня:
- I место в номинации «Вокальные дуэты» (до 10 лет) в 1 открытом городском конкурсе эстрадного и народного творчества «Звонкоголосая Сибирь», 2009г;
- II и III места в номинации «соло» с 14 до 17 лет в I городском конкурсе колыбельных песен «Баю-бай», 2008 г;
- III место номинации «вокальные ансамбли» (старшая возрастная группа) городского фестиваля детского и юношеского творчества «Самотлорские роднички» - 2005г и 2007г.
Моя профессиональная деятельность была отмечена:
- благодарственными письмами музыкального отделения Нижневартовского государственного социально-гумманитарного колледжа 2007г;
- оргкомитетом 1 открытого городского конкурса эстрадного и народного творчества «Звонкоголосая Сибирь» - 2009 г.

Что касается концертной вокальной деятельности школьного уровня, то резко возросло количество школьников, задействованых в вокальном кружке и концертной деятельности
- за 2008-2009 учебный год в I полугодие количество учащихся составило 12 человек;
- за 2008-2009 учебный год во II полугодие количество учащихся составило 97 человек – это 15,6% от общего количества школьников
из них 9,3% от общего количества задействованных школьников учащиеся 8 классов,
12,4% - 7 классов,
6,2% - 6 классов,
9,3% - 5 классов,
20,6% - 4 классов,
18,5% - 3 классов,
8,2% - 2 классов и
15,5% - 1 классов;
- 14 человек задействованы в сольном исполнении,
- сформированы две вокальные группы по 6 и 7 человек,
- два дуэта,
- два хоровых коллектива по 61 и 22 человека.
(таблицы)
Мною разработаны и апробированы такие учебно-дидактические комплексы:
«Развитие навыков хорового пения у учащихся младшего школьного возраста» - здесь подробно рассматривается специфика этого вида деятельности применительно к младшему школьному возрасту, обозначены основные вокальные и хоровые навыки, выделены этапы и последовательность формирования и развития вокальных навыков.
«Основы импровизации на занятиях сольного пения и вокального ансамбля» - здесь раскрывается значение импровизации как для раскрытия творческих способностей, так и для развития вокальных навыков на занятиях сольного пения и вокального ансамбля, приведены наиболее эффективные и интересные задания и упражнения.
В созданный мною комплекс практических заданий и упражнений по развитию вокальных способностей вошли задания и упражнения наиболее эффективные для развития вокальных и хоровых навыков, а так же наиболее часто используемые в работе.
Мною создана коллекция песенного репертуара по формированию музыкально-эстетического вкуса и музыкальной культуры, куда вошли песни используемые в работе и рекомендуемые для использования в работе.
В 2009 году была приглашена Департаментом образования администрации города Нижневартовска в качестве члена жюри городского фестиваля детского и юношеского творчества «Самотлорские роднички», для оценивания качества вокальных выступлений учреждений дошкольного образования.
С 1999 года являюсь членом городской вокальной группы «Спринг», являющейся неоднократным призёром многочисленных городских, окружных, всероссийских и международных конкурсов. Перечислю только достижения группы за один год:
I место в номинации вокальные ансамбли, старше 23 лет в международном конкурсе «Открытая Европа»;
I место в номинации вокальные группы в городском военно-патриотическом конкурсе «Память»;
Специальный диплом за лучшее исполнение в окружном конкурсе «Память»;
I место в номинации ансамбли, хоры в городском военно-патриотическом конкурсе «Димитриевская суббота».

В моём портфолио присутствуют методические материалы и некоторые вокальные методики, которые помогают мне в работе.

Неоценимый вклад приносит в мою работу интуиция - она помогает почувствовать, какая же музыка может найти отклик в душе ребёнка, а также собственный музыкальный вкус. Я сама живу музыкой, живу песнями, которые меня переполняют и я счастлива, что могу прикоснуться к такому волшебному виду искусства! А ещё я очень люблю нашу страну – Россию, люблю русскую потрясающей красоты природу и широчайшей души русских людей!...



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сейчас огромное значение уделяется эстетическому воспитанию детей. В школах вводятся такие предметы как: искусствоведение, краеведение, культурология, история города, актерское мастерство, хореография. Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность хорового пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.
Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.
Пение – эффективное средство, предупреждающее заболевание, преждевременное старение организма. Происходит самомассаж органов, активная вентиляция органов дыхания; повышаются защитные функции организма за счет увеличенного выброса гормонов в кровь. Наступает равновесие нервного и физического состояния (психическая саморегуляция), лечится логоспазм, заикание. Облегчается период мутации. Пение совершенствует речевую функцию, является мощным тренером мозга (память, мышление)
Поющий становится эмоциональнее, красивее, выразительнее.
Таким образом, “наращивание” культурного слоя, создание культурной атмосферы – самое важное, на наш взгляд, задача, стоящая перед современной школой. В живительной атмосфере культуры возможно воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные богатства, накопленные человечеством; человека, чуткого к постоянно меняющемуся миру и способного творчески обогащать его.

СНОСКИ

1)- Из устава женской гимназии им. Святой Марии.
2)- В. Муринов. Журнал «Школа и жизнь», ст. «Украшение жизни» 1992 г.№3
3)- С. Миропольский. «О музыкальном образовании народа в России». Стр.80
4)- С. Миропольский « О музыкальном образовании народа в России». Стр.123-124
5)- А. Н. Карасёв «Методика пения». Стр.12
6)- А. Н. Карасёв «Методика пения». Стр.21
7)- А. Н. Карасёв «Методика Пения». Стр.10
8)- А.Н. Карасёв «Методика Пения». Стр.32
9)- А.Н. Карасёв «Методика Пения». Стр.47
10)- А.Н. Карасёв «Методика пения». Стр.47
11)- А.Н. Карасёв «Методика Пения». Стр.34
12)- А.И. Пузыревский « О желательной постановке пения в городских училищах и школах». Журнал «Русская школа» 1892 год №7. Стр.32
13)- А.И. Пузыревский «О желательной постановке пения в городских училищах и школах». Журнал «Русская школа» 1892 год №7. Стр.32
14)- О. А. Апраксина «Музыкально воспитание в школе» Вып.12.Москва 1977 год.
15)- Г. Урбанович «Певческий голос учителя» в сборнике «Музыкальное воспитание в школе». Составитель - О. А. Апраксина. Вып.14.Москва 1978 год.
16)- Е. Сарычев. « Сценическая речь» Москва «Просвещение»
1984 год
17)- Л. Левандовская «Музыка для 1-го класса». Москва «Музыка» 1975 год.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 15 Москва 1982 год.
Гладкая С. «О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 14. Москва 1989 год.
Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Москва «Просвещение»1989 год.
Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». Москва «Просвещение» 1989 год.
Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре». Москва «Музыка» 1967 год.
Сергеев А.А. «Воспитание детского голоса». Москва «Академия педагогических наук РСФСР» 1950 год.
Урбанович Г. «певческий голос учителя музыки» в кн. «Музыкальное воспитание в школе» выпуск 12.Москва 1977 год.
«Из истории музыкального воспитания». Составитель-Апраксина О.А. Москва «Просвещение»1990 год.
Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год.
«Музыка в школе». Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. Москва 1975 год.
«Планета детства». Составитель - Озерова Н. Н. Санкт-Петербург 1994 год.
«Хрестоматия по методике музыкального воспитания». Составитель-Апраксина О.О. Москва «Просвещение» 1987 год.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




kђ Заголовок 1 Заголовок 215