Совершенствование форм и методов работы по подготовке учащихся начальной школы к школьным и районным олимпиадам, к интеллектуальным конкурсам


МБОУ «Урожайновская школа»
Доклад на тему:
Совершенствование форм и методов работы по подготовке учащихся начальной школы к школьным и районным олимпиадам, к интеллектуальным конкурсам
20322181384404
Проведение предметных олимпиад является одним из индикаторов качества оказания образовательных услуг в школах.
В образовательных учреждениях района успешно реализуется программа «Одарённые дети». На протяжении нескольких лет под руководством методиста созданы и успешно работают творческие советы по подготовке и проведению предметных олимпиад. В состав творческих советов входят:
-методист управления образования;
-педагоги начальных классов;
-консультант (учитель-предметник, преподаватель эколого-биологического центра).
В роли консультантов иногда выступают родители учащихся, имеющие соответствующую профессию (работник ГИБДД – олимпиада по ПДД, технолог швейного производства – олимпиада по технологии, переводчик – олимпиада по иностранному языку. Технология подготовки олимпиадных заданий такова:
1. подготовка спецификации теста;
2. создание тестовых заданий;
3. экспертиза и корректировка тестовых заданий;
4. текстологический анализ, отбраковка и корректировка заданий;
5. формирование контрольных измерительных материалов;
6. корректировка контрольно-измерительного материала;
7. апробация КИМ;
8. обработка анализа результатов.
Спецификация включает описание назначения теста, условий его применения, структуры теста с указанием числа заданий в тесте и его частях, времени выполнения, общих характеристик используемых заданий, критериев оценки заданий в тесте, распределения заданий по блокам содержания и контролируемым видам деятельности, плана теста, в котором представлены данные о каждом задании теста.
В тестах по русскому языку и математике наряду с заданиями с выбором ответа представлены открытые задания различного типа: с открытым кратким ответом, задания по конструированию текста и составление задачи. Такое соотношение связано с тем, что задания, используемые в качестве тестовой работы, создавались в соответствии с современными требованиями теории педагогических измерений.
Основной формой организации учебного процесса в школах района остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности находят широкое применение в рамках нестандартных уроков, в исследовательской деятельности и при проведении экскурсий в природу.
Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различные формы работы с учащимися, проводимые в школах:
1. Предметные недели:
• «Математика»
• «Русский язык»
• «Литературное чтение»
• «Окружающий мир»
• «Английский язык»
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых способностей, является система воспитательной работы в образовательных учреждениях . На протяжении последних 3-х лет стал традиционным интеллектуальный марафон учеников, обучающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, который проходит только на уровне школ. Традиционной остаётся подготовка к олимпиадам через систему индивидуально-групповых занятий по предметам.
Технология подготовки учащихся общая для всех ОУ:
1)Совместно с психологом школы проводится анкетирование учащихся, в ходе которого выделяют наиболее мотивированных учащихся.
2)Создаётся банк данных мотивированных учащихся с учётом познавательных интересов учащихся.
3)Педагогами составляется план занятий по подготовке учащихся (подготовку учащихся могут осуществлять несколько педагогов, в зависимости от направления деятельности: окружающий мир, технология, математика, русский язык, английский язык, правила дорожного движения).
4)Занятия с учащимися проводятся индивидуально.
5)Проведение школьных туров олимпиад. Выявление победителей.
6)Участие в районных турах предметных олимпиад.
7)Участие во Всероссийских и Международных дистанционных олимпиадах.
8)Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня.
Проводя мониторинг результатов предметных олимпиад, мы определяем уровень овладения знаниями и умениями мотивированных к учебной творческой деятельности учеников начальной школы. Прежде всего, это даёт представление о потенциале школы, позволяет выстроить перспективу развития школы, кроме того, провести отбор и дальнейшее отслеживание одарённых учащихся.
Олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на 1 ступени обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.
Система подготовки участников олимпиад:
базовая школьная подготовка по предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года
элективные курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения
использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы)
уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через
наблюдения в ходе уроков;
организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
Работать по принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)
3.Планируем работу.
при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
предусмотреть возможность отдыха, релаксации
не превращать работу группы в пустое времяпровождение
наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
основной формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы
4.Расширяем кругозор:
читаем книги, журналы
работаем в Интернете
общаемся дистанционно
участвуем в интенсивных школах и т.д.
5. Решаем задачи.
нужно стремиться дать каждому члену группы свободу выбора, индивидуальную образовательную траекторию
создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
6. Работаем руками.
Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.
7. И не останавливаемся.
Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?
зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)
зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.
целевое изучение литературы
создание опорных схем, таблиц и т.д.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
испытывают радость от умственного труда
для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления
Три условных группы одарённости:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Система работы с одарёнными детьми предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды для одаренных и способных детей.
Работа педагогического коллектива с одарёнными детьми:
I. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми:
проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
обучение на курсах повышения квалификации;
подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет;
научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).
II. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся:
выработки и обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
изучения приемов целенаправленного педагогического наблюдения;
изучения мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
организации периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.
III. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.
знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
наблюдение за результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
проведение различных внеурочных конкурсов, конференций, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
IV. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности:
отбор тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих форм и приемов;
предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, со сверстниками, через самостоятельную работу;
разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена;
проявление уважения к индивидуальности ученика:
- понимание особенностей его развития,
- стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, а с другой стороны – принижение достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:

Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
Умение координировать свои действия с действиями родителей.
Умение консультировать родителей и учащихся.
Профессиональная зрелость.
Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
Эмоциональная стабильность.
Способность к самоанализу.
Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
Методы и средства обучения
базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:
Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;
На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;
Учащийся становится субъектом своего собственного развития;
Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.
Ведущие методы творческого характера:
- проблемные;
- поисковые;
- эвристические;
- исследовательские;
- проектные
в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Учителю-предметнику в работе необходимо:
Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка .
Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
предмет
дата и время консультаций
главные рассматриваемые вопросы
время работы с темой по программе
фактическое затраченное время
дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
невыясненные вопросы
причины отклонений от сроков.
Примерная схема-план индивидуального образовательного маршрута учащегося.
ФИО учащегося. Класс Предмет
№ задания
Тема
Что прочитать
Какие понятия необходимо выучить
Какие задачи нужно решить.
Результат выполнения задания
Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.
1.Творческие способности
Способность рисковать.
Дивергентное мышление. (Творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.)
Гибкость в мышлении и действиях.
Быстрота мышления.
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
Богатое воображение.
Восприятие неоднозначных вещей.
Высокие эстетические ценности.
2. Познавательные способности и навыки
Владение большим объемом информации.
Богатый словарный запас.
Перенос усвоенного на новый материал.
Установление причинно- следственных связей.
Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
Умение делать выводы.
Умение интегрировать и синтезировать информацию.
Участие в решении сложных проблем.
Организация информации.
Умение улавливать сложные идеи.
Умение замечать тонкие различия.
Чувствительность к противоречиям.
Использование альтернативных путей поиска информации.
Анализ ситуаций.
Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
Умение предвидеть последствия.
Умение рассуждать.
Построение гипотез.
Применение идей на практике.
Способность к преобразованиям.
Критичность в мышлении.
Высокая любознательность
3. Особенности эмоциональной сферы
Реалистическая Я-концепция.
Уважение к другим.
Эмпатическое отношение к людям. (Эмпатия - способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения.
Склонность к самоанализу.
Терпимое отношение к критике.
Готовность делиться вещами и идеями.
Настойчивость в выполнении задания.
Независимость в мышлении и поведении.
Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
Соревновательность.
Чувство юмора.
1977628155831Чуткость к анализу нравственных проблем.
Уверенность в своих силах и способностях.
Внутренняя мотивация