Статья: Рекомендации по гармонизации общения между родителями и детьми раннего возраста с нарушенным слухом.


Рекомендации по гармонизации общения между родителями и детьми раннего возраста с нарушенным слухом.
Автор: Соболева Анна Владимировна, учитель-дефектолог ГБУЗ ДГП №68 Городской центр восстановительного лечения для детей со слухо-речевой патологией г. Санкт Петербург
Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт.
Для установления контакта с малышом, мать бессознательно использует разнообразные приемы телесного контакта (гладит, похлопывает, тормошит), мимику, речь. И уже к концу младенческого, началу раннего возраста у ребенка вырабатывается пралингвистическая знаковая система (мимика, улыбки, жесты, восклицания), которая формируется на врожденной основе через подражание взрослому.
Общение со слышащим малышом для родителей — спонтанный процесс, связанный в основном с уходом за ребенком и играми. Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения у ребёнка с нарушенным слухом. Психическое развитие детей данного возраста происходит именно в общении и наибольшее влияние оказывает общение ребенка с матерью. Но также известно, что именно это общение в процессе обучения вызывает наибольшие трудности в паре мать-ребёнок и нуждается в постоянном сопровождении и корректировании со стороны специалистов.
Появление ребёнка с нарушенным слухом в семье оказывает существенное влияние на психическое состояние семьи, на первое место выступает шок, депрессия, затем срабатывают механизмы психологической защиты и только потом родители начинают искать способы рациональной деятельности. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, скорость обработки информации снижается. Родители сталкиваются с определёнными трудностями при общении с ребенком: упрямством, невнятной речью, трудностями в привлечении внимания ребенка.
Чтобы помочь родителям взаимодействовать с ребёнком, мы вывели следующие рекомендации:
•Ребенок с нарушенным слухом познает мир путем подражания,но обязательно с помощью взрослого человека.
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить. Когда ребёнок не в состоянии сделать что-либо сам, взрослый действует его руками, помогая малышу. Очень важно также выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку всеми членами семьи.
•В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.
Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
•Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение.
Чтобы навык закрепился, для ребёнка с нарушенным слухом необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.
•Необходимо контролировать длительность занятия.
Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5 до 10 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.
•Необходима четкая структура занятия и организация домашнего пространства.
Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. Дома всегда должно быть то, что можно услышать (музыкальные инструменты, предметы, издающие звук), и то, что можно исследовать.
•Необходима смена видов деятельности.
Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями.
•Малышам необходима положительная оценка их деятельности.
В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи.
•Наличие эмоционального контакта между мамой и ребенком.
Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. Матери необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Необходимо встать на позицию ребенка, научиться играть, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с малышом. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязни речи.
•Особенности речевого сопровождения занятия.
Отсутствие у малышей активной речи и нарушение слуха вносит свои коррективы в общение. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой – объясняет и показывает, задает вопросы. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, обязательна наглядность и при необходимости сопровождение слова элементарными жестами. К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорите простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть ваше лицо. Родитель должен быть: -доброжелателен, эмоционален, отзывчив.
И наконец. Никто не может дать универсальных советов как надо общаться и обучать ребёнка, так как каждая семья и каждый ребёнок уникальны. Но следуя нашим рекомендациям вы увидите, как меняется ваш ребёнок в лучшую сторону и вы вместе с ним. Удачи вам!
Список используемой литературы:
М.И.Лисина. Общение и речь:развитие речи у детей в общении со взрослым. - М.: Педагогика, 1985
Пелымская, Н.Д. Шматко. Если малыш не слышит. -М.: Просвещение, 1995
Воронова И.А. Соболева А.В. Психологическая поддержка родителей, имеющих детей с нарушениями слуха раннего возраста в условиях городского центра восстановительного лечения для детей со слухо-речевой патологией №1, статья из сборника «Нарушения слуха и современные технологии реабилитации», - С-Пб.:2014г.